Конспект урока на тему правописание суффиксов и приставок

Правописание приставок и суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.

Цели: актуализировать знания о правописании предлогов со словами и написании приставок в словах; развивать умение правильно писать гласные в некоторых суффиксах.

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; коммуникативные – умение о достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Проверка домашнего задания.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какова его тема, главная мысль?

— Объясните написание слов с орфограммами.

(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова поля.)

— Составьте из слов предложения и запишите их. Вставьте пропущенные буквы.

Наш, собрал, мета..олома, то..у, кла.. .

На, было, па..ажиров, много, пе..оне.

По, машин, шо..е, двигалась, коло..а.

— Подчеркните орфограмму в словах. Можно ли проверить эту орфограмму?

-Запишите ещё три слова на это правило.

Самоопределение к деятельности.

По..скочил, от..шёл, догадл..вый, п..р..прыгнул, клюв..к, Ван..чка, пр..гулка.

— На какие две группы их можно разделить? (Слова с орфограммой в приставке и слова с орфограммой в суффиксе.)

— Для чего нужно уметь определять состав слова? (Состав слова помогает правильно определить орфограмму в слове.)

— Какие орфограммы в приставках вы знаете?

— Какие орфограммы в суффиксах вы знаете?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах, научиться распознавать орфограммы в приставках и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.)

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

— Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?

— Какие орфограммы встречаются в приставках, корнях, суффиксах?

— Как различить приставки и предлоги? Что надо знать о правописании предлогов и приставок? (Приставки пишутся с корнем слитно, предлоги пишутся с другими словами раздельно.)

— Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа по-, до-, за-, про-, под-, от-, и т.д.? (Они пишутся всегда одинаково. Их надо запомнить.)

(Чтение слов и анализ состава слов по цепочке. Подбор синонимов и антонимов, работа со словарями. Учитель обращает внимание учащихся на то, что прилагательные и наречия с приставкой не- можно заменить синонимом этой же части речи: небогатый – бедный, неаккуратный – неряшливый, небольшой – маленький, недалеко – близко и т. д. Самостоятельное выполнение письменных заданий. Взаимопроверка.)

— Как определить, какой суффикс надо писать в слове- -ик или – ек? (Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс –ек , а если не выпадает – суффикс –ик. )

— Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется о? (Под ударением.)

— Запишите в словарик слово билет, поставьте ударение, подчеркните орфограмму.

— Объясните значение этого слова с помощью толкового словаря.

— Составьте и запишите предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Как образовалось слово дружочек? (От слова дружок с помощью суффикса –ек. )

— Почему в этом слове пишется суффикс – ек? (Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка.)

— А как образовалось слово дружок? (От слова друг с помощью суффикса –ок. )

— Почему в суффиксе надо писать о? (Буква о пишется в суффиксах существительных после шипящих под ударением.)

— Прочитайте материал рублики «Обратите внимание!».

— Что происходит в корнях и суффиксах при образовании новых слов?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Коллективная проверка, самооценка.)

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

— В какой части слов пропущены буквы? (В суффиксе.)

— Какие правила надо применить, чтобы правильно написать слова?

— Написание каких суффиксов надо запомнить?

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Проверка. Учащиеся по цепочке объясняют правописание слов, называют суффиксы. Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова крючок. Самооценка.)

1.Приставка – часть слова, которая стоит:

а) перед корнем в) после окончания

б) после корня г) после суффикса

2.Не существует приставки:

3.Укажите случай раздельного написания.

а) (про)студа в) (про)лог

б) (про)мах г) (про)дрог

4.Укажите слово с приставкой с-.

а) (з, с)делка в) (з, с)десь

б) (з, с)дравие г) (з, с)дание

5.Суффикс служит для:

а) связи слов в предложении

б) изменения слов

в) образования новых слов

г) соединения корня и окончания

6.Укажите слово с суффиксом – ик.

а) ключ..к в) замоч..к

б) кармаш..к г) дружоч..к

7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.

а) белка в) липка

б) рыбка г) стопка

— Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 3 (с. 16-19), проверочная работа (с.58).)

Подведение итогов урока.

— Правописание, каких значимых частей слова мы сегодня повторили?

— Что надо помнить о правописании приставок? Суффиксов?

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме «Повторение правописания корней, приставок и суффиксов». Урок разработан в технологии встречных усилий.

Формируем умение находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости–звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с с.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса, УМК «Школа России».

Презентация к уроку русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Урок русского языка в 3 классе.

Правописание суффиксов -ик, -ек .

Закрепление у учащихся знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. Использованы материалы самостоятель.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание суффиксов и приставок

учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;

научиться намечать способы проверки орфограмм.

Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

  • безударный гласный;
  • парный звонкий и глухой согласный;
  • скопление (стечение) согласных;
  • шипящий звук (ж, ш, ч, щ).

После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.

Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.

Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.

На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.

В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.

В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.

ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.

И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.

После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.

Укажите суффикс, который указывает на детёнышей

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока : «Правописание приставок и суффиксов»

Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.

Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.

Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.

Личностные: привитие интереса к предмету.

Методы : практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник : Русский язык: 3 класс.

Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);

Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);

Выявление места и причины затруднения (1 мин);

Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);

Реализация построенного проекта (5мин);

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);

Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);

Включение в систему знаний и повторений (10мин);

Рефлексия ( 2 мин)

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

II . Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.

— Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.

— Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.

— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

таким же суффиксом.(берёзка, осинка).

— Что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

III. Выявление места и причины затруднения

Откройте учебник на странице 124.

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

— Какую цель поставим перед собой на урок?

Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Выполним упражнение 239.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)

Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.

— Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.

Побег, переход, проезд,

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)

-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).

Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).

— Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?

— Когда мы применяем правило о Безударной гласной?

Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.

— Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).

— А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).

V . Реализация построенного проекта

— Выполните упр. 240.

Слова с приставками: расколить, посади.

Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.

В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.

— У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к

— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.

— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).

— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.

Маршируют, высоко поднимая ноги.

Всем щеки нарумянит

Трут щеки ладонями

Всех за нос ущипнет.

Щиплют себя за нос

А ночью он, пока я спал

Маршируют на цыпочках

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Рисуют воображаемой кистью листья.

VI . Обобщения затруднений во внешней речи

Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.

Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.

— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)

— Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.

— В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).

— Кто может сформулировать правило?

Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.

— Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.

Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.

Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.

— Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.

. летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

— Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

VIII . Включение в систему знаний и повторений

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

— Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.


источники:

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-klass-1581708.html