Конспект урока для коррекционной школы правописание звонких и глухих согласных

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида. Тема — правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Урок закрепления полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_prav._zv_i_gl_sogl_5_kl.doc710.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Каргапольская школа – интернат VIII вида»

Методическая разработка урока русского языка

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова»

Выполнил: Амамбаева Д.А.

учитель русского языка и чтения,

вторая квалификационная категория

р.п. Каргаполье, 2015 г.

Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Цель: уточнить знания учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.

  1. Образовательная – закрепление знаний учащихся о правописании звонких и глухих согласных в корне слова.
  2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, орфографической зоркости, мышление посредством выполнения упражнений.
  3. Воспитательная – воспитание положительной мотивации к учению.

Оборудование: учебники, раздаточный материал «Правописание звонких и глухих согласных в корне слова», шифр букв, плакат «Звонкие и глухие согласные», картинки.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Проверяем всё на парте –

И тихонько приседаем.

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, как вы выполнили домашнее задание? Что вам нужно было сделать?

Опрос нескольких учащихся.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Послушайте небольшую сказку. Однажды поссорились буквы гласные и согласные – и разошлись по разным сторонам. Собрались согласные буквы в кучу, хотели поговорить и не смогли. Скучно им стало и вдруг… Услышали они, что кто-то плачет…

Прислушались: «Е-е-е! И-и-и! У-у-у!» – это ревели гласные. И согласные крикнули им (точнее, хотели закричать, но получилось лишь непонятное бормотание): « В, м, с!»

И услыхали они веселое, но невнятное: «У-я-а!»

И тогда решили буквы, что им надо заключить мир и жить в словах в согласии вместе.

— А теперь попробуйте расшифровать тему нашего урока (работа учащихся с шифром).

— Назовите все звонкие и глухие согласные (работа с плакатом «Звонкие и глухие согласные»).

4. Минутка чистописания.

— Открываем тетради, выполняем работу над ошибками.

— Отступаем две чистых строки, пишем число, классная работа, тема урока.

— А сейчас пропишем и выполним синтаксический разбор предложения:

Дети расположились на отдых под могучим дубом (прост., распр., повест.)

— Выписать слово «дуб» , выделить корень, подчеркнуть последнюю согласную в корне слова.

— Четко ли мы слышим последнюю согласную?

— Что нужно сделать, чтобы проверить сомнительную согласную? (подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная).

5. Закрепление полученных знаний.

На доске записана таблица.

— Вам нужно заполнить таблицу, подобрав проверочные слова.

Конспект урока русского языка по программе школы 8 вида. Обобщение изученного по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

Наталья Белоусова
Конспект урока русского языка по программе школы 8 вида. Обобщение изученного по теме «Парные звонкие и глухие согласные»

«Обобщение изученного по теме

«Парные звонкие и глухие согласные«»

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок – игра

Цели урока:

• формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные;

• упражнять в умении писать слова с парными звонкими и глухими согласными;

• развивать фонематическое восприятие на основе специальных упражнений на выделение заданных звуков и соотнесение их с буквами;

• воспитывать любовь к природе, повышать мотивацию к урокам русского языка.

Создать условия для коррекции:

• логического мышления, через операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

• внимания, через использование специальных упражнений;

• устной речи, путём построения полных ответов на вопросы.

• учебник «Русский язык» 3 класс автор В. В. Воронкова

• конверты с заданиями

Ход УРОКА

I. Организационный момент

–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать, тогда у нас все получится.

Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

Слепили зимой во дворе ребятишки,

Не горку слепили, не мишку.

Слепили из снега зимою парнишку.

Не нос, а морковка, не шляпа — ведро. (Снеговик)

-Он пришел с волшебным сундучком. В сундучке — задания. Для тех, кто будет стараться на уроке, Снеговик приготовил сюрприз. Запишите в тетрадях число и классная работа.

II. Сообщение темы и целей урока

-Скажем Снеговику какие темы мы недавно с вами изучили, о чем говорили на прошлых уроках. (О парных звонких и глухих согласных, о правописании разделительного мягкого знака, о гласных после шипящих).

Сегодня на уроке мы повторим изученное. Будем писать слова и предложения с этими орфограммами. Снеговик уже знает тему нашего урока и приготовил задания. «Человечек» он зимний, и задания у него зимние.

III. Минутка чистописания

-Снеговик хочет посмотреть, как вы умеете красиво и правильно писать буквы.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все. (АЛФАВИТ)

Сейчас проверим ваше знание алфавита.

Запишите через запятую по порядку буквы:

1-я – буква стоит после буквы Ф,

2-я – впереди буквы П,

3-я – перед буквой С, (ХОРОШО)

4-я – между буквами Н и П,

5-я – впереди буквы Щ,

6-я – после буквы Н

– Соедините буквы вместе на следующей строке.

IV. Работа по теме урока

Задание 1: Повторение понятий «Звонкий-глухой».

Открываем 1-ый конверт.Задание: «Собери буквы в пары»

Задание 2: «Загадки Снеговика»

Отгадки пишем на доске и в тетрадях, вначале записываем проверочное слово, подчеркиваем звонкие и глухие согласные. Чтобы грамотно написать слова в тетрадь, вспомните правило о написании парных согласных на конце слова. (Чтобы проверить парный согласный на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук).

Какой это мастер,

На стекла нанес,

И листья, и травы,

И заросли звезд. (МОРОЗ)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост — как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (ЛЁД)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (МЕДВЕДЬ)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

В шубу белую одел. (СНЕГ)

Палочка волшебная есть у меня, друзья.

Палочкою этой могу построить я:

Башню, дом и самолет,

И огромный пароход! (КАРАНДАШ)

Задание 3: Развитие речи и воображения учащихся.

Снеговик, оказывается, отличный музыкант. Он принес музыкальный фрагмент, который мы сейчас прослушаем. «Зима в природе»

— Как вы думаете, какое это время года? Почему?

— А сейчас какое время года? Назовите зимние месяцы.

— Можно сказать, что зима-красавица?

— Какого цвета больше зимой? (Белого. Белый цвет- цвет чистоты. Воздух зимой чистый, холодный, свежий. Земля, деревья, дома укрылись пушистым снегом. Снег блестит, как серебро.)

V. Физкультминутка +гимнастика для глаз:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкульт-привет.

Упражнения для глаз

Будем делать мы сейчас.

Смотрим вверх и смотрим вниз,

Смотрим вдаль и смотрим вблизь,

И десяток раз моргнем

И зажмуримся потом.

Если глазки устают –

Продолжение работы по теме урока:

Задание 4. Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного мягкого знака.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова?

— Для чего нужен мягкий знак в словах?

Задание в тетради: тетрадочку делим на две колонки.

В левый столбик записываем слова с мягким знаком — показателем мягкости, а в правой, слова с разделительным мягким знаком.

Вьюга, хлопья, печенье, братья, жилье, резьба, пальто, апельсин, скользко, окуньки, тетрадь, учитель.

Задание 5 — Достаем следующий конверт «Пропала буква».Задание: вставить нужную букву, списать.

Мыш, ч…йка, щ…ка, нож, пищ, ч…до.

VI. Домашнее задание.

В следующем конверте домашнее задание Снеговика: подготовиться к словарному диктанту, повторить словарные слова.

VII. Итог урока.

– Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итог.

— Что вам понравилось на уроке?

— Все ли на уроке было понятно?

— В чем испытывали затруднения?

Сейчас каждый оценит свою работу:

На парте лежат снежинки 3-х цветов. Серебристая – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно»; голубая – «На уроке мне почти всё было понятно, не всё получалось сразу, но я старался»; фиолетовая – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Выберите снежинку и подарим ее снеговику.

Давайте посмотрим, остались ли конверты у Снеговика. Остался последний. Что же в нем?

Урок русского языка на тему «Звонкие и глухие согласные». Коррекционная школа 8 вида.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ Тема урока.docx

Тема урока: Звонкие и глухие согласные.

Цель : учить находить способы проверки написания парных согласных на конце и в середине слова;

Развивать мыслительные операции, устную и письменную речь.

Воспитание мотивации к учению.

Оргмомент. Психологический настрой.

Ребята, я рада вас видеть. Скажите, вы любите преодолевать трудности?

Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями, со всеми заданиями на нашем уроке?

Звучит песня «От улыбки».

Ребята, преодолевать трудности легче, если человек делает всё с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

У вас на партах лежат карточки. Выберите ту, которая соответствует вашему настроению.

Давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Улыбка – знак доброжелательности, маленький шаг к успеху, поделитесь друг с другом улыбкой и частичкой своего тепла через рукопожатие. Возьмите друг друга за руки.

Послушаем музыку, чтобы настроение у всех приподнялось и с хорошим настроением начнём урок.

Ребята, сегодня мы с вами работаем в парах и в одной большой группе.

Правила работы в парах, в группе.

Быть внимательными друг к другу, вежливыми.

Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать другим парам.

Не стесняться просить о помощи.

Пословица «Знания собираются по капле».

Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

Знания человек получает не все сразу, а постепенно, в течение всей жизни.

Мы с вами работаем над большой темой «Состав слова».

Что мы узнали, чему научились, изучая эту большую тему?

Познакомились с новыми для вас понятиями:

Приставка, суффикс, окончание, научились разбирать слова по составу.

Сегодня на уроке вы узнаете ещё что – то новое, добавите ещё одну каплю в копилку ваших знаний.

— А какова тема нашего сегодняшнего урока, я надеюсь, вы скажете мне, когда мы выполним задание.

Повторение. Постановка темы, целей урока.

Скажите сколько букв в русском алфавите?

Сколько гласных звуков, сколько согласных?

Какие две буквы звуков не обозначают?

Из 21 согласных, 12 согласных образуют пары. Они похожи при произношении. Поэтому на письме мы часто их путаем и делаем ошибки.

Давайте объединим их в пары. На доске парные согласные вразброс. Среди них одна гласная. Назовём лишнюю букву.

Произнесём. Как произносятся верхние согласные, нижние? (громко, глухо).

Назовите тему нашего урока. Слайд .

Ребята, а как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Цели урока. Слайд.

Давайте ещё раз посмотрим на пары звонких и глухих согласных.

Повторим правило вслух хором.

Проверка домашнего задания.

Задание на карточках.

1. Ребята, существует несколько способов проверки правописания звонких и глухих согласных.

Называем предмет ласково или маленький предмет.

Не соглашаемся, говорим «нет».

1.Сейчас мы с вами попробуем применить эти способы.

1 пара называет много предметов.

Глаз – глаза, гриб – грибы, лошадь – лошади, голубь – голуби.

2 пара называет маленький предмет или говорит ласково об этом предмете.

Дуб – дубок, ёж – ёжик, лист – листик, зонт – зонтик.

3 пара не соглашается, говорит «нет».

Сугроб – нет сугроба, хлеб – нет хлеба, друг – нет друга, лес — нет леса.

2. Назвать предмет правильно, подобрать проверочное слово. Слайды.

Слабый называет предмет, сильный проверочное слово.

Записать по два слова по памяти. Слабому — карточка.

2.Рассказ с ошибками.

Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки. В огородах на грятках пусто.

После физминутки сядет тот, кто назовёт проверочное слово.

Мороз, дуб, обед, остров, индюк, крот.

По классу развешаны парные согласные. Детям даётся одна согласная. Они должны встать к парной согласной и сказать, где звонкая, а где глухая. Работают в паре. Затем вторая пара.

5.Работа с учебником.

1 пара — Настя, Яна – под цифрой 1.

2 пара Дима У. Паша – под цифрой 2.

3 пара Саша, Дима И. – под цифрой – 3.

Сильные выполняют самостоятельно.

Утю (к,г), жира(в,ф), медве(дь,ть),сне(к,г), каранда(ш,ж).

Слабым – карточка. Сильные проверяют у слабых.

7.Самостоятельная работа по карточкам.

Слабым – коррекционное задание. Сильные проверяют. Я проверяю карточки.

Найти все пары звонких и глухих согласных и обвести их Яна б – п — кружочком.

Дима д — т квадратиком.

Паша з – с – треугольником.

Сколько в русском алфавите букв?

Сколько гласных, согласных?

Назовём парные согласные.

Тест. Коррекционное задание. Слайды.

В каком ряду расположились только согласные звуки?

В каком ряду расположились только звонкие согласные?

В каком ряду расположились только глухие согласные?

В каком ряду допущена ошибка?

Ребята, оцените себя. Кто работал на уроке без ошибок и всё понял – самый весёлый смайлик .

Кто допускал ошибки, но исправлял их – тоже весёлый смайлик.

Те ребята, кому ещё нужно объяснить дополнительно — задумчивый смайлик.

Выбранный для просмотра документ урок.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка Prezentacii.com

Правила работы в парах Работать дружно. Быть внимательными друг к другу, вежливыми. Не стесняться просить о помощи. Оказывать помощь.

Знания собираются по капле

Звонкие и глухие согласные

Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С

Проверь себя Труд –труды. Народ – народы. Камыш – камыши. Мороз –морозы. Кот – коты. Мост – мосты. Поднос – подносы.

Парные согласные на письме опасные. Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.

Пятнадцатое октября Классная работа

Способы проверки 1. Один – много. Дуб — дубы 2.Называем ласково или маленький предмет. Дуб — дубок 3. Не соглашаемся, говорим «нет». Дуб – нет дуба

Рассказ с ошибками Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки. В огородах на грятках пусто.

Изменился наш сад. С берёзки опали последние листья. Под дубками прячутся грибки. В огородах на грядках пусто.

Работа с учебником Упражнение 113 стр.71 1 пара – 1. 2 пар – 2 3 пара -3

Буквы спорят Утю … (к, г) Жира … (ф, в) Медве … (ть, дь) Сне…(к, г) Карашда…(ж,ш)

Тест В каком ряду расположились только согласные звуки? 1.Б П Д О 2. С Ж П З 3. Д А И Г

В КАКОМ РЯДУ РАСПОЛОЖИЛИСЬ ТОЛЬКО ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ? 1. Б Д Ш З 2. П С Ш К 3. Д З П Т

В КАКОМ РЯДУ РАСПОЛОЖИЛИСЬ ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ? Б П Д З В З Д Ж Д Ж Ш С

В КАКОМ РЯДУ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 1. МОРЖ, ХЛЕБ, ЗУП. 2.ЖИРАФ,КЛУБ, ЁЖ 3. УЖ , ЁРШ, УТЮГ.

Задание на дом Карточки

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

  • Малькова Елена ГеннадьевнаНаписать 4267 22.10.2015

Номер материала: ДВ-086232

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    22.10.2015 402
    22.10.2015 2502
    22.10.2015 754
    22.10.2015 16008
    22.10.2015 697
    22.10.2015 703
    22.10.2015 809

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-ruskogo-jazyka-tema-obobschenie-izuchenogo-po-teme-parnye-zvonkie-i-gluhie-soglasnye-programa-8-vida.html

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-zvonkie-i-gluhie-soglasnie-korrekcionnaya-shkola-vida-512757.html