Конспект открытого урока » Правописание суффиксов»
Урок русского языка.
Тема: «Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик, — ек»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Педагогическая цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов и приставок, правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.
Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
- по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;
- по уровню познавательной активности: частично — поисковый;
-учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс»;
— рабочая тетрадь (I часть);
— электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов»
— задания на карточках;
— надписи на доске;
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
1. Приветствие «Здравствуйте!». (Зарядка для пальчиков и настрой на урок.)
— Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы:
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём (безымянными)
И везде. (мизинцами)
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки)
Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок).
II. Актуализация знаний.
— А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.
Вчера мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах.
— Где встречаются удвоенные согласные (в корне слов иностранного происхождения, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса)
— Какая группа слов является словарными словами? (слова иностранного происхождения)
Распределите слова по трем столбикам: словарные слова, удвоенная согласная на стыке приставки и корня, удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.
Перрон, лунный, малинник, поддержка, шоссе, хоккей, теннис.
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка, ключ..к, совоч..к,час…к.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)
— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)
— Какие орфограммы в приставках вы знаете?
— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?
— Как вы думаете, о каких частях слова пойдет сегодня речь на уроке?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)
— Выпишите слова с орфограммой в приставке. Выделите приставки.
П о бежал, по д скочил, пр о гулка.
Поработаем со второй группой слов ( слова с орфограммой в суффиксе)
Вставьте пропущенные буквы в словах.
— Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы?
— Все буквы пропущены в суффиксе.
— Проверяем, какие буквы вставили.
— С какой проблемой мы столкнулись?
— У нас получились разные варианты написания.
— Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?
— Мы ещё не знаем правило, когда надо писать — ик-, а когда –ек-.
— Попробуйте сформулировать тему урока?
— Правописание суффиксов –ик-, -ек-».
— Что мы должны узнать на уроке?
— Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы — ик, -ек.
— Чему должны научиться?
— Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.
IV. Работа по теме урока.
— Возьмите карточки №2 на партах, вставьте пропущенные буквы в словах.
План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.
Место занятия в системе уроков.
На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx | 232.64 КБ |
Опорный Конспект | 239 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.
Место занятия в системе уроков .
На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.
Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.
Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .
— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;
— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.
-способствовать развитию памяти и логического мышления,
-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.
— воспитывать интерес к русскому языку,
— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.
Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).
Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .
Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.
Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.
Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:
— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;
— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;
— фронтальное закрепление по блокам конспекта;
— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.
Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.
Тип урока : объяснение нового материала.
Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.
На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.
Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.
1.Организационный момент — 2 мин.
Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.
2.Актуализация знаний – 8 мин.
Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.
Повторение изученного материала.
- Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
- Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.
Дописать окончания существительных, определить падеж.
на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)
вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)
гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)
3.Изучение нового материала — 15 минут.
Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.
Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)
Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.
Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.
Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры
В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.
Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька
Правописание суф. –ец, -иц, примеры
суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.
Например. Красавец, братец, морозец.
А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.
Например. Красавица, метелица.
В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.
А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.
Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры
суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.
Например. Березонька, Лизонька, лисонька.
А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.
Например: Валенька, тученька.
Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.
4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.
Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.
5.Подведение итогов — 5 минут.
Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.
Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?
Информация о домашнем задании.
Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.
Приложение № 1. Карточки- задания.
Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами
-чик и –щик . Например : учет- учет чик
Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.
Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.
Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.
Разработка урока русского языка «Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных» с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. Меженко
Цели: повторение темы “Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных”; закрепление навыков правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания разных суффиксов имен существительных и прилагательных;
|
Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.
Ход урокаI. Организационный момент
Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).
Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.
II. Зарядка для ума
а) Устная (по вопросам).
– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)
– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)
– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)
Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.
б) например:
- карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.
– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?
- Придорожный
Дорожный дорога
- I. Про синюю (птицу) – какую?
II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
III. Про птицу (какую) синюю
- Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
- I. Для ума – сущ.,
II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
- При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…
Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.
в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).
III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради
IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК
а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.
В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е. |
б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-
В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ. |
Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.
в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:
– на стыке образующей основы и суффикса -н-; – в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель)); -н- пишется в прилагательных: – в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный); – в суффиксе -ин-. |
в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).
г) Степени сравнения качественных прилагательных.
Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной форме прилагательных суффиксов —ее- (-ей-) и -е- (левая часть). Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса —ейш- (-айш-). |
V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК
VI. Чтение правил по учебнику
(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами
VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.
VIII. Практическая работа по группам.
1) На доске записано предложение:
Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).
Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.
Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.
2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.
3) Дополнительная информация.
– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:
воспитанная девушка – девушка воспитанна.
– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.
-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).
С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.
Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.
IX. Отработка умений и навыков
1). Упр. 194 – с комментированием.
2). Цифровой диктант.
а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:
1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.
Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.
б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:
1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.
Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.
3). Карточки для индивидуальной работы.
– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:
- -н-– весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
- -ан- (-ян-) – соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
- -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
- -енн- – болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
- -онн- – авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.
X. Подведение итогов, обобщение
XI. Дифференцированное домашнее задание
Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.
Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/06/plan-konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie
http://urok.1sept.ru/articles/561569