Конспект урока по рус яз 4 класс правописание местоимений с предлогами

Конспект урока русского языка на тему ,,Правописание местоимений с предлогами” (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

урока русского языка на тему

,,Правописание местоимений с предлогами”

Программа ,,Школа России”

-закрепить знания о правописании местоимений с предлогами;

-отработать умение раздельного написания местоимений с предлогами

-продолжить развивать умение высказываться на определенную грамматическую тему

-совершенствовать умение оценивать чужое высказывание по определенным критериям

-развивать навыки учебного сотрудничества

Повторение изученного материала.

Формулирование учащимися темы и цели урока

Подведение итогов урока.

Карточки для парной работы

Пословицы и поговорки (запись на доске).

Зовут к соседу на веселую беседу.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Жить в соседях — быть в беседах.

Таблица к упражнению 1 (запись на доске)

Карточки к упражнению 2 для дифференцированной работы

Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки. Подберите название к тексту.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.

Повторение изученного материала.

Запись на доске

У. Прочитайте записанные на доске слова. Расскажите об этих словах.

Д. На доске записаны формы личного местоимения он в форме единственного числа.

У. Расскажите о местоимении по плану:

1. Что такое местоимение?

2. Какие группы местоимений вы знаете?

3. Назовите личные местоимения.

Д. Местоимение — это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому такие местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица. Местоимения 1-го лица — я, мы; 2-го лица — ты, вы; 3-го лица — он, она, оно, они.

У. Оцените ответ своего товарища, пользуясь памяткой ,,Критерии оценки ответа на тему”.

1. Правильность ответа.

Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Какое местоимение можно исключить из числа написанных? Обоснуйте ответ

Д. Из данных местоимений можно исключить местоимение ОН, так как оно употребляется без предлога.

У. Опираясь на слова, оставшиеся после исключения местоимения ОН, и учитывая особенность их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока “Правописание местоимений с предлогами”

У. Учитывая тему урока и принимая во внимание то, что мы с этим материалом познакомились на прошлом уроке, сформулируйте цель нашего урока, используя для ответа слова

Д. Сегодня на уроке мы повторим правило о написании местоимений с предлогами, будем учиться их правильно писать.

Актуализация знаний учащихся

У. Приступаем к реализации первой цели урока. Расскажите, как пишутся местоимения с предлогами. Для примеров используйте слова, по которым вы определяли тему урока.

Д. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н. Например, перед ним, к нему, о нем, от него, в него.

(Учитель стирает скобки в записи на доске)

(Используется запись местоимений на доске)

У. Мы напишем букву, которая находится в личном местоимении в форме дательного падежа и обозначает в нем согласный, непарный, звонкий твердый звук. Какая это буква? В каком местоимении находится?

Д. Мы будем писать букву м, она обозначает согласный, непарный, звонкий твердый звук и находится в личном местоимении он в форме дательного падежа к нему.

У. На что надо обратить внимание при написании этой буквы?

Д. Надо соблюдать наклон начального элемента этой буквы.

У. Напишите одну строчку буквы м.

На доске запись:

У. Посмотрите на эту запись и определите её закономерность.

Д. В каждой ячейке сначала пишется строчная буква м , потом любое личное местоимение. Количество букв м зависит от лица следующего за ней местоимения

У. Напишите ещё несколько сочетаний букв в рассмотренной закономерности.

Словарно — орфографическая работа.

(Используется запись местоимений на доске)

У. Каждой форме местоимения ОН соответствует определенная буква. С помощью этих букв вы сможете назвать новое слово для словарной работы, если правильно воспользуетесь шифром.

У. Выстройте эти местоимения в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные справа от местоимений.

(Учащиеся выполняют работу в парах).

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Получилось слово беседа.

У. Как вы понимаете значение этого c лова?

Д. Беседа — это разговор нескольких лиц.

У. Напишите слова беседа , пользуясь орфографическим словарем. Что можете сказать о написании этого слова?

Д. В слове беседа пишется безударная гласная е в корне.

(Учитель дает установку на запоминание этого слова)

У. Прочитайте пословицы и поговорки

Зовут к соседу на веселую беседу.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Жить в соседях — быть в беседах.

У. Из данных пословиц и поговорок выберите ту, в которой нет глаголов. Объясните её смысл.

Д. Без соли, без хлеба худая беседа .

Смысл этой пословицы заключается в том, что беседа проходит оживленнее и интереснее за накрытым столом.

У. Прочитайте и объясните смысл пословицы, в которой нет прилагательных.

Д. Жить в соседях — быть в беседах.

Эта пословица означает, что соседи часто разговаривают друг с другом, общаются на самые разные темы.

У. Что можете сказать об оставшейся поговорке?

Д. В этой поговорке есть имена существительные, имя прилагательное, предлог.

Она означает, что кому-то предстоит интересное общение со своими друзьями.

У. Назовите встретившиеся в пословицах и поговорках предлоги.

У. Как пишутся имена существительные с предлогами?

У. Какая часть речи употребляется вместо имени существительного?

У. Как пишутся предлоги с местоимениями?

Сегодня физкультминутку вы будете проводить сами. Дежурные называют местоимения с предлогами и без предлогов. Все остальные приседают. Если услышат местоимение без предлога, и подпрыгивают, если услышат местоимение с предлогом. Постарайтесь сосчитать, сколько местоимений с предлогами будет названо.

Рассмотрите таблицу и цифры под ней.

У. Какое задание вам предстоит выполнить?

Д. Надо написать местоимения с предлогами в порядке, соответствующем цифрам под таблицей.

У. Какое местоимение вы напишите первым?

Д. Местоимение с предлогом от него .

У. Как напишите местоимение с предлогом?

Д. Местоимения с предлогами пишется раздельно

(Учащиеся выполняют задание).

Открывается запись на доске:

От него, за него, в неё, о ней, в них, от них, о них.

После выполнения основного задания детям с высоким и средним уровнем обучаемости предлагается выполнить дополнительное задание на выбор:

Составить и записать словосочетания с личными местоимениями в косвенных падежах с предлогами.

Составит и записать предложения с личными местоимениями в косвенных падежах с предлогами.

Упражнение 2. Работа с текстом.

Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки. Подберите название к тексту.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.

Прочитайте. Озаглавьте текст. Введите в текс предложение, найдя для него подходящее место. Раскройте скобки.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.

Крабы живут чаще всего в(воде), но могут выйти и на сушу.

Прочитайте текст. Определите, о каком морском животном в нём идёт речь. Составьте предложение, в котором содержится информация об этом животном.

У____________ десять ног. А ходит он на в(а,о)сьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону._________ живут чаще всего (в)воде, но могут жить и (на)суше.

И только__________–сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.

Подведение итогов урока.

У. Наш урок подошел к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы намеченной цели ?

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 321 человек из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 741 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 644 человека из 80 регионов

Тип урока — закрепления нового материала.Это второй урок по теме ‘Правописание местоимений». Он подготовлен предшествующим материалом: местоимение как часть речи, местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

Методика субъективизации, которая лежит в основе построения урока, помогает формировать навыки устной речи одновременно с умственным развитием ребенка.

Особенность урока состоит в том, что от первого до последнего этапа урока ученик должен высказываться преимущественно в виде текста.

  • Маннова Елена ВладимировнаНаписать 725 10.01.2015

Номер материала: ДБ-1367372

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0
    05.10.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Московские школьники могут уйти на каникулы с 25 октября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами

Скачать:

ВложениеРазмер
mestoimeniya_s_predlogami.doc451.5 КБ
mestoimeniya.ppt76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему

«Правописание местоимений с предлогами»,

учитель Громкова Анна Юрьевна

Тема урока: Правописание местоимений с предлогами

Цель урока: Изучить орфографическое правило «Правописание местоимений с предлогами»

У.: А сейчас – чистописание,
Приложите свои старания.
И посадку при письме
Покажите-ка вы мне.

Откройте свои тетради. Посмотрите на доску. (на доске элементы букв). Какие буквы имеют такие элементы?

У: Молодцы! Откройте свои тетради. Пропишите 5 раз этот элемент – удлиненную вниз петлю.

У: Теперь напишите 2 раза буквы д, з, у. Посмотрите на доску, здесь вы можете видеть образец написания.

(на доске: соединение зд)

Д: Соединение букв з и д.

У: А какое это соединение?

У: Напишите 3 раза это соединение.

У: А какое это соединение?

У: Верно. Напишите его 3 раза.

У: Что вы видите?

Д: Строчную букву я.

У: А чем еще может являться эта буква?

Д: Местоимением 1го лица.

У: Молодцы! Напишите ее 3 раза.

У: Молодцы. А что это?

Д: Верхнее соединение букв о и н, а также местоимение 3 лица.

У: А какого рода?

У: А какие еще местоимения третьего лица вы знаете?

Д: Женского рода — она, среднего — оно, во множественном числе – они.

(На доске: он, она, оно, они)

У: А какие соединения в них используются?

Д: Везде верхние.

У: верно. Запишите каждое местоимение 1 раз.

  1. Словарно – орфографическая минутка

У.: Пропустите одну строчку и напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие.

У: Ребята, кто помнит, какое слово мы изучили на прошлом уроке?

У: А что такое «экскурсия»?

Д: Это прогулка по достопримечательным чем-либо местам.

(на доске: …кскурс…я)

У: Посмотрите на доску. Какие буквы мы здесь вставим?

Д: Вместо первого многоточия – букву «э», а вместо второго – букву «и».

У: Верно: экс – кур – си – я. Запишите это слово в тетрадь, диктуя самим себе вслух.

У: Сегодня мы выучим новое слово «здесь». (записывает на доске). первая буква этого слова – «з». Запишите его, проговаривая вслух.

У: Ребята, сейчас мы с вами вспомним то, что проходили на прошлых уроках.

Что такое «местоимение»?

Д: Это часть речи, которая в речи указывает на предмет, но не называет его.

У: Верно. А почему эта часть речи так названа?

Д: Потому, что она ставится «вместо имени».

У: Назовите местоимения первого, второго и третьего лица.

Д: Первого: я, мы. Второго: ты, вы. Третьего: он, она, оно, они.

У: Откройте свои учебники на странице 164. Устно выполним упражнение №374. Тот, кого я попрошу, прочитает одно предложение и назовет местоимения, которые в нем увидел, их лицо и число.

Знаете ли вы сказку о ковре-самолете?

Издавна людям очень хотелось летать по воздуху, быстро ходить по земле. Вот они и мечтали о ковре – самолете, сапогах – скороходах.

Летят высоко в облаках самолеты. Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти сложные машины. Он управляет ими.

Д1: Знаете ли вы сказку о ковре-самолете?

Здесь есть местоимение «вы», оно второго лица и множественного числа.

Д2: Издавна людям очень хотелось летать по воздуху, быстро ходить по земле.

Здесь нет местоимений.

У: Тогда прочитай, пожалуйста, и следующее предложение.

Д2: Вот они и мечтали о ковре-самолете, сапогах-скороходах.

Здесь есть местоимение «они». Оно третьего лица, единственного числа.

Д3: Летят высоко в облаках самолеты.

У: Прочитай до того места, пока не появится местоимение.

Д3: Бегут по дорогам поезда и автомобили. Человек создал эти сложные машины. Он управляет ими.

В последнем предложении есть местоимение «он». Это местоимение третьего лица, единственного числа.

У: Молодцы! Прочитайте предложение на доске.

Д: Ему сделали выгодное предложение.

У: Найдите здесь местоимение.

У: Давайте проведем разбор этого местоимения (на доске – памятка разбора):

  1. Часть речи (что обозначает, на какой вопрос отвечает)
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа)
  3. Лицо
  4. Падеж, число, в третьем лице – род.
  5. Роль в предложении.

Д: Часть речи – местоимение.

Начальная форма – он

Третьего лица, мужского рода.

Употреблено в дательном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: сделали (кому?) ему.

У: Ребята, вспомните и скажите мне, что такое «приставка»?

Д: Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

А что такое предлог?

Д: Это отдельное слово, которое служит для связи других слов. Оно пишется отдельно от них.

Нет ниточки, связать слова?
Предлог поможет нам всегда!
Со словом рядом не стоит,
Писать с пробелом нам велит!

  1. Изучение нового материала

5.1 Правописание местоимений перового и второго лица с предлогами

У: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – местоимение с предлогами.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?

У КОГО? у меня у нас у тебя у вас
К КОМУ? ко мне к нам к тебе к вам
НА КОГО? на меня на нас на тебя на вас
С КЕМ? со мной с нами с тобой с вами
О КОМ? обо мне о нас о тебе о вас)

Д: Мы видим склонение местоимений по падежам.

У: Только ли местоимения вы здесь видите?

Д: Нет, еще предлоги.

У: А почему вы решили, что это предлоги?

Д: Они написаны раздельно с местоимениями.

У: Верно. У местоимений не бывает приставок. А с предлогами они пишутся…

У: Молодцы. Откройте учебники на странице 167.

Д: Местоимения с предлогами пишутся раздельно: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас. У местоимений не бывает приставок.

У: Давайте составим схему этого правила. Сейчас вы получите листы, на них попробуйте сами составить схему. работайте в четверках.

У: Теперь результаты мы вывесим на доску и выберем лучший.

Предлог + Местоимение

Предлог _ Местоимение

ПИШУ РАЗДЕЛЬНО!

У: Теперь выполним упражнение №381. Прочитайте текст.

У нас дома есть хорошая коллекция марок. Вместе со мной марки собирает и мой брат. Мы купили для них альбом.

Собирать марки – увлекательное дело. Они помогают лучше узнать жизнь разных народов.

У: Найдите в тексте местоимения. Поставьте к ним вопросы.

Д1: У нас — у кого?

Д2: Со мной – с кем?

Д4: Для них – для чего?

У: Молодцы. А вместо какого существительного употреблено местоимение «они»?

Д: Вместо слова «марки».

У: Откройте тетради. Перепишите в них текст. Подчеркните местоимения с предлогами.

5.2 Правописание местоимений третьего лица с предлогами.

У учащихся на партах листы со стихотворением:

Сказали (я), что с (она) (вы)
При (они) на берегу
(Он) ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
Мы вам (она), она нам (они),
Вы им, обратно нас.
Он с (она), к нам

Опять для (они),
А мы с (он) – к (она) от вас…
Хоть мне известно, что оно
(Они) любит больше тех, —
Все это тайной быть должно
Для (мы) и (вы) от всех…

У: Ребята, у вас на партах лежат листы со стихотворениями. Внимательно посмотрите на них. Вам необходимо переписать его в свои тетради раскрыв скобки. Если возникнут какие-либо трудности, то поднимите руку, я подойду.

Дети выполняют задание. Учитель ходит по классу, помогает, дает советы.

У: Давайте проверим. Читайте по цепочке по одной строчке. Как вы здесь раскрыли скобки?

Д1: Сказали мне, что с ней вы.

У: Все правильно, только здесь лучше сказать не «с ней», а «с нею», а то будет некрасиво звучать.

Д2: При них на берегу его ловили.

Д3: Но, увы, я плавать не могу. Мы вам ее, она нам их.

Д4: Вы их обратно нам.

Д5: Он с нею к нам, опять для них

Д6: А мы с ним – к ней от вас.

Д7: Хоть мне известно, что оно их любит больше тех

Д8: Все это тайной быть должно для нас и вас от всех.

У: Молодцы. Вы верно выполнили это задание. Послушайте. пожалуйста, это стихотворение целиком:

Сказали мне, что с нею вы
При них на берегу
Его ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
Мы вам ее, она нам их,
Вы им, обратно нас.
Он с нею , к нам

Опять для них,
А мы с ним – к ней от вас…
Хоть мне известно, что оно
Их любит больше тех, —
Все это тайной быть должно
Для нас и вас от всех…

У: Вот такое интересное стихотворение. Его написал замечательный английский писатель Льюис Кэрролл, а на русский язык его перевел Л. Успенский.

А теперь подчеркните в тексте все местоимения, а над ними подпишите лицо.

У: Посмотрите, в каких случаях перед местоимением есть буква «н»?

Д: В некоторых местоимениях 3го лица.

У: Верно. Посмотрите еще раз и подумайте, какие это случаи?

Д: Когда перед местоимением стоит предлог.

У: Какие вы молодцы! Итак, если перед местоимением третьего лица стоит предлог, то после предлога перед местоимением необходимо поставить букву «н». Давайте дополним нашу схему.

Предлог + Местоимение

Предлог _ Местоимение

Местоимение

Если местоимение третьего

лица, тогда перед ним пишу

У: Откройте в своих учебниках страницу 169. Прочитайте упражнение №386. Перепишите к себе в тетрадь вторую часть упражнения.

У: Теперь мы с вами попробуем составить алгоритм написания местоимений с предлогами. Кто помнит, что такое «алгоритм»?

Д: Алгоритм – это четкая последовательность действий.

У: Верно. Как вы думаете, что нужно сделать в первую очередь?

Д: Понять, что это местоимение.

У: А если это не местоимение, а нам нужно заменить местоимение какое-то слово?

Д: Значит, найти это слово.

У: Хорошо. (На доску вывешивается карточка «Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением») А что дальше?

Д: Нужно определить лицо этого местоимения.

У: Совершенно верно. Что для этого нужно сделать?

Д: Поставить в именительный падеж.

У: Верно. А еще нам нужно определить падеж, в котором стоит это слово или местоимение.

(На доске – соответствующие карточки.).

Д: А теперь, если это не местоимение, то мы заменяем слово местоимением.

( На доску: «Если это не местоимение, то заменить местоимением»)

Д: Теперь нам нужно определить лицо местоимения.

Если это местоимение первого или второго лица, то нам нужно просто записать его.

Д: Если есть предлог, то раздельно с ним, в том падеже, который был изначально.

У: А если нет предлога?

Д: Если предлога нет, то записываем местоимение в том падеже, в котором оно или слово, которое заменили местоимением, стояло вначале.

У: Куда мы поставим эту карточку? нужно ли для этого определять лицо?

Д: Нет. Значит. поставим перед этим пунктом.

У: Хорошо. А если это не первое и не второе лицо? (Вывешиваются соотв. карточки)

Д: Если это третье лицо и есть предлог, тогда перед местоимением мы напишем букву «н» и все равно напишем его раздельно с предлогом, тоже в том падеже, в котором слово стояло перед началом работы. (На доску: соответствующая карточка).

  1. Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением.
  2. Определить падеж местоимения или слова, которое необходимо заменить местоимением.
  3. Поставить его в именительный падеж.
  4. Если это не местоимение, то заменить слово местоимением.
  5. Если нет предлога, то записать местоимение в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  6. Если предлог есть, то определить лицо местоимения.
  7. Если это местоимение первого или второго лица, то записываю его раздельно с предлогом в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  8. Если это местоимение третьего лица, то перед местоимением ставлю букву «н» и записываю его раздельно с предлогом.

У: Переверните страницу в учебнике. Выполним упражнение № 389 используя алгоритм. Прочитайте первое предложение.

Д: В нашем классе много цветов. Мы ухаживаем (за цветами).

У: Нам необходимо заменить местоимением слово «цветами». Замените местоимением слово «цветы».

У: Определите лицо этого местоимения.

У: Что это значит?

Д: Это значит, что мы напишем его с предлогом раздельно, поставив перед местоимением букву «н».

У: Какое получилось предложение?

Д: Мы ухаживаем за ними.

У: Запишите в тетрадь с проговариванием. Прочитайте второе предложение.

Д: У нас в клетках живут кролики. Мы ухаживаем за (кроликами).

У: Выполните задание сами.

Д: Нам необходимо заменить местоимением слово «кроликами». Оно творительного падежа. Ставлю его в именительный падеж: кролики. Заменяю местоимением: они. Определяю лицо: 3е лицо. Значит, пишу в творительном падеже, раздельно с предлогом, перед местоимением ставлю букву «н»: Мы ухаживаем за ними.

Д2: В новом доме открылся книжный магазин. В (магазине) можно купить книги, газеты, журналы.

Необходимо заменить слово «магазине». Это слово стоит в предложном падеже. Ставлю в именительный падеж: магазин. Заменяю местоимением «он». Определяю лицо местоимения: Третье лицо. Значит, перед местоимением ставлю букву «н», записываю в предложном падеже, раздельно с предлогом: В нем можно купить книги, газеты, журналы.

Д3: Если дал слово, будь (слову) верен.

Необходимо заменить слово «слову». Оно стоит в дательном падеже. Ставлю в именительный падеж: слово. Заменяю местоимением: оно. Здесь нет предлога, значит, записываю

местоимение в дательном падеже: Если дал слово, будь ему верен.

У: Теперь выполните задание у доски. Тот, кого я вызову, вытащит карточку и, применяя алгоритм, выполнит задание. Все остальные выполняют задание в тетради, применяя алгоритм, а записывают, диктуя сами себе.

(задание вывешивается также на доске с краю)

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно , старче.»

Д: Нахожу местоимение: он. Именительный падеж. Определяю падеж, в котором оно должно стоять: дательный. Определяю лицо: третье. Записываю в дательном падеже, отдельно от предлога, перед местоимением ставлю букву «н».

У: Из какого произведения эти строки?

Д: Сказка о рыбаке и рыбке

Исправь ошибку, если она есть. Докажи свою точку зрения, применяя алгоритм:

Он обиделся на их.

Д: Определяю падеж местоимения: обиделся на кого? – родительный падеж. Ставлю местоимение в именительный падеж: они. Предлог есть, потому, определяю лицо: 3 лицо, значит, пишу раздельно с предлогом, перед местоимением ставлю «н».

Исправь ошибку, если она есть. Докажи свою точку зрения, применяя алгоритм:

Д: Ошибка в слове «него». Определяю падеж: Ждали кого? – родительный падеж. Ставлю местоимение «него» в именительный падеж: «он». Предлога нет, значит, записываю его в родительном падеже: Они ждали его.

У: Ребята, посмотрите. пожалуйста, на схему правила:

Предлог + Местоимение

Предлог _ Местоимение

Местоимение

Если местоимение третьего

лица, тогда перед ним пишу

Расскажите мне его, опираясь на схему.

Д: Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У местоимений не бывает приставок. Если местоимении третьего лица, то после предлога перед местоимение пишется буква «н».

У: Верно. Приведите примеры местоимений с предлогами.

Д: У меня, за ним, ко мне, для тебя.

У: Теперь прочитайте еще раз алгоритм.

  1. Найти местоимение или слово, которое необходимо заменить местоимением.
  2. Определить падеж местоимения или слова, которое необходимо заменить местоимением.
  3. Поставить его в именительный падеж.
  4. Если это не местоимение, то заменить слово местоимением.
  5. Если нет предлога, то записать местоимение в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  6. Если предлог есть, то определить лицо местоимения.
  7. Если это местоимение первого или второго лица, то записываю его раздельно с предлогом в том падеже, в котором слово стояло вначале.
  8. Если это местоимение третьего лица, то перед местоимением ставлю букву «н» и записываю его раздельно с предлогом.

У: Для чего нам необходим алгоритм?

Д: Алгоритм – четкая последовательность действий, он помогает нам не ошибиться в написании местоимений с предлогами.

У: У вас на партах лежат листки со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина. под ним написано задание. Выполните его самостоятельно, применяя алгоритм, после этого мы все вместе его проверим.

Пустое «Вы» сердечным «ты»

Она, обмолвясь, заменила…

Пред ей задумчиво стою,

Свести очей с ее нет силы.

И говорю ней: «Как Вы милы!».

И мыслю: «Как тебя люблю!».

Д: Первая ошибка в третьей строчке: Пред ей. Используя алгоритм, я понял, что необходимо заменить местоимение «ей» на «ней», так как, это местоимение третьего лица.

Вторая ошибка – в 4 строке: с ее. Необходимо заменить местоимение ее на «нее», т.к. это местоимение третьего лица.

Третья ошибка – в следующей строчке: говорю ней. Необходимо заменить местоимение «ней» на «ей», т.к. здесь нет предлога.

У: Все верно. Молодец.

У: Ребята, откройте дневники. Запишите домашнее задание. Выучить правила, выполнить упражнение № 388.

Урок русского языка по теме «Правописание местоимений с предлогами». 4-й класс

Класс: 4

Тип урока: урок – изучение нового материала.

Цели урока: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Планируемые результаты: научиться писать личные местоимения 1 и 2 лица с предлогами; правильно употреблять местоимения в речи (устной и письменной).

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, мне и гостям. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

Девиз нашего урока: “Знание – сила!”

– Как вы понимаете эти слова?
– А вы умеете преодолевать трудности?
– На прошлом уроке мы с вами отлично потрудились. Надеюсь, что и сегодня работа будет эффективной.
– А что вам нужно для этого?

– Сегодня вы будете работать не в тетрадях, а в опорных конспектах (Приложение 1). Чтобы любая работа достигла хорошего результата – должен быть план действий. Давайте вместе составим план наших действий на уроке.

  1. Вспоминаем.
  2. Определяем.
  3. Открываем.
  4. Применяем.
  5. Оцениваем.

– Я желаю вам, ребята, извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. Спорьте, отстаивайте свою точку зрения, но будьте внимательны и добры к своим товарищам.

Вспомним правила работы в группе.

II. Актуализация знаний. Фиксирование затруднений в пробном действии.

Цель: актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;– мотивирование к пробному учебному действию; – фиксация затруднений.

– С какой частью речи работали на прошлом уроке русского языка?

На доске: якорь мыши тыквы

– Назовите местоимения. Я, мы, ты, вы
– Чем эта часть речи отличается от других самостоятельных частей речи?
– Что знаете о местоимение? (работа в группах составление кластера (Приложение 2):

– Как вы думаете, почему наша схема не заполнена до конца? (что-то еще не знаем о местоимении)

– Найдите на опорном конспекте “волшебные линеечки”. Отметьте на них, пожалуйста, где вы находитесь на начало урока.

III. Постановка проблемы.

Цель: выявить и закрепить во внешней речи причину затруднения.

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения? (имя сущ)
– Как изменяются имена существительные? ( По падежам).
– Как вы думаете, изменяются ли по падежам личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по падежам).

Вспомним вопросы падежей:

Именительный кто?
Родительный кого?
Дательный кому?
Винительный кого?
Творительный кому?
Предложный о ком?

– Измените личные местоимения 1 и 2 лица единственного и множественного числа по падежам, записывая в таблицу (работа в парах)

1 группа – я; 2 группа – мы; 3 группа – ты; 4 группа – вы.

(Проверка на доске)

Вывод: местоимения изменяются по падежам (склоняются).

И.п.Кто?яКто?тыКто?мыКто?вы
Р.п.Кого?Кого?Кого?Кого?
Д.п.Кому?Кому?Кому?Кому?
В.п.Кого?Кого?Кого?Кого?
Т.п.Кем?Кем?Кем?Кем?
П.п.О ком?О ком?О ком?О ком?
Кто?ямытывы
Кого?менянастебявас
Кому?мненамтебевам
Кого?менянастебявас
Кем?мнойнамитобойвами
О ком?обо мнео насо тебео вас

– В каком падеже местоимения записаны не так, как в остальных падежах? (В предложном падеже местоимения с предлогами).
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока русского языка?

Тема: Правописание местоимений с предлогами

– Какую учебную задачу поставим перед собой? (Научиться писать местоимения с предлогами)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Практическая работа (коллективно)

– Изменим местоимение я, подставив предлоги к вопросам.

Кто? я
У кого? у меня
К кому? ко мне
На кого? на меня
С кем? со мной
О ком? обо мне

V. Реализация построенного проекта (открытие новых знаний).

Цель: организовать решение исходного задания, данного для пробного действия.

Работа в группах.

– Изменить местоимения мы, ты, вы.

У каждой группы своя таблица.

И.п.Кто?тыКто?мыКто?вы
Р.п.У кого?У кого?У кого?
Д.п.К кому?К кому?К кому?
В.п.У кого?У кого?У кого?
Т.п.С кем?С кем?С кем?
П.п.О ком?О ком?О ком?

Защита работ. У доски.

– Какой вывод сделаем? Как пишутся местоимения с предлогами?

Вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. Местоимения – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа.

– Давайте проверим правильность нашего вывода с выводами учебника.

VI. Физкультминутка.

Цель: снятие утомления через физические упражнения.

– Мы поработали. Пора отдохнуть, снять напряжение.

На уроке мы писали
И, конечно же, устали.
А теперь тихонько встали,
Руки медленно подняли.
Пальцы сжать,
Потом разжать.
Наклониться вправо, влево
И садимся – вновь за дело!

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

– Прочитайте текст предложения. Найдите и выпишите местоимения. Определите лицо и падеж.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала. Я ничего не понимал. Дедушка разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка летает около человека и ловит их на лету.

– Почему кричала ласточка?
– За этим явлением понаблюдал и записал для нас его замечательный русский писатель, знаток и большой любитель природы К. Паустовский. (портрет)
– Какие местоимения вы выписали? (взаимопроверка)

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

Самостоятельная работа.

  • У (я) много хороших друзей.
  • К (мы) приехала бабушка из деревни.
  • О (ты) написали в газете.
  • У (вы) есть мечта?
  • Самопроверка

  • У меня много хороших друзей.
  • К нам приехала бабушка из деревни.
  • О тебе написали в газете.
  • У вас есть мечта?
  • Дополнительно: Упр. № 381 с. 53-54 (разбор и самостоятельное выполнение) или придумать слова, где спрятались личные местоимения

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;– провести рефлексивный анализ собственной деятельности на уроке;– зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.

    – Вернемся к нашей схеме. Нашли мы ответы на поставленные вопросы?
    – Что добавим в схему? (Склоняются. С предлогами пишутся отдельно)

    – Как же пишутся местоимения с предлогами? Почему?
    – Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…
    – Зачем вели сегодня на уроке эту работу?
    – Над чем нам нужно будет поработать на следующем уроке? (как пишутся местоимения 3 лица с предлогами)

    – Как вы думаете, есть ли еще местоимения. Кроме тех, с которыми мы познакомились на уроках?

    Как названье дать словам:
    Я, ты, мы, и вам, и нам
    Кто, и что, какой, и сколько,
    Наш, и ваш, и мой, и твой,
    Их, его, ее, и свой?
    Это, без сомнения,
    Всё…. Местоимения!

    – В старших классах, кроме личных местоимений вы будете знакомиться и с другими.

    X. Д/З на выбор.

    1) с. 54-55 № 383, правило.
    2) найти из книги для чтения несколько предложений с местоимениями и выписать предложения в тетрадь (3-4 предложения).
    3)* составить тестовые задания по теме: “Местоимения” (3-4 задания).


    источники:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/05/13/urok-russkogo-yazyka-v-4-klasse-na-temu-pravopisanie

    http://urok.1sept.ru/articles/645553