Конспект урока на тему правописание суффиксов

Конспект открытого урока » Правописание суффиксов»

Урок русского языка.

Тема: «Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов –ик, — ек»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая цель: создать условия для усвоения правописания суффиксов и приставок, правописания суффиксов имён существительных –ик, -ек.

Предметные: содействовать формированию грамотно писать слова с суффиксами -ик-, -ек- (организовать наблюдение над словами, подвести детей к открытию способа проверки), содействовать развитию навыка каллиграфического письма и орфографической зоркости, способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Личностные результаты: способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Познавательные: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; выполнять действия по намеченному плану; контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; участвовать в паре и в работе группы, сотрудничать в совместном решении проблемы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его;

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

  • по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично — поисковый;

-учебник В.П.Канакина «Русский язык. 3 класс»;

— рабочая тетрадь (I часть);

— электронное приложение к учебнику. Тема «Правописание суффиксов»

— задания на карточках;

— надписи на доске;

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие «Здравствуйте!». (Зарядка для пальчиков и настрой на урок.)

— Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)
Успеха (указательными)
Большого (средними)
Во всём (безымянными)
И везде. (мизинцами)
Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки)
Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок).

II. Актуализация знаний.

— А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.

Вчера мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах.

— Где встречаются удвоенные согласные (в корне слов иностранного происхождения, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса)

— Какая группа слов является словарными словами? (слова иностранного происхождения)

Распределите слова по трем столбикам: словарные слова, удвоенная согласная на стыке приставки и корня, удвоенная согласная на стыке корня и суффикса.

Перрон, лунный, малинник, поддержка, шоссе, хоккей, теннис.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

П..бежал, замоч..к, по..скочил, пр..гулка, ключ..к, совоч..к,час…к.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Как вы думаете, о каких частях слова пойдет сегодня речь на уроке?

Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

— Выпишите слова с орфограммой в приставке. Выделите приставки.

П о бежал, по д скочил, пр о гулка.

Поработаем со второй группой слов ( слова с орфограммой в суффиксе)

Вставьте пропущенные буквы в словах.

— Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы?

Все буквы пропущены в суффиксе.

— Проверяем, какие буквы вставили.

— С какой проблемой мы столкнулись?

У нас получились разные варианты написания.

— Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?

Мы ещё не знаем правило, когда надо писать — ик-, а когда –ек-.

— Попробуйте сформулировать тему урока?

Правописание суффиксов –ик-, -ек-».

— Что мы должны узнать на уроке?

Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы — ик, -ек.

— Чему должны научиться?

— Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек.

IV. Работа по теме урока.

— Возьмите карточки №2 на партах, вставьте пропущенные буквы в словах.

План-конспект по русскому языку на тему «Правописание суффиксов имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_sushchestvitelnykh.docx232.64 КБ
Опорный Конспект239 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. Знание правила — это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков .

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок- объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок — закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока : формирование орфографических умений и навыков по теме урока .

— научить способу применять правило написания суффиксов –чик-, -щик-, –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц- , -оньк, -еньк — существительных;

— закрепить навык правописания суффиксов –ик — и -ек-.

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

— воспитывать интерес к русскому языку,

— воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать: понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных .

Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии : технология обучения с помощью опорных конспектов ( автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно — ориентированного обучения.

Т ехнология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

— изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

— индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

— фронтальное закрепление по блокам конспекта;

— самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник «плюс» конспект урока.

Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока : объяснение нового материала.

Оборудование : компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия идет презентация, выполненная в программе PowerPoint . Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся : фронтальная; самостоятельная.

1.Организационный момент — 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить теоретический материал, даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного материала.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи, правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух… (П.П) принести сестр… (Д.П)

вижу лис… (В.П ) горжусь побед… (Т.П.)

гостить в Подмосковь… (П.П) нет гост… (Р.П.)

3.Изучение нового материала — 15 минут.

Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

Правописание суф. –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

Правописание суф. –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала — 10 минут. Первичное закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом способствует закреплению умений и навыков по новому материалу, формирование умения осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

5.Подведение итогов — 5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы, ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик . Например : учет- учет чик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать, добыть.

Задание: Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через луж и цы, интересный рассказ е ц, слабое здоровь и це, небольшое поместь и це, новое бель е цо, свежий хлеб е ц, детская книж и ца, нажитый капитал е ц, легкое пальт е цо, любимое создань и це, ползущая гусен и ца, бравый гварде е ц, перехитрить хитр е ца, зеленая луков и ца, умел е ц на все руки.

Разработка урока русского языка «Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных» с использованием опорных схем-конспектов Ю.С. Меженко

Цели: повторение темы “Правописание суффиксов имен существительных и прилагательных”; закрепление навыков правописания –н– и –нн– в суффиксах сущ. и прил.; рассмотреть трудные вопросы правописания разных суффиксов имен существительных и прилагательных;
  • развивитие логического мышления;
  • воспитание бережного отношения к языку.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета, ОСК, карточки для индивидуальных заданий, учебник, памятки всех видов разбора.

Ход урока

I. Организационный момент

Минутка эмоциональной разгрузки (звучит спокойная классическая музыка (“Вальс цветов”)).

Учитель: Представьте, что наступает весна, солнышко пригревает, растаял снег, растут цветы… С этим весенним настроением мы и начинаем урок.

II. Зарядка для ума

а) Устная (по вопросам).

– Какие разделы русского языка вы знаете? (Фонетика – “фонема” звук; лексика – значение слова; фразеология – устойчивые сочетания слов; морфемика и словообразование – состав слова и словообразование; морфология – части речи; синтаксис – с/с, предложения, текст; пунктуация – знаки препинания.)

– Что они изучают? Без какого раздела нельзя обойтись почти в каждом выше перечисленном? (Орфография.)

– С чем это связано? (Мы изучаем произношение и написание, значение слова и написание, состав слова, словообразование ин…)

Вывод: никак не обойтись без ОРФОГРАФИИ – системы правил на разные темы.

б) например:

  • карточка + толковый словарь + словарь иностранных слов. Язык, посредник, поработить.

– Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

  • Придорожный
    Дорожный дорога
  • I. Про синюю (птицу) – какую?
    II. Н.ф (синяя птица)., ед.ч., ж. р., В.п., качеств.
    III. Про птицу (какую) синюю
  • Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия.
  • I. Для ума – сущ.,
    II Н.ф.– ум, пост.-м.р., 2 скл., неод., нариц., непост. – ед.ч, Р.п.
    III. Зарядка какая? Для ума (не зависит от глагола).
  • При каких написаниях мы вынуждены были обратиться к орфографии?
    маяк – сл.сл., язык – сл.сл., посредник – посредника, поработить, придорожный, (ларечек – ларечка), про синюю (какую?), зарядка для ума…

Вывод: практически в каждом разделе мы обращаемся к орфографии.

в) мгновенная проверка знаний на орфограмму “Правописание приставок – пре-при”. (заготовка на листочках, подписать, указать справа тему).

III. Сообщение темы и целей занятия. Запись темы в тетради

IV. Подача теоретического материала преподавателем по ОСК

а) о – ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих и под ударением пишется о, без ударения е.

б) Суффиксы -щик- (-чик-), -ек-, -ик-

В суффиксах существительных – -щик- (-чик-) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч. В остальных случаях пишется буква щ.

Суффикс -ек- пишется в том случае, если при изменении слова гласная е выпадает. В противном случае пишем суффикс -нк-.

в) -нн- в суффиксах прилагательных пишется:

– на стыке образующей основы и суффикса -н-;

– в прилагательных, образованных от существительных, с помощью суффиксов -онн- и -енн- (исключения: свиной, ветреный (день), но ветряной (двигатель));

-н- пишется в прилагательных:

– в суффиксах -ан-, -ян- (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный);

– в суффиксе -ин-.

в) -нн- и -н- в суффиксах прилагательных (блок левый и правый).

г) Степени сравнения качественных прилагательных.

Простая сравнительная степень образуется путем прибавления к основе начальной форме прилагательных суффиксов ее- (-ей-) и -е- (левая часть).

Простая форма превосходной степени образуется путем прибавления к основе н.ф. прил. суффикса ейш- (-айш-).

V. Первичное воспроизведение теоретического материала по ОСК

VI. Чтение правил по учебнику

(а – с.87; б – с. 99, 101; в – с. 112-113). Соотнесение их с опорными схемами – конспектами

VII. Первичное закрепление и частичное воспроизведение ОСК.

VIII. Практическая работа по группам.

1) На доске записано предложение:

Моще (н, нн) ая дорого прорезала по дли (н, нн) е деревню и вильнув вправо ушла по деревя(н,нн)о– му мосту через (не) широкую, но быструю речку. (В. Богомолов).

Задание для 1 группы: выполнить синтаксический разбор предложения, расставить знаки препинания.

Задание для 2 группы: Объяснить пропущенные орфограммы, подобрать по 3 примера на каждую.

2) После проверки заданий повторяем еще раз правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных по учебнику (с. 112-113) и ОСК.

3) Дополнительная информация.

– в кратких прилагательных пишется столько же н, сколько и в полных:

воспитанная девушка – девушка воспитанна.

– необходимо запомнить: масляный (для масла, на масле, из масла): масляная лампа, масляный насос, масляное пятно, масляная краска; но масленый (запачканный, пропитанный, смазанный маслом): масленые руки, масляная каша, масленые глаза, масленая неделя.

-н- и -нн- в им. существительных определяется теми же правилами, что и в полных прилагательных: осинник (корень оканчивается на -н-, суффикс начинается с -н-), нефтяник (суффикс -ян-).

С -н- или -нн- пишутся существительные, образованные от соответствующих основ: конопляник, песчаник, гостиница, дружинник, именинник, малинник, конница, лиственница.

Необходимо запомнить: приданое, бесприданница, воспитанник, избранник, священник, ставленник, утопленник, вареник, мороженое, мученик, труженик, ученик.

IX. Отработка умений и навыков

1). Упр. 194 – с комментированием.

2). Цифровой диктант.

а) Отметьте номера существительных, в которых пишется -н-:

1) берестян. ик, 2) великомучен. ик, 3) вишен. ик, 4) воспитан. ик, 5) задолжен. ость, 6) злоумышлен. ик, 7) избран. ик, 8) измен. ик, 9)коноплян. ик, 10) копчен. ости, 11) листвен. ица, 12) осин. ик, 13) мадонн. а, 14) мошен. ичество, 15) маслен. ица, 16) наклон. ость, 17) одновремен. ость, 18) подлин. ик, 19) ольшан. ик, 20) племян. ик.

Ответы: 1, 2, 9, 10, 15, 19.

б) Отметьте случаи написания -нн- в прилагательных:

1) безветрен. ый день, 2) бульон. ый кубик, 3) ворон. ой конь, 4) глинян. ый горшок, 5) грачин. ое гнездо, 6) диван. ая подушка, 7) искусствен. ый шелк, 8) картин. ая галерея, 9) лекарствен. ое растение, 10) овчин. ый полушубок, 11) почтен. ый старик, 12) свин. ые ножки, 13) смешан. ый соус, 14) солян. ая кислота, 15) струн. ый квартет, 16) таможен. ый досмотр, 17) телефон. ый разговор, 18) тыквен. ая каша, 19) экзаменацион. ая работа, 20) бедствен. ый.

Ответы: 1, 2, 6-11, 13, 15-20.

3). Карточки для индивидуальной работы.

– Образуйте от приведенных существительных прилагательные с суффиксами:

  • -н-весна, дерзновение, мгновение, обыкновение, окно, пламя, семя, телефон, имя, истина.
  • -ан- (-ян-)соль, стекло, шерсть, глина, песок, серебро, дрова, рожь, лед.
  • -ин-– воробей, голубь, гусь, змея, лошадь, орел, осел, соболь, соловей, утка, ястреб.
  • -енн-болезнь, бритва, единство, жатва, клятва, листва, мужество, обед, родство.
  • -онн-авиация, дивизия, комиссия, оппозиция, фракция, дискуссия, реакция.

X. Подведение итогов, обобщение

XI. Дифференцированное домашнее задание

Выучить ОСК и правила на с. 87, 99, 101, 112-113 учебника.

Работа по вариантам: слабым – упр. 199, сильным – составить словарный диктант по теме “Правописание суффиксов -чик- (-щик-), -отж-, -от-, -ость-, -ин-, -изн- в существительных” (50 слов).


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/06/plan-konspekt-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie

http://urok.1sept.ru/articles/561569