Конспект урока на тему правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Конспект урока русского языка «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-поисковые действия младших школьников (работа со словами). УУД: Преобразование и интерпретация информации.

  • Поиск информации заданной в явном виде, актуализация знаний. Сопоставление объектов.
  • Ключевые понятия (ударная и безударная гласная).
  • Конструирование алгоритма.
  • Группировка слов по алгоритму.

Урок русского языка

Тема: « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (2 класс)

Цель: учить писать слова с проверяемым написанием.

  • формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
  • учить конструированию алгоритма правописания проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • учить определять пошаговое решение орфографической задачи, используя алгоритм проверки безударных гласных;
  • воспитывать интерес к предмету, коммуникативные качества личности.

Проверка готовности к уроку. Эмоционально-положительный настрой на работу. (Учитель предлагает учащимся повернуться друг к другу, улыбнуться, пожелать хорошей работы).

На доске записаны буквы: а, о, и, е.
Учитель: Что объединят эти буквы ? Что вы о них знаете?

3.Словарная работа:

Учитель: Слова рассыпались. Соберите эти слова. Для этого я предлагаю вам поработать в парах.

Один ученик записывает слова на доске, объясняет орфограмму. Учащиеся работают в тетрадях.

(Комар, ветер, корова).

Дети называют слова, называют орфограмму «непроверяемая безударная гласная».

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новой орфографической темой. Нас ждет серьезная работа. А девизом сегодняшнего урока станет высказывание Генри Форда «Знания есть лишь у того, у кого есть вопросы». Как понимаете это высказывание? Согласны ли?

Дети: Познание начинается с вопроса. Если есть вопрос, значит, начинается поиск ответа на него.

Учитель: Сегодня, работая над новой орфографической задачей, вы самостоятельно найдете ответ и составите алгоритм действий при ее решении. Но эта цель будет достигнута лишь в том случае, если вы правильно поставите вопрос к нашему уроку.

4. Актуализация знаний.

(на доске записано стихотворение)

Учитель: Прочитайте стихотворение О. Высотской «Ёлочка».

Ни листочка , ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И берёзки , и осинки
Скучные стоят.
Только ёлочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.

Учитель: Выпишите выделенные слова, расставьте ударение, отметьте слабые и сильные позиции гласных звуков в корне слова.

Л и сто́чка, тр а ви́нки, б е рёзки, о си́нки, м о ро́з.

Учитель: Что объединяет эти слова?

Дети: Во всех словах есть безударная гласная в корне.

Учитель: По какому признаку можно разделить данные слова на две группы?

Дети: Слова с проверяемым и непроверяемым написанием слов.

Учитель: Как вы думаете, какой вопрос станет вопросом урока?

Дети: Как проверить написание безударной гласной ?

Учитель: На этот вопрос мы и должны сегодня найти ответ. Сформулируйте тему нашего урока.

Дети: « Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова ».

5. Изучение нового материала.

Учитель: Выберите из данных слов слова с непроверяемым написанием. Как мы можем определить написание гласных в этих словах?

Дети: Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением , определяются по орфографическому словарю .

Учитель: Выпишите слова с проверяемым написанием, записывая их друг под другом, образуя столбик. Подберите проверочные слова.

л и сто́чка — л и ст, л и́ стья
тр а ви́нки – тр а́ вка, тр а́ вы
Ученики называют разные варианты проверочных слов.
Учитель: Теперь у вас есть вся информация, как проверить правописание безударных гласных в корне слова. Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, нужно использовать алгоритм. Что такое алгоритм?

Дети: План действий (последовательность шагов).

Учитель: «Алгоритм – совокупность действий, правил для решения данной задачи» (Ожегов С.И.)

Выведение алгоритма правильного написания гласной в корне.

Учитель: Назовите последовательность действий для правильного написания гласных в корне.

Дети рассказывают план действий, определяют последовательность шагов.

Учитель: Запишите алгоритм.

(Слабым детям предлагается заготовка алгоритма.)

Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз. (Имитируем движением мороз)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морозный нос. ( Натираем нос)
В речке стала вдруг вода, (прыжки на месте)
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, (дети кружатся)
Снег кружится,
Заметая всё кругом (имитируем движения руками)
Белоснежным серебром.

Учитель: Откройте учебник на странице 71. Проверьте и сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике. Кто согласен, у кого есть вопросы и замечания?

Учитель: Вспомните вопрос, который вы поставили в начале урока.

Дети: Как проверить написание безударной гласной.

Учитель: Можем ли сейчас на него ответить? Что нам в этом поможет?

Учитель: Назовите два способа проверки безударной гласной в корне слов.

Учитель: Сделайте вывод .

Дети: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.

Учитель: Давайте научимся применять алгоритм на практике при выполнении заданий .

6. Работа над темой урока.

Выполнение пошаговых действий, используя алгоритм проверки безударных гласных в корне слова .

Коллективная форма работы :

Упражнение 144 – учебник (цепочкой у доски)

1 вариант выписывает слова с безударной гласной проверяемой ударением.

2 вариант выписывает слова с непроверяемой безударной гласной.

Ст о ит д е кабрь на дв о ре. Тр е щат лютые м о розы. Дуют х о лодные ветры. Б е рёзки и липа стоят без листьев, голые. Только с о сна да ель з е лёные. М е дведь залез в свою б е рлогу и спит. Белка в дупле ест гр и бки и о решки. Серые волки по н о чам воют от г о лода.

Взаимопроверка. (При затруднении дети используют орфографический словарь)

Учитель: Какую орфографическую задачу мы решали на уроке?

-Что помогло нам ответить на вопрос «Как проверить написание безударной гласной?»?

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке. Выберите и подчеркните одно из высказываний.

  • Я все понял, но у меня остались вопросы.
  • Я все понял, могу работать по алгоритму.
  • Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Конспект урока «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕМА УРОКА: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

1) развивать умение анализировать изучаемое орфографическое правило.

2) развивать умение анализировать слова (написание и объяснение их) с изучаемой орфограммой, применяя соответствующее орфографическое правило.

1) формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока;

2) формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока.

1. Проверка домашнего задания.

2. Грамматический диктант.

1. Корень такой же, как у слова ЗВОНОК

2. Приставка такая же, как у слова ЗАВЕРНУЛ

3. Суффикс такой же, как у слова ЛЮБИТЬ

4. Второй суффикс такой же, как у слова ПРИШЁЛ

5. Окончание такое же, как у слова КРАСКА

(Получится слова ЗАЗВОНИЛА)

— Разберите слово по составу. Назовите орфограмму в слове зазвонила.

3. Объяснение нового материала.

Почему они так называются? (На доске записаны слова с пропуском букв.)

З..мляника, к..стяника, г..лубика, ..жевика, м..лина, ч..рника.

(Малина — исторически от «ма́лый».)

— Какая часть слова помогла вам определить его происхождение?

— Почему корень называется главной значимой частью?

— Какие значимые части слова вам известны?

4. Анализ записи на доске.

Сп..ши стихи — сп..ши на урок

пол..скать собачку — пол..скать бельё

зап..вать песню — зап..вать лекарство

— Корни слов звучат одинаково. Значит ли это, что они одинаково пишутся?

Учащиеся подбирают проверочные слова и делают вывод , что корни имеют разные значения.

5. Запишите слова с безударной проверяемой гласной в корне, подберите и запишите проверочные слова.

Серый горизонт светлел, уплотнялся. Мутные очертания предметов принимали чёткую форму. Панорама местности приближалась к глазам. На первом плане выделялись верхушки леса. За ним виднелась полоса поля. По нижнему краю поля тянулась волнистая линия переднего края.

6. Упражнение 31 (устно)

— В каждой подборке однокоренных слов найдите проверочное.

7. Вывод — чтение правила на стр. 19.

Учитель обращает внимание учащихся на номер правила. Правило № 1 — самое главное о правописания гласных в словах русского языка.

Ударение над гласной

Может букву сделать ясной.

В пропедевтических целях можно сообщить, что безударную гласную можно проверить в любой морфеме: приставке ( записать — за́пись ), суффиксе ( высота — высо́тка ), окончании ( о ветке — о земле́ ).

8. Самостоятельная работа. (Формирование навыка проверки.)

упражнение 30 — подбор однокоренных слов.

Задание можно выполнить частично по усмотрению учителя.

9. Объяснительный диктант.

Учащиеся выделяют корни с проверяемой гласной, объясняют графически выбор орфограммы.

В лесу тепло. Зеленеет трава. Какие тропинки! Какая задумчивость, тишина!

Кукушка осмелела. В темноте белеют берёзки. Весенний ручей запоздал, не успел совсем сбежать и теперь струится по зелёной траве.

Образец:

Необходимо предупредить учащихся, что к словам запоздалый, запоздал можно подобрать проверочные по́здно, по́здний . Нельзя использовать для проверки безударной гласной корня глагол опаздывать , в котором ёсть суффиксе – ыва — (- ива -). В глаголах с таким суффиксом в корне под ударением часто бывает а ( кормвыкармливать, спор — оспаривать ).

— Разобрать по составу глаголы.

Домашнее задание : § 8 — правило выучить, творческое задание: составьте текст из 5-7 предложений на тему «Осень», обозначьте изученную орфограмму, т.е.: подчеркните её, выделите корень, поставьте ударение.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 66 регионов

  • Сарапу Ирина ВладимировнаНаписать 17429 05.11.2015

Номер материала: ДВ-123806

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.11.2015 934
    05.11.2015 385
    05.11.2015 1366
    05.11.2015 2032
    05.11.2015 483
    05.11.2015 7164
    05.11.2015 590

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-proveryaemih-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-550285.html

http://urok.1sept.ru/articles/634506