Конспект урока на тему правописание

Конспект урока по русскому языку для подготовки к ГИА в 9-м классе на тему «Правописание Ь иЪ». Обобщение материала

ЦЕЛИ:

  • вспомнить различные функции Ь знака;
  • повторить правописание Ъ и Ь разделительных знаков,
  • написание Ь знака после шипящих;
  • падежные окончания прилагательных и существительных,
  • корни с чередованием;
  • продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
  • ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная программа «Фраза»; перфокарты; тетради для теоретических материалов, карточки, тесты.

    Повторение материалов по орфографии.

    Работа у компьютера (2 чел.) .

    Подготовка к связному ответу у доски на тему «Корни с чередованием».

    Фронтальный опрос:

    • какой раздел науки о языке мы повторяем?
    • как связан этот раздел с другими, например, с составом слова, морфологией?
    • что необходимо учитывать, чтобы проверить безударную гласную в корне?

    Перед вами перфокарта на это правило, используя знания, выполните ее;

    (выполненные задания проверяют ассистенты);

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕРФОКАРТЫ:

    На собран:, к станц. в ине:, о гении:, к Дарь:, о Марь:, для Мари:, в гармон:, на постельк:, в постел:, в издании:, об имен:, в варень:, на экскурсии:, в планетар: .

    Диктант с грамматическим заданием; написать словосочетания, графически объяснить написание орфограмм:

    Выбирает рисунок в альбоме, растет на грядке крыжовник, выжигает на фанере, приминать траву около дороги; мокнет под дождем в аллее; выращивает картофель в огороде; заровнять яму у акации, сплавлять лес по речке;

    В это время 2 ученика выполняют задание повышенной сложности по карточке с графическим объяснением написания;

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КАРТОЧКИ:

    Соч:тать (не)соч:таемое, бл:стательное пре:п:л:жжение, по:ск:кать к зар:слям бл:стящих к:мышей, зем:реть от оз:ривш:й меня бл:стящей мысли, зан:мат?ся ср:внительным анализом, выч:тать пре:пол:га:мую скмму, выр:внять д:рожку в зар:слях с:рен:, разб:ри сложное предл:жжение и выб:ри из него отн:сит:льные пр:л:гательные.

    Слушаем связный ответ и оцениваем (по правилу «Пять «П»).

    Работа по теме урока.

    Сообщение темы и цели урока.

    Работа с тетрадями для теоретических материалов:

    а) какие функции выполняют буквы Ъ и Ь знаки?

    Запись в тетрадь для теоретических материалов:

    — Ъ употребляется только в функции разделительного знака;

    — буква Ь может употребляться:

    в качестведля обозначениядля обозначения
    разделительного;мягкостиграмматической формы.
    предшествующего
    согласного;

    б) когда Ъ выступает в функции разделительного знака?

    Запись в тетрадь для теоретических материалов (эти положения должны быть записаны, если нет, записать):

    1) после приставок на согл. перед буквами Е,Е,Ю,Я.

    2) после иноязычных морфем контр-, транс-, пан-, фельд- пред Е,Е,Ю,Я: фельдъегерь, трансъевропейский;

    3) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырех-: трехъярусный, четырехъязычный;

    4) после приставок на согласные перед гласными а, о, у, э и в сложносокращенных словах Ъ не пишется: безапелляционный, разохаться, контрудар, иняз.

    в) при каких условиях буква Ь выступает в роли разделительного?

    Запись:

    1. в корне или после корня перед Е, Е, Ю, Я, И: интерьер, вьется, вьюга, лисья;
    2. в некоторых иноязычных словах перед буквой О: медальон, почтальон.

    Закрепление по повторенному материалу:

    1) Диктант с грамматическим заданием: записать слова в 2 столбика (Ъ и Ь знаки), графически объяснив орфограммы.

    Карьера, поет, контратака, по-заячьи, инъекция, въедливый, гнездовье, четырехъярусный, лосьон, детясли, адъютант, семью, печью, отэкзаменовать, волчьего, вьюжный, субъективный, сэкономить, главювелирторг.

    2)Работа с тестом на данное правило.

    А) Укажите слово, в котором пишется Ъ.

    Б) Укажите слово, в котором пишется Ь.

    В) Укажите строку, в которой во всех словах пишется Ъ.

    1) двух:осный, сверх:интересный, под:емник

    2) об:ектив, двух:ярдовый, без:ядерный

    3) фел:етон, из:ян, кинос:емка

    4) необ:яснимый, в:южный, б:ется

    Г) Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

    1) Сильный ветер срывал с деревьев пожухлые листья.

    2) Я подъехал к павильону и стал ждать курьера.

    3) Друзья жили на втором этаже трехъэтажного дома.

    4) Братишке купили трехколесный велосипед.

    Тест проверяется учениками-ассистентами, выясняются и объясняются допущенные ошибки.

    IV . Продолжение работы по теме урока.

    — Когда Ь используется для обозначения мягкости согласных?

    — Когда Ь для обозначения мягкости согласных не используется?

    ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ:

    Ь обозначает мягкость согласных:

    • в конце слова (прорубь, сталь);
    • в середине слова перед твердым согласным (нянька, молотьба);
    • в середине слова перед мягким согласным, если при изменении слова этот согласный становится твердым (коньки — коньков, возьми — возьму);

    для обозначения мягкости Л: (бальзам, сельдь);

    — между ЛЛ (аллея) и между НН (ранний),

    — в буквенных сочетаниях ЧН, ЧК, НЧ, РЧ, ЩН, НЩ;

    — в прилагательных с суффиксом -ск-, если они образованы от сущ., которые оканчиваются на Ь (зверь — зверский).

    СЛОВАРЬ: кухонь, кухонька, январский.

    V . Закрепление по данному материалу.

    Задание: выписать слова, в которых мягкий знак используется для обозначения мягкости, устно объяснить условия выбора:

    Соловьиный, дядька, дочерьми, декабрьский, тюменский, клянчить, параллельный, павильон, брошь, льстец, верфь, интерьер, вальдшнеп, растянулись, вишенка, песенка, дичь.

    — Какую роль играет Ь в словах дичь, брошь?

    — В каких грамматических формах употребляется Ь?

    VI . Продолжение работы по теме урока:

    Работа с учебником. Анализируя примеры из упражнений, пользуемся таблицей, которая была составлена ранее (7 класс). Если ее не было, составляем таблицу «Употребление Ь после для обозначения грамматической формы слова».

    Части речиЬ пишетсяЬ не пишется
    Имя сущ.В форме З склонения: помощь, роскошь,В других формах (не 3 скл.) товарищ, задач, с крыш,
    Имя прилагательноеВ краткой форме: могуч, певуч, хорош, жгуч.
    Имя числительноеОт 5 до 20,30- на конце числительных;

    от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине числительных(слово «тысяча» в форме мн.ч., род.пад.) тысячГлагол1. Глаголы 2 лица ед.ч.: удивляешь,

    2.глаголы повелит. накл.: ешь — ешьте, режь — режьте,

    3. глаголы в неопределенной форме: беречь, стеречь, подстричь,

    -ться в неопр. Форме: маяться, волноваться1. Запомнить: ляг — лягте.

    2. -тся в 3 лице: учится, торопится.НаречияНа конце наречий после шипящих: прочь, вскачь, наотмашьЗапомни: уж, замуж, невтерпеж.ЧастицыБишь

    VII . Закрепление материала по теме урока.

    Задание: записать, комментируя орфограммы, графически их объясняя.

    1. Но вскоре гости понемногу подъемлют общую тревогу.
    2. Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя и предается, безусловно, любви, как малое дитя.
    3. Зрачки его глаз сузились от волнения, а руки задрожали, когда фельдъегерь вручил генералу пакет от императора.
    4. Нужно признать, что двухактная пьеса его не без изъянов, и с премьерой придется подождать.
    5. Но, боже мой, какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь.
    6. Я вышла замуж:
    7. Вот вам письмо его точь-в-точь.
    8. Кто в двадцать лет был франт иль хват, а в тридцать выгодно женат, кто в пятьдесят освободился от частных и других долгов.
    9. Стал оживляться разговор.
    10. Под гору вскачь, а на гору, хоть плачь.

    VIII . Итоги урока.

    — Докажите на языковом материале связь разделов науки о языке: орфографии и состава слова, орфографии и морфологии.

    — Какие функции выполняет буква Ъ знак?

    — Когда пишется Ъ?

    — Какие функции выполняет буква Ь?

    — Когда Ь используется для смягчения?

    — Когда Ь выступает в роли разделительного знака?

    — В каких частях речи и при каких условиях пишется Ь после шипящих?

    В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

    В каком слове не пишется Ь?

    В каком ряду на месте пропуска пишется Ь?

    1. не проч: отдохнуть, пройдеш:ся, пустош:
    2. тол:ко, каприз:ничать, подсеч:.
    3. назнач:те, вещ:мешок, паял:ник:
    4. горюч:, подвинет:ся, шалаш.

    В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

    1. отправ:те, галдеж: , спрячеш:ся
    2. рож:, горюч: , нян:чить
    3. пят:сот, разбираеш:ся, реж:те
    4. звер:ский, спряч: , реч:

    В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

    1. ад:ютант, в:юга, без:участный
    2. из:ян, двух:ярусный, суб:ект
    3. в:едливый, двух:этажный, под:ем
    4. об:яснение, с:экономить, обез:яна

    6) В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ъ?

    1. б:ющийся, пред:утренний, неот:емлемый
    2. под:езд, кон:юктивит, с:емка
    3. об:ект, без:усый, п:яный
    4. контр:аргумент, пред:рассветный, л:ется

    IX . Домашнее задание.

    Подготовить связный ответ по теме, выписать по 2 предложения с примерами на каждый пункт правила из художественной литературы.

    конспект урока — закрепления Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    1 класс

    Русский язык

    Технологическая карта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    gotovyy_urok.docx82.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта темы

    Повторение Правописание слов, написание которых надо запомнить

    • повторить слова, написание которых надо запомнить;
    • развивать умение самостоятельно работать с учебной книгой;
    • развивать воображение, фонематический слух, развивать навыки каллиграфического письма, развивать речь, внимание детей;
    • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

    Основное содержание темы

    Актуализация знаний о правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов.

    Термины и понятия

    Алфавит, безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные непроверяемые ударением, орфографический словарь, словарные слова, толковый словарь.

    — интерес к изучению темы;

    — желание помочь Грише;

    — ответственное отношение к процессу создания и оформления записки;

    — осознание успешности при освоении темы.

    — раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

    — различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

    — определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение;

    — определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение;

    — определять слова, написание которых надо проверять по словарю и обосновывать свое мнение;

    — использовать приобретенные знания для составления и оформления записки.

    — выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять учебное действие в соответствии с планом;

    — выполнять взаимопроверку учебного задания.

    — формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

    — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

    — писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

    — писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь;

    — определять значение слова, используя словарь;

    — подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения;

    — определять словарные слова в тексте, ставить ударение, выделять графически непроверяемую безударную гласную;

    — составлять и оформлять текст записки, с использованием словарных слов.

    Организация образовательного пространства

    Тема – С. Маршак. «Багаж»

    Орфографический и толковый словари

    Карточки с учебными заданиями.

    • индивидуальная –

    • парная —

    • групповая —

    ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

    I этап. Организационный момент. Психологический настрой.

    -Добрый день! Солнцу и птицам

    Добрый день! Улыбчивым лицам!

    — Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (высказывания детей)

    — Что нам надо для успешной работы? (хорошее настроение)

    — Повернитесь друг к другу, раскройте друг другу ладошки, пожелайте удачной работы. ( показать ладошки и помахать ими )

    -Покажите смайликом ваше настроение сейчас.

    -Посмотрим, останется ли ваше настроение таким же до конца урока или у кого то измениться.

    Создание ситуации успеха.

    Самоопределение к деятельности

    • Мотивировать учащихся к изучению темы.

    • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Гриши.

    -Ну что ж, в добрый путь!!

    -Папа Миши занимается ремонтом своей дачи. Он срочно вынужден уехать из дома, хотя ждал важного звонка. И попросил сына записать информацию, которую передадут для него по телефону. Вот что записал Миша:

    Папа! Звонила тётя. И сказала, что в 19:00 привезёт на дачу битон . Миша.

    Прочитав записку, папа отправляется на дачу встречать машину с бетоном для строительства фундамента. Но в 19:00 соседка тётя Лена принесла бидон парного молока. Отец был рад встречи. Но в этот вечер машина с бетоном не пришла. Расстроенный папа вернулся домой.

    -Вы наверно уже догадались почему папа так и не дождался машины.

    — Вы сможете помочь ему написать записку правильно?

    -Для этого, что нужно знать? ( правописание слов, которые нужно запомнить )

    — проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Грише.

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

    Блок А. Работа с орфографическим и толковым словарями

    • Актуализировать знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной.

    • Ввести понятие «словарь», «орфографический словарь».

    — раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

    — различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

    — определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение.

    — рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной;

    — рассказывать о том, как найти слово в словаре;

    — писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

    — писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь;

    — выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять учебное задание, используя алгоритм;

    — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

    — Кто попробует сформулировать тему урока?

    «Повторение слов, написание которых надо запомнить» Слайд 5

    — Давайте определим ЗАДАЧИ нашего урока: Слайд 6

    — повторим … правописание словарных слов.

    — уточним … виды словарей

    — научимся … использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

    — потренируемся …. ОТКЛЮЧИТЬ ЭКРАН

    -Откройте тетради. Запишите число, Классная работа.

    — На доске элементы каких букв вы видите?

    Дети: мы видим элементы буквы Б и В.

    — Где пересекается с наклонной линией петля у буквы Б?

    Дети: пересечение с наклонной линией должно быть посередине.

    — А где пересекается с наклонной линией петля у буквы В?

    Дети: В верху наклонной линии.

    Букву Б напишите столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши (4).

    Букву В напишите столько раз, сколько карандашей я вам показываю (5).

    -Молодцы. Положите ручки на стол.

    — В русском языке большое количество слов, поэтому невозможно запомнить написание всех. Для этого конечно вы знаете существуют словари.

    -А вы помните, что такое словарь? ( высказывания детей )

    Словарь – это сборник слов, в алфавитном порядке с толкованием, правописанием или переводом на другой язык.

    Словарь, который раскрывает значение каждого слова, называют… толковым.

    Словарь, который учит правильно писать слова, называют…. орфографическим.

    — Вы знаете алгоритм работы со словарем. Давайте вспомним.

    Алгоритм работы с орфографическим словарем Слайд 10

    Чтобы найти нужное слово, надо:

    — определить букву, с которой оно начинается;

    — определить страницу, которая содержит слова с этой буквой;

    — найти искомое слово и посмотреть, как оно пишется;

    — написать слово в тетрадь, сверяя его правописание по словарю.

    Например, слово « пенал»

    — слово начинается с буквы «п»;

    — определяем страницу словаря, на которой находятся слова, начинающиеся на букву «п»;

    — находим слово «пенал»;

    — определяем по словарю его правописание.

    Задание 1 (П) (проверять ответы сигнальными карточками)

    Блиц- опрос СЛАЙД 11

    — Вспомните и расскажите о правописании слов с проверяемой безударной гласной. Вы согласны?( карточка )

    — Можно ли определить правописание слова « огород», используя толковый словарь? Обоснуйте своё мнение. ( карточка )

    — Можно ли определить значение слова « помидор» по орфографическому словарю? Обоснуйте своё мнение.( карточка )

    — Верно ли, что проверку написания слова «молоток» можно выполнить только по орфографическому словарю? Обоснуйте свое мнение. ( карточка )

    З адание 2 (У) СЛАЙД 12

    Прочитайте каждое слово и впишите пропущенную гласную, используя правило и соответствующий словарь:

    к…лосок, в…лосок, м…лоток, в…робей.

    Определите и подчеркните лишнее слово.( все-оло-, кроме воробей)

    — Обоснуйте. Вы согласны? (сигнальную карточку )

    1. Выпишите из словаря в алфавитном порядке слова на тему «Огород».

    — раскрывать значение слова «словарь», выражения «орфографический словарь, «толковый словарь» и использовать их в активном словаре;

    — различать виды словарей (орфографический, толковый) и обосновывать свое мнение;

    — определять способы проверки написания слова и обосновывать свое мнение.

    — выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять учебное задание, используя алгоритм.

    — формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

    — рассказывать о правописании слов с проверяемой безударной гласной;

    — рассказывать о том, как найти слово в словаре;

    — решать кроссворд и писать словарные слова;

    — писать слова, используя правило написание слов с проверяемой безударной гласной;

    — писать слова с безударной непроверяемой гласной, используя орфографический словарь.

    Физминутка «Веселые насекомые»

    -Смотрите и повторяйте.

    Блок Б. Работа со словами, написание которых надо запомнить

    Цель — научить школьников:

    — определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение;

    — определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение;

    — писать слова, используя

    — выделять в слове ударение;

    — определять значение слова, используя словарь;

    — подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения;

    — выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять взаимопроверку учебного задания;

    — оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

    -Отдохнули, а теперь за дело.

    -У вас на столах лежат карточки с заданием и его мы выполним в парах.

    -Какая пара справиться с заданием первой, сообщите об этом, соеденив ручки домиком.

    Задание 1 (З) ( Карточки с заданием на столе)

    — Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я. Маршака и найдите слова, написание которых надо проверить по словарю.

    Дама сдавала багаж:

    Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

    -Вы согласны? ( карточка )

    -Можно ли написать словарные слова без ошибок, не запоминая наизусть их правописание? Обоснуйте свое мнение.

    Задание 2 (У) ( по этой же карточке) СЛАЙД 22

    — Выберите из текста стихотворения словарные слова и напишите их.

    Дама сдавала багаж :

    Диван , чемодан , саквояж , картину , корзину , картонку и маленькую собачонку .

    — Поставьте ударение в тех словах, написание которых надо проверить по словарю.

    . — Определите значение слова « саквояж », используя толковый словарь.

    — Поменяйтесь тетрадями. Сделаем взаимопроверку. СЛАЙД образец

    СЛАЙД 24 критерий оценок ( выключить экран )

    Задание 3 (У)

    -Работаем в паре. Какая пара выполнит задание, подает сигнал.

    -Пословицы рассыпались, подберите нужное по смыслу слово.

    -Запишите ту пословицу, которую вы могли бы объяснить.

    Без капусты , щи не густы.

    Пусти козла в огород .

    Всякая дорога вдвоем веселей.

    Работай до поту, так поешь в охоту.

    -Проверим. По СЛАЙДУ 25

    -Кто какую пословицу записал. Объясните её.

    -Согласны? Оцените сигнальными карточками

    1. Выпишите из каждого предложения слова, написание которых надо проверить по словарю.

    Выделите графически непроверяемую безударную гласную.

    Сорока и воробей – зимующие птицы.

    Ребята увидели в лесу зайца.

    Корова на лугу жуёт сочную траву.

    — определять слова, написание которых надо проверить по словарю и обосновывать свое мнение.

    — определять в слове непроверяемую гласную и обосновывать своё мнение.

    — выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — выполнять взаимопроверку учебного задания.

    — оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию.

    Предметные умения:

    — писать слова, используя

    — выделять в слове ударение;

    — определять значение слова, используя словарь;

    — подбирать по смыслу подходящее слово и вписывать в текст предложения.

    Физминутка для глаз.

    II этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    • Стимулировать ответственное отношение к процессу создания и оформления записки.

    — ориентироваться в разных вариантах выполнения задания ;

    — планировать свое действие в соответствии с учебным заданием ;

    — использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;

    — составлять и оформлять текст записки.

    — представлять результат свой деятельности.

    Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

    • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
    • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
    • самоорганизацию по выполнению задания:
    • Задание групповое.

    — Кто вспомнит, с чего мы начали нашу работу?

    -Теперь вспомнив правила, мы сможем Мише помочь?

    -Давайте исправим записку так, чтобы Мишин папа знал, что его ждет на даче.

    — Для этого мы разделимся на группы.

    -Я приготовила несколько вариантов составления записки. Представитель от каждой группы может подойти и вытянуть свое задание.

    Информативный вариант Слайд 26

    — 1 вариант . Составьте и напишите текст записки Миши. Для этого используйте слова для справок. (карточка)

    Звонила _________________________. Она сказала, что в 19:00 привезет на дачу _________.

    Слова для справок: дядя, тётя, бетон, бидон, ведро.

    Импровизационный вариант Слайд 27

    2 вариант . Исправьте ошибки Миши в тексте записки так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче .

    Папа! Звонила тётя. И сказала, что в 19:00 привезёт на дачу битон . Миша.

    Эвристический вариант Слайд 28

    3 вариант. Составьте и напишите текст записки Миши для папы так, чтобы не возникло недоразумение, и папа знал, что его ждет на даче.

    *Папа! Звонила тётя. Она сказала, что в 19:00 привезут на дачу бетон. Миша.

    — проявлять ответственное отношение к процессу создания и оформления записки.

    — выбирать вариант выполнения задания;

    — использовать приобретенные знания для составления и оформления записки папе.

    — выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    — адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

    — составлять и оформлять текст записки, в которой есть словарные слова.

    IV этап. Рефлексивная деятельность

    Самоанализ и самооценка ученика

    — соотносить полученный результат с поставленной целью;

    — оценивать результат учебной деятельности.

    I. Задание на самоанализ . Слайд 29

    Закончите предложения:

    1 Мне важно научиться работать с орфографическим словарём, потому что……

    2. Чтобы написать записку без ошибок, нужно ………….

    II. Задание на определение настроения.

    — Оцените каждый свою работу на уроке.

    Давайте поаплодируем себе дружно.

    -Покажите своё настроение. Я рада, что оно у вас хорошее!

    -Всем большое спасибо. СЛАЙД 30

    Я тоже хочу показать вам свой смайлик.

    — оценивать результат собственной деятельности.

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Конспект урока на тему «Правописание»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ГОРДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 2 класса

    «Правописание ь в конце и середине слова

    перед другими согласными»

    учитель начальных классов

    Филитова Татьяна Александровна

    Тема: Правописание ь в конце и середине слова перед другими согласными.

    Цель: повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы ь.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

    Оборудование: использование ИКТ, учебник, тетрадь, гласные буквы, карточки со словами, тестовые задания.

    — Проверьте готовность к уроку. Мы должны многое успеть сделать на уроке. Поэтому как работать нужно?

    — Быстро, старательно, дружно!

    – Какое время года наступило? А вы любите зиму?

    Радостные ребята надели лыжи. Они пошли в лес. Как хорошо в лесу!

    — Как бы вы озаглавили этот текст?

    — А можно ли его продолжить?

    — Используя слова, составьте еще два предложения на эту тему (устно)

    ! деревья, снеговые шапки, снег, следы, звери, птицы

    — Запишите первое предложение, подчеркните его основу, установите взаимосвязь между главными в второстепенными членами

    ! назовите слово в предложении, в котором только твердые согласные

    ! докажите, что эти согласные являются твердыми.

    а) на доске записаны буквы а у ы э о я ю и е ё

    — Что это за буквы?

    Разделите гласные на 2 группы и запишите в тетрадь в двух строках

    — По какому признаку вы разделили гласные?

    б) прочитайте слова на доске и запишите их в два столбика:

    1-ый – слова, в которых есть мягкие согласные

    2-ой – слова, в которых нет мягких согласных

    мыло, денек, лук, люстра, радуга, отряд

    Самоопределение к деятельности

    — А в какой столбик вы запишите слово моль?

    — В нем есть мягкий согласный звук?

    — Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же этот звук произносится мягко?

    — Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    — А теперь послушайте загадку и постарайтесь определить о каком ь будет идти речь на уроке?

    Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.

    Без него не написать 30, 20, 10, 5.

    Он не произносится, но в слово часто просится.

    Почему у дома угол превратился сразу в уголь,

    Без пожара, просто так?

    Это сделал мягкий знак.

    Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных»

    — Какие задачи мы поставим на этом уроке?

    ! Выяснить, для чего служит ь.

    ! Вспомнить, а в чем особенность ь?

    Работа по теме урока

    – Откройте учебник, прочитайте правило на с. 124.

    — Сделайте вывод: ь – не имеет звука, это буква.

    Ь – указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

    ! работа с орфографическим словарем

    ! выпишите из словаря 5 слов с ь- показателем мягкости.

    — Определите, сколько в словах количество звуков и букв, сделайте вывод: Мягкий знак звука не имеет, поэтому в словах количество букв больше количества звуков.

    3) Работа с компьютером.

    4) Где же в слове может находиться ь — показатель мягкости?

    (выпиши слова с мягким знаком, показателем мягкости и определи где находится мягкий знак в словах: пальто, сентябрь, деньги, снегирь)

    Мы наши пальчики сплели

    И вытянули ручки.

    Ну, а теперь мы от земли

    Гимнастика для глаз

    Двигайте глазами из стороны в сторону,

    Смотря как можно дальше влево,

    Затем вправо, затем вверх и вниз.

    Я буду показывать слова с ь- в середине слова и на конце слов. Если вы услышите слово с ь на конце, то присядьте , а если слово с ь в середине – поднимите руки

    Слова: сильный, мель, огоньки, конь, пальцы, июль, учительница, жизнь.

    Закрепление изученного материала

    ! запишите слова в три столбика

    Животные Птицы Рыбы

    Слова: тюлень, голубь, олень, карась, соболь, гусь, лошадь, окунь, пескарь, журавль, снегирь.

    ! выполните задания по рабочей тетради с. 61 упр. 134

    — Вспомните, какую тему мы изучили?

    — Для чего же нужен ь- он же не обозначает звука?

    «Не гордись званием, а гордись знанием»

    — Все ли правильно написано?

    — Как вы понимаете смысл пословицы?

    — Какими знаниями, полученными сегодня вы можете гордиться?

    — А чтобы оценить ваши знания объективно, предлагаю выполнить тест.

    ! Оцените выполнение своей работы смайликом:

    «Молодец, все выполнено верно»

    «Есть незначительные ошибки, но в целом верно»

    « Много ошибок, материал не понят, нужна помощь»

    Я думаю, что вы сегодня молодцы, все активно работали, получили новые знания. А если кто-то и допустил ошибки, то мы обязательно поработаем над ними на следующем уроке, чтобы не было пробелов в знаниях.

    Спасибо вам за урок. Отдыхайте.

    Домашнее задание: 1 ур. с. 125 упр. 204

    2 ур. придумайте слова, в которых мягкий знак смягчает согласный на конце слова и в середине, определите, сколько в словах букв и звуков.

    Курс повышения квалификации

    Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

    Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

    Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

    • Филитова Татьяна АлександровнаНаписать 252 09.11.2017

    Номер материала: ДБ-845454

    Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

      09.11.2017 705
      09.11.2017 361
      09.11.2017 195
      09.11.2017 381
      09.11.2017 419
      09.11.2017 264
      09.11.2017 320
      09.11.2017 1170

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В школе в Пермском крае произошла стрельба

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

    Время чтения: 1 минута

    Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг

    Время чтения: 1 минута

    Путин поручил создать 21,5 тыс. новых учебных мест в школах Дальнего Востока

    Время чтения: 2 минуты

    В России в науке и образовании женщин больше, чем мужчин, но ученых степеней у них меньше

    Время чтения: 1 минута

    В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


    источники:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/12/09/konspekt-uroka-zakrepleniya-povtorenie-pravopisanie-slov

    http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-pravopisanie-2267393.html