Конспект урока по русскому языку 2 класс правописание ча ща

урок русского языка Тема «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc52 КБ
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole_oksana.doc32.5 КБ
внеклассное занятие586.5 КБ

Предварительный просмотр:

20.12.2012 Русский язык

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель : создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. ( Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

— К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Запишите число, классная работа. (презентация)

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка. (презентация)

-Вставьте пропущенные буквы.

(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).

-Запомните слова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.

-Сколько слов вы вспомнили и записали?

-Проверьте их ещё раз по образцу.

Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука. (презентация)

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация)

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?

Жи и ши – такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

Жи и ши, жи и ши

Только с и всегда пиши!

Ча и ща , щу и чу –

Слоги эти заучу!

Ча и ща, щу и чу

Я пятёрку получу!

  1. Упражнение в чистописании.

-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)

-Какой буквой обозначен этот звук на письме?

Жизнь, ежи, лужи, ужин

-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)

-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)

-Составьте и запишите предложение. (на доске)

Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.

Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.

-Подчеркните основу предложения.

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

-Что объединяет слова?

Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.

-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.

— Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

Прослушивание звуков метели.

Работа с толковым словарём.

-Найдите значение слова метель .

М е тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган .

-На дом вы получили задание.

–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)

Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”

Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)

Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.

Работа в группах.

-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:

Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Жёлтый — сложнее, зелёный – легче, синий — самый лёгкий.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба. __________________________
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
  3. Берёзовая ___________________
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________
  5. Часть колеса машины __________________________
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

Вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

Проверка по одному человеку.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

(По образцу из дневника)

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только ивсегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 классов

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в начальной школе сложилась система педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Организацию работы «Предшкольной подготовки» с дошкольниками;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;

Программа «Предшкольная подготовка» рассчитана на 30 недель (один раз в неделю по3 занятия) с октября по май. Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические, коррекционные задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания-практикумы на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника». Собрания проводятся в виде консультаций, диалогов, опираясь уже на имеющийся опыт родителей.

В 2011-2012 учебном году количество учащихся 1 классов составляет 90 человек. 86% детей посещали детский сад, 68% — предшкольную подготовку.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ строится следующим образом

1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а со второй четверти — 4 урока по 35 минут.

4. Облегченный день в середине учебной недели.

5.Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Главная задача современного начального образования сформировать не только предметные компетенции, но и универсальные учебные действия (метапредметные результаты). Для реализации этой задачи в урок включены парная и групповая работы на разных этапах учебной деятельности. Уроки построены таким образом, что не весь материал объясняется учителем. Там где сложность материала невысока ученики могут сами сделать необходимые выводы или найти способ решения. Особое внимание уделяется формированию у детей путем анализа материала умения определять тему урока, и на основании того, что узнают и чему будут учиться, ставить цели, а в конце урока анализировать, каких целей достигли, а каких нет, и объяснить причину.

Большое внимание на уроке уделяется развитию самооценочных действий. После выполненного задания ученику предъявляется эталон правильного выполнения этого задания, с которым обучающийся сравнивает свою работу. В таком режиме проводятся самостоятельные работы: дети не только сами их выполняют, но и проверяют.

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Все учащиеся 1 классов посещают 9 кружков, которые работают на базе начальной школы: «Умелые ручки», «Мир вокруг нас», «Спасайкин», «Родной край», «Петрушка», «Акварелька», «Умники и умницы», «Мои первые проекты». Проводятся общешкольные и классные мероприятия с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
Основная группа учащихся 1 классов адаптировалась к школе в течение первых трех недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Дети достаточно самостоятельны: без проблем переодеваются на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании. Им нравятся их учительница и учителя, ведущие дополнительные кружки в классе. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» дети решительно отвечают: «Нет!»

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: сформированость адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание сочетания ча-ща» (2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»города Велижа Смоленской области

«Учимся писать сочетания ча-ща»

(Конспект урока русского языка для 2 класса)

Григорьева Анжелика Викторовна ,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Учебник: «Русский язык 2 класс, С.В. Иванов и др.» УМК: «Начальная школа XXI века».

Техническое оснащение: (компьютер, интерактивная доска).

Тип урока – урок общеметодологической направленности Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления).

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах,

Цель: закреп ление навык ов правописания слов с сочетаниями ча – ща .
Задачи:

обоготить знания детей о шипящих звуках;

формировать умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;

разви вать реч ь , мышления, внимания, памяти;

расшир ять кругозор;

обогащ ать словарн ый запас;

— воспитывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты
Метапредметные:

Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке.

Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Умение д оговариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

с троить монологическое высказывание.

• Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

• о бщение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества;

• о рганизовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

• Совершенствовать навыки написания сочетаний ча и ща;

• Развивать орфографическую зоркость, речь.

Обучающиеся научатся писать слова с сочетаниями ча — ща;

Получат первоначальные представления о нормах языка;

I . Организация позитивной мотивации деятельности обучающихся на уроке.

Вот опять звенит звонок

Встали ровно и красиво, тихо сели.

Я желаю всем удачи

За работу в добрый час!

Самоопределение к деятельности.

— Работаем в тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скро ю,

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Ребята, з апишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Минутка чистописани я.
— Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной буквы а . ( Слайд )

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Что мы сегодня будем изучать на уроке узнаете позднее. А сейчас проведём небольшой словарный диктант:

З аяц, воробей, дорога, сорока, язык, июнь, июль.

— Поставьте ударение в словах.

— Оцените свою работу при помощи лесенки успеха.

Щи люблю я из капусты.

Но и с ним бывает вкусно!

Витаминов — прямо клад!

Я бываю очень рад,

Скушать кисленький листок.

Я б, конечно, больше смог!

Но поем со щами витаминный…(Щавель)

Ребята, а к то из вас знает,что такое щавель? ( Травянистое растение со съедобными кислыми листочками. )

Ударение в этом слове падает на второй слог . ( С лайд )

Запишите слово щавель в словарик.

IV. Открытие нового знания.

Ребята, сделайте транскрипцию слова щавель .

Сравните гласный звук и букву гласного после звука [щ]. ( Слышим я , а пишем а. )

Придумайте предложение с этим словом.

Как вы думаете какова тема урока?

Сформулируйте её. ( «Учимся писать сочетания ча –ща» ).

Новая для вас эта тема? (Нет.)

Почему? (И зучали в 1 классе. )

Какую учебную цель мы ставим перед собой на уроке? ( Выяснить как пишутся слова с буквосочетаниями ча-ща. Будем учиться писать правильно сочетания ча-ща. П овторим правило правописания.)

Где мы можем прочитать или узнать, чтобы правильно ответить на вопрос?

Обратите внимание на правила, на стр. 32 учебника. Давайте его повторим.

Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно?

V. Закрепление учебного материала.

Выполним упражнение 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Саранч. трещ. ть, печ. ть, площ. дка, прощ. й, выруч. чай, уч. сток, ч. сто, пищ. ть, перч. тки, коч. н, уч. сток, овч. рка, задач. щ. вель.

Обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку по слайду.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На парте у каждого лежат красные карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните.

Спишите слова, изменяя их по образцу. Подчеркните в словах сочетания ча — ща .

Образец: молчу — мол ча ть.

Я молчу — (что делать?) – ….

Я навещаю — (что делать?) – ….

Я кричу — (что делать?) – ….

Я стучу — (что делать?) – ….

Я изучаю — (что делать?) – ….

Я обещаю — (что делать?) – ….

Возьмите зелёную карточку и п роверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

— Посчитайте сколько плюсов получилось?

— Поднимите руку, кто не допустил ошибок.

— Что вы повторяли при выполнении этого упражнения?

Работа со слабыми учениками у доски.

— А теперь поработаем у доски. У пр.4 стр 33 .

Сам погибай, а товарищ. выруч. й!

Делу время, а потехе ч. с.

Сч. стье Родины дороже ж. зни.

— Объясните, почему нужно писать именно эти буквы?

VII. Итог урока. Рефлексия.

— Ребята, наш урок подходит к концу.

А теперь скажи, дружок,

Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами!

— Ребята, к акую цель ставили на уроке?

— Где нам пригодятся знания грамотного письма буквосочетаний ча- ща?

— У вас на партах лежат цветные карандаши (зелёный, жёлтый, красный).

— Я вам сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы будете поднимать зелёный карандаш – если вы согласны с утверждением, жёлтый карандаш – сомневаетесь, и красный – не согласны с утверждением.

— Я знаю, как пишется буквосочетание ча-ща, жи-ши.

— Я знаю как объяснить почему после ж и ш пишется и, а после ч-щ пишется а.

— В самостоятельной работе у меня всё получилось.

— Я смог понять причину ошибки, которую допустил в сам.в работе.

— Я доволен своей работой на уроке.

Ребята, а теперь оцените свою работу в тетради при помощи » Лесенки успеха».

VIII. Домашнее задание.

— Ребята, д ома вы придумайте и запишите в тетрадь по 2 слова на каждый случай буквосочетаний (ча-ща, жи-ши).

— Спасибо за урок!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 646 человек из 80 регионов

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Учимся писать сочетания ча-ща». Урок разработан для учителей начальных классов, работающих по УМК «Начальная школа XXI века«.

Тип урока – урок общеметодологической направленности.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления).

Формы работы: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах,

Цель: закрепление навыков правописания слов с сочетаниями ча – ща.

  • Григорьева Анжелика ВикторовнаНаписать 517 07.01.2020

Номер материала: ДБ-895780

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    07.01.2020 27
    07.01.2020 268
    07.01.2020 282
    07.01.2020 30
    07.01.2020 29
    07.01.2020 32
    07.01.2020 54
    07.01.2020 37

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Правописание сочетаний ча, ща, чу, щу»

Цели и задачи урока:

1. Развивающие:

  • Формирование интеллектуальных умений (анализа, сравнения, классификации, поиска);
  • Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности;
  • Развитие орфографической зоркости;
  • Формирование интеллектуальных чувств (новизны, любознательности).

2. Обучающие:

  • Учить правописанию сочетаний ча, ща, чу, щу;
  • Закреплять полученные навыки при выполнении различных видов работ;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Обучать навыкам словарно орфографической работы;
  • Знакомить с творчеством русских поэтов-классиков;
  • Учить создавать проекты;
  • Обучать навыкам выразительного чтения.

3. Воспитывающие:

  • Формирование умений осуществлять само-и-взаимоконтроль;
  • Развитие культуры речи;
  • Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: тетради учащихся, , ручки, линейки, карандаши, карточки с заданиями, листы формата А-3 с групповыми проектами ребят, выполненными на чтении, доска, мел, магниты, компьютер, проектор, CD-проигрыватель.

Ход урока

1. Организационный момент.

1) Рабочий и психологический настрой.

— Ребята у нас на уроке сегодня гости. Давайте покажем, как мы выросли, чему научились в школе за это время.

2) Речевая разминка.

ча чо че чу чи
ща що ще щу щи— 1 строку читаем чётко, отрывисто;
— 2 строку читаем нараспев;
— 1 строку читаем громко;
— 2 строку читаем тихо;
— 1 строку читаем, повышая голос;
— 2 строку читаем , понижая голос.

3) Каллиграфическая минутка.

— Назовите сочетания с нижним соединением букв? (Ча, чо, ща, що);
— С верхним соединением букв? (че, чу, чи, ще, щу, щи);
— Запишите эти строчки, подчеркните нижние соединения букв.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Выделение и характеристика звуков.

— Работа со звуками и буквами;
— Какие звуки в разминке мы повторяли чаще всего? (ч , ) (щ , );
— Охарактеризуйте эти звуки. (Ч, щ – согласные глухие мягкие);
— Знаем ли мы какие орфограммы существуют с этими согласными?
— Какие гласные пишутся в этих сочетаниях? (- В сочетаниях ча, ща пишется буква а, в сочетаниях чу, щу пишется буква у);
— Почему?
— А теперь соединим все наши знания и попробуем сформулировать общий вывод.

— Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали вывод.
— Поработаем с учебником. Откройте учебник на странице 41 и прочитайте вывод.

2) Работа с учебником.

Кто-то из детей читает правило вслух.

— Правильно мы сформулировали?

3) Постановка темы и целей урока.

Я переворачиваю карточки с орфограммами на доске.

И появляется слайд №1 Приложение 1.

— Прочитайте тему урока.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

1) Работа на карточках.

— А сейчас читаем, пишем, запоминаем.
— У вас на столе лежат синие карточки. Приложение 2. Карточка 1.

Возьмите и прочитайте задание. (Прочитайте, вставьте пропущенные буквы).

— Прочитайте стихотворение про себя.
— Кто прочтёт это стихотворение вслух?
— Поработаем над значением слова чугун, которое здесь встретилось.

Кто может объяснить его значение? (Чугун – это первая выплавка железа из руды, так называемый чёрный металл. А так же чугуном называют горшок из чугуна для приготовления пищи в русской печи).

2) Самостоятельная работа на карточках.
3) Индивидуальная работа у доски со словами ворчун, чудак.

— Поменяйтесь карточками, проверьте задание друг у друга, глядя на следующий слайд.

Дети проверяют друг у друга. И меняются карточками обратно.

— У кого сосед по парте ошибок не нашёл? Молодцы!
— С какими орфограммами поработали? (Чу и щу)

5) Проверка работающих с карточками у доски.
6) Работа в тетрадях.

— А вы составьте и запишите предложения с другими словами с орфограммами чу и щу.

Дети составляют и записывают предложения. А я прохожу и раздаю карточки и маски для игры. Приложение 2. Карточка 3.

7) Проверка работы.

Прикрепляю солнышки к карточкам на доске «чу» «щу».

4. Физкультминутка.

— Встали, отправляемся в путешествие.

Вошли в вагоны поезда:

-У-у-у!
— И вагончики повёз:
— Чах, чах, чу, чу, чу – сто вагонов я тащу!
— Чах, чах, чу, чу, чу – далеко я укачу!

— Посмотрите, кто едет с нами в поезде? Выходите гости , занимайте места у вагонов.

Выходят 4 пары с розовыми карточками, надевают маски и встают у своих вагонов.

— Я зайчиха, со мной едут мои детёныши. Как их назвать? (Зайчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я белка, со мной едут…(Детёнышей белки зовут бельчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я крольчиха, и взяла с собой …(Детёнышей крольчихи зовут крольчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

— Я волчица, со мной едут …(А с волчицей едут волчата)

— Найдите нужную карточку.
— Какая орфограмма в этом слове?

9) Работа в тетрадях.

— Запишите эти слова в тетрадь, выделите орфограмму.

— Какое сочетание мы повторили? (Сочетание «ча»)

Я прикрепляю солнышко.

5. Физкультминутка.

— Встали, выходим из вагона. Помашите рукой вслед уходящему поезду.

6. Практическое применение.

1) Работа с поэтическим произведением.

— Какой пейзаж мы увидели за окнами, прокатившись на нашем поезде? (Мы увидели осенний пейзаж)
— Осень – красивое время года, которое всегда вдохновляло и художников, и музыкантов, и поэтов.

— Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Осень”.
— Прочтите отрывок из стихотворения Алексея Плещеева.

Читает выразительно один из учеников.

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

— Какое настроение вызывает у вас эта картина и стихотворение. (Стихотворение и картина вызывает грустное настроение).

— И у нас на доске не хватает одного солнышка, чтобы пейзаж стал солнечным, ярким, и настроение поднялось.

— Спишите этот отрывок в тетрадь, найдите слово с изучаемой сегодня орфограммой и подчеркните её. А работать вы будете под музыку Петра Ильича Чайковского “Октябрь” из цикла “Времена года”.

2) Работа в тетрадях.

Дети выполняют работу, списывая отрывок с жёлтых карточек.

— Какую орфограмму вы нашли? В каком слове?
— Молодцы!
— Я прикрепляю солнышко к ща, и появляется слайд с солнечным пейзажем.

7. Практическое применение. Работа в группах.

1) Интеграция с литературным чтением.

— На уроке литературного чтения вы оформили листы с отрывками из стихотворений, где встречаются орфограммы ча, ща, чу, щу. А сейчас мы послушаем, какие отрывки вы выписали. Кто автор стихотворения, как называется и какие слова с нужными орфограммами вы нашли? (Дети читают свои отрывки).

8. Подведение итога.

— Чему вы научились на уроке?
— Молодцы!
— Мне очень помогли сегодня…(перечислить активных ребят), а ещё Алексей Плещеев, Исаак Ильич Левитан, Пётр Ильич Чайковский.

9. Подача домашнего задания.

— Сколько солнышек светит у нас в классе? (4)
— И 4 ряда. 1 ряд – ваше солнышко хором (чу);

2 ряд – ваше солнышко хором (щу);
1 ряд – ваше солнышко хором (ча);
1 ряд – ваше солнышко хором (ща).

— Вспомнить и записать слова, на нужную орфограмму.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie-sochetaniya-cha-sha-2-klass-4038674.html

http://urok.1sept.ru/articles/564498