Конспект урока для 5 класса правописание гласных в приставках

«Правописание гласных и согласных в приставках».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_glasnyh_i_soglasnyh_v_pristavkah.doc61.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Цели : дать понятие о неизменяемых и изменяемых приставках; учить обнаруживать орфограммы в приставках, проверять гласные и согласные в приставках; формировать мотивацию к познавательной деятельности.

Планируемые результаты : учащиеся научаться различать изменяемые и неизменяемые приставки; находить и проверять орфограммы в приставках; применять правила написания гласных и согласных в приставках.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Назовите слова из домашнего упражнения 432, которые в составе имеют:
  1. ∩^□: трактористы, синеватая, сарафанчике, шерстяным
  2. ¬∩□: привозим, вносишь, уходит
  3. ¬∩^□: сварщик, безлунная
  4. ∩^^□: парашютистка
  5. ∩□ : тихая
  1. Самостоятельная работа.

Морфемный анализ слова:

Радость, перевозчик, вносишь, подбежать, синеватый, пришкольный.

(дети сверяют с эталоном – запись на доске)

  1. Самоопределение к деятельности.

(Играют три команды по рядам: 1- приставка, 2 – корень, 3 суффикс)

  1. Запишите любое слово, обозначив ту часть слова, с которой работает команда.

Обозначьте в словах приставки.

Ситуация: что мы знаем о правописании данных приставок?

(Данные приставки неизменяемые)

Нам известно, что многие гласные и согласные в корнях слов можно проверить, поставив их в сильные позиции: гласные – под ударение, согласные – перед гласными или сонорными согласными.

Можно ли проверить правописание приставок? Все зависит от того, изменяемые приставки или неизменяемые. Большинство приставок, кроме приставок на –з, -с и приставок пре-, при-, пишутся одинаково независимо от их произношения, и их правописание можно проверить:

Надколоть – надорвать, надрубить;

Подпилить – подождать, поднимать; п`одпол;

Промахнуться пр`омах и т.д.

  1. Чтение теоретического материала учебника (п. 82, стр.28)

Обратим внимание на приставку с- . Перед звонким согласным слышится [з], перед глухим — [с]. Вспомним, что по законам русской фонетики последующий звук влияет на предыдущий. Это касается парных согласных по звонкости/ глухости и твердости/ мягкости. Сонорные же не меняют качества предыдущего звонкого или глухого согласного звука, поэтому проверить правописание лучше всего именно сонорным согласным.

Одинаковое написание приставок не подразумевает отмены вариантов морфемы: приставки над-, под-, с-, в-, об-, пред-, от- имеют варианты (беглые гласные): надо-, подо-, со-, во-, обо-, предо-, ото- (надорвать, подождать, сорвать, войти, обогнуть, предоставить, отогнать).

  1. Составление таблицы приставок с беглыми гласными (на доске и в тетрадях).

Рассмотрите примеры и решите, в каких случаях употребляются варианты приставок с гласной. ( Гласная на конце приставок появляется, если за ней следуют два согласных )

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Упр.433 – комментированное письмо. (выполняют по цепочке)
  1. Упр.435 – выполнение заданий (самостоятельная работа, взаимопроверка)
  1. Выполнение тренировочных упражнений.

Сделать, сгноить, спросить, здание, надписать, отдохнуть, сбить, отбить, подслушать, содействовать, перетянуть, вперед , сохранить, пожнет, согнуть.

  • Как называют явление, когда согласный звук уподобляется последующему, меняясь на звонкий? (озвончение)
  • Приведите примеры слов из словарного диктанта, где в приставке произошло озвончение. (слова с озвончением выделены жирным шрифтом)
  • В каких словах в приставке произошло оглушение? (в подчеркнутых словах)
  • Выборочный диктант
  1. Рифмограмма.

Запомни: З приставки не бывает.

Сбить, сбор, сберечь пиши с приставкой С.

З пишем в тех словах, что корень начинают:

Ни зги, здоровье, здание и здесь !

Ни зги – ничего не видно. О происхождении этого выражения и конкретно слова зга спорят до сих пор. Одни ученые считают, что оно произошло от слова стезя , то есть дорога: так темно, что и дороги не видно. Другие, что зга произошло от згра – искра, то есть на видно искры, света – зги Божьей на видно. Третьи предполагают, что зга образовалось от стега (стегать) – прут, хлыст. То есть на видно даже хлыста в руке, который нужно поднести к глазам. Четвертые утверждают, что зга – это мелкая деталь на колокольчике лошади в упряжи.

Кто из них прав, мы не рассудим, однако точно должны знать, что это слово пишут через букву З.

(По материалам Интернета и этимологических словарей)

  1. Выпишите слова с неизменяемыми приставками.

Я нашел удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок бересты на березе, остальная береста около пореза начинает свертываться в трубочку. Трубочка высыхает.

Сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.

И вот в первой же трубочке я нашел хороший орех. Я с трудом вытолкнул его. Вокруг березы не было орешника.

«Наверное, белка его туда спрятала, делая зимние свои припасы», подумал я.

(по Д. Мамину-Сибиряку)

Записать слова в два столбика:

  1. приставки, не изменяющимися на письме;
  2. без приставок.

Наслаждение, роскошный, заменить, работа, отблеск, вьюга, портфель, покрывало, подберезовик, подушка, доставить, доска, облака, обжарить, доклад, кормить, мудрость, мокрый, вымокнуть.

— Как можно проверить гласные и согласные в приставках?

(Надколоть – над о рвать, над р убить);

Упр. 436 (доп. — В какой пословице есть антонимы? К какой части речи они относятся?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание гласных и согласных в приставках.

Цель урока: Повторить основные правила правописания приставок,совершенствовать орфографические умения, развивать навыки самостоятельной работы; развивать языков.

«Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Презентация для 5 класса по теме: «Приставучая» морфема// Правописание гласных и согласных в приставках.

Кроссворд «Пробелы в тексте» к уроку русского языка в 5 классе «Правописание гласных и согласных в приставках» (HotPotatoes 6)

Кроссворд «Пробелы» составлен по тексту М. М. Пришвина «Дятел» с использованием программы HotPotatoes 6.

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс

Правописание гласных и согласных в приставках 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание гласных и согласных в приставках»

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова.

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Правописание гласных и согласных в приставках.

Буквы з и с на конце приставок

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Типы приставок в русском языке.

2. Правописание приставок, зависящих от глухости/звонкости.

Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и дополняющая или изменяющая смысл слова.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. URL: http://gramota.ru/slovari/ (Дата обращения 23.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Приставки русского языка можно разделить на три группы, в зависимости от правил их правописания:

1. Приставки, которые всегда пишутся одинаково.

2. Приставки пре и при, правописание которых зависит от значения.

3. Приставки, которые заканчиваются на з/с, чьё правописание зависит от последующей согласной.

Большая часть приставок русского языка пишется всегда одинаково, и их следует просто запомнить. Например, приставка об- всегда пишется с о и заканчивается на б (даже если слышится [п]): обмануть, обкусать. Или приставка про-. В этой приставке всегда гласная о, под ударением и без: провалить, прорванный.

Но есть приставки, правописание которых зависит от того, какая согласная будет после. Посмотрите на эту пару: разгадать – раскусить. В приставке раз/рас согласная меняется, догадаетесь, в зависимости от чего? Если после приставки будет звонкий согласный, то мы выберем приставку со звонким з на конце. А если после приставки согласный глухой, то и приставка будет заканчиваться на глухой с.

Это правило – редкий случай для русского языка, когда правописание можно и нужно проверять произношением! То есть, если вы слышите в приставке [з], то и на письме будет буква з, и наоборот.

Это правило распространяется на следующие приставки:

Запомните! Это не пары приставок, а семь приставок с двумя вариантами согласных на конце.

Итак, если перед вами слово с приставкой, которая заканчивается на з/с, и вы сомневаетесь в её правописании:

1. Убедитесь, что это приставка, а не часть корня.

Низвергать – есть слова повергать, отвергать, значит низ – это приставка.

Низкорослый – низок, низенький, значит низ – это не приставка, а корень.

2. Произнесите это слово. Помните о правиле «как слышится, так и пишется» для последней согласной приставки.

Вскочить – слышим глухой [с] в приставке, пишем с.

3. Если сомневаетесь – посмотрите на первую букву после приставки. Она определит окончание приставки.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите слова, в которых есть приставки.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем. Для того чтобы определить, является ли часть слова приставкой, можно попробовать подобрать другие приставки. Слово забрать имеет однокоренные слова выбрать, набрать, значит за- – это приставка. У слова закатился однокоренные слова выкатился, покатился, а у слова заморозки – приморозить, сморозить. В то время как у слов задор и завтра за- является частью корня.

Единичный / множественный выбор

Выберите слова, правописание приставки в которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной.

Для выполнения задания необходимо применить алгоритм:

Приставки, зависящие от глухости/звонкости – это:

из/ис, без/бес, раз/рас, воз/вос, вз/вс, низ/нис, чрез/черес.

Найдём эти приставки в предложенных словах. Приставки до- и под- (дорвать и подбежать) всегда пишутся одинаково, а приставка при- (принести) зависит от значения.

Урок «Правописание гласных и согласных в приставках» в 5 классе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Садовская средняя общеобразовательная школа

Урок по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках»

Учитель: Помогаева Надежда Николаевна

· обучающие: формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок, графическое обозначение их на письме

· развивающие: развитие самостоятельности получения знания; развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения, развитие познавательных и творческих способностей.

· воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родной природе

Тип: урок изучения нового материала

I. Организационный момент (1 мин)

НУ, проверьте-ка, друзья, На доске

ВСЁ ль на месте, Орешек знанья твёрд, но всё же

Всё ль в порядке – Мы не привыкли отступать.

Ручки, книжки и тетрадки? Нам расколоть его поможет

Все ли правильно сидят? Желание учиться лишь на «5».

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить,

Только лишь отметку “5”.

Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем

Запись числа, классная работа

II. Актуализация опорных знаний: (2 мин)

— Какой раздел русского языка мы с вами сейчас изучаем? (морфемика)

— Почему она так называется?

— Какие морфемы вы знаете? Назовите их. Сегодня мы продолжаем работать над морфемами. А какая морфема нас интересует, вы сейчас отгадаете?

3. Мотивация. Проведём первое наблюдение. (4 мин)

— Давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы сидите

перед телевизором. Представили. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?

— А если я скажу: «Пере!»?

— Переключим на другую программу.

— А если я скажу: «Вы»?

— Значит, надо выключить!

— Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на

некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?

— Пододвинемся друг к другу со стульями.

— А если я скажу: «Ото»?

— Угадали, о какой части слова (морфеме) мы будем говорить?

Какой вывод можно сделать из этой игры?

Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл. Вот как об этом сказал К.И Чуковский:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

2. Введение темы урока.

А всё ли мы знаем о приставке?

На доске (с обратной стороны)

— Приставка – значимая часть слова

— Образует новые слова

— Стоит перед корнем

Дайте определение приставки

Но этих знаний недостаточно, чтобы хорошо ориентироваться в словах с приставками.

Какое же знание мы должны открыть? Для этого

2. Проведём второе наблюдение. (3 мин) карточки № 1 Работа в парах

Прочитайте, выделите приставки, сделайте вывод, можно ли ошибиться в написании этих приставок. Почему? На что оканчивается первая группа приставок? Вторая? Работаем в парах. (Отчего зависит написание приставок?)

добежать 2. предложить

Формулирование темы урока.

Какова же будет тема нашего урока? Сегодня у нас урок открытия нового знания. (2 мин) Запись темы урока.

(Правописание согласных и гласных в приставках. Неизменяемые приставки).

— Давайте поставим цель урока (узнать, как пишутся приставки)

III. Целеполагание (1 мин)

Итак, цель нашего урока – выяснить, что нужно знать, чтобы правильно писать приставки.

IV. Изучение нового материала (8 мин)

— Ребята, как вы думаете, много ли в русском языке приставок? Сколько же их?

Cлайд № 2 (все приставки)

Здесь 49 приставок и их вариантов. Есть ли в этом списке такие приставки, которых вы никогда не слышали и не видели? Скорее всего, нет. Просто вы не смогли вспомнить всех своих знакомцев.

паводок, пагубный, пасынок

прабабушка, прадедушка, правнук, правнучка

Теперь приступим к раскрытию секрета правописания приставок .

Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

Слайд 4 (три группы приставок)

Мы остановимся на первой группе приставок

Проведём третье наблюдение, исследуем слова на карточках № 2 (5 мин) Индивидуальное задание

Распределите слова в три группы: 1. слова с приставкой на гласную, 2. слова с приставкой на согласную, 3. с приставкой С. Запишите в тетрадь и выделите в словах приставки

Сжечь, сшить, обливаться, наслаждение, забежать, отблеск, подписчик, прокатился, предсказатель, сбросить.

Прочитайте слова, укажите приставки .

— Произнесите ещё раз слова с приставками. Что вы наблюдаете в произношении и что можете сказать о правописании? Оно различно.

1. В этих приставках гласные и согласные пишутся всегда одинаково,

независимо от произношения.

2. Особого внимания требуют слова с приставкой с.

Эта приставка неизменяемая, но часто воспроизводится с ошибками.

Упражнение 1 Слайд 5 (4 мин)

– Вашему вниманию представлены слова в транскрипции. Ваша задача расшифровать фонетическую запись, соблюдая законы орфографии.

Сбрить, здание, здоровье, сдать, здесь.

– Почему произносим одинаково, а пишем по-разному. Почему несоответствие транскрипции и написания? (происходит озвончение)

– Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

Как вы думаете, почему так происходит? (Под влиянием произношения.

Приставка уподобляется соседнему звуку. Как называется такой процесс, когда на месте звонкой буквы слышится глухой звук? И наоборот?)

Вывод: Приставки З не бывает.

Слайд № 6. Физкультминутка (1 мин)

Прежде чем выполнить физические упражнения, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки. Вставляем и одновременно выполняем действия.

Милым детям нужно _стать,

Руки медленно _нять.

Пальцы _жать, потом _жать,

Так секунду _стоять.

Руки плавно _пустить. Сесть, приставки повторить

Где мы можем узнать о правописании гласных и согласных в приставках?

В вашем учебнике дан этот материал в параграфе 82

Прочитайте материал параграфа в заливке. На полях приставки. Лучше их выучить наизусть.

2. Работа с учебником. (1 мин)

Вывод: приставки первой группы — это неизменяемые приставки, они пишутся всегда одинаково, независимо от произношения

Слайд 7 (правило)

Мы с вами разгадали тайну приставок?

Расскажите друг другу правило

Слайд 8 Таблица. Как подпишем первую колонку приставок?

V. Проверка усвоения знаний (4 мин) Давайте потренируемся

Упражнение 434 на доске по очереди по рядам «Кто больше?» (2 минуты)

Какой ряд больше напишет слов с приставками.

Работа в парах (4 мин) По рядам

У вас на столах лежат конверты со словами, соберите из этих слов

Пословицы. Запишите в тетрадь, выделите в словах приставки.

Весной часом отстанешь, днём не догонишь. – 1 ряд

Весной пролежишь, так зимой с сумой побежишь. – 2 ряд

Потрудись весной – сытым будешь зимой. – 3 ряд

— Проверьте, правильно ли вы записали пословицы и расставили знаки

— Назовите слова с приставками и приставки в этих словах.

VI.Закрепление нового материала

Комплексный анализ текста. ( 10 мин), списать, в глаголах выделить приставки, сделать вывод

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — писатель (прозаик,

публицист) , много путешествовал, собирал фольклор. В 1906 году впервые

был опубликован его рассказ — «Сашок». Затем вышли его книги с очерками:

«В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен

града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание

Хорошо смотреть на тот прозрачный лед, где мороз не наделал цветов и

не закрыл ими воду. Видно, как ручей под этим тончайшим льдом гонит

огромное стадо пузырей и выгоняет их из-подо льда на открытую воду, и

мчит их с большой быстротой, как будто они где-то ему очень нужны, и надо

успеть их всех согнать в одно место.

— Ребята, а вам приходилось наблюдать такую картину? Пришвин мог

тонко подметить необычное в природе.

— Какова основная мысль текста?

— Определите стиль текста.

— О каком изобразительно-выразительном средстве идёт речь?

Мороз не наделал цветов, стадо пузырей — (метафора)

— Укажите глаголы, которые в своём составе имеют приставку.

Слайд № 11 самопроверка

VII. Подведение итогов. Оценивание (1 мин)

1. С какими приставками вы сегодня познакомились на уроке? (смотри тему)

2. Какое правило для них характерно ? (Приставки пишутся всегда одинаково).

VIII Домашнее задание: (по выбору) (1 мин)

1. Придумать сказку о приставках. Сюжет и название придумайте сами.

IX. Рефлексия: (4 мин)

– Почему традиционные неизменяемые приставки так называются? (ответ)

– Давайте проверим насколько хорошо вы усвоили материал урока и проведем небольшую проверочною работу. Я буду диктовать вам слова, ваша задача записать только приставки. Если в диктуемом слове нет приставки – ставьте прочерк.

Слова для диктанта: Подпилить, влить, оборвать, здание, надписать, собрать, сдать, здесь.

– Обменяйтесь листочками и проверьте правильность выполнения по образцу на доске, поставьте себе отметки (нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4)

– У кого нет ошибок? Одна две? Посмотрите, какие вы молодцы, большинство выполнили работу на отлично. Урока время истекло. Я вам ребята благодарна. Вы справились с приставками легко И поработали ударно.

Спасибо за работу. Урок окончен. Можете быть свободны.

Найдите ошибки, объясните

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Цели:

обучающие: формирование орфографического навыка правописания приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировка умения образовывать новые слова с помощью приставок, графическое обозначение их на письме

развивающие: развитие самостоятельности получения знания; развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения, развитие познавательных и творческих способностей.

воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку, родной природе

Тип: урок изучения нового материала

  • Помогаева Надежда НиколаевнаНаписать 6662 15.03.2019

Номер материала: ДБ-500419

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    15.03.2019 132
    14.03.2019 1111
    14.03.2019 93
    14.03.2019 1420
    14.03.2019 528
    14.03.2019 84
    14.03.2019 122
    14.03.2019 252

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7682/conspect/

http://infourok.ru/urok-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-pristavkah-v-klasse-3645621.html