Конспект урока по правописанию корней

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание корней в однокоренных словах»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по программе «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Написание корней в однокоренных словах.

Ц ель : находить и выделять корень в однокоренных словах.

  1. Продолжить формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова, выделять корень слова в однокоренных словах, в словах с чередованием согласных звуков в корне, отличать эти слова от слов с корнями-омонимами.
  2. Создать условия для развития умения взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
  3. Способствовать развитию внимания, мыслительных операций: аналогии, обобщению.

что такое корень слова, однокоренные слова

подбирать к данному слову однокоренные слова, выделять в слове корень, различать слова, близкие по смыслу, а также слова, одинаковые по звучанию, но не

  • Осознание своих возможностей в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех.
  • Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей.
  • Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

1.Организация класса. Эмоциональный настрой.

-Нам предстоит выполнить большую работу, но я верю, что у нас всё получится.

2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.

-Откройте тетради, запишите число.

Корень учения горек, а плод его сладок. (на доске)

-Как вы понимаете эту пословицу?

Учиться не всегда бывает просто, нужно прикладывать немалые усилия, чтобы получить прочные знания, но после того, как знания получены их можно применить себе во благо и жить более интересной жизнью.

— Какое значение имеет слово «корень»? Какое значение есть ещё у этого слова? А ещё?

— Значит, какое это слово?

— О каком корне можно говорить на уроке русского языка?

— Назовите тему урока … (на доске: Правописание корня в однокоренных словах)

— Цель работы … (на доске: Цель: научиться … и … корень в однокоренных словах)

3. Работа по теме урока.

— Что такое корень?

— Что в нём заключается?

— Кому было трудно ответить на вопрос? Где можно найти информацию о том, что такое корень? Откройте учебники на стр. 74, прочитайте правило.

— И так, что такое корень и каково его значение в словах?

— Я предлагаю выполнить следующее задание. Спишите слова, выделите корень, найдите проверочное слово и подчеркните его. (работа в парах на карточках)

Побелка, белить, белый.

Корм, кормить кормовой.

— Предлагаю проверить. Какие слова требуют проверки безударной гласной в корне? Какие слова являются проверочными?

— Я предлагаю вам игру «Найди лишнее слово» . (на доске слова с выделенным корнем)

Рисунок, зарисовка, рис, рисовать, рисование, нарисовать.

— Что вы думаете об этих словах. Можно ли их назвать однокоренными? Почему? Какой принцип нарушается?

— Продолжаем работать над темой.

— Предлагаю послушать отрывок из одной замечательной песни. (слушаем отрывок)

— О чём эта песня? А что такое дружба?

— Предлагаю выборочный диктант. Вы прослушаете три предложения.

Дружба не гриб — в лесу не найдёшь.

Друзья познаются в беде.

Добрый друг лучше ста родственников.

— Что я вам прочитала?

— Какая пословица подходит нашему классу?

— Читаю ещё раз, а вы выписываете однокоренные слова через запятую. (один у доски)

— Почему выбрали эти слова? Что необычного в этих словах?

— Сделаем вывод: всегда ли корни однокоренных слов пишутся одинаково?

— В русском языке есть такое понятие, как чередование. Существует много примеров чередования согласных в корне слов. Предлагаю прочесть примеры таких слов на страничке для любознательных (самостоятельно стр.76).

— Что такое чередование? Когда происходит чередование? Какие звуки могут чередоваться?

— Где может пригодиться полученная информация?

— Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить самостоятельно упр. 137. Прочитайте задание. Что непонятно? Кто может ответить вместо меня?

— Почему первая пара слов записана так подробно?

— Выберите самостоятельно три слова и выполните задание. Помогайте друг другу в парах.

— Кому было трудно? Кто помог? Кого хотите поблагодарить?

— Какое открытие вы для себя сделали?

— Вспомните выражение, прозвучавшее в начале урока. Для кого из вас работа была сложной, но её плоды вас порадовали? Как думаете, достигли ли мы цели урока?

— Спасибо за урок!

КОРЕНЬ — подземная часть растения.

2. КОРЕНЬ — внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.

Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»

Использование технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Правописание гласных в корнях слов»»

Конспект урока русского языка в 10 классе ( урок повторительно-обобщающий ).

Правописание гласных в корнях слов

— знать условия выбора проверяемых гласных в в корне слова;

— Знать обязательный минимум слов с непроверяемыми безударными гласными;

— знать классификацию чередующихся корней и условия выбора гласных в них4

— Уметь различать проверяемые и чередующиеся гласные в корне слова;

— уметь правильно писать слова с орфограммами в корне;

— воспитывать любовь к родному языку;

— развивать речь, мышление, логику.

Оборудование: презентация, учебник, карточки.

Организационный момент. ( проверка готовности к уроку и приветствие).

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок русского языка.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.

2. Возникновение мотивации.

— Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём..

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

— Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

(Первый рабочий несчастен, т.к. для него труд – каторга; второй – спокоен, т.к. он трудится ради своей семьи (в его ответе – спокойное достоинство);

третий горд и счастлив, т.к. служит прекрасной цели.)

3. Актуализация знаний.

— Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

— Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания. Тему нашего урока попробуем определить после орфографической работы.

Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

Запишем небольшой орфографический диктант.

Пленительный, заря , слагаемое, равнина, согрешить, очарование, канонада, загореть, аромат, забирать, касательная, оптимист

Выделите корни, поставьте ударение

4. Определение темы и целей урока.

— Какие орфограммы встретились у нас в тесте?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Каково правописание непроверяемых гласных?

— Как верно написать слова с чередующейся гласной в корне?

— Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какова наша тема? Запишем ее в тетради. (Правописание гласных в корнях слов).

5. Решение проблемы

— Определим план нашей работы, для этого составьте опорную схему, которая может нам помочь при рассмотрении данной орфограммы?

Безударные гласные в корне

– Можно ли найти общий принцип написания букв в корнях? (вывод делают уч-ся)

6. Безударные гласные корня

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.

-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Пленительный (плен), согрешить (грех), очарование (чары)

— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова.

-Закрепим данную орфограмму, выполнив тест

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прил..гать прик..снуться к..ламбур

2.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

изб..рательный пер..одический предпол..гать

3.Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

забл..стал р..стение скр..пучий

4. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оз..рило водор..сли зап..раются

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выт..раться р..шение бл..стеть

Проверим тестовую работу. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимальное количество 5 б. Занесли в шкалу оценок. Мы систематизировали наши знания о правописании проверяемых безударных гласных . НО

7. Непроверяемые безударные гласные корня

В русском языке существует много слов, корневые гласные у которых нельзя проверить ударением. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю.
Сюда включаются как исконно русские, так и заимствованные слова. Вот некоторые из них: Абориген, антагонизм, бадминтон, бифштекс, бриолин, вестибюль, винегрет, волынка, диапазон, деликатес, дирижабль, демагог, иждивение, инициатива, кабала, криминология, кобура, макулатура, наваждение, обаяние, оказия, оптимизм, панорама, привилегия, палисадник, смятение, туннель

-Попробуйте проверить безударную гласную в корне слова. Значение всех слов вам понятны

-Запишите 5 слов, значение которых вам непонятны. Домашнее задание: из толкового словаря выписать в свой словарик значение этих слов.

-В нашей работе найдите слова , правописание которых надо запомнить, подчеркните волнистой линией.

8. Корни с чередующимися гласными.

9. Создание проблемной ситуации.

Воспользуйтесь отработанным алгоритмом проверки безударных гласных ударением:

И проверим гласную в корне заря

Отработанный прием не дает результатов: на заданный вопрос получается два ответа. ——Какой же выход найти? (надо знать правило)

— Вспомним правописание корней с чередованием

Оцените свою работу до 5 баллов

-От чего может зависеть правописание корней с чередованием.

— Как появились корни с чередованием в русском языке, расскажет Алина

2. Одни из чередующихся корней возникли в результате влияния старославянского языка (например, корни рос-, ровн- являются русскими, а раст-, равн- старославянскими), другие отражают старое распределение глаголов по видам (глаголы несовершенного вида на -ать имели в корне а, а глаголы совершенного вида на -ить имели в корне о: излагатьизложить). Поскольку в древнерусском языке безударные гласные произносились почти так же, как и ударные (в корне слов росла, уложить, загорать на месте буквы о произносился звук [о], а не [а]), то и проблемы разграничения на письме этих вариантов корней не было. Основное правило об употреблении этих гласных в корне («в безударном слоге пиши ту же букву, которая выступает под ударением») нельзя распространять на правописание чередующихся корней».

Откроем учебник п.20 стр 65 , прочитаем теорию, дополним таблицу корнями с чередованием, которые не встретились в орфографическом диктанте. Работаем в парах, можете обсудить спорные моменты. Слова- исключения также заносим в таблицу.

Выбор гласной зависит от ударения

Выбор гласной зависит от последующих букв и сочетаний букв

Выбор гласной зависит от суффикса А, стоящего за корнем

Выбор гласной зависит от значения корня

-ГОР- — -ГАР-, в безуд. положении О. Искл.: выгарки, изгарь, пригарь.

-ЛАГ- — ЛОЖ-, перед Г – А, перед Ж-О. Искл.: полог.

-БЕР- — БИР-, -ДЕР- — -ДИР,

-ЧЕТ- — -ЧИТ-, в корне пишется И, если за корнем стоит суффикс А. Искл . : сочетать, сочетание.

-МАК- — «погружать в жидкость.

-МОК- — «пропускать жидкость»

— КЛОН- — -КЛАН-, в безуд. положении О.

-РАСТ_ — РАЩ- — РОС-, перед СТ-А, перед Щ-А, перед С-О. Искл.: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль.

-КОС- — -КАС-, в корне пишется А, если после корня стоит суффикс А.

-РАВН- -«равный, одинаковый, наравне».

-РОВН- — «Ровный, прямой, гладкий».

-ТВОР- — -ТВАР-, в безуд. положении О. Искл. : утварь.

— СКАК- _ -СКОЧ-_, перед К-А, перед Ч-О. Искл.: скачок, скачу.

-ПЛОВ- — только в словах пловец, пловчиха,

-ПЛЫВ-, только в слове плывуны. В остальных слу-чаях пишется А.

-ЗОР- — -ЗАР-, в безуд. положении А. Искл.: зоревать.

Расскажите о правописании корней с чередованием, которые нам сегодня не встречались.

10. Закрепление повторенного материала.

Закрепим данный материал, выполнив графический диктант

Я читаю слова и словосочетания, ваша задача определить слово в котором находится корень с чередующейся гласной и вписать в лист ответа только гласные буквы: а/о, е/и.

замирать от счастья

поравняться с прохожим

10. заниматься в секции

— Возьмите работу соседа. Выполним взаимопроверку. За каждый правильный ответ 1 б – максимально-10 баллов

Отметим получившийся результат в листе самоанализа.

11. Рефлексия учебной деятельности

– Какие затруднения мы испытали? Правописание слов с ошибками, объясните своему соседу.

-Мы обобщили и систематизировали знания о правописании корней. Давайте вернёмся к притче , которую читали в начале урока.

— Найдите слова с орфограммами, которые мы повторили на уроке. Докажите свою точку зрения. Объясните расстановку знаков препинания.

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята».

Третий гордо произнес: «Я строю прекрасный храм».

12 Домашнее задание. Параграф 19-20, упр.104, выучить таблицу, записать из толкового словаря значение 5 слов

— О каких орфограммах мы сегодня говорили на уроке?

— Какими правилами мы пользуемся при выборе гласных в корне?

Конспект урока в 10 классе «Правописание корней»

Тема урока Правописание корней.

  1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
  2. Конкретизация способов применения правила.
  3. Развитие речи учащихся.
  4. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор для просмотра презентации.

1. Оргмомент. Учитель необычно приветствует учеников

Сегодня солнечное осеннее утро. Солнце несет людям тепло, свет, жизнь. Может быть, и знания – это тоже солнце? А еще Александр Сергеевич Пушкин — солнце русской поэзии. Работать вы будете в индивидуальных рабочих картах, в которых прописаны все этапы нашей работы и критерии оценивания каждого этапа. Подпишите листы. Также на столах находятся карточки, если вы быстро будите выполнять все задания, вы работаете в них, а в конце урока сдаёте вместе с картами.

2.Актуализация.Развитие речи. (Используется прием “ассоциативное поле”)

Поэтому мы сейчас прочитаем текст о поэте.

Стоит лишь чуть-чуть прик…снуться к п..эзии Пушкина, как ты чувствуешь т..пло и любовь п..эта ко всему, что есть в жизни. Ты пол…гаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м..лоденький з..лёный р…сток, ты тянешься к солнцу, “солнцу русской п..эзии”. Ты дышишь полной грудью, устр..мляешься всё выше и выше. И уже ничто не заст…лает тебе пути к свету. И душа живёт.

Стоит лишь чуть-чуть прик.Оснуться к поэзии Пушкина, как ты чувствуешь т.Епло и любовь п.Оэта ко всему, что есть в жизни. Ты пол.Агаешь, что это пушкинский мир, а он и твой тоже. Как м.Олоденький з.Еленый р.Осток, ты тянешься к солнцу, «солнцу русской п.Оэзии». Ты дышишь полной грудью, устр.Емляешься все выше и выше. И уже ничто не заст.И лает тебе путь к свету. И душа живет…

3. Работа над орфограммами текста? Выход на тему урока. Определение учащимися целей урока

Тип речи? Стиль речи? Трудно не согласиться с таким определением силы пушкинской поэзии.

Определите какие языковые средства использовал автор, для того чтобы описать восторг от творчества А.С. Пушкина. Какое задание а ЕГЭ требует знания тропов и фигур. (26)

— Продолжаем работать с текстом. Обратите внимание на слова с пропущенными буквами в тексте.

-На какие виды орфограмм пропущены буквы? ( Орфограммы – гласные в корнях слов)

Значит тема нашего урока: Правописание корней

Сформулируйте цель урока: Обобщить и систематизировать знания по правописанию корней

Это 9 задание ЕГЭ. Давайте посмотрим, как оно сформулировано. В сборниках 1 ряд Вариант 1 , 2 ряд вариант 4 , 3 ряд вариант 14

Ребята, скажите на какие группа можно поделить все безударные гласные.

Проверяемые непроверяемые чередующиеся

Работа в парах. Вернемся к тексту. Вставьте пропущенные буквы и распределите орфограммы по столбикам.


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-pravopisanie-glasnykh-v-korniakh-sl.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-10-klasse-pravopisanie-kornej-5164414.html