Конспект урока фгос правописание приставок

Урок русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные УУД, воспитывать интерес к решению познавательных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно писать буквы з-с на конце приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
urok.docx14.16 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Михайлова Светлана Петровна

Учитель русского языка и литературы

БОУ г. Калачинска «Гимназия№1». Омская область.

Урок — план русского языка по ФГОС 5 класс «Правописание приставок»

Тема: «Правописание приставок»

Цели: Создать условия для освоения способа действия при выборе согласных з-с на конце приставок, формировать навыки написания приставок, развивать личностные, регулятивные, общеучебные, коммуникативные УУД, воспитывать интерес к решению познавательных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно писать буквы з-с на конце приставок.

2.Создание проблемной ситуации

Записать слова, по возможности вставить букву:

Оцените свои знания и умения перед изучением

. Я уверен, что данную тему знаю и смогу выполнить задания по ней.

.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания.

.М не кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания.

.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания.

Проверка :какую букву вставили в слова? А можете ли вы назвать тему урока?(запись темы )Выделить приставки. Проблема: есть приставки , написание которых мы не знаем, поэтому наша задача какая ?(выяснить почему в одном слове на конце приставки пишем з – с.

1.Определи объект исследования (слова с приставками)

2.Предмет исследования (буквы з- с на конце приставок)

2.Выделить в них приставки.

3.Подчеркни букву,на которую оканчивается приставка и начинается слово.

4. Сравнить, как пишутся слова в 1 и 2 столбиках.

5. Сделать вывод.

Разглядеть, изменчивый, низвергался, безграмотный, возрадоваться, распевать истекший, ниспадать, беспечный, восходить. ,

ВЫВОД: ЭТО БУКВЫ 1 СТОЛБИК – Г, М , З, Р.2 СТОЛБИК- П, Т, Х.

-Какие звуки в 1 столбике? (звонкие)

-Какие согласные во 2 столбике? (глухие)

Выделите буквы на конце приставок.

ВЫВОД: ЗВОНКИЙ ЗВУК З ПИШИ ПЕРЕД ЗВОНКИМИ, ГЛУХОЙ ЗВУК С ПИШИ ПЕРЕД ГЛУХИМИ.

Чтение материала учебника с пометами на полях. (знал, не знал, интересно).

групповая работа по вариантам:1 группа выбрать слова с предлогами, 2 – образовать от них слова с приставками.

Ребенок без забот, небо без звезд, жидкость без цвета, дорога без конца ,плач без звука ,движение без шума ,шоколад без вкуса ,вход без платы, ребенок без помощи ,пустыня без воды.(взаимопроверка)

Безбрежный, рассвет,расцвели,исслеовать,бесчисленные,возвышаются,взлетела,бескрайние.распахнул,беспокойный,избежать,разработать,расположился,исправит,беззаботный, воздвигнуть ,здание.

Морфемный разбор слова здание. Вывод: в нём нет приставки.

Синтаксический разбор предложений:

Обрати внимание на здесь, здоровье, здание .З нельзя в них отделить, чтобы смысл не повредить.(запомни)

С или З? з ИЛИ с? Это совсем не секрет: на продолжение слова смотри — сразу получишь ответ.

Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»

Русский язык. 3 класс

Учебник: Л.М. Зеленина

ТЕма: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

развитие умения различать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

формировать понятия, что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

I. Организационный момент .

II. Проверка домашнего задания.( стр.155 Упр. 111)

– В какой части основы каждого слова пропущена буква гласного звука?

– Как проверить её правописание?

III. Минутка чистописания .

На доске записаны слова : перехо. переез. перегру..ка, перечница .

– Прочитайте слова. Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. ( Лишнее слово – перечница , в нем пере – часть корня. В остальных словах пере – приставка .)

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. ( Цепочка состоит из приставки и букв, которые являются орфограммами данных слов: перехо д – перехо д ы, переез д – переез д ы, перегру з ка – гру з ить . Количество букв-орфограмм в каждой последующей цепочке увеличивается на одну .)

IV. Изучение нового материала.

1. На доске записано слово : полетел .

– Прочитайте написанное слово. Разберите его по составу.

Учитель помогает определить суффиксы в данном слове.

– Докажите, что в слове полетел есть приставка. ( Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой .)

– Подберите к слову полетел однокоренные слова с другими приставками. ( Залетел, отлетел, подлетел, пролетел, перелетел .)

Учитель записывает названные слова на доске, а учащиеся в тетради.

– Разберите слова по составу:

– Скажите, отделяются ли на письме приставки от корня? ( Приставки не отделяются на письме от корня .)

– Почему приставки на письме нельзя отделить от корня? ( Приставка является частью слова .)

– Найдите в данных словах приставки, которые пишутся не так, как произносятся. ( В слове отлетел пишется приставка от , а произносится [ ат ]. В слове подлетел пишется приставка под , а произносится [ пад ]. В слове пролетел пишется приставка про , а произносится [ пра ]. В слове перелетел пишется приставка пере , а произносится [ пири ] .)

– Зависит ли правописание приставок от их произношения? ( Правописание приставок не зависит от их произношения .)

Учитель вывешивает таблицу «Правописание приставок».

– Приставки о-, об-(обо-), от-(ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, на-, за-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере- всегда пишутся одинаково независимо от произношения.

– Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения. В этой работе вам поможет план :

1) Как найти приставку в слове?

2) Можно ли на письме отделять приставку от корня?

3) Как пишутся приставки в словах?

2. Знакомство с правилом, стр. 158.

V. Закрепление нового материала.

1 . Списывание с орфографическим заданием. ( у пр. 115.)

2 . Запись слов под диктовку с комментированием.

Учитель диктует слова: подбежать, перебросить, обогнать, надрезать, нарисовать, заплакать, отбежать, прочитать, поиграть, слететь, описать .

3 . Слайд 1 ( записаны слова )

– К каждому слову левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 2. Электрон.физминутка

4. Самостоятельная работа. ( у пр 116. стр. 159)

5 . У вас на партах лежит листок с приставками. Вы должны распределить их по группам, так как вы считаете.

1. приставки с А: за-, на-, над-;

2. приставки с О: о-, об-, обо-, ото-, до-, под-, подо-, про-;

3. приставка: пере-;

4. приставки: в-, во-, вы-, с-, со-.

— Что вы знаете о правописании приставок?

— Для выполнения следующего задания, вам необходимо разделиться на группы. Каждая группа получает задание на снежинке, символе зимы. За 1 минуту вы должны образовать как можно больше слов с предложенными вам приставками.

Проверка: спикер группы рассказывает о проделанной работе, даёт характеристику всем членам группы.

— Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

— Не все приставки можно было использовать для составления новых слов.

VI. Словарная работа. Слайд 3

Растение, рисунок, столица, картина.

– Чему учились на уроке?

– Как пишутся приставки в словах?

Домашнее задание. Упражнение 117, правило, стр. 158.

Конспект урока русского языка «Правописание приставок»

Тип урока повторительно-обобщающий

Место урока в курсе 8 урок в разделе 1 “Орфография”.

Цели урока:Познавательные: повторить теоретические сведения о правописании гласных и согласных в приставках; углубить знания учащихся о приставках при-, пре-.

  • Практические: совершенствовать умение правильно писать гласные и и согласные в приставках, формировать орфографическую зоркость.
  • Общепредметные: обучать сравнению, доказательству и опровержению как приемам мыслительной деятельности на примерах объяснения орфограмм в приставках; работать над устойчивостью внимания учащихся.

    Методические приемы: работа в группах при составлении таблицы, беседа о трудных случаях правописания приставок, работа в печатной тетради, творческая работа (мини-рассказ).

    Методические приемы контроля: мгновенная проверка, компьютерный тест.

    2. Первичная актуализация. Определение цели методом групповой работы.

    3. Обобщение теоретического материала. (Таблица).

    4. Реализация дом. задания. (Мини-рассказ).

    5. Компьютерный тест.

    6. Работа в печатной тетради.

    7. Итоги. Мгновенная проверка. (“Квадрат”). Доп. материал – распределительный диктант.

    Учебники, по которым работает класс

    1. Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.- М.: Дрофа, 2006.
    2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл.- М.: Просвещение, 2006.
    3. Электронные учебники-тренажеры.

    Предварительная подготовка к уроку

    1. Деление учащихся на 3 группы.
    2. Творческое домашнее задание – мини-рассказы:
      • “Капризы приставки ПРИ” (1 вариант).
      • “Престранные превращения приставки ПРЕ” (2 вариант).

    Оборудование урока

    1. Магнитная доска, магнитные держатели.
    2. Компьютерная распечатка приставок для обобщающей таблицы.
    3. Иллюстрация для объяснения работы с компьютерным тестом.
    4. Электронный тренажер по русскому языку.
    5. Печатные тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом” (9 кл.)

    1. Организационный момент. Запись даты.

    2. Вступительное слово учителя: приветствие, положительная мотивация на урок.

    3. Первичная актуализация.

    Итак, 1 задание. У нас 3 мини-группы, каждая из которых получает по одному слову. В полученном примере вы находите орфограмму в приставке, обозначаете ее графически и с помощью магнитов размещаете на доске в соответствии с номером (1, 2, 3). 1 минута на выполнение задания.

    После выполнения этого задания на доске появляются слова:

    Продолжим разговор о приставке

    Значит, сегодня мы продолжим разговор о приставке, начатый на предыдущем занятии элективного курса. Запишем тему: Правописание приставок. Наша цель — обобщить уже известное, углубить знания о приставке, продолжить закрепление этой непростой темы и проверить, насколько прочно она усвоена.

    4. 2 задание. На доске находится наглядный теоретический материал по этой теме для составления обобщающей таблицы.

    В-с: сколько групп приставок мы выделяем в русском языке? (три).

    Теперь каждая группа продолжает работу под своим примером на доске, находя в представленном материале все необходимое для обобщающей таблицы, и по завершении работы рассказывает о данной группе приставок. ( 3 минуты).

    После выполнения задания на доске появляется следующая таблица:

    В-с: какая самая трудная группа приставок в русском языке? (при-, пре-)

    Почему? (очень много слов на запоминание, к ним мы еще сегодня обратимся).

    Неизменяемые приставки часто произносятся нечетко, и это тоже может вызвать трудности в правописании. Много ошибок допускается в словах с приставкой с-. Приставки на согласный под влиянием последующего согласного произносятся звонко или глухо, в чем проявляется фонетический закон русского языка.( н-р, отдать[ аддат’]).

    А вот приставки на з-, с- пишутся в основном в соответствии с произношением, хотя бывают и исключения (безвкусный).

    6. Реализация домашнего задания. Мини-рассказы: “Капризы приставки ПРИ”, “Престранные превращения приставки ПРЕ” (Выступления групп до 3 минут)

    7. Дома вы должны были вспомнить изученное ранее, поработать с практическим материалом, обратиться к словарю “Трудные слова”. Проверим наши знания на сегодняшний день.

    Работа с компьютерным тестом. (Объяснение условий выполнения теста с помощью иллюстрации на доске).

    Правила работы с тестом заключаются в следующем: н-р, под окнами дома – буквы З и С, внизу бегущей строкой идут слова с орфограммой “Правописание приставок на -З, -С”. Гусар должен постучаться в нужное окно, т.е. сделать правильный выбор. (Использован электронный тренажер Беляева М.И.)

    Продолжим работу над правописанием приставок в печатной тетради Л.А.Ахременковой “К пятерке шаг за шагом”.

    Упражнение 12, страница 114.

    Исстари, во…рение, неи…черпаемый, пр…чудный, пр…чудливый, ди..пропорция, дез… нформация, пред…стория, непр…рекаемый, за…грать, пр…образ, пр…бабушка, инц…дент, беспр… ц… дентный, пр…исполненный.

    Непр…ступная крепость, пр…ступный замысел, пр…вратности судьбы, пр…старелый пр…вратник, …ввергнутый наземь , ни…ввергнутый в бездну, ни…провергать авторитеты, ни…ложенный тиран, ни…падающая шаль, взгляд и…подлобья, смотреть и…под…шапки, делать и…под…тишка.

    В тетрадях – квадрат. (В квадрате 16 клеток, которые соответствуют 16 словам, которые читает учитель. Слова с приставкой ПРИ- обозначаются знаком +).

    1. Дом призрения.
    2. Пребывать на отдыхе.
    3. Предать друга.
    4. Прибывать на вокзал.
    5. Преклонить колени.
    6. Примириться с тяжелым положением.
    7. Придать форму.
    8. Преемник традиций.
    9. Презирать врага.
    10. Седой привратник.
    11. Ложные приоритеты.
    12. Большие претензии.
    13. Приходящая няня.
    14. Старинное предание.
    15. Преходящий успех.
    16. Притворяться спящим.


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-pristavok-809886.html

    http://urok.1sept.ru/articles/506538