Конспект урока по русскому языку 10 класс правописание гласных и согласных в приставках

Урок по русскому языку в 10 классе «Правописание гласных и согласных в приставках»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы , работающих в 10 классе по программе Н.Гольцовой, и соответствуе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.doc80.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Учитель Талалаева Галина Петровна

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме

— актуализировать и систематизировать знания о правописании приставок;

— организовать деятельность обучающихся по формированию умения определять группу

приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием;

— совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— активизировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;

— развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

— развивать коммуникативную компетенцию , использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности;

— воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

— осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Слайд 1

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И.С.Тургенев

— Как вы понимаете это высказывание?

2) Орфоэпическая разминка. Слайд 2

А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

1) оптОвый 1) иксЫ
2) вернА 2) балУясь
3) кухОнный 3) зАгнутый
4) прибЫв 4) цепОчка

5)молЯщий Ответ: 3 5) СлИвовый Ответ: 1

3.Формулировка темы, цели и задач урока. Слайд 3

— Найдите « третье лишнее» в цепочках слов:

1. п…дойти, бе…численные, …доровье

2. …гореть, пред…стория, …дшний

3. пр…морский, пр…рвать, …дание.

Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока . Слайд 4

— Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после приставок»

— Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) : вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок, узнать формулировки задания 10 ЕГЭ , научиться правильно их выполнять

4. Работа по теме урока

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

— В русском языке более 50 активно действующих приставок.

—На какие группы можно разделить все приставки?

Слайд 5. Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.

—Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).

Слайд 6. Вторая группа приставок: без-, бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.

— Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)

— А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .

Слайд 7. Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла.Это пре-и при-.

—Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)

Слайд 8. Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).

—Посмотрите на слайд ( раздать — рОзданный, расписать – рОспись ) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.

—А какие гласные нужно писать после приставок? Сейчас вы, наверное , ожидаете скучной теории…А хотите стихотворение? Слайд 9

Вдруг раздался страшный рык-

Это Ы прогнало И от приставки на согласный :

Был тут Иск – стал розЫск .

Лишь исключение взИмать с буквой И надо писать.

— -Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)

А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-

Все дамы очень странные.

Уж такие утончённые :

В букву И они влюблённые.

Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !

К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,

Стали сверхИзысканнее всех!

— Попробуйте сформулировать вторую часть правила ( ответы учащихся)

А теперь найдите в учебнике ( параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в рифмованном алгоритме. Озвучьте их ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер

1)После русских приставок 1) взимать (исключение)

на согласный 2) после русских приставок меж-и сверх-

3) после русских приставок на гласный

4) в сложносокращённых словах после 1 части

4) после иностранных приставок

5. Физкультминутка. (Звучит музыка ) Слайд11

— Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза…Представьте, что вы лежите на зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо, напряжение и усталость уходят..

6. Закрепление материала.

— А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока, но вначале обратите внимание на слайд и познакомьтесь со значениями этих приставок. Слайд 12

Супер- первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».

Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то пространство.

Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.

Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех направлениях.

Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь

Суб- первая часть сложных слов в значении « подчинённый кому-нибудь, не главный»

( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра, субИнспектор)

1. Подготовка к ЕГЭ. Знакомство с формулировкой задания 10 по сборнику Н.Сениной Слайд 13

— Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. ( Учащиеся комментируют ответы).

1. .пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать

2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера

3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе. крайний

4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

2..Выпишите слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.

(1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра. крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

3.. Определите тему и основную мысль текста.

4. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)

3. Тест. Проверочная работа

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
  2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
  3. ад..ютант, бул..он, компан..он
  4. об..рвать, д..йти, от..двинуть
  5. р..списка, р..зыск, р..спись
  1. Пресечь, преодолеть, преградить
  2. Прерывать, пристать, премаленький
  3. Адъютант, бульон, компаньон
  4. Оборвать, дойти, отодвинуть
  5. Расписка, розыск, роспись

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
  2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
  3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
  4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
  5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый
  1. Пресечь, пригласил, приоткрыть
  2. Привлечь, предание, придирки
  3. Прибежище, приберег, приукрасил
  4. Прадед (исключение), прообраз, праязык
  5. Пререкаться, прекрасный, премилый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ..десь, ..даваться, ..дание
  2. и..бавиться, и..резать, и..менить
  3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
  4. р..спись, р..списаться, р..зыск
  5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл
  1. Здесь, сдаваться, здание
  2. Избавиться, изрезать, изменить
  3. Расписание, разбежаться, разукрасить
  4. Роспись, расписаться, розыск
  5. Прилечь, присвоил, приоткрыл

— Чем мы занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

9. Домашнее задание Параграфы 27-29, упражнение 158 или составить словарный диктант на изученные правила (35 слов).

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.

Конспект урока по русскому языку в 10 классе на тему «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 10 классе. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок.»

13.11.18 год. Русский язык. 10 класс. (9 урок)

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

— систематизировать знания о правописании приставок;

— организовать деятельность учащихся по формированию умения;

— определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

— совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

— развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

— развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

— способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной культуры;

— воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

— осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Н.Г.Гольцовой, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

“Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга”. Академик Л.Щерба

2) Орфоэпическая минутка. «Говори правильно» (по карточке)

1. В каком слове ударение падает на второй слог:

1) статуя;
2) каталог;
3) августовский;
4) пуловер.

2. Укажите слово, в котором допускаются варианты ударения

1) апостроф;
2) эксперт;
3) кухонный;
4) творог.

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1) красивЕе всех;
2) на прОстынях;
3) они прАвы;
4) свежие тортЫ.

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1. бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2. …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

(Жигурин С.работает у доски, остальные в тетради. Проверка по слайду)

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

— Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

— В русском языке 58 активно действующих приставок.

IV. Изучение материала.

(учащиеся, глядя на таблицы из слайдов, вспоминают и формулируют правила написания приставок)

Презентация «Три группы приставок».

Не меняются на письме

перед глухими согласными

Различаются по значению

— В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок.

Все приставки в русском языке делятся на три группы:

первая группа – приставки, которые не меняются на письме,

вторая группа – приставки, которые меняют з на с перед глухими согласными,

и третья группа – это приставки, которые различаются по значению.

«Приставки на …з и …с»

без – (бес – ) низ – (нис –)

вз – (вс –) раз – (рас –)

воз – (вос –) роз – (рос – )

из – (ис – ) через – (черес – )

Перед звонкими согласными …з б в г д ж з / л м н р й / избить

Перед глухими согласными …с п ф к т ш с / х ц ш щ / испить

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

2) В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

3) В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

4) Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением:

Без ударения – а, под ударением – о

рассыпать – россыпи; развалиться – розвальни;

распускать – роспуск; разыграть – розыгрыш;

расписание – роспись; раздать – розданный;

рассказ – россказни; разыскать – розыск

— Третья группа приставок – это приставки пре – и при –. Правильное написание приставок пре – и при – связано с пониманием их лексических значений.

Приставки третьей группы

(различаются по значению)

1 высшая степень, «очень» 1 приближение (приехать)

(предобрый, преуспевать) 2 присоединение (прибить)

2 близкое к значению «пере», 3 близость (пригород)

«через» 4 неполное действие (прилечь)

(преодолеть, преградить, 5 доведение действия до конца

пресечь, преступление) (придумать, приготовить)

Запомните слова-исключения (словарные слова).

Препятствия, препоны, преисподняя,

прегрешения, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преподобный, прелюбодей, преувеличить, (камень) преткновения, пресмыкаться, препарировать, преамбула, прелюдия, премьера, престиж, президент, президиум, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, превалировать, претендент, прецедент, префект…

Прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, присяга, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, приличный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет, приукрасить, прихотливый…

— Когда в словах после приставок пишется гласная Ы, а когда И?

Правило достаточно простое:
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением:

играть — подыграть, разыграть, сыграть;

искать — отыскать, подыскать, разыскать;

Рассмотрим исключения из правила, то есть случаи, когда после приставки, оканчивающейся на согласную, пишется не Ы, а И.
1. И пишется после приставок МЕЖ- и СВЕРХ-:

сверхизысканный.
2.
И пишется после ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-:

двухимпульсный.
3.
И пишется после иноязычных приставок и частиц ДЕЗ,

КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-:

спортинвентарь и т.д.
5. И пишется в слове взимать.
6. И пишется после приставок, оканчивающихся на
гласную: поискать.

V. Физминутка. Гимнастика для глаз

Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд.

VI. Закрепление материала.

1.Работа по учебнику.

Упражнение 138 на странице 87 (устно)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте фрагмент работы В. Соловьева «Смысл любви».

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

3.Выпишите слова с пропуском букв в приставках в три столбика, сформулировав основание для распределения.

Дар слова есть натуральная пр_надлежность человека, язык не выдумывается как и любовь. Однако было бы крайне п_чально если бы мы о(т,д)носились к нему как к естественному пр_це(с,сс)у который сам собою в нас пр_и(з,с)ходит, если бы мы говорили так как поют птицы пр_давались бы естественным с_ч_таниям звуков и слов для выр_жения невольно пр_ходящих через нашу душу чу_ств и пр_дставлений, а не делали из языка орудия для п_следовательного пр_ведения извес_ных мыслей, средства для д_стижения р_зумных и с_знательно п_ставленных целей. При исключительно па(сс,с)ивном и бе_сознательном о_ношении к дару слова не могли бы образоваться ни наука ни иску(с,сс)тво ни гражданское о_щежитие да и самый язык вследствие недостаточного пр_менения этого дара не ра_вился бы и остался бы при з_чаточных своих пр_явлениях.

4. Определите тему и основную мысль текста.

5. Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2. сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3. п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4. чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5. вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить

пр..рывать, пр..стать, пр..маленький

ад..ютант, бул..он, компан..он

об..рвать, д..йти, от..двинуть

р..списка, р..зыск, р..спись

Пресечь, преодолеть, преградить

Прерывать, пристать, премаленький

Адъютант, бульон, компаньон

Оборвать, дойти, отодвинуть

Расписка, розыск, роспись

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Пресечь, пригласил, приоткрыть

Привлечь, предание, придирки

Прибежище, приберег, приукрасил

Прадед (исключение), прообраз, праязык

Пререкаться, прекрасный, премилый

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

..десь, ..даваться, ..дание

и..бавиться, и..резать, и..менить

ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

р..спись, р..списаться, р..зыск

пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Здесь, сдаваться, здание

Избавиться, изрезать, изменить

Расписание, разбежаться, разукрасить

Роспись, расписаться, розыск

Прилечь, присвоил, приоткрыл

— Чем мы с вами занимались на уроке?

— Какие правила повторили?

— Расскажите правила и приведите примеры.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

Конспект урока по русскому языку в 10 классе. «Правописание гласных и согласных в приставках».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

«Правописание гласных и согласных в приставках».

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МКОУ»Хучнинская СОШ 1»

Азизова Замира Фермановна.

— определять группу приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием.

— совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

— систематизировать знания о правописании приставок;

— развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности.

— развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

— воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

— осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый ,наглядный.

Тип урока: урок закрепления или обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ.

Техническое обеспечение урока: учебник, интерактивная доска, раздаточный материал.

I. Организационный момент

II. Поэтическая разминка. Введение в тему. Постановка темы и целей урока. (Сл.1)

Доверяй, но! – Проверяй!
Сердцем проверяй горячим!
Доверяй, но – распознай,
Кто вещает слогом сладким.

Доверяй! Но Свет Души
Не растрачивай напрасно
На обманные пути,
На магические сказки!
Стойким будь к обману, лжи,
Свято чти Души устои!
Вслед за трёпом не спеши,
Обманувшись славословьем.

— Прочитайте наизусть стихотворение;

— Объясните орфограммы в приставках;

— Найдите в тексте примеры художественных тропов и объясните их роль;

— Подумайте, какую основную мысль пытался донести до нас автор.

— Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

— Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

— Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

— Что такое приставка?

— Продолжите ряд: заходить, отходить …

— Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

— Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

— В русском языке 58 активно действующих приставок.

III . Актуализация теоретического материала.

Устный разбор каждой группы приставок таблицы.

Не меняются на письме

перед глухими согласными

Различаются по значению

Укажите верные и неверные суждения:

1) Все приставки в русском языке неизменяемые. (-)2 ) Правописание приставки С зависит от последующего согласного и произношения. (-)

3 ) В русском языке нет приставки З-. (+)

4 ) Если приставка имеет значение присоединения, то пишется ПРИ-. (+)

5 ) Если приставка близка по значению к приставке ПЕРЕ-, то это приставка ПРЕ-. (+)

6 ) В русском языке нет приставок иноязычного происхождения. (-)О правописании приставок.

— Назовите приставки, которые не изменяют гласного или согласного звука. Такие приставки называются неизменяемыми, написание их не зависит от произношения. Запишите их. Приведите примеры.

Приставка с – всегда пишется одинаково, независимо от произношения

В словах: здесь, здание, здоровье з входит в состав корня.

В составе сложных слов пишется з (близсидящий, Близстоящий)

Правописание приставок роз – (рос – ) и раз – (рас – ) определяется ударением.

2. Закрепление материала. Словарная работа.

-Давайте дадим лексическое значение нескольких слов иностранного происхождения и запомним их правописание.

Прелюдия, претензия, претендент, премьера, престиж, привилегия.

(индивидуальные ответы учеников)

3.Работа в парах . (Сл.3)

Распределить в три столбика и сделать морфемный разбор 3 слов.

1- без приставки

2- с одной приставкой

3 – с двумя приставками.

Областной, привычка, водопровод, недоделать, обессилеть, оживление, искриться, прекрасный, перезагрузить, выпроводить, засветло, преклонить, недоумевать, небезызвестный, прицепить, здоровяк, сгубить.

4 .Работа в группах. Редактирование текста: исправить ошибки в написании слов. (Сл.4)

Бесвкусный суп, бесстрашный мальчуган, изцарапанное лицо, разформированный отряд, измученный взгляд, безформенная одежда, разбитая машина, разговориться с соседом, безлюдное пространство, форменный безпорядок, получить расчёт, раздать поровну, зделаться успешным, находиться сдесь, в высотном здании, вкусная здоба.

ЗАПОМНИТЬ: раСчёт, раСчётливый,

но раССчитать, раССчитанный

5. Индивидуальное задание. ЕГЭ (задание 9, карточки распечатаны каждому ученику)

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть

пр..влечь, пр..дание, пр..дирки

пр..бежище, пр..берег, пр..украсил

пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык

пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

..десь, ..даваться, ..дание

и..бавиться, и..резать, и..менить

ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить

р..спись, р..списаться, р..зыск

пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

По завершении ответы выводятся на ИКТ д.

1V . Итог урока. Выставление оценок.

— Ребята, как Вы считаете, нам удалось достичь целей и задач, поставленных в начале урока?

— Какая группа приставок Вам показалась наиболее сложной для понимания?

— Что запомнилось лучше всего?

«Я не только о своил(а, но и у своил(а) правописание гласных

и согласных в приставках».

Параграфы 26, 27, 28; упражнения 140, 144, 148;

Повторить правила употребления Ь и Ъ, прописных букв и переноса слов.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Азизова Замира ФермановнаНаписать 1901 08.11.2019

Номер материала: ДБ-786822

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.10.2019 95
    29.10.2019 164
    28.10.2019 510
    23.10.2019 1820
    21.10.2019 185
    18.10.2019 157
    12.10.2019 960
    07.10.2019 219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

В Туве объявили каникулы в школах с 25 октября

Время чтения: 2 минуты

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klasse-prav.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-pravopisanie-glasnih-i-soglasnih-v-pristavkah-3932239.html