Конспект урока на тему правописание суффиксов и приставок 3 класс школа россии

Конспект «Правописание суффиксов и приставок» 1 урок 3 класс Канакина
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект к уроку русского языка в 3 классе «Правописание суффиксов и приставок» 1 урок Канакина УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_suffiksov_i_pristavok_3_chasa_uroki_umarova_3_klass.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание суффиксов и приставок (3 часа). 3 класс УМК «Школа Росси»

— Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.

— Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок .

-Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: формирование умений находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ек, -ик.

— находить орфограммы в суффиксах и приставках;

-самостоятельно записывать слова с суффиксами –ек и –ик.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: учебник «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., тетрадь на печатной основе, электронное приложение к учебнику, наглядный материал (плакаты).

— Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.

— Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

— Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. ( Предлог – это часть речи, остальные – части слова.)

— В каких частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? ( Подобрать проверочное слово)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

-Прочитайте слова (карточка)

П..стирать, п..р..писать, по..ходить, ..делать, горош..к, дожд..к.

— Вставьте пропущенные буквы.

— При выполнении задания, где возникли у вас затруднения?

  1. Выявление места и причины затруднения.

— Еще раз прочитайте слова на карточках. Скажите, в каких частях слова орфограммы?

— Какие орфограммы здесь встречаются?

— Как проверить написание орфограмма в приставках и суффиксах?

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

— Сформулируйте цель нашего урока и задачи нашего урока.

Мы будем правильно…

  1. Реализация построенного проекта.

-Что нужно различать, чтобы правильно определить, где находится орфограмма? ( Приставку и суффикс)

— Выполните упр. 239 с. 124. (Самостоятельная выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.

Электронное приложение (прослушивание)

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? ( Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс)

— Прочитайте на с. 124.

— Выполните упр. 242 с. 125.

— Прочитайте пары слов.

— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

— Что с ним происходит при изменении формы слова? (исчезает гласный звук)

— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)

— Что с ним происходит при изменении формы слова) (Гласный звук не исчезает)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Расскажите о правописании суффиксов –ек и — ик.

Электронное приложение (прослушивание правила)

— Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Электронное приложение (игра «-ек или –ик»).

Работа в парах. Р.т. с. 67 Упр. 168.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Выполнение задания в р.т. с. 67 упр. 166, с. 68 упр. 170. Сверка с эталоном.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Стол, двор, нос, слон, ковёр, дом, песок.

— Образуйте новые слова с использованием суффиксов –ек и –ик. Запишите новые слова, выделите суффиксы. Составьте с одним из слов предложение.

— Сейчас я буду зачитывать слова, а вы делить по ходу выполнения задания на 2 группы: безударный гласный звук и парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке.

Работа в группах.

— Составьте кластер. 1 группа пишет слова, в которых есть суффикс –ик, 2 группа – ек.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтение сказки «Чудесные превращения»

— Оцените вою работу на уроке от 1 до 3

2- можно было и лучше

3- работал активно

Д/ з. Выучить правило с. 125, р.т. с. 68 упр. 169

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока : «Правописание приставок и суффиксов»

Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.

Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.

Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.

Личностные: привитие интереса к предмету.

Методы : практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник : Русский язык: 3 класс.

Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);

Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);

Выявление места и причины затруднения (1 мин);

Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);

Реализация построенного проекта (5мин);

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);

Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);

Включение в систему знаний и повторений (10мин);

Рефлексия ( 2 мин)

— Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

— Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

II . Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.

— Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.

— Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.

— Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)

-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с

таким же суффиксом.(берёзка, осинка).

— Что такое суффикс?

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

— Какое значение придает суффикс — к этим словам? (умен.-ласкат.)

— Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).

— Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).

III. Выявление места и причины затруднения

Откройте учебник на странице 124.

— Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

— Какую цель поставим перед собой на урок?

Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.

IV . Построение проекта выхода из затруднения

Выполним упражнение 239.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.

— Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)

Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.

— Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.

Побег, переход, проезд,

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)

-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).

Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.

— В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).

— Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?

— Когда мы применяем правило о Безударной гласной?

Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.

— Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).

— А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).

V . Реализация построенного проекта

— Выполните упр. 240.

Слова с приставками: расколить, посади.

Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.

В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.

— У меня для вас есть слова. Прочитайте их.

Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к

— Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).

— Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.

Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.

— Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).

— Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.

Маршируют, высоко поднимая ноги.

Всем щеки нарумянит

Трут щеки ладонями

Всех за нос ущипнет.

Щиплют себя за нос

А ночью он, пока я спал

Маршируют на цыпочках

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Рисуют воображаемой кистью листья.

VI . Обобщения затруднений во внешней речи

Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.

Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.

— Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)

— Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)

— Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.

— В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).

— Кто может сформулировать правило?

Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.

— Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.

Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.

Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.

— Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

— Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.

. летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.

— Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

VIII . Включение в систему знаний и повторений

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

— Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

— Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание суффиксов и приставок

учиться различать орфограммы в приставках и суффиксах слов.

научиться находить орфограммы в приставках и суффиксах;

научиться намечать способы проверки орфограмм.

Приставка, корень, суффикс, окончание; орфограмма; орфограмма суффикса, орфограмма приставки.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите запись. Определите, какие из частей слова являются приставками, а какие суффиксами.

В этой таблице представлены приставки и суффиксы. Определим, какие из частей слова являются приставками, а какие – суффиксами. Проверим себя.

Приставки: за-, над-, на-, под-, по-, об-, до-, про-, пере-.

Суффиксы: -еньк-, -оньк-, -ик-, -тель-, -чик -, -ист.

  • какие орфограммы есть в приставках и суффиксах;
  • определять опознавательные признаки орфограммы;
  • находить орфограммы и намечать способы проверки орфограмм.

Вспомним! Опознавательным признаком орфограммы являются:

  • безударный гласный;
  • парный звонкий и глухой согласный;
  • скопление (стечение) согласных;
  • шипящий звук (ж, ш, ч, щ).

После того, как мы определили орфограмму, необходимо указать, в какой части слова данная орфограмма: в корне, в приставке, в суффиксе.

Если орфограмма в приставке или суффиксе, то необходимо определить правильность написания слова по орфографическому словарю.

Особую трудность в написании составляют суффиксы –ек-, -ик-. Для того, чтобы понять, как пишутся эти суффиксы, узнаем, что такое беглые гласные.

Прочитаем формы слова «сон»: сон, сна, сну, сном, о сне. Как видно, в существительном в слове «сон» гласный о то появляется, то убегает. И такое происходит не только с гласным о, но и с гласным е. Почему они «убегают»? Чтобы это объяснить, надо знать историю языка. В далёкую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ (назывались они еръ и ерь). Сейчас эти буквы звуками не являются, у них особые функции. А в древности эти буквы обозначали особые звуки: ъ – звук, похожий на очень краткое о, а ь – звук, похожий на краткое е. Они могли быть и в середине, и в конце слова: сънъ, дьнь, домъ.

Прошло много лет, и судьба этих гласных изменилась: в одних положениях они выпали, а в других заменились гласными о и е.

На беглых гласных построено одно орфографическое правило о правописании суффиксов.

В суффиксе –ик- при изменении формы слова гласная буква сохраняется: билетик – билетика, билетики.

В суффиксе –ек- при изменении формы слова гласная буква исчезает («убегает»): горошек – горошка, горошки.

ПОМНИ! Гласная не убегает – пишем суффикс –ик-. Гласная убегает – пишем –ек-.

И еще одно правило, которое нужно запомнить для того, чтобы писать суффиксы правильно.

После шипящих (ж, ш, ч, щ) под ударением в суффиксе – ок- пишется буква о, в безударном положении – е.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в приставке.

Укажите слово, в котором орфограмма будет находиться в суффиксе.

Укажите суффикс, который указывает на детёнышей


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-pristavok-i-suffiksov-klass-1581708.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/conspect/