Конспект урока на тему правописание не с наречиями

Правописание НЕ с наречиями на -о/-е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок-конспект в 7 классе «Правописание НЕ с наречиями на -о/-е

Скачать:

ВложениеРазмер
урок-конспект в 7 классе82 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Михайлов Андрей Юлиянович –

учитель русского языка МБОУ «Емелькинская СОШ»

Аксубаевского района Республики Татарстан

Урок в 7 классе по русскому языку

Тема : Правописание НЕ с наречиями на –о/-е

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

а) представления о правильном написании НЕ с наречиями на –о/-е

б) способности к написанию наречий;

— развитие орфографической зоркости;

-мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: тесты

Н еобходимое оборудование: учебник, компьютер, видеопроектор, экран

Демонстративный материал: таблица правописания НЕ с наречиями на –о/-е

I. Мотивация к учебной деятельности.

1) Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

— Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто у нас сегодня отсутствует?

— Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфология)

— На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

— Назовите самостоятельные части речи. (Существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, причастие, деепричастие, наречие).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Слитное и раздельное написание наречий).

— Как пищутся наречия? (Слитно, раздельно, через дефис).

— Вы хотите расширить свои знания о правописаниях наречий ? (Да.)

— Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

— Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

— Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

— Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

— Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

— Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

— задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

— Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

— С чего начнём наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Слитное и раздельное написание наречий»).

-Работаем по таблице. Понаблюдать правописание НЕ с наречиями на –о/-е (слайд №1)

не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

На экране слайд №2 с упражнениями:

Обозначьте орфограмму «Не с наречиями на -о/-е», работу выполняем по вариантам:

Ответил (не) верно

Говорил (не)быстро, а медленно

Выглядел отнюдь (не)красиво

Закончив работу, они рассказывают, как пишутся с Не наречия на –о/-е

— ПОСТУПИЛ НЕЛЕПО (без Не не употребляется);

— НАПИСАЛ НЕБРЕЖНО(без Не не употребляется);

— ОСТАНОВИЛСЯ НЕОЖИДАННО(без Не не употребляется);

— ГОВОРИЛ НЕ БЫСТРО, А МЕДЛЕННО (пишется раздельно, т.к.есть противопоставление);

— ВЫГЛЯДЕЛ ОТНЮДЬ НЕ КРАСИВО (пишется раздельно, т.к.есть усиливающее слово)

СПРОСИЛ НЕВЕЖЛИВО (можно заменить синонимом ГРУБО);

ОТВЕТИЛ НЕВЕРНО (можно заменить синонимом ОШИБОЧНО);

ПРИБИЛ НЕКРЕПКО (можно заменить синонимом СЛАБО);

ДАЛЕКО НЕ ВЕСЕЛО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово);

НИЧУТЬ НЕ ИНТЕРЕСНО (пишется раздельно, т.к. имеется усиливающее слово)

— Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по этой теме? (Материал усвоен на достаточном уровне)

— Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

— Все ли названные правила вам знакомы? ( Да. Но допускаем ошибки)

— В чём заключается затруднение? (Отсутствие недостаточных знаний о правописании с НЕ наречий с усиливающими словами и с наречиями меры и степени)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

— Как пишутся НЕ с наречиями на –О/-Е ? (Слитно, раздельно).

-Какова же проблема? (не всегда понятно правописание наречий при наличии усиливающих слов и наречий меры и степени).

VI. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Организация построения проекта выхода из затруднения:

— Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить способы правописания наречий).

— Как сформулируем тему нашего урока? (Слитное, раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е).

— Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

— Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «очки»).

V. Реализация построения проекта.

— Спишем наречия с синонимами (синоним – наречие с не )

Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслышно), близко (недалеко), далеко (неблизко), тяжело(нелегко), много раз (неоднократно), срочно (немедленно), свободно (непринуждённо), спокойно (невозмутимо), встревоженно (неспокойно), легкомысленно (несерьёзно).

— Какие наблюдения вы провели? (наречия пишутся слитно, т.к. их можно заменить синонимом) слайд №4

-Напишем графический диктант. Я читаю предложения, а вы ставите знаки +, — в соответствии с правописанием Не с наречиями (слитно +, раздельно — )

1) И навестим поля пустые, леса, недавно столь густые…

2) …То вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно .

3) Жадно и неторопливо , желая хватить и сжать в своих объятиях всё видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

4) Кусака убежала на край сада и оттуда неотступно глядела на видимый ей уголок террасы.

5) Новые знакомства в лесу происходят не редко , а довольно часто.

6) Справа от нас, не далеко , а где-то близко, журчал ручеёк.

7) Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно .

— На экране слайд №5

Проверочный код: 1+, 2+, 3+, 4+, 5-, 6-,7-

— Как пишутся данные наречия? (слитно, раздельно) Слайд №6

— Молодцы! Вы очень наблюдательны.

— Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Теперь мы можем объяснить слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о/-е, которые вызывали в начале урока затруднение?(Да. ) Слайд №1

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Решим тест и проверим по образцу: (работаем в парах)

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Ничуть (не)интересно с вами общаться.
  2. Мальчик ответил (не)верно.
  3. Он ответил (не)торопливо.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Природа (не)слышно уходит от нас.
  2. Отец говорил (не)громко, а тихо.
  3. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, показался лесник.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного теста? (Нет, мы с ним легко справились). Слайд №7

VII . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

— Выполните упражнение 197 и объясните правописание наречий. На работу 5-7 минут.

— 7 минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

1. Без Не не употребляется (неряшливо)

1. Если есть или подразумевается противопоставление ( не легко, а трудно)

2. Замена синонимом (нелегко-трудно)

2. При наличии усиливающих слов: далеко, вовсе, совсем, отнюдь, ничуть, нисколько, никогда (нисколько не весело)

3. При наличии наречий меры и степени: очень, весьма, крайне, совершенно (совершенно непонятно)

— Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

— Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на –о/-е).

— Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

— Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

— Чему был посвящен урок? (Правописанию Не с наречиями на –о/-е)

— Как пишутся наречия? (слитно, раздельно)

— Легко ли писать НЕ с наречиями на –о/-е? ( Слова с НЕ писать не легко, а трудно)

— Как напишем (не) легко ? (Раздельно, потому что есть противопоставление)

-А какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно пишем наречия)

— Что помогло нам их преодолеть? (эталон и самостоятельная работа на уроке)

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился писать наречия, но не уверен, что самостоятельно смогуих написать. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился писать наречия и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

— Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился писать наречия, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 199 из параграфа 38.

2 Кто научился правильно писать наречия, но не уверен, что все правильно напишет, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 201.

3. Кто научился правильно писать наречия и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и напишите сочинение-описание комнаты неряхи, используя слова с НЕ.

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо, я вами доволен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: закрепить изученное о правописании не с наречиями на -о, -е и другими частями речи, развитие навыков работы в группе, активизация познавательной деятельности школьников, воспитание любви к.

Правописание НЕ с наречиями.

Урок изучения нового материала.

Карточки предназначены для индивидуальной работы учащихся по отработке навыков написания производных предлогов.

обощающий тест по теме «Правописание НЕ с наречиями».

Данный документ представляет собой технологическую карту урока открытия новых знаний по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Данная технология полностью соответствует требованиям ФГОС.

Конспект урока на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о, -е » (7 класс)

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Предметные: формировать умение использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умения их использовать в процессе выполнения практических заданий.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные : формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение выбирать правильные ответы из множества, работать в группах.

Планируемый результат: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.

1) повторить полученные знания о наречии;

2) научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.

1) сформировать умение употреблять наречия в речи;

2) сформировать умение применять на письме орфограмму №57.

1)воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций анализа, сравнения;

2) формирование коммуникативных умений, бережного отношения к русскому языку.

Оборудование урока: учебник (Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016), мультимедийная презентация.

1. Приветствие. Орг.момент.

2. Актуализация знаний:

3. Работа по теме урока

1) формулировка темы и целей урока

2) наблюдения, формулировка правила;

4. Закрепление изученного

1) 1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)

2) упр. 242 (работа по группам)

3) упр. 244 (самостоятельно).

5. Объяснение д/з.

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

2) фронтальный опрос:

Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:

— что такое наречие?

— какие морфологические признаки у наречий?

— чем является наречие в предложении?

— на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.

— какие наречия имеют степени сравнения? Какова особенность образования степеней сравнения?

3. Работа по теме урока.

1) формулировка темы и целей урока

Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение (на слайде)

Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи:

(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.

— на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)

— какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)

— как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

— какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).

— молодцы! Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».

— давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными?

Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;

если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)

Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.

2. Еслк прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:

Нисколько не интересная книга.

— НЕ с существительными?

1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;

2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.

Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)

-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? ( НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)

С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)

— какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)

2) формулировка правила:

Посмотрите на слайд, где даны наречия. Какую закономерность вы заметили?

Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно

Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.

— правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:

Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.

Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.

— А теперь сравним наши выводы с правилом, которое дано в учениках на стр. 101.

— молодцы! А теперь перейдем к закреплению изученного.

4. Закрепление изученного

1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)

Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво

(эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется)

(работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня;

2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно). 1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо,

2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза.

3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно.

— Составьте по 3 предложения с данными наречиями.

3) упр. 244 (сам-но).

1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (непр.местоим) увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз.

3. Недавно (=только что) одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).

Проверка. Словарная работа (со словом тамарисковых )

— когда пишутся наречия с НЕ слитно?

— а когда раздельно?

— чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование ( testEdu )

1. укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:

А) встретить (не)дружелюбно

Б)работа выполнена (не)плохо

В)произнести (не)громко, а тихо

2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:

3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :

4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

Б) (не)ихо, а громко

В) отнюдь (не)быстро

Г) нисколько (не)убедительно

5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?

6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

Б) (не)богато, а бедно

В) нисколько (не)убедительно

Г) далеко (не)интересно

-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

6. Объяснение д/з.

Параграф 38 – правило выучить, упр. 245, 247.

1. Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016.

2. М.Ю. Никулина. Проверочные работы по русскому языку 7 класс. – М.: Экзамен, 2015.

3. Е.А. Касатых. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс. – М.: Просвещение, 2014.

Тема урока: «Правописание НЕ с наречиями на –о, -е». План-конспект урока в 7 классе

Тема урока: «Правописание НЕ с наречиями на –о, -е».

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Правописание НЕ с наречиями на –о, -е». План-конспект урока в 7 классе»

МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка.

Учитель: Каменная Лариса Ивановна

Тема урока: «Правописание НЕ с наречиями на –о, -е».

1) ) познакомить с правилом правописания не с наречиями на -о, -е, в сопоставлении с правилами правописания не с именами существительными и прилагательными;

2) формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;

развивать внимание, память, аналитическое мышление, навыки связной речи;

развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы;

1) формировать мотивированность на активное творческое усвоение учебного материала;

2) воспитывать дух сотрудничества, взаимопомощи;

3) воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-«открытие»

Оборудование: презентация Power Point;

карточка с дидактическим материалом,

конверты с раздаточным материалом

Используются различные методы контроля и работы: групповая работа, фронтальная, индивидуальная, самопроверка, самостоятельная работа.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный: урок-открытие.(слайд 2)

И начнём мы его необычно.

Встаньте ровно, без устали поднимите руки вверх,

Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее,

Вместе глубоко вдохните, тихо сядьте,

Поставьте ноги прямо,

Спину держите ровно.

2. Актуализация знаний

-Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? Вы их запомнили?

— Назовите наречие в сравнительной степени. (МЕДЛЕННЕЕ).

-Назовите наречия образа действия. (РОВНО, БЕЗ УСТАЛИ,ВВЕРХ, НИЗКО, ДРУЖНО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО, ТИХО, ПРЯМО.)

-Что обозначают все названные наречия? (ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ)

-Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? (УЧИТЬСЯ)

3.Формулировка темы и цели урока

1)- Выберите наречия из списка на экране, расскажите, как будем учиться. (слайд 3)

ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО

-Замечательная задача урока получилась: УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО

-Если так будем учиться, урок получится эффективным.

-А чему будем учиться, сформулируем чуть позже.

2) Сценка «О частице и приставке НЕ».

— Посмотрите сценку, подготовленную ребятами, и вспомните одно из заданий домашнего задания.

-Ну, а теперь вы можете сформулировать тему урока? (слайд 4)

-Какие цели мы можем перед собой поставить? (слайд 5)

-Какой будет главный результат урока? (УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО)

Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

-Вам интересно узнать новое в теме «Наречие»? (слайд 6) (Песня «Ужасно интересно») – по ссылке

-А чтобы у нас всё получилось, на уроке мы будем следовать следующим правилам:

В тетрадях мы будем работать аккуратно.

Нам будет радостно от сделанных открытий,

Мы честно воспримем ошибки, если с ними встретимся,

Играючи выполним все задания,

К концу занятия нам всё станет ясно и понятно.

И надеюсь, что вам со мной будет надежно. (слайд 7)

4.Повторение. Актуализация опорных знаний.

А) 2 ученика работают за компьютером с программой «Фраза» по теме «НЕ с прилагательными и причастиями».

Б) Лингвистическая разминка (на основе А18 ЕГЭ) (Notebook слайд №1) – по гиперссылке – с проверкой

Четвертый лишний” (элемент подготовки к ЕГЭ)

А 18(1) В каком ряду в двух словах НЕ пишется со словом слитно? Выпишите этот ряд. Вставьте пропущенные буквы.

1)Н. кем (не)забытая; (не)вежливый подросток

2)(Не)решительность, а робость; задача (не)зада. а

3)Ск. зал (не)правду; (не)выполне. ое задание

4)(Не)погода; (не)ра. сказанная история

А 18(2) В каком ряду в двух словах НЕ пишется со словом раздельно? Вставьте пропущенные буквы.

1)(Не)проб. жав; (не)красивый поступок

2)(Не)брежность в одежде; вовсе (не)сложный тест

3)(Не)любит выб. рать; (не)седьмой класс

4)(Не)большой, а умный; (не)чита. щий ученик

-А каковы же условия правописания НЕ с наречием?

5.Объяснение нового материала.

1)Рассмотрите статью учебника п. 36 (стр.102) и решите: правило написания НЕ с наречием то же, что для имени существительного и прилагательного, или правила разные?

2)Сформулируйте правило правописания НЕ с наречием. (слайд 8)

3)Распределительный диктант. (Notebook слайд №1) – по гиперссылке (выполняется на доске и в рабочей тетради)

Задание. Распределите слова по группам, объясните правописание:

1-не с существительными, 2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.

(Не) правда, а ложь; (не)грамотная речь; убеждал (не)искренне; (не)решительность ученика; долгое (не)настье; совсем (не)громко поздоровался; (не)брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)поверхностные, а прочные знания; (не)быстро, а медленно.

6.Физкультминутка. (слайд 9)

Для проведения физкультминутки учащиеся должны встать со своих мест.

Если слово пишется с НЕ слитно, делаем кивок головой вперед, наклоняем туловище вперед, если слово пишется с НЕ раздельно, хлопаем в ладоши.

Невежливость, взгляд не злой, а добрый; неискренность, невежа, не грусть, а радость; далеко не просто, неаккуратно, отношения невраждебные, не мчится, неравнодушно, не по-товарищески.

Нажимаем на лепесток цветка, объясняем правописание появившихся слов. (Предварительно лепестки с различными цветами розданы учащимся. У кого совпадает цвет лепестка с цветом открытого слова – тому объяснять правописание слова)

2) «Кто быстрее?» (Notebook слайд №1) – по гиперссылке (Задание на развитие быстроты реакции и мышления)

-Соедините части слов, записанные в два столбика

— Запишите в тетради номера частей слов.

5)неправ 5) а злой

7)невеж 7) соко, а низко

8)не ту 8) красиво

10) не добрый 10) го

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5(Notebook слайд №2) (Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

-По картинке (ПДД) составьте запретительно-разрешительные слоганы, используя наречия (в том числе и с НЕ).

Для этого сидящим за первыми партами нужно просто повернуться назад. На столах уже лежат фишки разных цветов – возьмите себе по одной.

Поднимите руку те, кто взял красную фишку – вы будете командирами

Кто взял желтую фишку, будет читать задание.

Ученик с зеленой фишкой будет записывать ваш ответ.

Тот, кому осталась фишка синего цвета, будет отвечать по данному заданию устно.

1. Отметьте (прямо на карточке) орфограмму «Слитное и раздельное написание не с наречиями». Подготовьте устное объяснение.

Сделать (не) умело; пишет (не)разборчивее других; пришить (не)крепко; выполнить (не)брежно; поступил (не) по-дружески; взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением; говорить ничуть (не) весело; совсем (не)громко; далеко (не)ласково.

2. Проанализируйте правописание данных наречий и запишите на обратной стороне листка четыре своих словосочетания на данное правило, обозначая орфограмму.

Критерии оценок (слайд 13)

— Ну, что, пока всё идёт неплохо. Посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием.

Внимание на экран.

Сегодня опять на уроке Петя отвечал с бухты барахты.

-Как вы понимаете это предложение? Что значит с бухты барахты? Каким ключевым словом мы можем объяснить его? (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

-Вот сейчас мы будем заменять фразеологизмы наречиями с НЕ, объясняя тем самым их лексическое значение. Выпишите фразеологизм и его синоним.

Сегодня опять на уроке Петя отвечал с бухты барахты. -НЕОБДУМАННО

Катя выполняет домашнюю работу в час по чайной ложке — НЕТОРОПЛИВО

Пятерок у некоторых в дневнике кот наплакал — НЕМНОГО

Загаданных желаний на Новый год пруд пруди — НЕМАЛО

-Как вы убедились в русском языке возможна замена словосочетания одним словом. Это говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром Иван Сергеевич Тургенев писал: «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

8. Подведение итогов.

Ну что же, ребята, наш урок подходит к концу. Как вы считаете, мы выполнили поставленные нами задачи?

Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно.

9. Задание на дом. (Слайд 15)

1гр. П. 36 упр.223

2гр. П. 36 Творческая работа (задание и текст упражнения даны в рабочей тетради).

10. Тестовая работа. (1-2 группы) (Приложение 1)

А сейчас выполним небольшой тест на тему «НЕ с наречиями». Коле, Андрею и Хуснии (гр.2) я предлагаю тест, в котором уже есть пояснения, это поможет им выполнить тест без ошибок (для слабых ребят)

11. Рефлексия. (Слайд 16)

— Оцените главный результат своей деятельности – умение применять правило.

На уроке я научился …. На уроке мне понравилось … С урока я ухожу …

12. Выставление оценок. (Слайд 17)

— Спасибо всем за урок, за сотрудничество. Хочется всем пожелать дальнейших успехов.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-narechiyami-na-o-e-klass-1964242.html

http://multiurok.ru/files/tema-uroka-pravopisanie-ne-s-narechiiami-na-o-e-pl.html