Конспект урока по правописанию приставок 10 класс

Урок русского языка «Правописание приставок»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Обобщающий урок русского языка в 10 классе «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня» (В рамках подготовки к ЕГЭ)

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_rus._yaz._10_klass.rar153.82 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе (в рамках подготовки к ЕГЭ)

Тема урока: «Правописание приставок.

Правописание на стыке приставки и корня».

Тип урока : обобщающий

Цель урока: обобщение ранее изученного о правописании приставок,

правописании на стыке приставки и корня гласных Ы, И; подготовка к выполнению задания А14 (блок А ЕГЭ)

Используемые технологии: метод проектов, информационные технологии, проблемное изучение

  1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на восприятие материала .
  1. Устная работа с эпиграфом к уроку:

«Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга»

  1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя 2) каталог 3) августовский 4) пуловер

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф 2) эксперт 3) кухонный 4) творог

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3)они прАвы 4) свежие тортЫ

II. Выполните задание: в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2)бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3)о..далённый, на..треснутый. на..пиленный

4)из..мать, дез..нформация, от..граться

Слово проектной творческой группе

Представляют проект «Всё не так просто, как кажется» (презентация проекта)

  1. Прочитав предложенное задание, мы выявили проблему:

Какие правила необходимо знать, чтобы выполнить это задание

  1. Распределили приставки на группы:

1) Неизменяемые (одновариантные)

2) На З и С (двухвариантные)

  1. На –з:
  2. чрез-, раз-, низ-, из-, воз-, без-.
  3. На –с:
  4. бес-, вос-, ис-, нис-, рас-, чрес-.
  5. Исключения: з десь, з дание, з доровье, ни зги

1)Лингвистическая задача:
Почему слова с приставами разбиты на три группы?

Исколесить беззвездный расщепить

Изрезать бессонный расчистить

Беспечный рассветает расчертить

Безголосый иссушить бесшумный

Провокационная роль предлогов в написании приставок

  1. Из-под нависших бровей- исподлобья

2)Диктант на замену

  1. Допишите пары:
  2. Без воды –
  3. без паспорта –
  4. без смысла-
  5. без сна-
  6. без шума –
  7. без забот
  8. Без души и без сердца-

2)Работа с текстом стихотворения м. Цветаевой ( все слова на з-,с-)

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

24 марта 1925 г.

3) ПРЕ- и ПРИ- (смысловые);

  1. Претворить в дело притворить дверь
  2. Пребывать прибывать
  3. Презирать призирать
  4. Преступить приступить
  5. Преумножить приумножить
  6. Преклонить приклонить
  7. Предавать придавать
  8. Претворить притворить
  9. Преемник приёмник
  10. Преходящее приходящее
  11. Презреть призреть
  1. Превентивный – предупреждение чего-либо, предохранительный.
  2. Превалировать – преобладать, иметь перевес.
  3. Претендент – лицо, которое претендует на что-нибудь.

Приоритет – первенство по времени открытия; изобретении чего-то; первенствующее положение.

Диктант на замену

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре-,при-

1) Место стоянки судов (пристань).

2) Исключительное право(прерогатива)

3) Глава государства (президент)

4) Первенство (приоритет)

5) Подарить (презентовать)

6) Граница (предел)

7)Оперная певица, исполняющая первые роли (примадонна)

9) Затруднение (препятствие)

10) Предисловие (преамбула)

11) Вступление к музыкальному произведению (прелюдия)

13) Помеха (препятствие)

16)Первое представление (премьера)

III. «Ы, И после приставок»

Вдруг раздался страшный рык-

Это «Ы» прогнало «И»

От приставок на согласный:

Был тут «иск» — стал «розЫск».

Лишь исключение «взИмать»

С буквой «И» надо писать.

— «ъ, ь после приставок»

А приставки ИНОСТРАННЫЕ (СУБ-, ДЕЗ-, ТРАНС-) —

Все дамы странные,

Уж такие утонченные (ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР-),

Ты внимательно смотри:

После «иностранок» — «И»

К ним примкнули «наши» СВЕРХ-, МЕЖ-

СВЕРХ И зысканнее всех!

СВЕРХ И скусно, СВЕРХталантливо

Дружат с «И» они, галантные.

В сложносокращенных словах сохраняется «И»:

Дез..фекция, пред..дущий, сан..нспекция, под..скать, контр..гра, фин..спектор, вз..мать, об..грать, пед..ститут.

Вернёмся к проблемному вопросу и выполним задание

В словах какого ряда пропущена одна и та же буква

1)с..трудник, с..гласие, н..ладить

2) бе..хозный, бе..донный, во..делать

3) из..скать, сан..спектор, с..грать

4) пр..тягательный, пр..митивный, пр..личный.

IY.Компьютерное тематическое тестирование по теме «Правописание приставок»

1 группа –составить диктант «на засыпку» на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

2 группа составить литературную викторину по произведения А.С.Пушкина на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

3 группа –подобрать пословицы, оговорки , крылатые выражения на тему «Правописание приставок .

Правописание на стыке приставки и корня».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая «миссия» — привлечение внимания учащихся к новому материалу.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме»Правописание приставок ПРЕ и ПРИ» включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой материал и занимательны.

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ.

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок.

Презентация содержит материал к уроку.

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у.

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе «Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку — презентация.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Правописание приставок».

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме

Тип урока – комбинированный урок.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании приставок.

2. Организовать деятельность учащихся по формированию умения

определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную

с её написанием.

3. Совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности

учащихся по теме урока.

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать

причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого

общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для

объяснения способов деятельности.

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению

норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.

3. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

По источникам знаний: наглядный,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

применение умений и способов деятельности.

1. Раздаточный материал.

1) Информационные карточки.

2) Обучающие карточки.

3) Контролирующие карточки.

2. Компьютерное обеспечение.

2) Презентация к уроку:

«Три группы приставок»;

«Приставки первой группы»;

«Приставки второй группы»;

«Приставки третьей группы»;

Ключи к заданиям.

I. Организационный момент.

III. Актуализация знаний.

1. Запишите число и тему урока.

2. Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Вспомните и запишите приставки, которые вы знаете.

4. Сколько у вас получилось?

5. Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

В русском языке 58 активно действующих приставок.

6. Презентация «Приставки».

Без-, бес-, в-. во-, вз-, вс-, взо-, вне-, внутри-, из-, ис-, вы-, до-, еже-, за-, изо-, между-, меж-, на-, над-, надо-, наи-, не-, ни-, низ-, нис-, о-, об-, обо-, около-, от-, ото-, па-, пере-, по-, под-, подо-, после-, пра-, пре-, пред-, предо-, при-, про-, противо-, раз-, разо-, рас-, рос-, с-, со-, сверх-, су-, у-, через-, чрез, черес-.

Исходя из темы урока, определите цели урока.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

Работа по теме урока.

V. Презентация «Три группы приставок».

перед глухими согласными

Различаются по значению

В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок. Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

Первая группа приставок – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково, не отражая изменений в произношении. Их написание подчиняется морфологическому принципу русской орфографии.

VI. Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

Задание №1. Приставка или нет. Найдите «третий лишний».

Ворваться, воевать, ворох.

Домашний, доброта, добраться.

Пакля, паводок, паром.

Соловей, собака, сотрудник.

Сгорел, свистнул, сделал.

Задание №2. Из данных слов выпишите сначала слова с одной приставкой, а затем

с двумя или тремя.

Обворожительный, обездоленный, обезьяна, обеззараженный, переподготовка, основной, непроизносимый, наслаждение, сосна, разорвать, противостоящий, ожесточение, позапрошлый.

1. Обворожительный, наслаждение, разорвать, противостоящий, ожесточение.

2. Обездоленный, обеззараженный, переподготовка,

Задание № 3. Прятки с приставками. Найдите приставки в словах.

Громоотвод, сумасшедший, очковтирательство, благоприобретённый, гостеприимство, водопровод, деревообрабатывающий, сногсшибательный, угледобывающий, благоразумный.

VII. Презентация «Три группы приставок».

Вторая группа приставок – это приставки, которые оканчиваются на …з и …с. Их написание подчиняется фонетическому принципу русской орфографии: написание отражает изменение произношения звуков речи.

VIII. Презентация «Приставки на …з и …с»

«Приставки на …з и …с»

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

IX. Практическая работа. По обучающим карточкам.

Задание № 4. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните правописание.

Бе…ценный, бе…человечный, бе…численный, бе. форменный,

бе…грамотный, бе…численный, бе..дарный.

В…лететь, в…тревоженный, в…бешённый, в…дремнуть.

Во…ражение, во..хождение, мирово…зрение, во…любить, во…кликнуть.

И…полнение, и…царапать, и…бежать, и..пуганный, и…давна,

Ни…провергать, ни…падить, ни…ввергнуть, ни…послать.

Задание № 5. Вставьте пропущенные орфограммы и распределите слова на три столбика: 1) с з… и с… в корне; 2) с приставкой с…; 3) с приставками на з… и с…

Бе…дорожье, …дача, …борка, …дание, ро…пись, …гореть, ра…чесать, …десь, в…карабкаться, …бежать, …дравница, …горяча, ни…ший, …держаться, ра…бить.

Здание, Сдача, Бездорожье,

здесь, сборка, роспись,

здравница, сгореть, расчесать,

низший. сбежать, вскарабкаться,

X. Презентация «Приставки третьей группы»

Третья группа приставок – это приставки пре – и при – . Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

XI. Практическая работа.

Задание № 6. Работа с учебником: стр. 78, № 120 (устно)

Прочитайте словосочетания, определите значение и объясните

правописание приставок пре – и при – .

Задание № 7. В русском языке есть несколько пар слов, в которых написание пре – и при – связано с различием в их значении. Познакомьтесь с содержанием таблицы. Составьте и запишите в тетрадь

словосочетания с двумя парами слов.

Прибывать – приезжать, приходить

Пребывать – находиться где-либо, в каком-состоянии

Приходящий – куда — либо

Приклонить – найти или не найти приют

Преклонить – выразить уважение

Притворить – неплотно закрыть

Претворить – осуществить, воплотить

Призреть – дать приют (устарело)

Презреть – пренебречь чем-либо

Приуменьшить – немного уменьшить

Преуменьшить – показать меньшим

Приёмник – то, что служит для приёма

Преемник – продолжатель дел, традиций

Предел – граница, черта

Преклоняться – глубоко уважать

Придать – усилить, прибавить

Предать – изменить, нарушить верность

XII. Комплексное применение знаний.

1. Мы с вами прошли сквозь заросли русских приставок. А теперь подведём итоги. Проверьте себя.

Работа по контролирующим карточкам с разноуровневыми заданиями. У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

А. Вставьте пропущенные буквы.

Пр…свещение, Бе…людный, Пр…мудрость,

по…писчик, бе…честье, пр…стегнуть,

об..жжённый, в…карабкаться, пр…сесть,

пер…мирие, в…метнуться, пр…вращённый,

пр..пр…бабушка, и…воротливый, непр…глядный,

о…данный, чре…вычайно, пр…баутка,

на…важнейший. во…зрение. пр…рекаться.

Б. Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно, 6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Ответы. 1. 2. 3. 4. 5.

В. Вместо словосочетания запишите одно синонимичное ему слово,

Пользуясь приставками без-/бес-, пре-/при-, на-, об-, обез-.

Образец: лишённый смысла – бессмысленный.

Никогда не умирающий –

Находящийся вблизи вокзала –

Задуматься на некоторое время –

Лишить возможности причинять вред –

Очень старый человек –

Такой, где нет людей –

2. Самопроверка. Ключи и критерии оценки на экране.

А. Вставьте пропущенные буквы.

ПрОсвещение, БеЗлюдный, ПрЕмудрость,

поДписчик, беСчестье, прИстегнуть,

обОжжённый, вСкарабкаться, прИсесть,

перЕмирие, вЗметнуться, прЕвращённый,

прАпрАбабушка, иЗворотливый, непрИглядный,

оТданный, чреЗвычайно, прИбаутка,

наИважнейший. воЗзрение. прЕрекаться.

0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»

Б. Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

Никогда не умирающий – бессмертный.

Находящийся вблизи вокзала – привокзальный.

Вселить надежду – обнадёжить.

Дать новое имя – наименовать.

Лишить оружия – обезоружить.

Задуматься на некоторое время – призадуматься

Лишить возможности причинять вред – обезвредить.

Очень старый человек – престарелый.

Такой, где нет людей – безлюдный.

Несколько уменьшить – приуменьшить.

0 ошибок – «5»; 1 – 2 ошибки – «4»; 3 – 4 ошибки – «3»

Итоги урока. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я ( доволен / не доволен )

2. Урок мне показался ( коротким / длинным )

3. Материал урока мне был ( понятен / не понятен; полезен / бесполезен )

4. На уроке мне было ( интересно / скучно )

5. За урок я ( устал / не устал )

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Цели урока.

I. Обучающие цели.

1. Систематизировать знания о правописании приставок.

2. Организовать деятельность учащихся по формированию умения

определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную

с её написанием.

3. Совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

4. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности

учащихся по теме урока.

II. Развивающие цели.

1. Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2. Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать

причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать.

3. Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого

общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для

объяснения способов деятельности.

III. Воспитывающие цели.

1. Способствовать формированию языковой личности как субъекта

2. Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению

норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.

3. Осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

  • Платонова Оксана ВладимировнаНаписать 6418 26.12.2017

Номер материала: ДБ-990930

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.12.2017 304
    26.12.2017 555
    26.12.2017 1202
    26.12.2017 1526
    26.12.2017 854
    26.12.2017 2532
    26.12.2017 1591
    26.12.2017 326

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Более половины родителей не состоят в родительских чатах

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.»

13.11.18 год. Русский язык. 10 класс. (9 урок)

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

— систематизировать знания о правописании приставок;

— организовать деятельность учащихся по формированию умения;

— определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

— совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

— развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

— развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

— способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

— воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

— осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

— Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

— В русском языке 58 активно действующих приставок.

IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Презентация «Три группы приставок».

Не меняются на письме

перед глухими согласными

Различаются по значению

— В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

«Приставки на …з и …с»

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

— Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

— Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:

играть — подыграть, разыграть, сыграть;

искать — отыскать, подыскать, разыскать;

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

сверхизысканный.
2.
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

двухимпульсный.
3.
И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,

КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:

спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове взимать.
6. И пишется после приставок, оканчивающихся на
гласную: поискать.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

ад..ютант, бул..он, компан..он

об..рвать, д..йти, от..двинуть

р..списка, р..зыск, р..спись

Пресечь, преодолеть, преградить

Прерывать, пристать, премаленький

Адъютант, бульон, компаньон

Оборвать, дойти, отодвинуть

Расписка, розыск, роспись

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Пресечь, пригласил, приоткрыть

Привлечь, предание, придирки

Прибежище, приберег, приукрасил

Прадед (исключение), прообраз, праязык

Пререкаться, прекрасный, премилый

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

..десь, ..даваться, ..дание

и..бавиться, и..резать, и..менить

ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

р..спись, р..списаться, р..зыск

пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Здесь, сдаваться, здание

Избавиться, изрезать, изменить

Расписание, разбежаться, разукрасить

Роспись, расписаться, розыск

Прилечь, присвоил, приоткрыл

— Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-pristavok-2412756.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-prav.html