Конспект урока по русскому правописание сложных слов

урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
план-конспект урока по русскому языку по теме

Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит обобщающий характер, а уровень подготовки детей разный. Вашему вниманию предлагается подробный план по одной из труднейших тем русской орфографии.

1. Задания карточки по вариантам: «Правописание сложных прилагательных и существительных».

2. Работа по карточкам : «Корректоры»

3. Презентации (2 шт.) «Сложные существительные и прилагательные»

Скачать:

ВложениеРазмер
slozhnye_slova_no1.docx18.5 КБ
slozh.pril_.docx18.76 КБ
slozh.no4_.pptx346.73 КБ
slozh.no3_.docx28.55 КБ
slozh.no2_.ppt222 КБ
prilozhenie_kartochka.docx11.53 КБ
korrektory_kartochka.docx13.38 КБ
zadanie_kartochka.docx13.34 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание сложных слов

  • знать основные случаи слитного, раздельного и дефисного написания сложных прилагательных;
  • уметь ориентироваться в многообразных явлениях письма;
    находить и объяснять все типы написания, изученные за курс основной школы;
    применять правила разных типов орфограмм;
    пользоваться основными способами проверки написания;

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

II. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Списать, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и расставляя пропущенные знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначить орфограммы.

Корреспонденц…я …кем …разобра…ая …брежно броше…а на письме…ый стол.

Книги ещё …кем …чита…ые аккуратно расставле…ы на …большой деревя…ой полке.

Книги …заслуживающие медле…ого чтения …заслуживают вообще чтобы их читали.

IV. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Объяснить правописание сложных существительных, записать во второй столбик прилагательные, образованные от данных слов.

мировоззрение –
столетие –
юго-запад –
полночь –
лейб-гвардия –
социал-демократия –
вице-президент –
литературоведение –

Делается вывод о правописании прилагательных, образованных от сложных существительных.

V. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Определить, какие прилагательные пишутся слитно, какие через дефис.

  1. Лимонно-жёлтый, бутылочно-зелёный, тускло-серый, пепельно-седой, мутно-голубой (оттенки цвета).
  2. Русско-французско-английский, шахматно-шашечный, финансово-экономический, художественно-критический (равноправные понятия).
  3. Древнерусский, дальневосточный, синеглазый, светловолосый, машинописный (подчинённое понятие).
  4. Узкоспециальный, животрепещущий, многообещающий, высокообразованный (из сочетания наречия с прилагательным или причастием).

Делается вывод о написании сложных прилагательных.

VI. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

Найдите случаи слитного, дефисного написания, которые не встретились в нашей орфографической диктовке.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

VIII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. .

X. ИТОГ УРОКА И ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (1 мин.)

Распределите по группам сложные прилагательные, выделив:

1 вариант – образованные от сложных существительных;
2 вариант – образованные от слов, связанных подчинительной связью;
3 вариант — образованные от слов, связанных сочинительной связью;
4 вариант – образованные от существительных, которые пишутся через дефис;
5 вариант – обозначающие оттенки цветов;
6 вариант — образованные от сложных существительных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, водноспортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение).

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.

Предварительный просмотр:

Тема урока 10 класс повторение

Правописание сложных прилагательных

Цели: развивая логическое мышление, дать основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности. оборудование:

1. Доска: запись целей урока, таблица-теория, карточки-слова для экскурсии, цвета для этапа урока «Я — художник».

2. Таблица для экскурсии, текст для словесной живописи (РМ).

3. Оформление урока: фишки-баллы, академические шапочки для экскурсоводов, картина крымской художницы Л. Исаевой «Осень», фото «Осень в крымских горах» (или любая природная зарисовка осени).

I.Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний 1. Слово учителя — Внимание!

Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица. Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /. / Слова бывают разные — То дельные, то праздные.

То честные, правдивые, То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные, А есть свинцово-грязные. /. /Поэт, тебе назначено Засеять душу зернами. Так сей же не иначе, Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми, А добрыми, правдивыми. (За правильные ответы — баллы (фишки).

Чем больше баллов набирает ученик, тем выше уровень его знаний. В конце урока необходимо подвести итоги.) — Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное) (1 балл) — Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные) (2 балла) — Это сложные прилагательные.

(Вывесить на доске с пропуском орфограммы. ) Мы к ним вернемся в течение урока. 2. объявление темы урока

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала 1.

Слово учителя — Начертите таблицу. Сложные прилагательные состоят из двух ос нов, но пишутся по-разному.

Написание сложных прилагательных

Через дефис Слитно

1. Оттенки цветов: жемчужно-белый; ярко-синий; бледно-зеленый Образованные на основе словосочетания: Железнодорожный (от железная дорога); древнерусский (от Древняя Русь)

2. Образовано от существительных, которые пишутся через дефис: юго-восточный 3. Образовано от сложения равноправных слов (можно вставить союз и): русско-английский; горько-соленый; мясо-молочный

2. распределительный диктант-миниатюра

Задание Записать под таблицей слова по нужным колонкам.

Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.

Слово учителя — Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис? — А когда слитно? — Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных. V. Закрепление материала 1. Экскурсия по музею Уч и т е л ь. Давайте пройдем по залам музея словесности.

Один зал научный, второй зал искусства, в третьем поговорим о здоровье, в последнем — политическая лексика. Это области нашей жизни. — Кто считает, что разобрался в теме урока и будет экскурсоводом (2 чел. ). Задание двоим ученикам у доски Поочередно вынимая из разложенных карточек по одной, объяснить написание (опираться на теорию), прикрепить к нужной категории жизни (максимум 3 балла). Задание остальным Записать в таблицы, разложенные на столах, данные слова, поясняя карандашом сверху написание.

Слова для карточек: северо-западный, иссиня-черный, светлолицый, лечебно-профилактический, двуязычный, кисло-молочный, десятиэтажный, садово-огородный, общественно-политический. Наука Искусство Здоровье политика Северо-западный (от сущ.) иссиня-черный (оттенки) лечебно-профилактический (и) двуязычный (от словосочет. ) светлолицый (от словосочет.) кисло-молочный (и) общественно-политический (искл.) Десятиэтажный (от словосочет.

) садово-огородный (и) 2. «Я — художник» У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки. Посмотрите на картину крымской художницы Л.

Исаевой и на фото «Осенний Крым». Какое разнообразие красок! Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка (3—4 слова). 3. проблемный вопрос (3 балла) — Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский? — Запишите эти пары слов: слитно, дефис.

4. Словарная работа Записать и запомнить написание слов (словарные слова): общественно-политический, общественно полезный.

5. Контроль Словесная живопись — А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, Точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но Из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить. Задание Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное, сохраняя нумерацию. (Работа на 5 минут. ) ТЕКСТ Вот мы прошли. 1. (железнодорожный) переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На . 2. (янтарно-желтом) фоне листвы выделяются.. .3. (темно-красные) пятна осин. С. 4. (северо-западной) стороны деревьев виднеется. 5. (тускло-зеленый) мох. От дерева к дереву протянуты тонкие. 6. (серебристо-жемчужные) нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще. 7. (кисло-горькие). Проверка задания — чтение отредактированного текста (3 балла) У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт. VI.

Итог урока 1. Беседа — Какие цели перед нами стояли в начале урока?

— Мы их достигли? — Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла) — Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так? (2 балла) 2.

оценивание — Встаньте, пожалуйста, те, кто набрал 5 баллов или больше за урок? Это высокий уровень. — Кто набрал 2—3 балла за урок? Это достаточный уровень. — Кто набрал 1 балл? Это средний уровень — Остальным нужно быть внимательнее и активнее в следующий раз.

3. «психологическое поглаживание» — Большое спасибо за урок.

Мне очень понравилось с вами работать.

VII. Домашнее задание Теория по учебнику. Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. Повторить написание слов с пол — , полу-.

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание сложных слов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа № 9 имени Героя Российской Федерации

конспекта урока русского языка

(для учащихся 6 класса)

Подготовила и провела:

Юрчак Л.Н., учитель русского языка

урока русского языка

1. Мобилизующий этап

На доске отображаются предложения (слайд №1):

1. Брезжит __________ на зав. ди речные и румянит________________

2. Мягкий свет луны струился в открытое окно комнаты.

3. Весеннее утро накинуло на нас частую дождевую сетку.

Учитель. Прочитайте предложения. Восстановите строку из стихотворения Есенина. Для этого введите в нее два слова: оба — имена существительные. Первое слово выполняет во втором предложении роль подлежащего. Второе слово является в третьем предложении дополнением. Прочитайте стихотворную строчку и обоснуйте свой ответ.

Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. В предложении из стихотворения Есенина соедините слова парами, в зависимости от орфограмм.

Назовите первую пару слов и расскажите об их написании.

Можно объединить глаголы брезжит и румянит . В них имеется безударная гласная и в личном окончании. Это глаголы второго спряжения. Можно объединить слова заводи и речные. В корнях этих слов есть безударные гласные. В слове заводи — безударная гласная о , проверочное слово воды. В слове речныебезударная гласная е . Проверочное слово речка.

Учитель. Какое слово в предложении отличается от всех остальных?

Слово небосклон. Оно сложное, так как состоит из двух корней. Первый корень небо, второй — склон.

Учитель. Подумайте о правописании каких слов мы будем говорить на сегодняшнем уроке, опираясь на наши рассуждения по поводу последнего слова. Сформулируйте тему урока (слайд №2).

Учитель пишет тему урока на доске.

Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы на доске (слайд №3).

Цель нашего урока: познакомиться с правилом правописания сложных слов; учиться правильно писать сложные слова.

3. Изучение нового материала

На доске отображены пары слов (слайд №4):

Учитель. Прочитайте пары слов первой группы. От каждой пары образуйте одно сложное слово, используя указанные части слов и соединительную гласную в скобках.

Один ученик выполняет задание у доски, остальные — в тетрадях.

Учитель. Давайте обобщим первую часть нашей работы. Из каких частей исходных слов образуются сложные слова?

Сложные слова образуются из основ исходных слов.

Учитель. Какие соединительные гласные используются при образовании сложных слов?

При образовании сложных слов используются соединительные гласные о и е .

Учитель. После каких согласных в сложных словах пишется соединительная гласная о , а после каких — е ?

В сложных словах после твердых согласных пишется соединительная гласная о , а после мягких согласных, шипящих и ц — соединительная гласная е .

Учитель. Сделайте полный вывод по первой части наших наблюдений.

Ученики читают правило по учебнику, воспроизводят его по памяти.

4. Закрепление изученного материала

Упражнение 1 (слайд №5)

Учитель. Прочитайте слова. Исключите их по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте. Вставьте, где требуется, пропущенную букву и объясните ее написание. Напишите слова в порядке их исключения.

Первым можно исключить слово выпускник. Оно простое, так как в нем один корень пуск- . Остальные слова — сложные, в них по два корня.

Теперь исключим слово рыболовы. Это существительное в форме множественного числа, а остальные — в форме единственного. В слове рыболов пишется соединительная гласная о , так как находится после твердого согласного.

Можно исключить слово баснописец. Это одушевленное существительное, а остальные — неодушевленные. В нем пишется соединительная гласная о , так как она стоит после твердого согласного.

Далее исключаем слово мухоловка. В нем пишется соединительная гласная о , так как стоит после твердого согласного. В оставшихся словах пишется соединительная гласная е .

Можно исключить слово земледелие. В нем все согласные звонкие. В оставшихся словах есть и звонкие, и глухие согласные.

Далее ученики исключают любое из оставшихся слов, например по роду. Повторяют правило о правописании соединительных гласных о и е в сложных словах.

5. Изучение нового материала (продолжение)

Учитель. Продолжим работу по изучению нового материала. Прочитайте два простых слова второй группы и образованное от них сложное слово. Скажите, как оно образовалось и как пишутся такие слова.

Слово сберкасса образовалось из части первого слова и полностью использованного второго слова без соедини тельной гласной. Такие сложные слова пишутся без соединительной гласной.

Учитель. Прочитайте исходные простые слова третьей группы. Образуйте от них сложное слово. Скажите, как оно образовано. Как пишутся такие слова?

Слово кресло-кровать образовано сложением целых слов. Такие сложные слова пишутся через дефис.

Учитель. Расскажите о трех вариантах написания сложных слов.

6. Закрепление изученного материала (продолжение)

Упражнение 2 (слайд №6)

Справка: (зоо)ферма, звезд. пад, (плащ)палатка, каш. -вар, (телекамера, земледелие, (школа)интернат, волн. рез.

Учитель. Продолжим нашу работу. Прочитайте слова и справку. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Надо составить два столбика таких сложных слов, как в первом столбике, используя слова из справки.

Ученики выполняют задание в парах, вместе с учителем проверяют его. Повторяют правило о правописании сложных слов.

Упражнение 3 (слайд №7)

1. Птичка величиной с воробья умеет находить гнезда диких пчел. Она указывает другим животным, где находится мед.

2. Его массивное тело покоится на четырех коротких ногах. Это медлительное животное атаковывает противника с помощью кривых рогов на носу.

3. Эта лягушка по несколько месяцев, а иногда по несколько лет лежит в песке и выползает на поверхность только в дождь. Она сидит под дождем и кожей пьет воду. Потом опять уползает в песок, неся в себе воду.

Почему ее так зовут?

Ее зовут (мух. ) ловка.

Учитель. В упражнении имеются две части. Познакомьтесь с содержанием каждой и сформулируйте задание. Не забывайте о теме урока.

В первой части упражнения даны некоторые подробности поведения и образа жизни трех животных. На основании этих описаний надо узнать, как они называются. Названия должны быть сложными словами. Во второй части есть название птицы. Надо обосновать, почему она так называется.

Ученики выполняют задание в группах или парах. Затем вместе с учителем проверяют его.

Медоуказчик, носорог, водонос.

Эта птица питается мухами. Она не только склевывает их на земле, но и ловит.

Учитель. Расскажите, как вы написали сложные слова.

В каждой группе предложений выделите орфограмму, на которую имеется большее количество слов. Объясните их написание.

Какое предложение можно выделить и почему?

Можно выделить предложение Она указывает животным, где находится мед. Это сложное предложение, а остальные — простые.

Ученик обосновывает свой ответ.

Учитель. Назовите слова из предложений, в которых происходят какие-либо фонетические процессы.

Учитель. О правописании каких слов мы говорили сегодня на уроке?

Мы говорили о правописании сложных слов.

Учитель. Расскажите, что такое сложные слова и как они пишутся. Приведите свои примеры.

Дети выполняют задание.

Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу учащихся на уроке.

Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»

Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку для 10 класса «Правописание сложных слов»»

Дата:19.10.2020г Урок № 21 Класс: 10

Предмет: русский язык Учитель: Аппазова Э.Н

Тема: Правописание сложных слов

Тип занятия: систематизация знаний, повторение изученного материала.

систематизировать знания о правописании сложных слов;

повторить и закрепить правила слитного и дефисного написания сложных слов;

формировать умение применять на практике знания по орфографии;

совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

развивать умение применять новые знания;

развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

способствовать развитию речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

развивать внимание, память, познавательные способности, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

содействовать воспитанию любви, уважительного отношения и интереса к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время.

Оборудование: раздаточный материал, карточки, презентация, толковый словарь.

1. Организационный момент

— проверка посещаемости и готовности учеников к занятию

2. Объявление темы и ее мотивация

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
«Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»

— И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.

— Тема нашего занятия «Правописание сложных слов».

3. Контроль уровня знаний.

1) фронтальный опрос

— Перечислите морфемы и назовите их особенности

Префикс (приставка – образуются слова той же части речи)

Суффикс (образуются новые слова, но разные части речи чернота-черный)

Префиксально-суффиксальный (одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса)

Сложение (соединение основ или слов овощехранилище)

— Какая часть слова называется основой?

— Какая основа называется производной?

— Какая основа называется непроизводной?

— Как определить, является ли основа простой или сложной?

— Чем различаются процессы словообразования и формообразования?

— Назовите основные виды словообразовательных словарей. (…..)

2) проверка домашнего задания упр. 85

— На сегодняшнем занятии мы вспомним и повторим правила написания сложных слов; повторим правила слитного и дефисного написание сложных слов, будем совершенствовать орфографические навыки написания сложных слов.

Словарная разминка (работа у доски)

Легк..растворимый, сам..вар, мног..слойный, земл..ройка, тяжел..раненый, верт..лет, жив..родящий, лес..заготовка, мед..сестра, бел..снежная, сердц..иение, кров..точащий, полу()правда, врем..препровождение.

кров..обращение, лед..ход, глубок…расположенный, каш..вар, слеп..рожденный, пчел..вод, нов..рожденный, стекл..рез, полу()мрак, взаим..помощь, глаз..мер, мыш..ловка, микр..волны, тепл..отдача, пол. чайной ложки.

(проверка по вариантам)

— А теперь вместе с вами давайте попробуем сформулировать цели и задачи сегодняшнего занятия.

5. Совершенствование знаний по теме (работа с теоретическим материалом)

1. В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е. После основ на твёрдый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о, например: тепловоз. После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишется буква е, например: землетрясение, краеведение, пешеход, птицелов. В некоторых случаях мягкий согласный звук первой основы отвердевает и поэтому пишется соединительная гласная о, например: баснописец, зверолов.

В отдельных словах в первой части сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяисчисление, времяпрепровождение, времяпровождение.

2. Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: семилетка (семи лет), пятнадцатиметровый (пятнадцати метров), сорокаминутный (сорока минут).

Исключение. Числительные сто и девяносто, входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие, девяностолетие. С буквой о пишется и слово сороконожка.

Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласныхо, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: самолёт, земледелие, трёхлетний.

Примечание. Слова на –ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификация, поэтому пишутся с буквой и. Ср.: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электродвигатель, газогенератор.

3. Сложные слова могут быть образованы соединением части основы пол- (половина) и существительного в родительном падеже, например: полдома, пол-утра. После пол- дефис ставится перед гласными, всеми прописными буквами, а также перед согласной л, например: пол-острова, пол-Москвы, пол-лимона. Перед остальными согласными дефис не ставится, например: полвека, полгорода, полседьмого.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно, например: полуавтомат, полубелый, полувековой, полуостров.

Пут…шественник, восьм…гранник, ча…питие, кров…носный, двенадцат…метровый, сорок…литровый, сорок…ножка, ст…миллионный, солн…цепёк, элетр…двигатель, электр…фикация, газ…фикация.

пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, полставки, пол-лагеря, пол-огурца, полубокс, полуостров, полцены, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, пол-очка, пол-игры, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды,

Слитно: полбанки, полгода, полминуты, полставки, полубокс, полуостров, полцены, полупустыня, полшага, полчаса, полушарие, полнеба, полжизни, полбеды, полкирпича, поллитровка.

Через -: пол-Европы, пол-литра, пол-оборота, пол-лагеря, пол-огурца, пол-Вологды, пол-Рудного, пол-лимона, пол-очка, пол-игры, пол-лавки, пол- Тобола, пол-ложки.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец:Тот, кто возит воду — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

7. Контроль уровня усвоения материала

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

4.Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (пол)мира, (пол)апельсина, (пол)Днепра;

2) (пол)огурца, (полу)остров, (полминуты;

3) (полу)шубок, (пол)метра, (пол)восьмого;

4) (пол)лимона, (пол)оврага, (пол)Одессы.

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

2.В каком ряду есть только сложные слова?

1)глубокомысленный, приглушённый, изголодавшийся, непригодный

2)скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.

3)Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.

4) неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.

4. Какое слово пишется слитно?

1) пол(Костаная). 3)пол(яблока)

2) пол(неба). 4)чёрно(белый).

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) где(нибудь), (литературно)художественный, (по)новому;

2) (во)едино, (без)толку, (пласт)масса;

3) (англо)японский, (зам)декана; (по)больше;

4) (с)начала, (с)начала года, (бутылочно)зелёный.

8. Рефлексия. Подведение итогов

Отчего зависит выбор написания о-е в сложных словах?

Как могут писаться сложные слова?

В каких случаях уместно слитное написание?

Когда пишутся сложные слова через дефис?

9. Домашнее задание: упр 86, подготовить сообщение «Правописание сложных слов (сущ-ое, прилаг-ое)»

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пол)лимона, (пол)ананаса, (пол)помидора;

2) (пол)день, (пол)часа, (пол)села;

3) (пол)ведра, (пол)Европы, (пол)года;

4) (пол)луга, (пол)пути, (пол)ящика.

2.В каком ряду нет сложного слова?

1) шестинедельный, землечерпальный, проиллюстрированный, индивидуалистический.

2) закупоривание, изобретательность, новолуние, копьеметатель.

3) невосприимчивость, неприспособленность, заинтересованность, безответственность.

4) преднамеренный, пренеприятный, преподавательский, пресноводный.

3. В каком слове используется соединительная гласная О?

4.Какое слово не является сложным?

1) газификация. 3) чаепитие.

2) поллитровка. 4) газопровод.

5. В каком ряду все слова пишутся слитно?

1) (пяти)миллионный, (полу)вековой, (сорви)голова;

2) (нежданно)негаданно, (кое)кто, (крово)обращение;

3) (крае)ведение, (на)сквозь, когда(либо);

4) где(либо), (пол)России, бок(о)бок.

6. В каком ряду все слова пишутся через дефис?


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-slozhnih-slov-2590399.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-10-klassa-p.html