Конспект урока для 5кл
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.doc | 80.5 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тип урока: урок- нового материала
Тема: Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Цели урока: Обучающая . Познакомить со способами проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Формировать умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильного написания. Развивать навык пользования орфографическим словарем и другими способами проверки согласных в корне слова (изменением формы слова и подбором однокоренных слов).
Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
. Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Приветствие. Дети произносят хором девиз урока .Записывают число, классная работа.
Мы команда дружная,
Мы пишем и читаем,
И все на свете знаем!
Приветствие, настрой на урок.
Проверка готовности к уроку.
Коммуникативные-установка на общение
Проверка домашнего задания
Дети. Отвечают на вопросы.
В 1. Проверка домашнего задания. Учащиеся самостоятельно сверяют выписанные слова со словами, спроецированными на экран. На доске 2 ученика записывают составленные предложения, обозначая в них главные члены.
Знание правил и умение их применять и приводить примеры.
Изучение нового материала
Дети отвечают на вопросы.
2. Орфографический диктант (по упр. 38). Графически объясняются орфограммы-гласные.
3. Работа по теме урока. Чтение текста, записанного на доске или распечатанного для учащихся.
Мороз и солнце! день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись.
Выписать из текста слова, произношение согласных звуков в которых не совпадает с написанием. Корень и согласную в них обозначить графически. ( Мороз, солнце, чудесный, друг, прелестный .)
Сделайте вывод о том, какие процессы могут происходить с согласными звуками. (С согласными звуками в корне слова происходит то же, что и с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим не то, что пишем.)
Вспомните правила написания согласных в корне слова. При затруднении используйте правило на стр. 17 (орфограмма № 3), 19 (орфограмма № 2) и на стр. 20 (орфограмма № 4).
Запомните эти правила
.работа с текстом
Применение полученных знаний.
Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.
Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»»
План-конспект урока русского языка в 5 классе
Тема: Правописание согласных в корне слова
— актуализация и закрепление знаний по правописанию согласных в корне слов и развитие умения находить в тексте слова с данной орфограммой;
— формировать навык правописания согласных в корне слова;
— развитие у учащихся орфографической зоркости и мыслительных операций: анализа, наблюдения;
— способствовать воспитанию интереса к предмету и уважительного отношения к труду.
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Дерево настроения» (для рефлексии); эпиграф:
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем!
1. Организационный момент. Мотивация
— Добрый день! – тебе сказали.
— Добрый день! – ответишь ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
— Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! – он скажет вам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
— Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов на уроке.
2. Сообщение темы урока, постановка цели, задач
— Сегодня мы продолжаем работать по теме «Правописание согласных в корне слова».
Постановка задач совместно с детьми.
3. Проверка изученного ранее материала
1) Словарная работа
— А начнём мы наш урок со словарной работы для повторения правописания о, ё после шипящих в корне.
Знаете ли вы весёлую фразу, которая помогает запоминать наибольшее количество слов на это правило? (ответы детей)
— А я знаю. Вот она:
«Известный обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшённую кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая это компотом из крыжовника». (Слайд № 3)
Пояснение значения слова «харчо» (работа с толковым словарём).
2) Работа по вариантам
— Запишите из этой фразы четыре слова и подберите проверочные слова: 1 вариант – с буквой ё в корне, 2 вариант – с буквой о в корне.
Проверка. (Слайд № 4) Слова с буквой о выделены красным цветом, слова с буквой ё – синим.
— Какие проверочные слова вы подобрали? Дешёвых (дешевле), жёсткий (жестковатый), пшённую (пшено), чёрный (чернеть, чернеет).
4. Актуализация знаний
1) Работа с учебником
— Давайте ещё раз обратимся к алгоритму, который помогает нам сделать правильный выбор в написании согласных в корне слова и ответим на вопросы:
— В какой позиции чаще всего стоит согласный, когда он оглушается? (На конце слова или перед глухим согласным в середине слова.)
— В какой позиции он становится звонким? (Перед звонким.)
— На какие три группы можно разделить слова из упражнения 82? (Бумажка, ползти – оглушение в середине слова; овраг, груз – оглушение на конце слова; косьба, молотьба – озвончение.)
— Давайте проверим наши знания на этом этапе. Подбор однокоренных слов к словам из упражнения 84 и выделение корней слов. (работа у доски).
5. Работа с тренировочными упражнениями
Работа в группах
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово. (раздаточный материал)
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Взаимопроверка. Правильный ответ на слайде №5
— Молодцы! Вы хорошо поработали, и вас ожидает сюрприз – стихотворение! И будем мы трудиться…» (В.Лившиц).
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
6. Обсуждение эпиграфа
За всё, что сделано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем!
— Ребята, о чём это стихотворение? (ответы учащихся.)
— А теперь посмотрим, какие вы знаете пословицы о труде.
Работа с упр. 83. Пояснить смысл пословиц.
— Ещё раз прочитайте пословицы и выпишите слова из первых трёх пословиц с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова, запишите к ним проверочные слова.
Надоело нам писать,
Будем лучше отдыхать.
Раз – встаём из-за стола –
Минутка отдыха пришла.
Два – кивнули головой,
Как матрёшки мы с тобой.
Три – наклоны, не ленись!
Ниже, ниже наклонись,
А четыре – разогнись.
Пять – присядь и посиди,
Руки впереди держи.
Шесть – поднялись, потянулись
И к работе вновь вернулись.
7. Индивидуальная работа по карточкам
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Проверка по слайду №8
8. Обобщение знаний
1) Чтение стихотворения учителем
До чего же сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит.
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
— На какую орфограмму встречаются слова в этом стихотворении? (На непроизносимую согласную.)
2) Итоговое разноуровневое задание
На слайде №9: Радостный, интересный, прелестный, счастливый, меткий.
Урок, человек, стрелок, момент, день.
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Составить словосочетания.
3. Составить предложение.
— Вы составили словосочетание меткий стрелок. А кого в Беларуси мы можем назвать метким стрелком? (Спортсменку Д.Домрачеву, олимпийскую чемпионку.)
9. Домашнее задание
10. Комментированное выставление оценок
— Мы заканчиваем наш урок. Выберите слова, которые характеризуют ваше настроение и этот день, и пусть распустятся листочки на нашем дереве: прекрас..ный, счас..ливый, прелес..ный, интерес..ный, чудес..ный, радос..ный, опас..ный, ужас..ный, грус..ный.
Ребята вытягивают листочки, вставляют пропущенные буквы и прикрепляют к дереву.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.
Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.
В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.
Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .
Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.
Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.
З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.
Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.
Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.
Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.
Конспект урока на тему правописание проверяемых согласных в корне слова 5 класс
Автор: Силина Ольга Васильевна
Организация: МОУ Салмановская средняя школа
Населенный пункт: Ульяновская область, с. Салманово
Цели урока:
— формирование навыка написания проверяемых согласных в корне слова;
— развитие речи. Конструирование предложений.
— развивать навыки смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения;
— поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.
Оборудование урока:
- раздаточный дидактический материал,
- мультимедийная презентация
Ход урока
- Организационный момент
В день осенний рада
Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбку всем одноклассникам и, конечно же, мне. Прошу садиться.
2. Актуализация изученного материала
Презентация. Слайд 1.
Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в страну «Орфографию». Мы уже неоднократно путешествовали в мир орфограмм и каждый раз познавали новое. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограммы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Следим за осанкой, пишем аккуратно и разборчиво.
Посмотрите на доску. На доске — чудо сад в, котором спрятаны словарные слова. Отгадав их ,мы можем сформулировать тему урока и провести словарную работу.
– Какие слова спрятаны в этом саду? Запишите (Огород, травка, лодка, дорожка)
– Назовите выделенные орфограммы.(д, б г ж)
— В какой части слова находятся эти согласные? ( В корне слова )
– Назовите тему урока.( Правописание проверяемых согласных в корне слова)
Записываем тему урока и словарные слова, подчеркивая орфограммы.
– Чем предстоит заниматься?(Слайд 1)
Учащиеся должны знать орфограмму о правописании проверяемой согласной в корне слова Учащиеся должны уметь — Безошибочно писать слова с проверяемой согласной в корне слова. Подбирать проверочные слова. Находить слова на изученную орфограмму в тексте.
3. Изучение нового материала
Сундук с орфограммами.
Слово учителя: Ребята, вспомните правило о правописании проверяемых согласных в корне слова. (Чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная).
-Народная мудрость гласит :«Поспешишь-людей насмешишь», об этом нам напоминают наши друзья белочки. Выполняем задание не спеша ,используя правило.
Вставьте пропущенные согласные в корне слова, рядом напишите проверочные слова, составьте словосочетания.
Ро…кий. Гла…кий .Хруп…кий. Ре…кий. У…кий. Бесе…ка. Варе…ка .Подви… Про…ьба .Робкий – робок. Гладкий – гладок .Хрупкий – хрупок .Редкий – редок Узкий – узок.Беседка – беседа. Варежка –варежек. Подвиг – подвиги .Просьба – просить.
-Сова предлагает нам задание «Перед выбором». Выпишите из стихотворения слова с проверяемой согласной в корне слова .
(Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег, сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.
Т.Волжина. (Мороз, снег, вяз, дуб, замёрз, насквозь)
-Ребята, давайте с вами немного отдохнем, проведем физминутку.
-Ребята, отгадайте загадки! Внимание! Подсказка! Отгадки – это слова с проверяемыми согласными в корне слова .(Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный .
Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Всем нужен, а не всякий сделает.
Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подберёт.
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло .
Длинный Антошка стоит у окошка .
На бору, на юру стоит старичок – красен колпачок.
Выполните тест 1. В каком слове пишется буква В? 1) жира… 3) гра… 2) кооперати… 4) парагра… 2. В каком слове пишется буква Г? 1) фла… 3) сварщи… 2) мости… 4) заголово…3. В каком слове пишется буква Т? 1) ре…кий 3) фло… 2) шокола… 4) сва…ьба 4. В каком слове пишется буква Ш? 1) кры…ка 3) чертё… 2) доро…ка 4) серё…ка 5. В каком слове пишется буква З? 1) про…ьба 3) ко…ьба 2) зака… 4) про…ба
Самопроверка 1 – 2 ,2 – 1, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 2 (слайд13)
-Что такое огэ ? Огэ– это государственная итоговая аттестация учащихся по русскому языку ,который проводится в 9 классе. Тема «Правописание проверяемых согласных в корне слова» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу огэ.(слайд 15)
-Ура! Получилось! Из предложения выпишите слово с проверяемой согласной в корне. Стройные берёзки что-то шепчут липам.
Рефлексия (слайд 17)
4. Подведение итогов урока
Оцените свою работу на уроке. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке:
мне всё понятно;
у меня есть вопросы ;
мне надо ещё раз всё повторить.
Молодцы, сами себя вы оценили.
Домашнее задание на следующий урок упражнение 42.
Слово учителя: Мы успешно преодолели все преграды и опасности в стране «Орфография». А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив параграф 18, стр.115, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 42 или написать сочинение с использованием слов с изученной орфограммой » Проверяемые согласные в корне слова».
Список литературы:
1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Издание: 9-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 316 с.
2. Баранов, М. Т. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов [и др.]. 4-е издание – М.: 2013. – 288 с.
3. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М., Новая школа, 2015. – 448 с.
4. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс / Н. В. Егорова. – М.: ВАКО.– 304 с.
5. Иванова, Я. Н. Изучение наречий / Я. Н. Иванова // Русский язык. – 2016. – № 18. – С. 32–34.
6. Рейнке, И. Н. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся / И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин. – Л.: Просвещение, 2014. – 240 с.
http://multiurok.ru/files/urok-v-5-klasse-pravopisanie-proveriaemykh-soglasn.html?login=ok
http://www.1urok.ru/categories/14/articles/29742