Конспект урока по правописанию мягкого знака

конспект урока русского языка «Правописание мягкого знака на конце и в середине слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка для 2 класса (1-4).

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (1-4)

Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.

Обучающие : развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

  1. наглядные,
  2. частично-поисковые;
  3. практические;
  4. проблемные.
  1. карточки в форме солнышка и тучки;
  2. карточки для словарной работы;
  3. карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.
  4. карточки со схемами позиций мягкого знака;
  5. наглядность значений слова «соль»

— У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II. Цели урока (психологическая минутка).

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

— Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

— Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

— Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

— Где может стоять второй знак (в конце слова)

— Итак, сначала все пропишем в воздухе.

— А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

— А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

— Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая . Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

— у неё нет собственного звука,

— но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск_збть — скбжеш ь

IV. Словарная работа:

— Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

— Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

— Почему (проверяем по словарю).

— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

— Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Какие слова отвечают на вопрос Кто?

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

— Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

— Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

— Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

— Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

— Давайте восстановим это правило полностью.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

— Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

— Почему в этих словах пишется мягкий знак?

— А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI. Звуко-буквенный анализ слова.

— Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

— А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

— Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

— Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII. Работа с предложением.

— Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

— Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

— Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

— А теперь давайте запишем такое предложение «Ол ь га спела ноту сол ь .» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII. Работа в парах.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на, метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

— В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

— Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

— Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

Конспект урока математики по традиционной программе
для 3 класса (1-4) по теме:
« Умножение числа «3» и соответствующие случаи деления»
с межпредметной связью с экологией (природоведением).

  • закрепить знание таблицы умножения числа 3 и соответствующие случаи деления;
  • познакомить с экологическими проблемами города;
  • развивать навыки устного счёта, умения решать задачи.

Оборудование: иллюстрация «сказочного леса», изображения листьев- половинок с примерами на деление и умножение, большой конверт с задачей, маленький конверт с заданием и карточки с примерами для работы в парах, плакат с зашифрованным рисунком, набор фрагментов рисунка для заполнения плаката.

Х о д у р о к а :

На доске вверху расположена картинка — небольшая иллюстрация «сказочного» леса. Ниже с помощью магнитов произвольно закреплены части листа – на верхней половине записан пример на умножение, а на отделённой второй половине – два соответствующих примера на деление — всего 7 комплектов (см. рисунок).

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомиться с таблицей умножения числа 3. наш урок будет не совсем обычный. Посмотрите все в окно. Какое время года сейчас? (осень)

— Правильно, осень. Так вот, у нас в классе сегодня тоже будет осень. Посмотрите на доску – там висят осенние листики, но не просто листики – злой и холодный осенний ветер разорвал их на половинки. Вам надо собрать эти листики вновь. Для этого надо подобрать к каждой верхней половинке, где написан пример на умножение, соответствующий ему примеры деления. А для этого надо вспомнить, как из умножения получается деление. Попробуем.

Дети открывают тетради (число заранее записано). К доске по желанию приглашаются ученики, которые находят нужные половинки листов, переставляют их в нужное место, объясняют, вписывают ответы в окошки, класс записывает в тетрадь только случаи деления.

2. Тропинка — решение примеров.

— Ну что ж, ребята, вы собрали все листья в целые, навели порядок в лесу. Что же мы видим? Вам открылась неведомая лесная тропинка, по которой надо пройти. Но чтобы идти по ней, вам надо уметь решать примеры, которые там записаны. Каждый человек, который верно решить пример, выходит к доске, вписывает число и остаётся рядом с ней.

Дети решают примеры, расположенные вдоль как бы извилистой лесной тропинки (нарисована на доске), которая ведёт к изображения Бабы-Яги и загадочному конверту под ней. Дети, ответы которых оказываются верными, записывают ответы в окошки и остаются стоять около доски (9 человек).

— Прекрасно. А теперь посмотрите — наша тропинка закончилась. А кто же наши ребята, которые помогли нам пройти дорогу? А это те, кто знает таблицу умножения лучше всех в классе. Посмотрите на них. Молодцы! Садитесь на свои места.

— Итак, мы попали в сказочный лес. Кто же встречает нас там? Баба-Яга. А что же она хочет? Посмотрите – у неё таинственный конверт. А что же внутри?

— А там для вас приготовлена непростая задача. Что же там написано? (Чтение задачи)

3. Межпредметная связь с введением основ экологии. Решение задачи.

— Ступа Бабы-Яги работает, как реактивный двигатель, на топливе. И за 1 час полёта ступа загрязняет столько воздуха, сколько могут очистить за день 7 зелёных деревьев. Сколько понадобится деревьев, чтобы очистить воздух после 3 часов полёта Бабы-Яги?

— Ну что, ребята, сможете решить эту сложную задачку? (Да!)

Совместная запись условия задачи. Решение проходит самостоятельно.

Проверка решения задачи. Ответ: 21 дерево за целый день.

— Правильно, ребята, целое 21 дерево. А представьте теперь, сколько машин ездит у нас по городу с грязными, чадящими двигателями. Смогут ли очистить небольшие рощицы деревьев в городе всю эту грязь? (нет)

— Верно, нет. Поэтому помогайте нашим городским деревьям и сами не загрязняйте окружающую природу.

4. Зашифрованный плакат . Решение примеров на деление и умножение.

— А теперь посмотрим на наш конверт повнимательнее. Похоже, там есть ещё что-то. (достаётся ещё один маленький конверт – в нём письмо и карточки с примерами).

— Оказывается, вы помогли лесу — нашли тропинку, прогнали Бабу-Ягу, (решили задачу) и теперь благодарный лес желает вас наградить. Чем?

— А чтобы это узнать, вам надо расставить фрагменты этого плаката на свои места (открывается плакат на доске) — зашифрованный рисунок.

— Чтобы расшифровать рисунок, вам придётся показать, как вы умеете дружно работать вместе, вдвоём, т.е. в парах (раздаются фрагменты и карточки с примерами).

— Но есть одна сложность – фрагментов рисунка намного больше, чем надо, есть много лишних. У каждой пары – три фрагмента.

— Ваша задача – найти именно тот, который подходит к нашему плакату. Как? Решите все примеры со своей карточки и сложите ответы примеров. Полученное вами число и покажет, какой фрагмент вам следует выбрать.

— Итак, та пара, которая выполнит задание, прикрепляет свой найденный фрагмент на наш плакат. Когда все закончат работу, мы увидим, что же лес предложил нам в награду. Начинаем!

Дети начинают работать, решают примеры. По мере продвижения работы учитель прикрепляет на плакат предлагаемые детьми фрагменты. В конце работы на плакате (если большинство фрагментов выбрано верно) появляется изображение большой цифры 5.

Примеры на карточках (на карточках ответов нет).

Конспект урока по русскому языку «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

Правописание мягкого знака
в середине и на конце слова.

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

карточки в форме солнышка и тучки;

карточки для словарной работы;

карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

карточки со схемами позиций мягкого знака;

наглядность значений слова «соль»

— У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

II . Цели урока (психологическая минутка).

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тука. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Мягкий знак в середине и в конце слова.

— Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное и мягком знаке?

— Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Учитель показывает таблицу с позициями мягкого знака.

— Ребята, когда в слове пишется мягкий знак?

— Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

— Вспомним, как пишется мягкий знак. (учитель показывает ь с выходом на соединение и без)

— Где может стоять первый мягкий знак? (в середине слова)

— Где может стоять второй знак (в конце слова)

— Итак, сначала все пропишем в воздухе.

— А сейчас напишите только два раза мягкий знак в тетради. (дети пишут)

— А теперь все обязательно прервитесь на минутку. Посмотрите, вот как написаны эти знаки у меня на доске. Правильно ли они написаны? (нет)

— Какие ошибки здесь допущены? (дети объясняют)

— Верно, а теперь посмотрите в свои тетради – верно ли написано у вас и допишите знаки аккуратно и правильно до конца строки.

— Теперь подчеркните у себя три самые лучшие буквы.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

— у неё нет собственного звука,

— но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь ск-_зать — скажешь

IV . Словарная работа:

— Какое правило мы только что вспомнили? (безударная гласная, которую можно проверить)

— Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? (словарные)

— Почему (проверяем по словарю).

— Назовите мне эти слова (по карточкам: учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки).

— Есть среди них слова с мягким знаком в конце слова? Прочитайте.

— А слова с мягким знаком в середине? Назовите.

— Запишем эти слова в два столбика – в 1 столбик которые отвечают на вопрос Кто?, а во второй – на вопрос Что?

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

— Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Какие слова отвечают на вопрос Кто?

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак? (звук мягкий)

Аналогичная работа со словами из второго столбика.

— Какой вывод мы можем сделать?

Мягкий знак пишется в словах отвечающих на вопрос кто? и что? в середине и на конце слова, когда согласный звук произносится мягко.

— Хорошо. А какое слово в первом столбике как будто лишнее? (девочка)

— Почему? (без мягкого знака чк-чн – мягкий знак не пишется)

— Молодцы. А теперь посмотрите сюда (учитель показывает незаконченную схему). На перемене в класс заскочила шалунья-резинка, потёрлась о слова, как котёнок, и стёрла половину хорошего и полезного правила.

— Давайте восстановим это правило полностью.

В сочетаниях чк, чн щн, нщ, нч мягкий знак не пишется.

Вот заинька маленький.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд.

Он подпрыгнул десять раз.

— Ребята, а кто запомнил в нашей физминутке слова, где есть мягкий знак? (заинька, прыгать, десять, маленький)

— Почему в этих словах пишется мягкий знак?

— А чем отличаются эти слова? (обозначают предмет, признак и действие)

Вывод: Мягкий знак пишется и в словах-предметах, и в словах-признаках, и в словах действия.

VI . Звуко-буквенный анализ слова.

— Итак, соль нашего урока, нашего дня – научиться писать слова с мягким знаком.

— А почему говорят «Соль дела, соль урока»?

— Верно, это значит – самое главное. Давайте разберем это слово по буквам и звукам.

Звуко-буквенный разбор слова «соль». Один ученик у доски.

Соль – 1 слог, 2 согл., 1 гл.

[ с ] – согл., тверд., глух., парн.

[ л ] – согл., мягк., зв., непарн.

— Почему букв здесь больше, чем звуков?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.

Физминутка (вправо, влево, вверх, вниз)

VII . Работа с предложением.

— Ребята, а просто слово «соль» – что оно может обозначает? (полезное ископаемое, нота, пищевая добавка)

— Составьте устно предложение со словом «соль». Причём первый ряд – про ноту; второй – про полезное ископаемое, а третий – про пищевую добавку.

— Проверяем. (выборочно нескольких учеников). Хорошо.

— А теперь давайте запишем такое предложение «Ольга спела ноту соль.» (комментирует один ученик)

Вывод: Одно слово – много значений. Слова с мягким знаком надо уметь слышать и правильно писать.

VIII . Работа в парах.

— А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки. Вам надо составить предложения и вставить пропущенные буквы — решить, где следует писать мягкий знак, а где – нет.

1. поймал, окун_ков, Игор_, пят_, на реч_ке

2. сил_ная, на , метел_, улице, началас_

Сначала дети называют орфограммы, проговаривают орфографически. Потом записывают предложения, прошёптывая каждое слово.

Учителем организуется взаимопроверка (всё правильно – ставят +, не всё – исправляют ошибки) — на доске открываются предложения и ученики проверяют друг друга парами:

Игорь поймал на речке пять окуньков.

На улице началась сильная метель.

— Скажите, где вы написали мягкий знак? Почему?

— А в каком слове вы мягкого знака не вставили (речке)? Почему?

Физминутка «Надуваем шарик»

(надуваем – большой, перестали – маленький)

— В каких словах встретился мягкий знак? (большой, маленький)

— Что это за слова? (слова-признаки, слова, противоположные по смыслу)

IX . Итоги урока.

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете? (когда и зачем пишется мягкий знак)

— Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Васильева Елена АлександровнаНаписать 865 11.11.2015

Номер материала: ДВ-146080

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.11.2015 3702
    11.11.2015 970
    11.11.2015 4651
    11.11.2015 670
    11.11.2015 807
    11.11.2015 333
    11.11.2015 892

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по теме «Правописание мягкого знака в середине и на конце слов»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (876 кБ)

Обучающие: формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формировать умение общаться и слушать.

Развивающие: развитие умения анализировать, обобщать.

Ход урока

Орг. момент.

– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Цели урока (психологическая минутка)

– Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справиться со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

– У вас на столе лежат солнышко и туча. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

– Всё ваше хорошее настроение, я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками. Слайд 2

– Ответьте, чем оканчиваются слова день и ночь (мягким знаком).

– Вы сами назвали тему нашего сегодняшнего урока.

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? (слова с мягким знаком в середине и на конце слова).

3. Чистописание. Слайд 3

Учитель:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Сколько букв для записи мягкого знака существует в русском алфавите? (одна)

– Запишите её красиво в своих тетрадях.

– Сели ровно, сделали наклон тетради, пишем.

– Прочтите на доске пословицу, объясните её смысл, запишите её в тетрадь. Осень – перемен восемь. Слайд 4

– Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая.

Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!

– В стихотворении встретились 2 слова угол, уголь

– Произнесите эти слова

– Произнесите только звуки на конце этих слов

– Сравните эти звуки

– Почему [л’] мягкий звук?

4. Повторение раннее изученных правил. Слайд 5

– Назовите, пожалуйста, какое сейчас время года (осень)

– Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

– Запишите названия этих месяцев в тетрадь.

– Как вы обозначили мягкий согласный в конце слова? (мягким знаком)

5. Изучение новой темы.

– Прочитайте ещё раз тему нашего урока

Мягкий знак в середине и конце слова.

– Ребята, ь знак пишется не только в конце слов, но и в середине.

Откройте учебник на ст. 87, упр. 152

Физминутка.

Вот заинька маленький.
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул десять раз.

– Прочитайте новое словарное слово в учебнике.

Запись в тетрадь.

Пальто – 6 б, 5 зв. Слайд 6

– Где встретился мягкий знак?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько звуков в этом слове?

– Почему букв больше, чем звуков? (ь знак звука не обозначает)

6. Самостоятельная работа. Слайд 7

– Прочитайте слова на слайде (учитель, тетрадь, девочка, пальто, медведь, морковь, мальчик, коньки)

– Запишите эти слова в 2 столбика.

– В 1 столбик слова с мягким знаком на конце, во 2 с мягким знаком в середине.

Проверка. Слайд 8

– Какое слово лишнее? (девочка)

– Почему? (чк – чн пишутся без мягкого знака)

Физминутка “Надуваем шарик”

(надуваем – большой, перестали – маленький)

7. Закрепление. Слайд 9, 10

– Сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

Игор* поймал на речке пят* окун*ков.

На улице началас* сил*ная метел*.

– Скажите где вы написали мягкий знак? Почему?

8. Итог урока.

– Что вам понравилось на уроке?

– Какой секрет русского языка вы узнали сегодня на уроке?

– Поднимите руки кому было легко, а кому трудно?

– Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

– Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-myagkogo-znaka-v-seredine-i-na-konce-slova-572559.html

http://urok.1sept.ru/articles/606674