Конспект урока по правописанию местоимений

Конспект урока «Правописание личных местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку «Правописание личных местоимений» 4 класс УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_pravopisanie_lichnyh_mestoimeniy.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема урока: «Правописание личных местоимений»

Цель урока: способствовать закреплению знаний детей о правописании местоимений с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о местоимении.

Задачи урока: образовательная: закрепить и обобщить знания детей о местоимении; выявить роль местоимений в нашей речи;

воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к русскому языку;

развивающая: развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, память. Развивать умения употреблять местоимения в тексте.

Материалы и оборудование: доска, проектор, карточки, памятки.

Тип урока: урок повторения.

Методы: наглядный, практический, частично – поисковый, словесный.

Приемы и формы работы: фронтальная.

Основные понятия темы: местоимение.

I Организационный момент и сообщение цели урока.

— Ребята, посмотрите на доску. Найти в этих словах слова, которые не называют предмет, а только на него указывают.

Ракеты, тыквы, высота, ворона, мыши, кони, якорь.

— Какие слова нашли? ( ты, ты, вы, вы, она, мы, они, я )

— Какой частью речи они являются? ( местоимением )

— Что вы знаете об этой части речи?

— Что объединяет наши местоимения? ( они в начальной форме )

— Давайте восстановим склонение каждого из этих местоимений. У меня на доске разные формы местоимений, но все они перепутались. Ваша задача восстановить последовательность каждого местоимения и записать в тетрадь.

Причем первый вариант выпишет только местоимения 1 лица, ед. числа;

2 вариант – 2 лица, ед. числа; 3 вариант – 3 лица, ед. числа; 4 вариант – 1 лица, мн. числа; 5 вариант – 2 лица, мн. числа; 6 вариант – 3 лица, мн. числа.

— Проверим что написали. (ученики по очереди выходят и восстанавливают склонение местоимений. Появляется запись)

— Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

— Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании личных местоимений, будем развивать орфографическую зоркость и каллиграфические навыки, чтобы наша речь была красивой и грамотной.

— Что вы можете сказать о правописании личных местоимений? ( местоимения склоняются, местоимения с предлогами пишутся раздельно, местоимения 3 лица употребленные с предлогом начинаются с согласного звука [н] )

II Употребление местоимений

2.1 — Взгляните на экран. Запишите данные предложения, раскрывая скобки.

  • У (я) много хороших друзей.
  • К (мы) приехала бабушка из деревни.
  • О (ты) написали в газете.
  • У (вы) есть тетрадь в клеточку?
  • Ехал к (вы), да попал к (мы).

— Какое правило надо вспомнить при выполнении данного задания? ( местоимения с предлогами пишутся раздельно )

— Что еще надо сделать, чтобы речь была грамотной? ( поставить местоимения в нужную форму )

— Выполните это задание. ( один ученик работает у доски )

2.2 — Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Однажды … шел по лугу. Ко … пристала ласточка. … кружилась около … . Ласточка задевала … за плечо, кричала жалобно, словно… отнял у … птенца, и просила отдать … обратно. … не понимал, что … нужно. Я рассказал об этом деду. … посмеялся надо … и все … объяснил.

Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет … в траве. … летает около человека и ловит … на лету.

— Определите лицо, число и падеж этих местоимений.

— Встаньте, кто допустил ошибки.

— Встаньте, кто не допустил ошибок.

— Устали? Сейчас немного отдохнем и разомнемся. Разминка будет тоже грамматическая. Я буду называть местоимения, а вы если услышите местоимение мы или разные его формы, то хлопайте в ладоши. Если услышите другие местоимения, то топайте ногами.

(им, мне, нам , с нами , о тебе, с ними, нас , меня, ему, к нам , обо мне, о нас , их, мы , ему, от нас, перед нами )

2.3 «Исправь ошибки»

— А сейчас вы будете в роли учителя. Возьмите красный карандаш. Прочитайте рассказ, исправьте ошибки.

Вася и Петя играли во дваре. К им подошла Маша. Унеё не было подрук. Мальчики пригласили девочку поиграть с ими. Они дали Маше мячь. Вася и Петя были очень внимательны. Маше с ими весело.

— Какие орфограммы встретились в тексте?

— В правописании, каких орфограмм были допущены ошибки?

По ходу ответов появляются карточки с названием орфограмм

— В каких словах были ошибки на правописание безударной гласной в корне?

— Как проверить безударную гласную в корне?

— Подберите проверочное слово.

— В каких словах были ошибки на правописание парного согласного в корне?

— Как проверить парный согласный в корне?

— Подберите проверочное слово.

— В каких словах были допущены ошибки в правописании местоимений с предлогами?

— Как пишутся местоимения с предлогами?

— Какие еще ошибки нашли в правописании предлогов?

— Какое правило надо применить?

— Какое правило вспомним?

— Переверните карточки. Спишите текст, исправив ошибки. (текст на экране)

2.4 Письмо под диктовку

Осенью к нам в класс пришёл новый ученик. Мы быстро подружились с ним.

Ему и мне нравятся уроки математики и рисования. Мы любим вместе кататься на лыжах. Его папа научил нас спускаться с гор. Крутые подъемы мы научились преодолевать сами.

— Откройте учебники на стр. 45, упр. 34, проверьте написанное по учебнику.

2.5 «Хитрые вопросы»

  • Какое местоимение составлено из двух предлогов? ( Она ).
  • Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? ( Оно) .
  • Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его с права налево? (он )
  • Перед буквой К и после этой буквы поставьте два личных местоимения, чтобы получились крупные овощи. ( Тыквы ).
  • Найди «лишнее» слово. Ока, окно, оно, око. ( оно )
  • С какой частью речи работали сегодня?
  • Что называется местоимением?
  • Что вы знаете о местоимении?

— Оцените свою работу на уроке.

— я доволен своей работой

— я хорошо работал, но могу лучше

— работа не получилась, я не доволен собой

V Домашнее задание.

Списать, вставив подходящие по смыслу местоимения

Злой тоской удручена, к муравью ползёт … . Ласточка с весною в сени к … летит. Стал … кликать золотую рыбку. И ноты есть у … и инструменты есть, скажи лишь как … сесть. Известно, что Слоны в диковинку у …. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник «Русский язык 3 класс» Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ.

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Личные местоимения. Изменение местоимений по родам».

Конспект урока русского языка «Личные местоимения» 3 класс.

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица&raquo.

Конспект урока по русскому языку по теме «Личные местоимения» 2 класс.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные .

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание местоимений»

Учитель русского языка и литературы Наукеева Алия Дисенбаевна

Тема урока: Правописание местоимений.

Цели урока: помочь осознанному усвоению темы.

1. Образовательная: сформировать орфографические навыки написания не и ни , приставки кое-, суффиксов -то, -либо, -нибудь с местоимениями; закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения; повторить имя существительное, имя числительное.

2. Развивающая: развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения; развивать навыки правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

3. Воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка через раскрытие его связей с другими предметами: литературой, информатикой, физкультурой, казахским языком; воспитание трудолюбия.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Методы и методические приёмы обучения: наглядный, объяснительный, частично-поисковый.

Оборудование и наглядность: сигнальные карточки; тексты стихотворения Р. Сеф; тексты лингвистической сказки «Умные спорщики».

1. Орг. момент: приветствие, проверка отсутствующих. 1 мин.

2. Мотивация. 1 мин.

— Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

3. Постановка задач урока. 1 мин.

— Урок у нас необычный: мы проведем урок с элементами игры и инсценирования. Тема урока «Правописание местоимений». Запишите. Сегодня на уроке мы научимся правильно писать отрицательные и неопределенные местоимения.

4. Словарная работа. 1 мин.

— Как звучат на казахском языке отрицательные местоимения?

— А неопределённые местоимения?

5. Опрос домашнего задания. 10 мин.

А) Проверка домашнего упражнения. 2 мин.

Б) Своя игра. / Презентация./ 7 мин.

6. Изучение новой темы. 6 мин.

ПРАВОПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

некто, нечто, некоторый, несколько .

кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь, какой-нибудь .

после стоит предлог

кое к кому, кое с чем, кое о ком .

к НЕ добавляется предлог

нечем – не за чем, ничем – ни с чем .

Примечание: в отрицательных местоимениях пишется под ударением, – без ударения: некем – ни с кем, не к чему – ни к чему.

7. Закрепление. 10 мин.

Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений.

— А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру «Передай мелок другому». На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем «цепочкой» по рядам.

— Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог?

— А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем седьмую.

— Из выделенных букв составьте слово, которое является сюжетом лингвистической сказки.

— Как вы думаете, о чем она? ( О споре )

— Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание.

8. Инсценирование лингвистической сказки «Умные спорщики». 3 мин.

Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет.

— В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

— Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось?

Третий посмеялся и сказал:

— Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил, (ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось.

— Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих,Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

— Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки?

9. Выборочное списывание. 5 мин.

— Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно.

— Почему с одними местоимениями употребили частицу не , а с другими ни?

Дополнительные задания 10 – 11.

10. Творческая работа. 1 мин.

— Послушайте стихотворение Р. Сеф. О чем это стихотворение? Чему оно учит?

Кто ничего ,
Не замечает,

Тот вечно хнычет

— Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями?

— Какая еще орфограмма встречается в отрицательных и неопределенных местоимениях?

11. Работа по развитию речи. 6 мин.

— Напишите небольшой рассказ или опишите случай из вашей жизни на тему, соответствующую пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Бывает ли вас скучно? Почему? Что вы делаете, чтобы избавиться от скуки?

12. Итог урока. 1 мин.

— О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке?

— Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни ?

— От чего зависит выбор частиц не и ни ?

— Как пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь с неопределенными местоимениями?

13. Рефлексия. 1 мин.

— Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:

«Я работал хорошо» зеленая карточка;

«Я работал удовлетворительно» желтая карточка;

«Я работал плохо» красная карточка.

14. Домашнее задание ( 1 мин. ): §76 упр. 643, 646 с. 281, 282 .

Урок русского языка по теме «Правописание местоимений с предлогами». 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Девиз нашего урока: “Знание – сила!”

– Как вы понимаете эти слова?
– А вы умеете преодолевать трудности?
– На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
– А что вам нужно для этого?

– Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в опорных конспектах (Приложение 1). Чтобы любая работа достигла хорошего результата – должен быть план действий. Давайте вместе составим план наших действий на уроке.

  1. Вспоминаем.
  2. Определяем.
  3. Открываем.
  4. Применяем.
  5. Оцениваем.

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

Вспомним правила работы в группе.

II. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в пробном действии.

Цель: актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;– мотивирование к пробному учебному действию; – фиксация затруднений.

– С какой частью речи работали на прошлом уроке русского языка?

На доске: якорь мыши тыквы

– Назовите местоимения. Я, мы, ты, вы
– Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?
– Что знаете о местоимение? (работа в группах составление кластера (Приложение 2):

– Как вы думаете, почему наша схема не заполнена до конца? (что-то еще не знаем о местоимении)

– Найдите на опорном конспекте “волшебные линеечки”. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.

III. Постановка проблемы.

Цель: выявить и закрепить во внешней речи причину затруднения.

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? (имя сущ)
– Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
– Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).

Вспомним вопросы падежей:

Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?

– Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (работа в парах)

1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы.

(Проверка на доске)

Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).

И.п.Кто?яКто?тыКто?мыКто?вы
Р.п.Кого?Кого?Кого?Кого?
Д.п.Кому?Кому?Кому?Кому?
В.п.Кого?Кого?Кого?Кого?
Т.п.Кем?Кем?Кем?Кем?
П.п.О ком?О ком?О ком?О ком?
Кто?ямытывы
Кого?менянастебявас
Кому?мненамтебевам
Кого?менянастебявас
Кем?мнойнамитобойвами
О ком?обо мнео насо тебео вас

– В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока русского языка?

Тема: Правописание местоимений с предлогами

– Какую учебную задачу поставим перед собой? (Научиться писать местоимения с предлогами)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Практическая работа (коллективно)

– Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.

Кто? я
У кого? у меня
К кому? ко мне
На кого? на меня
С кем? со мной
О ком? обо мне

V. Реализация построенного проекта (открытие новых знаний).

Цель: организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

Работа в группах.

– Изменить местоимения мы, ты, вы.

У каждой группы своя таблица.

И.п.Кто?тыКто?мыКто?вы
Р.п.У кого?У кого?У кого?
Д.п.К кому?К кому?К кому?
В.п.У кого?У кого?У кого?
Т.п.С кем?С кем?С кем?
П.п.О ком?О ком?О ком?

Защита работ. У доски.

– Какой вывод сделаем? Как пишутся местоимения с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

– Давайте проверим правильность нашего вывода с выводами учебника.

VI. Физкультминутка.

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

– Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

На уроке мы писали
И, конечно же, устали.
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Прочитайте текст предложения. Найдите и выпишите местоимения. Определите лицо и падеж.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

– Почему кричала ласточка?
– За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский. (портрет)
– Какие местоимения вы выписали? (взаимопроверка)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

Самостоятельная работа.

  • У (я) много хороших друзей.
  • К (мы) приехала бабушка из деревни.
  • О (ты) написали в газете.
  • У (вы) есть мечта?
  • Самопроверка

  • У меня много хороших друзей.
  • К нам приехала бабушка из деревни.
  • О тебе написали в газете.
  • У вас есть мечта?
  • Дополнительно: Упр. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение) или придумать слова, где спрятались личные местоимения

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;– провести рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке;– зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

    – Вернемся к нашей схеме. Нашли мы ответы на поставленные вопросы?
    – Что добавим в схему? (Склоняются. С предлогами пишутся отдельно)

    – Как же пишутся местоимения с предлогами? Почему?
    – Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…
    – Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
    – Над чем нам нужно будет поработать на следующем уроке? (как пишутся местоимения 3 лица с предлогами)

    – Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?

    Как названье дать словам:
    Я, ты, мы, и вам, и нам
    Кто, и что, какой, и сколько,
    Наш, и ваш, и мой, и твой,
    Их, его, ее, и свой?
    Это, без сомнения,
    Всё…. Местоимения!

    – В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.

    X. Д/З на выбор.

    1) с. 54-55 № 383, правило.
    2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения).
    3)* составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания).


    источники:

    http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temu_pravopisanie__mestoimeniy-432975.htm

    http://urok.1sept.ru/articles/645553