Конспект урока по русскому 2 класс правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 45. Правописание слов с безударным гласным в корне

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Нахождение безударных гласных в корне слова.

2) Способы проверки безударных гласных в корне.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 93-102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. Прочитайте предложения:

Тётя Валя стала накрывать в столовой обеденный стол. Разложила столовые приборы. Подвинула поближе чайный столик. Протёрла его столешницу. Расставила стулья вокруг стола.

2. Соберём все встретившиеся в тексте родственные слова и формы одного слова в общую группу.

3. Выделим общую часть (корень) в данных словах. Подчеркнём буквы, обозначающие ударные гласные в корне.

4. Слова столовой, столовые, столешницу, столы можно написать с ошибкой. Обозначение безударного гласного звука в корне этих слов буквой затруднено. Эти слова перед написанием нужно проверять, поэтому они называются проверяемыми. А вот написание слова стол точно не вызывает сомнений – как слышится, так и пишется. Значит, это слово может стать образцом для своих родственных слов. Такие слова с ударным гласным звуком в корне будем называть проверочными. По ним можно определить, какую гласную букву в корне следует написать на месте безударного гласного звука.

5. Как узнать орфограмму буквы безударных гласных в корне слова? Помогут вопросы:

3.О чем должен подумать?

6. Если слышится звук [А], то на его месте может писаться буква А, а может буква О. На месте звука [И] могут писаться буквы И, Е, Я, А. Значит, когда в корне слышите безударный звук [А] или [И] надо думать, какие буквы выбрать для их обозначения.

Если же наоборот, нужно найти, на месте каких букв скрывается безударный гласный звук в корне, обращайте внимание на буквы А, О, Е, И, Я. Такие слова нужно проверять.

7. Делать это можно по алгоритму (плану):

  1. Произношу слово и слышу безударный звук [А] или [И].
  2. Выясняю, находится ли этот звук в корне слова.
  3. Изменяю слово или подбираю однокоренное с ударным гласным в корне.
  4. Пишу в корне ту же букву, что и в проверочном слове.

8. Рассмотрим два основных способа подбора проверочных слов: первый — изменение формы слова и второй — подбор однокоренных слов.

9. Для подбора проверочного слова первым способом (изменить форму слова), можно использовать приём «Назови один – много или много – один».

Для проверки слова вторым способом (подобрать однокоренное слово) используй приёмы:

— назови другой размер — большой – маленький или наоборот;

— назови по вопросам «кто?», «какой?» или «что делает?».

10. При подборе проверочных слов нужно помнить и о том, что если под ударением в корне слова пишется буква Ё, то без ударения в формах этого слова и в однокоренных словах пишется буква Е.

11. Запомните правило:

Безударные гласные звуки в корне слова нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Однокоренные слова.

Прочитайте слова в каждой группе. Раскрасьте группу однокоренных слов.

Подсказка: Вспомните определение однокоренных слов.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цель урока: способствовать развитию умения различать в корне слова безударный гласный звук, требующий проверки; развитие умения подбирать проверочное слово и обосновывать правильность написания проверяемого; учить детей рассуждать, делать обобщение, выводы, учить ставить перед собой цели и добиваться их.

— закреплять умения «видеть» орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

— уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

— развивать орфографическую зоркость; развивать логическое мышление; самоконтроль, взаимопроверку, самооценку учащихся;

— воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять; подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова; обосновывать правильность написания слов с безударным гласным звуком.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.
  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм проверки обозначения буквой безударного гласного звука;
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка.

1) (На доске запись.)

Бурундуки — маленькие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды ш…повник.

— Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)

— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.

— Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

2) Словарная работа (слова в ребусах).

3)Образовать от данных слов однокоренные слова, записать.

Лист, свет, лиса, ворона, рыба.

III. Самоопределение к деятельности.

— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Какие звуки слышите на месте гласных букв? Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

IV. Работа по теме урока.

— Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)

— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)

— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)

— Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)

— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.

— Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)

— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр — один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)

— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один

и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)

— Это формы одного и того же слова.

— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это одно-коренные слова.)

— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый — это то, что из березы.)

Что написано в первом столбике?

— Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.>

Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)

Раз, два! Раз, два!

Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопки в ладоши.)

Раз, два! Раз, два!

Поднимаем ручки (Руки вверх.)

К солнышку, к тучке.

VI. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)

— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах?

(Валы — вал, волы — вол.) (Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)

— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)

— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)

— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)

— Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание. Упр. 144 (с, 94).

— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)

— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.)

— Запишите слова также, как в учебнике. Поставьте ударение.

— Выполните задания по учебнику.

— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)

Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.

— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.>

— Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.>

Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.

слон — слон лиса — лисы

семья — семьи сосны — сосна

сады — садик снега — снег

— Какие слова подчеркнули? Почему? (Самооценка с помощью «светофора».)

VIII. Подведение итогов урока.

— Какой гласный звук называется безударным?

— Как правильно написать безударный звук в корне слова?

Конспект урока порусскому языку «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»

Урок направлен наформирование у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока порусскому языку «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Краснолучская гимназия №1 имени Л.Литвяк»

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов

ГБОУ КГ №1 им. Л.Литвяк

Вальчук Елена Николаевна

Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Цель. Создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Личностных результатов: у обучающегося будут сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе, понимание причин успехов в учебе; обучающийся получит возможность для формирования интереса к познанию русского языка; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

— регулятивные УУД: учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве; учащиеся получат возможность научиться на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

— познавательные УУД: учащиеся научатся находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос, ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; учащиеся получат возможность научиться строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

— коммуникативные УУД: учащиеся научатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); учащиеся получат возможность научиться учитывать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре), осуществлять действие взаимоконтроля.

Предметных результатов: учащиеся научатся правописанию слов с безударными гласными, находить орфограммы в указанных учителем словах, подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова; учащиеся получат возможность научиться применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря, использовать орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Тип урока: урок введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс» по УМК «Школа России» авт. Канакина, «листочки со словами с безударными гласными в корне», таблица «Алгоритм», фотография «Оленёнок», игра «Чудо-яблони», набор карточек для вербальной самооценки, карточки с заданиями, клише для вывода.

1. Организационный момент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

— Ребята, вы все хотите быть грамотными людьми? (Да) Сегодня на уроке вы сделаете еще один шаг к грамотности, узнаете что – то новое о правописании слов.

-Как вы будете работать? (Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся открыть сами новое правило)

— А что нужно делать, чтобы получить новое знание? (Трудиться, работать самому).

— Молодцы! Давайте пожелаем друг другу удачи в открытии новых знаний о написании слов.

— С чего начнем работу на уроке? (С повторения необходимых знаний)

— Сначала вспомним главное правило, как нужно писать на уроке. (Правильно, чисто, аккуратно)

-Обратите внимание, какая пословица здесь написана.

Аккуратность человека красит.

Проведем разминку для пальцев «Пальцы здороваются».

Навстречу им большой.

— Теперь аккуратно и красиво запишите число, «классная работа».

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

(На доске записаны буквы: а, о, и, е, я.)

-Ребята, прочитайте, какие буквы записаны на доске.

— Почему именно эти буквы я вам предложила?

( Они нам помогут открыть новое знание)

— Что вы можете о них рассказать?

(Это буквы гласные, образуют слог, могут быть ударными и безударными)

— Молодцы! Пропишите эти буквы у себя в тетрадке.

— Что такое ударение? (Выделение в слове голосом гласного с большей силой).

— Какой слог называют ударным? безударным? (Слог, в котором гласный ударный, называется ударным. Слог, в котором гласный безударный, называется безударным).

— Наши буквы отправились погулять и встретили группу слов с условными обозначениями.

(На доске появляются слова: лес, поле, река, цветы;

карточка с условными обозначениями: знак корня и ударения)

-Какое задание я хочу вам предложить?

(Мы должны будем в этих словах выделить корень и поставить ударение)

— Давайте вспомним, что такое корень и что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень?

( Корень – это общая часть родственных слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать родственные слова и выделить общую часть).

— Молодцы, ребята! Подчеркните в этих словах безударные гласные одной чертой, ударные гласные двумя чертами.

— Что вы можете сказать об ударных и безударных гласных в этих словах?

(Ударные гласные находятся в сильной позиции, а безударные в слабой позиции – это опасное место в слове)

— Зачем мы выполняли это задание? (Нам это сегодня пригодится.)

-Кто уже догадался, по какой теме мы будем работать на уроке?

(Ударные и безударные гласные в корне слова. Проверка безударной гласной.)

-Какой следующий шаг мы должны сделать? (Выполнить пробное действие)

-Для чего? (Чтобы понять, что мы не знаем)

На доске появляются слова: в…да, в…дный, в…дянистый.

-Какое задание я хочу вам предложить? ( Вставить пропущенные буквы в слова).

— Правильно. На столе у вас лежит карточка №1, попробуйте каждый сам выполнить это задание. Вы можете пользоваться эталонами проверки орфограмм, которые у нас уже есть. ( У детей на столах карточки с данными словами. Учащиеся вставляют пропущенные буквы.)

-Кто не смог вставить буквы в слова? ( Я не могу вставить пропущенные буквы в слова.)

-В чем ваше затруднение?

(Я не знаю, как надо действовать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы в слова)

-Кто смог вставить пропущенные буквы в слова?

— Кто может доказать каким правилом вы воспользовались? (Я не могу обосновать свой выбор).

-Кто может предъявить эталон? (Я не могу предъявить эталон)

-В чем причина вашего затруднения? (Я не знаю алгоритма (эталона) как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне)

-Что нам нужно сделать? (Остановиться и подумать)

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были вставить пропущенные буквы в слова)

— В чем было наше затруднение? (Мы не смогли правильно вставить пропущенные буквы в слова; не смогли обосновать каким правилом, эталоном нужно воспользоваться).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какую цель мы поставим перед собой?

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова).

-В течение урока будем отвечать на вопросы:

Ответим на 1 вопрос, что надо проверять. (Проверять буквы гласных звуков, на которые не падает ударение).

Записаны слова в 2 столбика:

— Прочитайте слова. Сравните слова в столбиках. (Мы не знаем, какие гласные писать о или а; е или и).

( Возле таблицы №1 ставит а, о, и, е, я)

Рассмотрите слова. Прочитайте их ещё раз. Что заметили?

(Возле таблицы № 1 учитель рисует корень слова, ребёнок у доски выделяет его в словах). Ваши предложения, как выбрать букву гласного. (Буквы пропущены в корне слов. Подобрать однокоренное проверочное слово. Надо поставить букву под ударение).

Давайте попробуем вставить пропущенные буквы.

Читает стихотворение подготовленный ученик.

— Безударный гласный звук,

Разберёшься с ним не вдруг:

Гора, моря, трава, дела —

Как правильно писать слова?

— Чтобы не было сомнения,

Ставьте звук под ударение:

Горы, море, травы, дело,

А теперь пишите смело!

— Предлагаю план открытия нового знания по алгоритму: (план появляется на доске)

2. Поставь ударение, выдели корень.

3. Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной (в сильной позиции).

4. Напиши слово, вставь букву.

5. Реализация построенного проекта.

-Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Представитель группы подходит к учителю и получает:

1. план открытия нового знания;

2. карточку с заданием:

3.Клише для вывода:

1. Безударную гласную надо _________________.

2. Чтобы проверить _______________________ гласную, надо ________________ слово или подобрать ____________________ слово так, чтобы безударный звук стал ___________.

3. Обозначение орфограммы: )

Учитель организует представление результатов.

— Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике)

Учащиеся читают правило в учебнике.

-Молодцы! Давайте составим алгоритм как нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне. Какой шаг будет первым?

На доске шаги алгоритма в неправильном порядке:

— Измени слово или подбери однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

— Напиши слово, вставь букву.

Дети вспоминают свои действия и ставят шаги в нужной последовательности.

— Смогли ли вы преодолеть свое затруднение? (Да)

— Что вы можете теперь делать? (Правильно писать безударную гласную в корне слова)

— Какой следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый алгоритм).

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Вправо влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет —

Всем друзьям физкульт-привет!

— Отдохнули и продолжаем работать.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) — Давайте вернемся к нашему пробному действию. Теперь вы сможете правильно вставить пропущенные буквы и обосновать свой ответ?

(Да можем, у нас есть алгоритм проверки — эталон)

Дети вставляют нужную букву, обосновывая свой ответ.

2) – Поработаем вместе, применяя наш алгоритм на практике.

На доске четыре слова и у детей на партах карточка №2:

— Два слова разбираем вместе, два слова работа в парах.

Девиз: «Умеешь сам – научи другого»

Работа в группах.

Игра «Волшебное дерево» (упражнение в подборе проверочных слов с безударной гласной)

Условие игры: каждый член группы срывает с дерева листочек. На нём слово с пропущенной безударной гласной. Ученик определяет, какую букву нужно вставить, подобрав проверочное слово.

— Мы поработали вместе, в парах, в группе повторив, как проверить безударную гласную в корне слова. Какой следующий шаг нужно сделать?

— С какой целью мы будем работать самостоятельно?

(Чтобы выяснить, могу ли я сам пользоваться данным алгоритмом).

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

— Теперь самостоятельно выполните следующее задание. Вставьте пропущенные буквы.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

гр…чи пл…ды л…ства

скв…рец р…ка з…йчиха

к…рмил тр…ва н…чной

л…тал п…тно п…тёрка

Учащиеся самостоятельно выполняют работу с последующей проверкой.

Самопроверка проводится по образцу. Если слово написано верно ставят +, если допущена ошибка знак ?

— У кого возникло затруднение при выполнении задания?

— Каким алгоритмом вы должны были воспользоваться?

— Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться)

— У кого задание не вызвало затруднения?

— Сделайте вывод. (Я понял алгоритм проверки безударной гласной)

8. Включение в систему знаний.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

— Давайте потренируемся в написании безударной гласной в корне слова.

— На доске предложения. Давайте поиграем в игру: потерялась буква. Прочитайте и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово:

На берегу растёт с_сна, а рядом с нею сосны.

Горит красивая зв_зда, а рядом с нею звёзды.

На траве лежит р_са,а рядом с нею росы.

Запишите любое предложение в тетрадь.

Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте.

-А сейчас, ребята, возьмите белые полоски. Хотите стать поэтами? Пожалуйста, расположите строчки так, чтобы получилось четверостишье об этом лесном жителе. Приложение 2.

Среди кустов з…ленных

У речки сер…бристой

-Пользуясь составленным алгоритмом написания безударной гласной в корне, вставьте пропущенные буквы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель вы перед собой ставили?

(Узнать правило и алгоритм написания безударной гласной в корне слова)

— Удалось ли достичь цели?

(Да. Мы знаем, что надо делать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова)

— Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

— Кто встретил трудности? В чём? Почему?

-Оцените всю свою деятельность на уроке.

На доске три «волшебных дерева»: красное, желтое и зеленое. Прикрепите свои листочки

на красное дерево — если у вас все получилось, не было затруднений

на желтое дерево – если чаще все получается, но были ошибки;

на зеленое дерево — остались вопросы, часто затрудняюсь.

— Молодцы! А надо ещё тренироваться? (Да, дома)

Я предлагаю выучить правило на стр. 95-96 и шаги алгоритма , а также упражнение 145 (если листочки на желтом или зеленом дереве), 150 (если на красном)


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/09/20/pravopisanie-slov-s-bezudarnym-glasnym-zvukom-v-korne

http://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-porusskomu-iazyku-pravopisaniie-sl.html