Конспект урока наречие правописание наречий 11 класс

Конспект урока наречие правописание наречий 11 класс

Цель : совершенствовать навык применения основных типов орфограмм – правописание наречий, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических задач.

Тип урока: комбинированный.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока

Повторение правила «Правописание наречий».

Материал для учителя.

Отличаем наречия от существительных.

Наречия обозначают признак предмета, признака или другого предмета

Существительные обозначают предмет

По тому, изменяется слово или нет

Наречие не изменяется

Существительное изменяется по числам и падежам

По синтаксической роли

Наречие обычно является обстоятельством

Существительное может быть любым членом предложения

Дефис в наречиях употребляется, если

1. Есть приставка по- и суффикс
-ому (-ему)

2. Есть приставка по- и суффикс
-и (-ьи, -ски, -цки)

по-волчьи, по-русски, по-немецки

3. Есть приставка в- (во-) и суффикс -их, -ых

во-первых, во-вторых, в-третьих

4. Есть приставка кое- или суффиксы -то,
-либо, -нибудь

кое-где, где-то, где-либо, где-нибудь

5. Если слова образованы путем повтора основ или корней

Еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, крепко-накрепко, видимо-невидимо

Ь после шипящих пишется

Ь после шипящих не пишется

1. Существительные женского рода 3-го склонения: рожь, брошь

1. Существительные м. р.
2-го склонения: луч, шалаш, мяч

2. Начальная форма глагола
на -чь: беречь, стеречь

2. Существительные 1-го склонения мн. ч. род. падежа: задач, туч, рощ

3. 2-е лицо ед. число глаголов: стережешь, печешь

3. Краткие прилагательные: горяч, могуч

4. Повелительное наклонение глаголов: отрежь, намажь

4. Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпеж

5. Наречия (кроме исключений): сплошь, наотмашь

Раздельное написание наречий и наречных сочетаний.

Раздельно пишутся наречия, образованные из сочетаний существительных с предлогами, если предлог оканчивается на согласную, а существительное начинается с гласной: в обмен, в обнимку, в обрез (но: позарез), в обтяжку, в обхват, в одиночку (действовать), в отместку, в отрыве, в убыток, в угоду, в упор, в охапку, без оглядки, без отказа, без удержу, без устали.

Примечание . В соответствии с этим правилом раздельно пишутся наречия типа в открытую (произведено от прилагательного), в оба (произведено от числительного).

Раздельно пишутся наречия, образованные от существительных с предлогами, если существительные сохранили некоторые падежные формы (две и более): в головах – под головами (разг.), в потемках – потемки, в тупик – в тупике (оказаться), за границей – за границу, из-за границы (но: торговать с заграницей – существительное заграница), на запятки – на запятках, на карачки – на карачках, на корточки – на корточках, на ощупь – ощупью, на память – по памяти, на поруки – на поруках, на радостях – в радостях (разг.), на руку – не с руки, на совесть – по совести, на цыпочки – на цыпочках, под мышку – под мышкой – под мышки – под мышками – из-под мышек, под спуд – под спудом; пишутся раздельно наречные сочетания на днях, на рысях, на сносях.

Раздельно также пишутся наречные сочетания, в которых существительные имеют переносное значение: ругать за глаза (заочно), ударить в сердцах (сгоряча, в гневе), стоять на часах (в карауле), быть в бегах (скрываться), быть на побегушках (выполнять мелкие поручения).

Раздельно пишутся наречные сочетания, состоящие из двух одинаковых существительных с предлогом между ними: бок о бок, дверь в дверь, (жить рядом), с глазу на глаз (без свидетелей), тютелька в тютельку (разг. – очень точно); этому же правилу подчиняется написание сочетания из числительных один на один (по аналогии); но: точь-в-точь.

Если в наречных беспредложных сочетаниях одно из существительных стоит в именительном падеже, а другое в творительном, то такие сочетания пишутся раздельно: дело делом, дурак дураком, честь честью.

Раздельно пишутся наречные сочетания со следующими предлогами: без – без ведома, без зазрения совести, без запроса, без просвета, без просыпу, без разбору (без разбора), без спросу (без спроса), без толку, а также все сочетания, в которых бывшее существительное начинается с гласной буквы; в (во) – в диковинку, в добавление, в заключение, в конце, в корне, в лоск, в меру, в насмешку, в одиночку (но: поодиночке), в прах, в противовес, в рассрочку, в розницу, в ряд, в складчину, в срок, в старину, в сторону, в струнку; во всеоружии, во всеуслышание, во избежание, во сто крат; до – до востребования, до завтра, до зарезу, до крайности, до неузнаваемости, до отвала, до отказа, до полуночи, до полусмерти, до свидания, до смерти, до упаду, но: дотла, доверху, донизу.

Примечание . Наречные сочетания с предлогом до следует отличать от наречий с приставкой до- типа донага, дочерна, которые всегда пишутся слитно: за – за полдень, за полночь, за упокой, также: за границей, за глаза (см. о последних п. 2), но: замуж, замужем, запанибрата; на – на авось, на бегу, на боковую, на вес, на весу, на вид, на виду, на вкус, на время, на выбор, на глаз, на глазах, на глазок, на грех, на диво, на днях, на дом, на дому, на дыбы, на зависть, на запятках, на излете, на измор, на износ, на лад, на лету, на манер, на миг, на мировую, на нет, на отлете, на отлично, на ощупь, на память, на плаву, на прицел, на попятную (-ый), на редкость, на руку, на рысях, на славу, на смех, на сносях, на совесть, на страже, на убой, на ура, на ходу, на хорошо, на цыпочках (см. п. 2); от – от жиру, от мала до велика, от силы (от силы метра два); по – по временам, по дешевке, по нутру, по очереди, по преимуществу, по совести, по старинке; под – под боком, под вечер, под гору, под исход, под конец, под ложечкой (сосет), под мухой (вернуться домой), под носом (см. п. 2), под силу, под спуд, под стать, под уздцы, под уклон, под утро (см. п. 1), под хмельком, под шумок, но: подчас (иногда), подряд (без исключения), подшофе (быть навеселе), подвысь (прием при салюте шашкой, саблей – употребляется как команда: Подвысь!); с – с боку на бок, с боку припека, с ведома, с виду, с глазу на глаз, с изнанки (но: наизнанку), с кондачка (несерьезно, легковесно что-то решать), с лихвой (с лишком), с маху, с молотка (все продать), с налету (с налета), с наскоку (с наскока), с начала до конца, с панталыку (не понимая, что делается вокруг, что-либо решать), с разбегу, с разгону (с разгона), с размаху (с размаха), со страху (со страха), с развальцем (с развальцой), с ходу, с часу на час, но: слишком (очень), сплеча, спозаранку, спросонок, сряду.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа в парах (или малых группах).

1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.

а) Наречие – это служебная часть речи.

б) В предложении наречия бывают обстоятельствами, сказуемыми, определениями.

в) Наречие – это самостоятельная часть речи.

г) Наречия не изменяются.

д) Наречие объясняет предмет.

е) Наречие обозначает признак действия и признак признака.

2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:

а) сплошной; ж) брошь;

б) сплошь; з) навзничь;

в) мелочь; и) далекий;

г) отрежь; к) далеко;

д) полночь; л) удали;

е) спрячь; м) далек.

3. Определи группу наречий меры и степени:

а) вдвоем, немного, издали;

б) очень, втрое, совсем;

в) чересчур, наверху, всегда;

г) громко, сверху, вчера;

д) сослепу, накануне, назло;

е) крайне, почти, наверху.

4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие цели:

а) оскорбили нарочно;

в) работали дружно;

г) вернулись невзначай.

5. Определи значение наречий в каждом из предложений.

Внезапно он понял.

а) меры и степени;

б) образа действия;

Трижды он приходил к нему.

в) меры и степени;

г) образа действия.

Он относился к нему по-товарищески.

в) меры и степени;

г) образа действия.

6. Найди ошибку в определении значения наречия:

а) пошел утром (времени);

б) жил поблизости (места);

в) задел умышленно (причины);

г) совершенно не узнал (меры и степени);

д) громко запел (меры и степени).

7. Укажите группу указательных наречий:

а) туда, где-то, нигде;

б) всюду, издалека, везде;

в) там, оттуда, тогда;

г) кое-где, где-нибудь, негде.

8. В каждой строке отметь отрицательные наречия:

а) тут, где, негде, где-то;

б) там, ничуть, зачем-то, тогда;

в) зачем, когда, куда, никуда.

9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.

а) Музыка стала громче.

б) Мы стали говорить тише и вскоре замолчали.

в) Его голос громче, чем мой.

г) Все товары в этом магазине дороже.

д) Он продавал эту вещь дороже.

10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.

а) Оно была красивее других.

б) В этой ситуации он оказался мудрее всех.

в) Спортсмен пробежал дистанцию быстрее всех.

Ключи к тесту: 1) в, г, е; 2) б, з; 3) б; 4) а; 5) в, в, г; 6) д; 7) в; 8) негде, ничуть, никуда; 9) б, д; 10) в.

1. Выбери и отметь характеристики, относящиеся к наречию.

а) Наречие – знаменательная часть речи.

б) Наречия могут сочетаться с существительными, прилагательными, глаголами.

в) Наречие – несамостоятельная часть речи.

г) Наречие – изменяемая часть речи.

д) Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? зачем? как? и др.

е) Наречие обозначает действие.

2. В каждом столбике найдите и укажите наречие:

а) дрожь; ж) тяжел;

б) отрежь; з) тяжелый;

в) настежь; и) (идти) шагом;

г) ветошь; к) шагая;

д) тяжесть; л) шагами;

е) тяжело; м) шаги.

3. Определи группу наречий образа действия:

а) горячо, смолоду, весной;

б) по-немецки, хорошо, выразительно;

в) поневоле, недаром, весело;

г) затем, быстро, красиво;

д) мелко, благородно, совершенно;

е) туда, несколько, восторженно.

4. Выдели словосочетание, в котором употреблено наречие причины:

а) сделал нарочно; в) спел громко;

б) знал смолоду; г) поневоле изменился.

5. Определи значение наречий в каждом из предложений.

Молодой человек попусту деньги затратил.

б) образа действия;

г) меры и степени.

Актриса читала превосходно.

а) меры и степени;

г) образа действия.

Встревоженная птица полетела прочь.

г) образа действия.

6. Найди ошибку в определении значения наречия:

а) несколько велик (меры и степени);

б) улыбнулся холодно (образа действия);

в) повернулся вправо (цели);

г) сказал нарочно (образа действия);

д) загорелся сразу (времени).

7. Укажите группу вопросительных наречий:

а) кое-где, где-либо, куда;

б) почему, тогда, туда;

в) где, когда, зачем;

г) негде, нигде, никуда.

8. В каждой строке отметь указательные наречия:

а) куда, незачем, оттуда, где-нибудь;

б) где, где-то, кое-где, туда;

в) негде, там, никуда, зачем-то;

г) зачем, почему, тогда, нигде.

9. Определи предложения, в которых употреблены наречия в сравнительной степени.

а) В ту же минуту он заговорил тише.

б) После его ухода в доме стало уютнее.

в) Сергей понял, что его собеседник мудрее, чем он.

г) Одноклассники были моложе его.

д) Музыка звучала все громче и громче.

10. Выбери предложение, в котором встречается наречие в превосходной степени.

а) Эта программа интереснее.

б) Он написал тест лучше всех.

в) Этот проект здания наиболее удачный.

Ключи к тесту: 1) а, б, д; 2) в, и; 3) б; 4) а; 5) б; 6) в; 7) в; 8) оттуда, туда, там, тогда; 9) а, б, д; 10) б.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

а) сидел (не)подвижно; увидел (не)чаяно; пел (не)громко;

б) ничуть (не)поздно; вовсе (не)красиво; очень (не)прилично;

в) (не)по-дружески; (не)по-свойски; (не)правильно;

г) (не)лепо; (не)доуменно; (не)близко, а далеко;

д) крайне (не)принужденно; весьма (не)привлекательно; ни-сколько (не)угрожающе.

2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)правда; (не)вежи; (не)приятно; ничуть (не)интересно;

б) (не)доумевать; (не)справедливость; вовсе (не)далеко; (не)веселый;

в) (не)искренно; (не)красив; (не)годуя; (не)взыскательный;

г) (не)вежда; (не)приехав; (не)лепость; (не)вовремя.

3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:

а) нимало; никто; нигде; ни с кем;

б) нигде; никто; никогда; ниоткуда;

в) нисколько; ничуть; неоткуда; незачем.

4. Найди «третий лишний»:

а) н..чуть не испугался; н..как не находил; н..сколько раз;

б) н..куда пойти; н..зачем расспрашивать; н..сколько не завидуя;

в) н..сколько не расстроился; н..когда не злился; н..откуда ждать.

5. «Нн» пишется во всех словах ряда:

а) беше..о вертеться; говорил испуга..о; работал отчая..о;

б) вздрогнул неожида..о; чертил квалифицирова..о; не работает време..о;

в) говорил взволнова..о; ушел неожида..о; отвечал пута..о.

6. Определи предложение с наречием:

а) Собрание взволнова..о сообщением.

б) Общество было взволнова..о.

в) Говорила она взволнова..о.

В наречии пишется __________________________________

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) горяч..; свеж..; блестящ..; хорош..;

б) ещ..; певуч..; тягуч..; зловещ..;

в) багаж..м; уж..м; нош..й; нож..м;

г) бельч..нок; скворч..нок; череш..нка; еж..нок.

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами -а и -о:

а) издалек..; е) запрост..;

б) занов..; ж) смолод..;

в) наглух..; з) досух..;

г) вправ..; и) сызнов..;

Запиши наречие, не имеющее суффиксов -а и -о: ________

Ключи к тесту: 1) увидел (не)чаяно, очень (не)прилично, (не)правильно, (не)близко, а далеко; 2) в; 3) б; 4) н..сколько раз, н..сколько не завидуя, н..откуда ждать; 5) б; 6) в; 7) блестящ. ещ. нош..й, череш..нка; 8) а – а, д, з, и; о – б, в, г, е.

1. Раскрой скобки. Отметь «третий лишний»:

а) ничуть (не)интересно; совершенно (не)интересно; далеко (не)весело;

б) (не)по-приятельски; (не)по-нашему; (не)верно;

в) (не)стройно; (не)приветливо; (не)хорошо, а плохо;

г) читал (не)выразительно; глядел (не)доуменно; жил (не)далеко;

д) очень (не)красиво; никогда (не)поздно; крайне (не)продуманно.

2. «Не» пишется слитно во всех словах ряда:

а) (не)мало; (не)лепо; (не)вразумительно; (не)пряча;

б) (не)брежно; (не)искренность; (не)красивый; (не)продуманный;

в) далеко (не)весело; (не)захотел; (не)вдалеке; (не)приятность;

г) (не)вовремя; (не)поседа; (не)сказав; (не)доверчиво.

3. Выдели ряд с отрицательными наречиями:

а) ничем; ниоткуда; нигде; немало;

б) нисколечко; незачем; никак; негде;

в) нечем; никому; никем; никого.

4. Найди «третий лишний»:

а) не было н..где; н..зачем спрашивать; н..когда был кучером;

б) не задевали н..мало; н..сколько не горевал; н..где остановиться;

в) н..куда не поеду; н..когда не спрошу; мне было н..когда.

5. «Н» пишется во всех словах ряда:

а) на улице безветре..о; отвечая продума..о; пришел нежда..о-негада..о;

б) говорил мудре..о; поступила ветре..о; говорила пута..о;

в) вертелся беше..о; пел проникнове..о; работал увлече..о.

6. Определи предложение с наречием:

а) Его решение обдума..о, профессионально.

б) Он всегда действует обдума..о.

в) Все было тщательно обдума..о.

7. Вставь пропущенные буквы. Отметь «четвертый лишний»:

а) говорить общ..; горяч..; свеж..; изнуряющ..;

б) друж..к; ремеш..к; петуш..к; виш..нка;

в) ещ..; протестующ..; вызывающ..; зловещ.. .

8. Впиши в клеточки буквы, обозначающие наречия, которые пишутся с суффиксами -а и -о:

а) сначал..; е) докрасн..;

б) смолод..; ж) слев..;

в) засветл..; з) затемн..;

г) влев..; и) издавн.. .

Запиши наречие, не имеющее суффиксов -а и -о: ________

Ключ к тесту: 1) совершенно (не)интересно, (не)верно. (не)хорошо, а плохо, глядел (не)доуменно, никогда (не)поздно; 2) б; 3) в; 4) н..где, н..где, н..когда; 5) б; 6) б; 7) изнуряющ. виш..нка, ещ..; 8) а – а, е, ж, и;
о – в, г, д, з.

1. Отметь слова, имеющие написание:

а) (по)волчьи; е) (по)русски;

б) (до)суха; ж) (на)цыпочки;

в) (по)зимнему лесу; з) (видимо)невидимо;

г) (с)налету; и) (в)миг;

д) (в)третьих; к) (на)смену;

а) (без)устали; е) говорить (по)пустому;

б) (в)пятых; ж) (по)лисьи;

в) жить (не)подалеку; з) (по)дому;

г) (в)шестером; и) (в)низу;

д) (по)пустому двору; к) (в)скоре;

а) (по)этому месту;

б) (по)прежнему пути;

ж) (в)первых числах;

и) (по)тому берегу;

2. Раскрой скобки, найди «третий лишний»:

а) (в)перевалочку; (на)распашку; (на)удалую;

б) (в)плотную; (в)слепую; (на)удалую;

в) (по)двое; (на)трое; (на)двое;

г) (по)пусту; (по)просту; (по)моему;

д) (на)цыпочки; (на)лево; (на)перебой;

е) (на)днях; (на)глазок; (на)силу;

ж) (до)суха; (до)сыта; (до)смерти.

3. Выдели строку, в которой все наречия пишутся через дефис:

а) (по)птичьи; (на)бок; (в)верху;

б) (по)дружески; (нежданно)негаданно; (еле)еле;

в) (волей)неволей; (с) низу; бок(о)бок.

4. Укажи строку, в которой все наречия пишутся слитно:

а) (на)чисто; делать (в)тайне; (в)насмешку;

б) (на)бело; (на)верху; (по)нашему;

в) (в)ручную; (по)совести; (на)днях.

5. Выбери строку, в которой все наречия пишутся раздельно:

а) (на)ходу; (на)скаку; (в)одиночку;

б) (в)удалую; (в)рукопашную; (по)одиночке;

в) (на)скаку; (по)совести; (на)днях.

6. Определи наречие в каждом столбике:

а) дремуч..; настеж..; бреш..; стрич..; луч..;

б) залеч..; мощ..; навзнич..; могуч..; встреч..;

в) удач..; невтерпеж..; собьеш..; певуч.. .

Выпиши из каждого столбика слова, имеющие после шипящих «ь».

7. Определи синтаксическую роль наречий. Обозначь обстоятельство (1), определение (2) и сказуемое (3) цифрами 1, 2, 3.

а) На улице морозно ( ).

б) Он бросился наперерез ( ).

в) На улице было холодно ( ).

г) Он на скаку перевернулся в седле ( ).

д) Эта семья жила в квартире этажом выше ( ).

е) Он говорил тихо ( ) и невнятно ( ).

Самостоятельная работа , взаимопроверка.

Ключ к тесту: 1) дефисное – а, д, е, з; слитное – в, г, и, к; раздельное – а, б, ж, и; 2) (на)удалую тройку, (в)плотную ткань, (по)двое, (по)моему, (на)цыпочки, (на)днях; 3) б; 4) а; 5) в; 6) настеж. навзнич. невтерпеж..; 7) а-3. б-1, в-3, г-1, д-2, е-1-1.

Урок по русскому языку на тему «Правописание наречий»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

ОТКРЫТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА ПО

ПО ТЕМЕ: «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ»

русского языка и литературы

г. Курганинск, 2015 г

Закрепление навыков правописания наречий

Образовательные: формирование умения образовывать наречия и употреблять их в речи

Развивающие: развивать навыки умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений

Воспитательные: пропаганда ЗОЖ, воспитание культуры здоровья

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Форма урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый

Оборудование: учебник, доп. Литература, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

I . Работа по группам

Синтаксический разбор предложения:

Приезжай к нам обедать запросто.

Приезжай к намобедатьзапросто . (побуд., невоскл., простое, односост., о/л [],распростр., полное, неослож.)

Приезжай — простое гл. сказуемое, выражено гл. повелительного наклонения.

Приезжай (зачем?) обедать — обстоятельство цели, выражено инфинитивом.

Приезжай (как?) запросто — обстоятельство образа действия, выражено наречием.

Приезжай (куда?) к нам — обстоятельство места, выражено личным местоимением с предлогом.

Морфологический разбор наречия запросто.

Приезжай (как?) запросто: наречие образа действия.

Приезжай (как?) запросто (в предложении явл. обстоятельством).

Запросто, на ходу, чуть-чуть, без разбору, крепко-накрепко, в насмешку, по-немецки, сгоряча, бок о бок, еле-еле, сначала, за границей, по-прежнему, поменьше, точь-в-точь, вдребезги, настежь, докрасна, изредка, сплошь, извне, навеки, подольше, с размаху, ещё, горячо.

Проверка словарного диктанта.

— Назовите орфограммы, которыми вы руководствовались при написании наречий.

II. Правописание наречий

1. Правописание наречий традиционно вызывает следующие затруднения:

• гласные в суффиксах на конце наречий;

ь на конце наречий после шипящих;

не и ни в приставках;

• слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Правила относятся к наречиям, образованным приставочно-суффиксальным способом. По своему образованию эти наречия восходят к кратким формам прилагательных.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о .

Запись на доске и в тетрадях:

В наречиях с приставками из-/ис-, до-, с- на конце пишется буква а .

Запись на доске и в тетрадях:

Закрепление данного материала: упр. 189.

2. Самостоятельная работа

— Употребите суффикс или .

Изжелт..-бледное лицо, докрасн.. раскалённый шар, обойти слев. пойти вправ. начать сначал. закончить работу засветл. отмыть добел. поссориться сгоряч. свернуть влев.. .

Вариант II (или упр. 192)

— Образуйте от данных слов наречия с суффиксами или и с приставками в-/во-, на-, за-, с-, из-/ис-, до-.

— Придумайте и запишите предложения или словосочетания с этими наречиями.

Белый, далёкий, поздний, тёмный, косой, сытый, единый, глухой, скорый, живой, простой, сухой, нагой, редкий, горячий, лёгкий, новый.

3. После шипящих ж, ш, ч на конце наречий пишется ь .

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

4. В отрицательных наречиях под ударением пишется не -, без ударения— ни-: никак, негде.

5. После шипящих на конце наречий под ударением пишется о , без ударения — е : горячо, свежо, певуче, но ещё!

Закрепление данного материала можно организовать по вариантам или по группам.

2. Выборочный диктант (преподаватель диктует предложения, учащиеся выписывают наречия на шипящую).

Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь ( И. Гончаров ). Однажды только однообразие их было нарушилосьуж подлинно печальным случаем ( И. Гончаров ). Филофей несколько раз провёл рукой наотмашь ( И. Тургенев ). Татьяна по воле барыни была выдана замуж за пьяницу-башмачника ( И. Тургенев ). Глухо, пустынно, безлюдно, степь полумёртвая сплошь. Всадник прочь с коня и молча за работу принялся ( А. Майков ). Терпели целый месяц, а как стало невтерпёж, прислали ко мне внезапно: давай денег ( А. Пушкин ). И навзничь я, ударом опрокинут, без памяти обратно пал в поток ( А. К. Толстой ). Через минуту трое всадников неслись вскачь по дороге ( Н. А. Островский ).

3. Осложненное списывание

— Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, а потом наречия. Объясните правописание этих частей речи.

(Не, ни) где не видно жилья. (Не, ни) чем не измерить простора полей. (Не, ни) когда не предполагал, что (не, ни)чего не испугаюсь, (не, ни) с (чем) не соглашусь. (Не, ни) как не удавалось тронуться с места. Писем ждать было (не, ни) откуда.

Наречия: нигде не видно, никогда не предполагал, никак не удавалось тронуться, ждать неоткуда.

Местоимения: ничем не измерить, ничего не испугаюсь, ни с чем не соглашусь.

— Подумайте, правило употребления о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных является общим и для наречий или нет? Ответ обоснуйте примерами, заполнив таблицу.

Пример заполненной таблицы:

В суффиксах наречий

Проверка выполнения заданий.

— Какая часть речи называется наречием?

— Расскажите о правописании о, а на конце наречий.

— Расскажите о правописании мягкого знака на конце наречий после шипящих.

— Расскажите о написании не-, ни- в отрицательных наречиях.

— Расскажите о правописании гласных на конце наречий послешипящих.

Правописание наречий
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Презентация для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_narechiy.pptx48.22 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание наречий 10 класс

Гласные –а и о на конце наречий Суффикс а пишется Суффикс о пишется в наречиях С приставками из-, до-, с- Издавна Досуха Справа сначала С приставками в-, на-, за- Вправо Налево запросто

Через дефис пишите наречия, образованные С помощью частиц КОЕ-, ТО-, ЛИБО- ТАКИ-, ТАКИ Кое-где, куда-то, опять-таки и т.д. С помощью приставки В-(ВО-) И порядкового Числительного на ЫХ (-ИХ) Во-первых, во-вторых С помощью приставки ПО- и суффиксов- ОМУ,- ЕМУ , оканчивающиеся на -СКИ, -ЦСКИ, -ЬИ: По-моему, по-прежнему, По-русски, по-немецки, По-лисьи Путём повторения одного и того же слова, однокоренных слов или синонимов Едва-едва, точь-в-точь, мало-мальски, Нежданно-негаданно

Различай! Наречия По-осеннему тихо По-моему, холодно. другие части речи по осеннему лесу. По моему мнению Как? Какому? Как? По чьему мнению? Запомни! Точь-в-точь Де-факто Де-юре Бок о бок

Пишутся слитно наречия Пишутся раздельно Образованные в результате соединения предлогов и других частей речи: а) с существительными: вблизи, сразу, навыпуск, вверх, наконец Б) полных прилагательных: вкрутую, вслепую, врукопашную (кроме прилагательных на гласную: в открытую) В) кратких прилагательных: вправо, запросто, начисто, попусту, сгоряча Г) наречий: доныне, извне, позавчера Д) собирательных числительных: вдвое, втрое, надвое Е) местоимений: почему, потому, отчего, оттого, зачем А)Наречия, возникшие из сочетания предлогов с существительными, начинающимися на гласный: В обмен, в обхват, в одиночку Б)наречия, возникшие из сочетаний существительных с предлогами, если эти существительные сохранили некоторые падежные формы : за границу (за границей), на дом, на память, под мышками В) наречия, возникшие из сочетаний предлогов без, до, с, под, в, на с существительными, разрешающие в отдельных случаях вставки: на скаку (на полном скаку), без спросу, до упаду, под хмельком.

Запомни! Наконец Впоследствии Поодиночке Вначале Немало (много) Потому Вовремя Нимало (ничуть) Поэтому Вообще ничуть В конце концов В одиночку По существу В обмен В рассрочку В общем На время

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня.

Урок начинается с игры «Что?Где? Когда?». Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее.

Основными задачами данного урока являются: познакомить учащихся с условиями дефисного написания наречий; учить находить наречия в тексте; формировать навык правильного написания наречий.

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока «Наречие как часть речи. Правописание наречий» представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К.

Урок по теме «Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий»Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин.


источники:

http://infourok.ru/urok-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-narechiy-1928348.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/12/11/pravopisanie-narechiy