Конспект урока личные окончания глаголов их правописание 4 класс

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание» (Образовательная программа «Школа 2100»)
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_rus.yaz_._4_kl._lebedeva_s.a.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марфинская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка

в 4 классе по теме

«Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание»

в рамках районного конкурса «Урок в начальной школе»

(Образовательная программа «Школа 2100»)

учитель начальных классов

Лебедева Светлана Андреевна

Тема урока. Повторение. Глагол. Личные окончания глаголов, их правописание.

Тип урока. Систематизация и обобщение знаний.

Вид урока. Урок закрепления.

Форма проведения урока: урок-путешествие с применением групповой формы работы.

Универсальные учебные действия.

Личностные: освоить личностный смысл учения, дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха.

Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания.

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»; обобщить и систематизировать знания о глаголе, формировать умение писать окончания глаголов.

-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

-выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

-участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

  1. Психологическая установка на урок.

— Я вижу природа тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда.

Что это весна? Слайд 2.

Улыбнитесь друг другу, дети. Сядьте удобно. Закройте глаза. Положите головы на парты. Повторяйте за мной:

( Звучит музыка «Романтическая коллекция: музыка для души»)

-Весна, тепло, свет.

-Я в школе на уроке.

-Я радуюсь этому.

-Внимание мое растет.

-Голова мыслит ясно.

-Память моя крепка.

-Я очень хочу учиться.

-Я готов к работе.

II. Формулирование проблемы.

— Весна всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка мы тоже открываем для себя новые знания. Но сегодня, ребята, я приглашаю вас путешествовать, знания свои совершенствовать. Наш путь лежит в необыкновенный город страны «Части речи».

-Угадайте, о какой части речи идет речь?

Что без меня предметы?

Все в действие придет.

Люди строят зданья.

Цветут сады, и хлеб в полях растет. ( О глаголе)

(Открывается карта) Слайд 3.
-Помните, что сегодня мы будем работать под девизом:

ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО. Слайд 4.

Оценить свою работу или работу товарищей вы можете сигнальными карточками:

красный -отлично, верный ответ;

синий – можно подтянуться, были трудности.

III. Актуализация знаний.

Первая станция «Чистописание». Слайд 5.

-Пропишите буквы, слоги, предложения, найдите глаголы, определите их время.

Мы Ве На это ол

Мы шли по весеннему лесу.

Ласково сияет апрельское солнце.

На березе построит гнездо черный грач.

(Проверка и самооценка)

IV. Развитие умений.

Вторая станция «Словознайка».

На табличках записаны словарные слова, показываю их, вращая карточки. Дети самостоятельно записывают в тетради, выделяя орфограмму.

Нарисовать, адресовать, обедать, желать, дежурить, посеять.

Проверяем написанное и оцениваем. Слайд 6.

-Узнайте новое словарное слово: сиять ярким, искристым, прерывистым светом ( сверкать ).

— Подберите синонимы к слову сверкать. (Сиять, блистать, искриться).

— Составьте предложение со словом сверкать. (Сверкает яркий солнца луч.)

— Что объединяет все эти словарные слова? (Это глаголы в неопределенной форме, с суффиксом -ть-, отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

Зрительная игра «Жмурки» (технология В.Ф. Базарного)

Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Выборочно спрашиваю их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.

Третья станция Вспоминайка.

На этой станции вам предстоит сдать экзамен по теме «Глагол».

Выберите по одному знатоку от каждой группы для участия в блиц-поединке. Остальные ученики оценивают ответы кружочками. Вопросы задаются по очереди всем знатокам очень быстро:

Какая часть речи называется глаголом?

Когда пишется -тся, когда -ться?

Назови глаголы — исключения.

Как изменяется глагол?

Как пишутся приставки с глаголами?

Думаешь, идешь, стоишь. Что объединяет эти глаголы?

Что такое спряжение?

Как определить спряжение глагола?

Как пишут частицу не с глаголами?

Четвертая станция «Проверяйка». Слайд 7 (таблица окончаний).

У доски работают три человека, по одному от каждой группы.

-Проспрягайте глаголы: шагать, дуть, любить, используя таблицу окончаний глаголов и алгоритм «Как определить, какую букву нужно писать в безударных личных окончаниях глагола» на с.140 учебника.

Остальные учащиеся выполняют упражнение 257 на с.84(вставляют буквы гласных в окончания глаголов, используя алгоритм на с.140). Взаимопроверка.

Физминутка«Поймай зайку»(технология В.Ф. Базарного)

Учащиеся стоят в колоннах, руки на поясе, плечи отведены назад, спина прямая, взгляд устремлен вперед вверх. Я располагаюсь впереди сбоку. Включаю электрический фонарик и «выпускаю зайку» на прогулку. «Зайка» бегает в разных направлениях по стенам и потолку классной комнаты. Учащиеся, поймав глазами «зайку», сопровождают его, стремясь не выпустить из поля зрения, не поворачивая при этом головы, а максимально используя лишь амплитуду работы глазодвигательных мышц. Отмечаю самых старательных «охотников».

Пятая станция «Выбирайка».

I группа Слайд 8.

-Исправьте ошибки в тексте:

Дуит тёплый южный ветир,

Солнышка всё ярче светит,

Снек худеит, мякнит, таит.

Что за месец? Кто узнает?

Проверка Слайд 9.

-Соберите из частей пословицы. Найдите глаголы, определите спряжение.

(Части пословиц расположены на стенах класса).

Конспект урока «Правописание глаголов с безударным личным окончанием»

Открытый урок: ТЕМА: «Безударное личное окончание глагола » 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание глаголов с безударным личным окончанием»»

МОБУ Тыгдинской СОШ

русского языка в 4»А» классе по теме:

«ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ЛИЧНЫМИ ОКОНЧАНИЯМИ»

Учитель начальных классов

I. Организационный момент

— Доброе утро, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Как нужно принимать гостей?

Да, быть к ним внимательным, уметь занять интересной беседой, игрой. Я думаю, что вы всё сделаете для того, чтобы наши гости остались довольны вашим тёплым приёмом.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний

А сейчас угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)

— Правильно, речь пойдёт о глаголе.

1. ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Ответьте на вопросы:

— Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает?

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная по составу форм часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

А сейчас внимание на экран. Задание называется «Продолжи фразу». Внимательно прочитайте все неоконченные предложения, подумайте и дайте ответ.

2. Приём «Продолжи фразу».

а) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)

б) Не с глаголами пишется (отдельно)
в) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)
г) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти,чь)

д) В предложении глагол является (сказуемым).
е) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Откройте тетради, запишите дату.

ЧИСТОПИСАНИЕ (на доске)

— А сейчас внимание на доску.

ем ешь ете ет ут ют

им ишь ите ит ат ят

Что это за соединения?

Как называются эти окончания? (Личные)

– Почему? (Глаголы изменяются по лицам.)

Прочитайте фразеологизм. Не ударить в грязь лицом.

– Как понимаете его значение? (Сделать всё наилучшим образом.)

Запишите этот фразеологизм.

– Применим это выражение к сегодняшнему уроку и постараемся не ударить в грязь лицом.

В каких случаях пишутся окончания 1 строки? (когда глагол 1 спр. )

А второй? ( когда глагол 2 спр)

Девочки записывают окончания 1 спряжения, а мальчики – 2 спряжения.

– Когда в написании окончаний глаголов можно ошибиться? (Когда они безударные.)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА

Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

(ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ )

— В какой форме дан глагол в нашем фразеологизме? (Ударить – неопр. )

Определите спряжение. (2-е).

Проспрягайте устно этот глагол. Окончания проговаривайте чётко.

1 лицо – я ударю, мы ударим.

Отвечает …. 2 лицо – ты ударишь, вы ударите

Отвечает … 3 лицо – он ударит, они ударят

Какие орфограммы вы можете определить в словах данного фразеологизма?

III. Самоопределение к деятельности

— Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на решение проблемы . (Запись на доске)

— Прочитайте предложения, называя пропущенные окончания глаголов.

Звенят весёлые ручейки. Уже цветёт подснежник-хохлатка. Берёза распускает свои клейкие листочки.

(Для создания воображаемой картины на столе стоит веточка березы и включаю декоративный фонтан с подсветкой!)

— А если глагол распускает я напишу с окончанием –ит? Кто из нас будет прав?

— Почему окончание глагола в третьем предложении вызывает затруднение?

(Оно безударное. В безударном положении звук слышится нечетко и можно допустить ошибку.)

— Сформулируйте задачи урока.

(Научиться определять безударные личные окончания глаголов. Научиться их писать без ошибок.)

IV. Углубление открытого знания

Игра «Исключи лишнее слово»

— Давайте поиграем. На ваших карточках дан ряд глаголов. Вы должны найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее. Это слово запишете в тетрадь.

— Пишем, вяжем, стираем, дружим .

— Строим, клеим, отвечаем, говорим.

— Молчат, посеют, думают, живут.

— Читать, делать, лететь, накрыл, петь.

— Брить, стелить, ненавидеть, слышать, строить, гнать.

Учащиеся работают в парах.

— Дружим (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I).

— Отвечаем (т.к. это глагол I спр., а остальные – II) .

— Посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени.

— Накрыл (т.к. это глагол прошедшего времени)

— Все глаголы – исключения, кроме глагола строить.

V. Работа по теме урока.

Наблюдение над языковым материалом.

Работа по учебнику (упражне-

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого.

– Найдите глаголы с ударными окончаниями.
Какой гласный звук вы слышите в окончании?

– Объясните написание личных окончаний в других глаголах. Спишите, вставляя пропущенные буквы

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила.

Делают вывод: в личных окончаниях глаголов после шипящих под ударением произносится звук [о], а обозначается этот звук буквой «ё».

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Славно ласточка щебечет (I спр.),

Ловко крыльями стрижет (I спр.),

Всем ветрам она перечит (II спр.),

Но и силы бережет (I спр.).

Реет (I спр.) верхом, реет (I спр.) низом,

Догоняет (I спр.) комара

И в избушке под карнизом

Отдыхает (I спр.)до утра.

Выполняют разбор слова по составу:

Физминутка «Веселая зарядка»

VII. Продолжение работы по теме урока. Работа по учебнику (упражнение 206)

Спишите, вставляя пропущенные буквы

Списывают, вставляя пропущенные буквы.

Зацвела ива. Каждый ивовый барашек – пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Щелкнешь – золотой дымок запарит. Понюхаешь – мед.

Выполняют морфологический разбор слова.

Понюхаешь – гл., что сделаешь?, нач. ф. – понюхать, совершенный вид, I спряжение, будущее время, 2-е лицо, ед. ч., сказуемое

Работа с пословицами.

Замените в пословицах глаголы 2-го лица множественного числа глаголами 2-го лица единственного числа. Объясните их смысл.

За двумя зайцами погонитесь – ни одного не поймаете.

Руки с полки не протянете, так и ложки с полки не достанете.

За чужим погонитесь – свое потеряете.

Педагог проводит графический диктант.

– Если вы согласны с высказыванием, то поставьте знак «+». Если не согласны, то знак «–».

1. Все три глагола имеют неопределенную форму: гореть, учить, лечит.

2. В слове листа..шь безударная гласная И.

3. Все данные слова – глаголы-исключения: гнать, держать, писать, дышать.

4. Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.

5. Глагол встречаете – 1-го лица.

6. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа -ешь, -ишь.

7. Во множественном лице глаголы 2-го лица имеют окончание -ут, -ют.

8. Все данные глаголы I спряжения: мечтает, учит, стирает.

9. Безударные личные окончания глаголов мы можем проверить по неопределенной форме или глаголами 3-го лица множественного числа.

10. Лицо и число глаголов можно определить по местоимениям.

Учащиеся выполняют графический диктант.

Конспект урока личные окончания глаголов их правописание 4 класс

Предмет: русский язык.

Задачи урока (для учащихся):

— учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

— учиться ставить учебные задачи;

— учиться организации работы в парах и в группах;

— систематизировать знания о грамматических признаках глагола;

— научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;

— научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

— учиться контролировать и оценивать себя.

— настрой на продуктивную работу,

— запись числа и слов Классная работа.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске записаны строки из стихотворения И.Сурикова:

Ярко солнце свет…т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян. шь,

Все кругом светло.

Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока.

(Правописание безударных личных окончаний глаголов).

— Вы уже умеете это делать или сегодня первый урок по этой теме?

(Мы этому уже учились).

— Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?

(Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов – время, число, лицо, спряжение).

Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка.

— Как вы действовали при написании окончания?

Ответы детей сопровождаются появлением на доске схемы:

— Все ли грамматические признаки глагола необходимо называть, чтобы верно написать окончание?

(Нет, достаточно определить спряжение).

— Устраивает ли вас эта схема-алгоритм?

(Не совсем. Данную схему можно дополнить).

— Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение.

Формулировка цели урока и постановка учебных задач.

— Какова цель сегодняшнего урока?

(Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов).

— Сформулируйте учебные задачи.

— Учиться ставить глагол в неопределенную форму.

— Научиться безошибочно определять спряжение глагола.

— Запомнить все личные окончания глаголов.

— Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

— Попробовать как-то дополнить схему-алгоритм, чтобы было легче писать окончания глаголов.

Работа над решением поставленных задач.

1. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме.

— Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания? (Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании).

— У вас на партах карточка со словами:

Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза. шь, чувству. м, лета. м, сине…т,

та…т, дыш…т, ожива…т, люб. м, смотр. м, пробега. шь, свет. т, гон. м.

Организуем работу в парах:

Первый участник называет 5 любых глаголов из карточки. Второй — ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 5 глаголов верно поставлены в неопределенную форму, — 5 баллов, если у всех 5 глаголов верно определено спряжение, — 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу отводится 5 минут.

2. Упражнения в написании окончаний глаголов.

Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На доске записаны 4 текста. Уровень сложности у них не обозначен. Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты. После обсуждения учитель обозначает уровни текстов фишкой определенного цвета. Каждый ученик выполняет задание по своему выбору. Учитель наблюдает за тем, кто какое задание выбрал, и перед каждым учеником кладет фишку, соответствующую уровню. Это делается для того, чтобы после выполнения задания ребята могли произвести взаимопроверку, собравшись по группам.

самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

самый сложный (творческий), т. к. глаголы нужно не только верно написать, но сначала их необходимо подобрать по смыслу.

______________ весна. Ярче ______________ солнце. ______________ тёплый ветерок. Последний снег ______________ в лесу. Природа ______________. Звери ______________ приближение весны. На реках скоро ______________ лёд.

После взаимопроверки по группам, анализа и исправления возможных ошибок:

— Чем можно дополнить нашу схему-алгоритм?

(Глаголы I спряжения могут заканчиваться на -ыть, -уть, -ять, -ать; к глаголам II спряжения относятся еще и глаголы-исключения).

3. Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию.

На доске – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы. Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.

— Как смогли выполнить это задание?

(По буквам И и Е в окончаниях).

— Можно ли этими окончаниями дополнить схему-алгоритм?

Окончательно алгоритм выглядит так:

(Спряжение, число, лицо).

Проводится игра «Укажи признаки глагола по его окончанию».

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

День прибавля. ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп… снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач.

Я люблю это время года и жду его. Ты ид… по полю, с радостью слыш…шь песни ручейков, любу…ся ярким синим небом.

— Какие глаголы не подходят к теме урока?

(С ударным окончанием).

— Запишите текст, укажите грамматические признаки глаголов.

Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Со всеми поставленными задачами вы справились?

— На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

— При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?

(Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения).

— В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы?

Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице во множественном числе.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-pravopisaniie-ghlagholov-s-biezuda.html

http://www.sites.google.com/site/nellistepanenko/home/razrabotki-urokov/urok-russkogo-azyka-4-klass-pravopisanie-bezudarnyh-licnyh-okoncanij-glagolov