Конспект урока по русскому правописание чу щу 2 класс

Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу»
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) по теме

Разработка урока русского языка «Учимся писать сочетания чу — щу» во 2 классе начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_na_sayt.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по русскому языку

Тема: » Учимся писать сочетания чу — щу»

Подготовила: Чиркина О. Н.

Тема: «Учимся писать сочетания ЧУ — ЩУ».

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель урока ( формулируется для учителя в конспекте относительно темы урока ): научить писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Планируемый результат : ( формулируется для учащихся): научиться писать слова с буквосочетаниями чу/ щу.

Основные задачи : (учитель составляет конкретные задачи относительно темы урока).

Воспитательная : учить отстаивать свое мнение аргументировано, знать и стремиться выполнять правила работы в группе. : (регулятивные УУД, личностные УУД),;

Развивающая задача : уметь устанавливать в словах наличие изученных орфограмм. Учиться устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове .

Составить алгоритм написания буквосочетания чу/щу УУД: уметь классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (регулятивные, познавательные УУД) ;уметь характеризовать звуки; наблюдать за способом произношения звуков ; уметь оценивать правильность составления алгоритма по аналогии самостоятельно (познавательные , регулятивные УУД), учиться от внутренней речи передавать информацию внешней речью; ( регулятивные, коммуникативные УУД, личностные УУД)

Обучающая: уметь пользоваться алгоритмом грамотного письма буквосочетаний чу / щу, жи /ши, ча/ща (регулятивные, предметные УУД); учиться контролировать правильность записи текста, использовать способы проверки изученных орфограмм. (познавательные УУД, регулятивные УУД); прогнозировать использование толковых словарей и знать способы работы с ним, (предметные УУД, познавательные, регулятивные УУД, личностные УУД ).

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок

К нам без опоздания

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

— На каком уроке мы продолжаем учиться? (На уроке русского языка)

-Какое значение у слова « старание»? (Работа с толковым словарем)

— Почему эта черта характера помогает учиться?

-Какими хотите быть на уроке?

— Чему мы учились на предыдущем уроке русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча — ща, жи — ши).

  • Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить знания, которые необходимы нам , чтобы узнать новое.)

1 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске выставляется карточка с буквосочетаниями ЖИ — ЩИ и ЧА — ЩА.

— Я приготовила для вас следующее задание: прочитайте слова, записанные на карточке.
(Ж…воные, ж..раф, маш…на, ч…ща, пищ…т, леж…т).

В каких частях речи бывают буквосочетания жи-ши, ча-ща?

— В каком месте слова бывают буквосочетания, изученные на прошлом уроке?

Каким способом мы пользовались при написании слов на эти правила? (1) правило в учебнике; 2) алгоритм написания слов с этими буквосочетаниями.

-Что вам надо помнить при выполнении задания?

— Надо не просто вставить буквы, а еще и обосновывать ее выбор, почему
надо написать именно эту букву.

— Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?

Правила «Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща».)

— А как вы будете действовать? (По алгоритму).

Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма

  • Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам.

Группы работают с блоками ранее изученного алгоритма в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой вариант.

  • Почему последовательность шагов будет именно такой?
  • Какое именно правило вы будете применять для данных слов?

Учитель подставляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ — ШИ, ЧА_-ЩА

  • Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)
  • Я вам предлагаю выполнить задание в тетрадях (работа на изученные правила : тексты, иллюстрации, словари толковый или орфографический,).
  • . Вставьте в слова пропущенные буквы.
  • Проверяем по образцу.

Учитель выставляет на доске карточку с образцом ( эталон).

— У кого есть ошибки? В каком шаге алгоритма? Что вам надо повторить?

  • Запищите в тетрадь слова: щука, чудо .

-Зафиксируйте, какие буквы вы написали в первом слоге после согласных.

У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

2. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли? (Вписывали буквы в слова «чудо» и «щука»).
  • В каком месте вы засомневались? (Какую буквы написать после «Ч» и «Щ»).

-Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «Ч» и «Щ» — «У» или Ю».)

-Если мы не знаем правила письма буквосочетаний чу/щу, то чему мы будем сегодня на уроке учиться?(Будем учиться писать слова с буквосочетаниями чу-щу.)

3. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания ЧУ — ЩУ.)
  • Сформулируйте тему нашего урока? (Правописание буквосочетаний ЧУ — ЩУ.) Чтобы не раскрывать готовое правило, тему урока можно записать на доске так:

— Поскольку данные буквосочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились

исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

Учитель выставляет на доске план действий , затем раздает в группы аналогичные

карточки с планом и карточки с заданием.

1) Произнеси слово;

2) Определи опасное место в буквосочетаниях чу-щу .

3) Примени правило написания этих буквосочетаний .

4) Обозначьте новую орфограмму;

  1. Сделайте вывод и впишите нужную букву .
  2. Проверьте орфограмму;

Чугун, свечу, ищу, тащу.

Учащиеся работают в группах 1-2 минуты.

— Кто готов рассказать о своем открытии?

Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ — ЩУ после Ч и Щ пишется буква У. На доску выставляются составленные эталоны.

  • Как же вы нужно было написать слова «щука» и «чудак»? (Нужно писать с буквой «У».)
  • Давайте откроем учебник и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило.
  • Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ — ЩУ? (С буквой У.)
  • Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ — ЩУ.)
  • Сможете теперь правильно написать слова щука и чудо и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)
  • Достигли поставленной цели? (Да.)
  • Чем будем пользоваться при написании буквосочетаний чу-щу?? ( Правилом из учебника или планом действий (алгоритмом).
  • Можно составить модель этого правила на основании понятий « Всегда твердые согласные, всегда мягкие согласные».
  • Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся.

Ножки в стороны,

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  • Какие наши дальнейшие действия? (Нам надо потренироваться.)
  • Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.
  • Я грамотно писать хоч_,
  • Слова на Ч_ и Щ_ уч_:
  • Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,
  • Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н.
  • Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан,
  • Ч_десный, ч_вство и ч_лан,
  • Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ —
  • Я с У пишу и Чу и ЩУ!
  • Поставьте ударение в словах. Что заметили? (Ударная и безударная позиции буквосочетаний чу-щу).
  • Какой вывод сделаем? (Буквосочетания чу-щу пишу с у.)

Учащиеся работают с карточками . Первые два слова рифмовки разбираются фронтально у доски. Затем учащиеся работают в парах , применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило.

Образец: 1) Произношу слово «щука». Есть опасное место — буквосочетание ЩУ.

  1. Применяю правило: «ЧУ – ЩУ пишу с У»,
  2. пишу в слове «щука» после Щ букву У.
  3. Обозначаю орфограмму — щу ка.
  4. Проверяю по правилу или алгоритму.

— Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило?

Написать самостоятельную работу, используя толковый словарь: Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_, Все слова на ЧУ и ЩУ. Я их твердо зауч_ И пятерку получ_.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке .

— На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте
задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

  • Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.
  • Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?
  • Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца. Учащиеся оценивают свою работу по критериям .
  • Проанализируйте место и причину ошибки.(Дети фиксируют место ошибки – в начале или в конце слова, анализируют причины ошибок – не пользовался алгоритмом, перепутал шаги алгоритма)
  • Молодцы! Поняли в чем ваши ошибки!

Раз- подняться, подтянуться,

Два -нагнуть, разогнуться,

Три- в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

9. Включение в систему знаний и повторение.

  • Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие; если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять; грамотное письмо необходимо для общения.)

Где можем применить полученные знания? (При выполнении упражнений, составлении писем, смс- сообщений)

  • Хорошо! Давайте поработаем с упражнением, иллюстрацией, словарём по группам .

Далее учитель может использовать текст заданий на изученную тему из любого учебника или дидактического материала практического характера : (составить объявление, написать письмо, смс- сообщения)

  • Проверим. Кто объяснит выполнение заданий? Проверка проходит фронтально
  • Молодцы! Вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении упражнений полученные знания.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ.)
  • Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ.)
  • Достигли цели? (Да.)
  • Как пишутся буквосочетания ЧУ — ЩУ? (Буквосочетания ЧУ — ЩУ писать надо с буквой У.
  • Где нам пригодятся знания грамотного письма буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу?
  • Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ — ЩУ — повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения — желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения — зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

  • Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
  • У кого созрели красные яблоки — дома сочините рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые — вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение. Значение непонятных слов узнайте в толковом словаре.

Учитель называет номер упражнения из учебника, по которому ведется работа с детьми,

Материал к занятию:

1. Карточка с буквосочетаниями: ЖИ — ШИ ЧА — ЩА

2. Карточка со словами : Ж…вотые, ж..раф , маш…на, ч…ща, пищ…т, леж…т.

  1. Набор блоков алгоритма «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща» (на группу.)

2. План для групп на этапе открытия.

  1. Произнеси слово;
  2. Определи опасное место в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща;
  3. Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный ударный, то

примени правило написания этих буквосочетаний ;

  1. Если в звукосочетаниях жи-ши, ча-ща гласный безударный, то

-подбери проверочное слово, в котором безударный звук стал ударным или проверь по словарю.

-примени правило написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща

3.Карточки для групп со словами (Верчу, кручу, ищу, тащу).

4. Карточка для первичного закрепления : закрепления (на каждого):

Щ_ка, ищ_, молч_, ч..гун.

Все слова на ЧУ и ЩУ.

Я их твердо зауч_ И пятерку получ_.

5. Карточка для самостоятельной работы :

Вставь пропущенные буквы.

Я грамотно писать хоч_, Слова на Ч_ и Щ_ уч_: Ч_лок, и ч_до, и ч_гун, Ч_дак, и щ_ка, и ворч_н. Ч_мазый, ч_чело, ч_рбан, Ч_десный, ч_вство и ч_лан, Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

6. Предметы для этапа рефлексии : дерево , нарисованная на листе ватмана; набор кружочкоа- трафаретов красного, желтого и зеленого цвета

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка «Правописание слов с сочетаниями жи и ши»

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать .

Методическая разработка урока русского языка «Учимся писать письмо»

учимся писать письма на основе эпистолярного жанра.

Разработка урока русского языка по теме Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу

Разработка урока русского языка по теме Сочетания жи-ши,ча-ща,чу-щу.

Методическая разработка урока русского языка 2 класс школа 8 вида «Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Урок с использованием мультимедийной презентации.

Методическая разработка урока русского языка «Правописание сочетания ЖИ-ШИ» во 2 классе для детей с ТНР

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2 класса.

Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников «Начальная школа. ХХIвек» Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл.

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс. «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [с н], [c, н,] и способов ее решения»

Данный урок является первым в теме «Буква на месте звука, которого нет». Главная цель урока: вывести правило написания непроизносимых согласных в звукосочетаниях [с н], [c, н,] и показать .

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему»Написание буквосочетания чу-щу».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Предмет: Русский язык.

Тема: «Учимся писать сочетания чу-щу».

Цель: Повторить правила написания сочетаний чу — щу; провести орфографический тренинг.

Предметные: умение писать слова с сочетаниями чу-щу; умение пользоваться правилом; знание алгоритма правописания.

Личностные: осознавать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Регулятивные: удерживают цель деятельности, планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные: находят ответы ,воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи .

Коммуникативные: оперируют монологической и диалогической формами речи, осуществляют отбор соответствующих языковых средств, соблюдают орфографические нормы написания.

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний.

Оборудование: учебник, изображения для урока, плакат «порядок списывания»

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

— Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Проверяют готовность к уроку.

На доске:

— Какие буквы мы с вами сегодня будем прописывать?

— Что общего между этими буквами?

— Прежде, чем приступить к работе, вы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу . (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

— Открываем тетради и записываем дату и «Классная работа». Выполните показы в тетради.

Сравните каждое соединение, что вы написали с образцом. Над самыми красивыми поставьте корону.

— Поднимите руку у кого много корон. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.

— Посмотрите на доску. Кто здесь изображен?

— Что делают мальчики?

— Каким одним словом, можно их назвать?

— Подберите синоним к слову друзья.

— Скажите, кто такие «товарищи»?

— Верно. Также «товарищ» — в Польше богатый шляхтич со свитой из обедневших шляхтичей, военное снаряжение и доспехи которых куплены за счёт товарища.

«Товарищ» — в дореволюционной России (с 1802 года) слово употреблялось в наименованиях официальных званий и должностей в значении заместитель, помощник (товарищ министра, товарищ прокурора, товарищ председателя).

— Запишите слово на новой строке. Поставите ударение, подчеркните в слове «опасную» букву.

— Заглавные буквы У и Ч.

Выполняют показы в тетради с данными буквами.

— Они идут в обнимку.

— Товарищ — человек, действующий, работающий вместе с кем-нибудь, помогающий ему, делающий с ним общее дело, связанный с ним общим занятием, общими условиями жизни, и потому близкий ему.

Постановка темы и цели занятия.

— Послушайте и отгадайте загадки.

Когда загадки отгадываются вывешивается изображение с отгадкой.

Без ног, а стоит,

С ветром пляшет.

На грядки не садятся.

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

— Что общего в написании этих слов?

— Какие орфограммы существуют с этими согласными?

— Какая гласная пишется в сочетаниях ЧУ-ЩУ?

— Попробуем сформулировать сами правило.

— Тема сегодняшнего нашего урока …

— Значит цель нашего урока…

— В них присутствует сочетание ЧУ-ЩУ.

— Согласные [ч′] , [щ′] – непарные мягкие, но в сочетаниях чу-щу пишется буква у .

— Учимся писать сочетания чу-щу.

— Повторить правила написания буквосочетаний чу-щу.

— Составьте и напишите по образцу слова с сочетаниями чу-щу , используя слоги из каждого круга.

— Даю несколько минут на обсуждение и запись, после чего назовите мне слова, вы составили и записали.

— Какое правило вы использовали, при написании данных слов?

Выполняется письменно, в парах.

Запись: чудак, щурить, чулок, свищу, чучело, кручу, чудо, щука, ищу, чужой, тащу, гощу, кричу, молчу, чугун, пищу, лечу, качу.

— Спишите, вставляя пропущенные буквы и сразу же, подчеркните сочетание чу или щу.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Но перед этим, давайте вспомним, как нужно работать, чтобы безошибочно списать стихотворение (обращает внимание на плакат).

— Подчеркните слова с сочетаниями жи, ща, щу .

Выполняется письменно, самостоятельно.

Выполняется самостоятельно, письменно.

Отработка и закрепление ранее изученного материала.

— Прочитайте предложения, изменяя слова в скобках по смыслу. Выпишите слова с сочетаниями чу –щу.

— Откройте тетради «Учусь писать без ошибок».

— Найдите упражнение 20. Прочитайте задание. Выполните его.

— Найдите упражнение 21. Прочитайте задание. Выполните его.

Каким правилом вы пользовались, при выполнении данных заданий.

Весь класс записывает только одно из предложений, остальные предложения предлагаются дифференцированно.

— Сочетания чу-щу пиши с буквой у.

— Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её?

— Чему мы научились?

— Кому было трудно?

— Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

— Где вам пригодятся эти знания?

Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так:

— ничего не получилось.

— Почему вы так думаете?

— Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна.

— Спасибо за урок. Петя вам очень благодарен!

Учебник: с. 35, упр. 5.

Рабочая тетрадь: упр. 22.

Записывают задание в дневник.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Тума Татьяна ВалентиновнаНаписать 245 14.09.2020

Номер материала: ДБ-1300628

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    13.09.2020 0
    06.09.2020 0
    31.08.2020 0
    30.08.2020 0
    30.08.2020 0
    30.08.2020 0
    29.08.2020 0
    29.08.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу»

Цели и задачи урока:

1. Развивающие:

  • Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
  • Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).

2. Обучающие:

  • Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
  • Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Обучать навыкам словарно орфографической работы;
  • Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
  • Учить создавать проекты;
  • Обучать навыкам выразительного чтения.

3. Воспитывающие:

  • Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
  • Развитие культуры речи;
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Рабочий и психологический настрой.

— Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.

2) Речевая разминка.

ча чо че чу чи
ща що ще щу щи— 1 строку читаем чётко, отрывисто;
— 2 строку читаем нараспев;
— 1 строку читаем громко;
— 2 строку читаем тихо;
— 1 строку читаем, повышая голос;
— 2 строку читаем , понижая голос.

3) Каллиграфическая минутка.

— Назовите сочетания с нижним соединением букв? (Ча, чо, ща, що);
— С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу, щи);
— Запишите эти строчки, подчеркните нижние соединения букв.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Выделение и характеристика звуков.

— Работа со звуками и буквами;
— Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч , ) (щ , );
— Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные глухие мягкие);
— Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими согласными?
— Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях чу, щу пишется буква у);
— Почему?
— А теперь соединим все наши знания и попробуем сформулировать общий вывод.

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.
— Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте вывод.

2) Работа с учебником.

Кто-то из детей читает правило вслух.

— Правильно мы сформулировали?

3) Постановка темы и целей урока.

Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.

И появляется слайд №1 Приложение 1.

— Прочитайте тему урока.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Работа на карточках.

— А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
— У вас на столе лежат синие карточки. Приложение 2. Карточка 1.

Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).

— Прочитайте стихотворение про себя.
— Кто прочтёт это стихотворение вслух?
— Поработаем над значением слова чугун, которое здесь встретилось.

Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).

2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами ворчун, чудак.

— Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.

Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.

— У кого сосед по парте ошибок не нашёл? Молодцы!
— С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)

5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.

— А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.

Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.

7) Проверка работы.

Прикрепляю солнышки к карточкам на доске «чу» «щу».

4. Физкультминутка.

— Встали, отправляемся в путешествие.

Вошли в вагоны поезда:

-У-у-у!
— И вагончики повёз:
— Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
— Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!

— Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.

Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.

— Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

9) Работа в тетрадях.

— Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.

— Какое сочетание мы повторили? (Сочетание «ча»)

Я прикрепляю солнышко.

5. Физкультминутка.

— Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.

6. Практическое применение.

1) Работа с поэтическим произведением.

— Какой пейзаж мы увидели за окнами, прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели осенний пейзаж)
— Осень – красивое время года, которое всегда вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.

— Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Осень”.
— Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Плещеева.

Читает выразительно один из учеников.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

— Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).

— И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.

— Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

2) Работа в тетрадях.

Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.

— Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
— Молодцы!
— Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется слайд с солнечным пейзажем.

7. Практическое применение. Работа в группах.

1) Интеграция с литературным чтением.

— На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).

8. Подведение итога.

— Чему вы научились на уроке?
— Молодцы!
— Мне очень помогли сегодня…(перечислить активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.

9. Подача домашнего задания.

— Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
— И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);

2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).

— Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-2-klass-na-temu-napisanie-bukvosochetaniya-chu-shu-4441289.html

http://urok.1sept.ru/articles/564498