Конспект урока фгос правописание безударных в окончаниях существительных

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Конспект урока русского языка УМК «Школа России» «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Тема:

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

УМК « Школа России»

Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» УМК Школа России ФГОС — М.: Просвещение, 2013 г.

Данный урок соответствует тематическому планированию рабочей программы по предмету «Русский язык». Программный материал изучения «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» рассчитан на 7 часов.

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей. Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся 18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»; упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;

Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.

Цель: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка УМК «Школа России» «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»»

Сикерина Светлана Владимировна

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

УМК « Школа России»

Учебник: Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» УМК Школа России ФГОС — М.: Просвещение, 2013 г.

Данный урок соответствует тематическому планированию рабочей программы по предмету «Русский язык». Программный материал изучения «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» рассчитан на 7 часов.

Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.
Результаты педагогической и психологической диагностики учащихся 4 Б класса показывают, что из 26 учащихся 18 человек с высокой мотивацией учебной деятельности. В классе есть ребята (4 ученика) с неустойчивым, рассеянным вниманием, с недостаточным сформированным восприятием, недостаточно сформированным уровнем мышления, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Вид урока: урок-исследование.

Дидактическая цель урока для детей: научиться, используя алгоритм, писать безударные окончания имен существительных.

Дидактическая цель для учителя: создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»; упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;

Деятельностная цель: формировать способность учащихся к новому способу действия.

Цель: на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударного гласного в окончаниях имен существительных», упражнять в применении алгоритма (правописания гласной в безударных окончаниях имен существительных).

– создать условия для уточнения детьми понятия «безударные падежные окончания имен существительных»;

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных проговаривая алгоритм;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Тип урока: изучение нового, проблемное изучение нового материала

Формируемые универсальные учебные действия:

Общеучебные универсальные действия

осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические учебные действия

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

умение осуществлять синтез как составление целого из частей;

умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

умение устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка и решение проблем

Самостоятельное создание способов решения проблем

понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

уметь контролировать действия партнера;

уметь использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

принимать и сохранять учебную задачу,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

различать способ и результат действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме

развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

формирования мотивов достижения и социального признания.

формирования границ собственного знания и «незнания»

Применяемые педагогические технологии: технология деятельностного подхода, информационно — коммуникационная, технология развивающего обучения, уровневой дифференциации.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, дифференцированная

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этапы урока. цель

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

— Ребята, сегодня мы начнём урок со слов педагога Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

— Вижу, что все настроились на плодотворную работу.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

понимать возможность различных позиций других детей.

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: готовность и осознание потребности к усвоению учебного материала

Какую часть речи мы изучаем?

Назовите постоянные признаки существительного?

Назовите нарицательное существительное?

Назовите имя собственное?

Определите склонение слова огонь?

Определите род сущ кино?

Назовите род сущ друзья?

Назовите непостоянные признаки сущ-ного?

Подберите форму ед. числа к слову брюки?

— Открыли тетради и записали число, классная работа.

Отвечают на вопросы и садятся за парты

Руки? На месте. Ноги? На месте.- Локти? У края. Спина? Прямая.

-формулирование собственного мнения и позиции.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

-осуществление сравнения и классификации по заданным критериям;

-построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Конспект урока по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имён существительных»

Конспект урока русского языка по теме

«Правописание безударных падежных окончаний

выведение алгоритма правописания безударных падежных окончаний имён существительных;

— развитие умений писать слова с орфограммой — буквой безударного гласного в окончании существительного;

— графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

развивать умение самостоятельно ставить новые учебные задачи;

развивать умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;

развивать умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

развивать умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

развивать умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

развивать умение устанавливать аналогии;

развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

развивать умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения;

владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

развивать умение определить общую цель и пути ее достижения;

развивать умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

развивать умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности;

развивать умение адекватно оценивать поведение окружающих в ходе решения совместной учебной задачи;

развивать умение адекватно оценивать собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм;

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую или иную тему.

Технологии обучения: проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология.

Основные понятия: существительное, падежное окончание, орфограмма, безударный гласный.

учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012;

ПК учителя, интерактивная доска, презентация к уроку, выполненная в программе PowerPoint;

Учебные нетбуки для работы в парах в программе « WORD »

карточки с заданиями.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу .

— Ребята, сейчас на нашем уроке русского языка:
— Я желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу.
— Я желаю, чтобы всегда решали возникающие у вас проблемы вместе.
— Чтобы вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке.
— А главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке.

Давайте подготовимся к работе на уроке.
— Какую часть речи мы изучали на протяжении последних уроков?

Игра «Бегущая минутка»
— У нас на уроке каждая минутка на счету. Сейчас вы все должны сосредоточиться и как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов по этой части речи.

Часть речи, обозначающая предмет (имя существительное)

Слова жен. и муж. рода с окончанием –а. –я относятся…(к 1 скл.)

К 3 склонению относятся имена существительные…(жен. рода с нулевым окончанием)

Ко 2 склонению относятся…(муж. рода с нулевым окончанием и ср. рода с окончанием –о, -е)

Имена существительные изменяются по…(числам и по падежам)

Сколько падежей в русском языке? (шесть)

Без какой части не может существовать слово? (без корня)

Верно ли высказывание: «написание безударной гласной в окончании имени существительного – это орфограмма» (верно)

— Молодцы! Прислушайтесь. На что похожа эта мелодия? (На зиму) Вы правы — эта музыка из цикла «Времена года: Зима. Январь». И её сочинил Пётр Ильич Чайковский.

3. Подготовительный этап:

Также, на уроке мне хотелось бы показать вам несколько репродукций картин известных русских художников. Внимательно посмотрите и скажите, какая пора года изображена на них? (Зима) (Слайды)

А вы любите зиму? Какой же человек, родившийся в России, не любит снежные русские зимы. Зима – источник вдохновения не только для художников, но и для поэтов, композиторов. Про это время года собрано множество пословиц, поговорок, примет.

4. Языковая разминка

Прочитайте народные пословицы и поговорки о зимних месяцах.

( Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Январю большие морозы, ну а февралю – метели.) Объясните смысл.

Найдите и назовите только имена существительные с орфограммой “Правописание безударного гласного в корне слова, не проверяемого ударением”.

Откройте тетрадочки, запишите число, классную работу и запишите слова, с орфограммой безударного гласного в корне, не проверяемого ударением. В каждом слове поставьте ударение, подчеркните буквы-орфограммы

5. Постановка учебной проблемы

Прочитайте пословицу, как вы ее понимаете? ( П. грал бы на баян. да . бморозил пальцы в бан. )

Как вы думаете, что можно сделать в этом задании?

Хорошо, спишите, вставив пропущенные буквы, и обозначьте орфограммы.

Проверим, как выполнено задание на доске и на экране. ( Слова “в бане”, “на баяне” написаны по-разному, с буквой е или и в окончании)

Задание было одно? (Одно)

А как его выполнили? (Ответы детей)

Что мы уже знаем? (Знаем, как проверить безударный гласный в корне слова, в приставке)

Как можно проверить безударный гласный в корне слова или приставке?

Чего еще не знаем? (Не знаем, как проверять безударный гласный в падежном окончании имени существительного)

Вы уже умеете писать безударные гласные в корне слова и приставках. Пришло время научиться писать и безударные гласные в окончаниях.

6. Формулирование проблемы (темы и целей урока), планирование деятельности

Какой же возникает вопрос? (Как проверить безударный гласный в падежном окончании имени существительного?)

Сравните свою формулировку с авторской формулировкой на странице 19 учебника. (Все верно)

Какова сегодня тема урока? (Правописание безударных падежных окончаний имен существительных)

Что предстоит выяснить? (Что надо делать, чтобы определить, какую букву писать в безударной позиции в окончании имени существительного)

Какова же будет цель нашего урока? ( Вывести общее правило (алгоритм) правописания безударных падежных окончаний имен существительных)

Чему будем учиться? ( Будем учиться грамотно писать слова с новой орфограммой)

7. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила

На экране вы видите столбики слов, они помогут нам открыть новое правило.

Какие у вас есть гипотезы? (Предлагают свои версии фронтально)

Предлагаю вам провести наблюдение и самостоятельно вывести общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных по рядам. У каждого своя карточка с заданием, работаете в парах.

Возьмите карточку со столбиками слов. Прочитайте задание. Просклоняйте имена существительные, поставьте ударение. Сравните окончания в каждом падеже. Сделайте вывод. (Выполняют задание в парах)

Заслушаем первую группу.

Какие были существительные? (Существительные первого склонения поговорка, луна, земля)

Что нужно было сделать? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания)

Что вы заметили? (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые)

Как мы действуем, если безударный гласный находится в корне слова? (Проверяем ударением, подбираем проверочное слово)

Какие у вас появились гипотезы, предположения о том, как можно проверить безударный гласный в окончании? (По ударным падежным окончаниям 1-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 1-го склонения)

Какие слова могут стать словами-помощниками? (Луна, земля)

Почему эти слова могут стать для вас словами-помощниками? (У них ударные окончания)

Сделайте вывод о правописании окончаний существительных 1-го склонения. (Формулируют вывод)

Заслушаем вторую группу.

Какие у вас были слова? (Существительные 2-го склонения поле, конь, окно)

Какое было задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания)

Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 2-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 2-го склонения)

Какие слова могут стать словами-помощниками? Почему? (Конь, окно. Ударные окончания.)

Заслушаем третью группу. Какие у вас были слова? (Существительные 3-го склонения радость, печь, степь)

Какое задание? (Просклонять имена существительные, поставить ударение, сравнить окончания)

Что вы заметили? Ваш вывод. (Окончания в ударном и безударном положении одинаковые. По ударным падежным окончаниям 3-го склонения можно проверить безударное окончание имен существительных 3-го склонения)

Какие слова могут стать словами-помощниками? Почему? (Печь, степь, потому что ударные падежные окончания)

К какому общему выводу пришли? (Ударные и безударные окончания имен существительных в одном и том же склонении и падеже пишутся одинаково)

Сформулируйте общее правило правописания безударных падежных окончаний существительных. (Безударные гласные в окончаниях имен существительных нужно проверять ударными в том же склонении)

Проверим правило по учебнику, страница 20. (Все верно)

Есть ли еще предположения?

Можно ли запомнить падежные окончания имен существительных? (Да, можно)

Рассмотрите таблицу окончаний. Большими жирными буквами в таблице выделены окончания, на которые нужно обратить особое внимание. В остальных окончаниях ошибки встречаются гораздо реже. Первые несколько упражнений вы будете выполнять, постоянно заглядывая в табличку, а потом надобность в этом отпадет. Самые коварные падежи – родительный, дательный и предложный.

Как легче запомнить окончания в этих падежах? (Во 2 склонении может быть только окончание Е. В 3 склонении может быть только окончание И. В Р.п. может быть только окончание И)

Попробуйте самостоятельно определить, как нужно действовать, чтобы безударное окончание существительного проверить ударным в том же склонении. Восстановите алгоритм. Если задание для вас трудное, используйте слова для справок. (Обсуждают в парах, выполняют задание на карточке)

Расскажите по схеме, как нужно действовать, чтобы правильно написать окончание существительного.

Зная новое правило, вернемся к началу урока и исправим ошибки на доске. Но прежде попробуем применить этот алгоритм и вставить нужное окончание.

Какую же гласную нужно вписать на месте безударного окончания в словах “на баяне”, “в бане”?

Как графически обозначается орфограмма?

На экране вы видите существительные с предлогами с ударными и безударными окончаниями. Сначала выходят мальчики и, если услышите слово с ударным окончанием – приседаете, если с безударным окончанием – подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши над головой.

у дорог_
в салон_
на капот_

Теперь выходят девочки. У вас задание такое же, но если ударное окончание- хлопок за спиной, а безударное – поворот вокруг себя.
на зеркал_
о багажник_
у ручк_
по улиц_
на площад_

9. Развитие умений — применение нового знания

Любите ли вы писать диктанты? Я не предлагаю сейчас написать вам диктант. Вы будете сейчас в тексте выбирать и вставлять нужные буквы-окончания.

У каждого на столе стоят нетбуки. На рабочем столе вы найдете документ. Откройте его. Перед вами текст. В тексте 4 предложения, поэтому в двух выбирает один участник пары, в других двух – другой. Работать будете самостоятельно.

Проверим и сверим с экраном:

В снежном 2 царстви, в облаке 3 из капельки воды родилась снежинка 2 . Ветер кружил ее в воздухи 4 . За первой снежинкай к земле летели стайки белых звездочек. Одни опустились на ветве березки, сирене, ели 1 , осинке. Другие уселись на крыши избушке, пушистым 2 покрывалам укрыли следы на дорожки 2 во дворе.

Как думаете, у всех совпало с вариантом, который вы видите на экране?

Конечно, ведь здесь специально допущены ошибки, чтобы проверить вашу внимательность.

Какое умение развивали при выполнении этого упражнения?

Все ли у вас получилось?

Какое умение развивали при выполнении этого задания?

Какой был проблемный вопрос?

Какой ответ, решение мы нашли?

Определите ключевые слова урока. (Слайд 44)

Как оцениваете свою работу?

— Я предлагаю вам оценить свою работу на «Лесенке успеха».
Все молодцы! А тем, кто поставил себя на первую или вторую ступеньку, особенная благодарность — за честность и смелость. Вы теперь знаете, над чем вам надо ещё поработать.

9. Домашнее задание на выбор:

Уровень 1. Упр. 1, стр. 28. Правило, стр. 20 (схема)

Уровень 2. Мини-сочинение «Пейзаж из окна зимой».

Уровень 3. Представь, что ты окончание имени существительного. Расскажи о себе. Свой рассказ запиши.

Спасибо за урок! Вы молодцы !


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-umk-shkola-rossii-p.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-po-teme-bezudarnie-padezhnie-okonchaniya-imyon-suschestvitelnih-2558018.html