Конспект урока по русскому языку 2 класс правописание мягкого знака

Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока во 2 классе по русскому языку «Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным».

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkiy_yazyk.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык Урок №66

Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным.

— совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;

— формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

— учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

— ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

– использовать простые речевые средства;

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; — отвечать на вопросы учителя.

— проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу .

Раздаточный материал : карточки для работы в группах, в парах.

Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.

— Ребята, поприветствуйте гостей. Возьмитесь за руки, выскажите свои пожелания друг другу.

— Ребята, а как будем работать?

ушки на макушке

в одно ухо влетело, в другое вылетело

  1. Проверка домашнего задания (дифференцированного)
  1. Индивидуальные карточки:
  1. Вставь пропущенные слова.

Буква ________________ знак (ь) звука ___ обозначает, а лишь указывает на _________________ предшествующего согласного звука. Например, ________________________ .

  1. Запиши 4 названия месяцев года, в написании которых встречается мягкий знак.
  1. Выполнение упражнения 204 (1 ученик у доски).
  2. Составление предложений, в которых много слов с мягким знаком.
  1. Постановка цели и задач урока. Работа в группах.

— Ребята, на партах у вас листочки с буквами. Найдите в своей группе букв лишнюю букву.

1-я группа: я, а , ю, ё, е, и.

2-я группа: а, б, з , в, г, д.

3-я группа: с, х, н , ф, ш, п.

4-я группа: к , д, р, л, м, б.

— Какие буквы по вашему мнению лишние? Почему?

— Составьте из этих букв слово. ( Знак )

— Как вам кажется, о каком знаке пойдёт речь? ( О мягком )

— Какие цели вы перед собой ставите?

— Запишите число, классная работа.

Минутка чистописания: сть .

— Какие слова заканчиваются на «сть» ?

Запись слов: радость, милость, совесть.

— Сколько слогов в этих словах? Почему?

— Какую функцию выполняет мягкий знак в этих словах?

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.
  1. Работа в парах .

— Перед вами шесть слов ( пальто, медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь). Подумайте, какое задание можно выполнить с этой группой слов? ( Распределить на две группы )

— По какому принципу? ( Первая группа – слова с мягким знаком в конце слова, вторая – в середине.)

— Запишите слова в два столбика в тетради.

— Придумайте ещё по одному слову в каждый столбик. (Устно)

— Сформулируйте правило, почему нужно писать мягкий знак в этих словах.

— Сверьтесь с правилом в учебнике на с.125.

— Когда услышите слово с мягким знаком в конце слова – присядьте, в середине – встаньте и поднимите руки вверх.

Тюлень, васильки, день, осень, сальто, тюлень, львы, скользкий, скатерть, дочка.

— А почему на последнем слове не выполнили никаких движений? ( чк, чн, нч пиши без мягкого знака ).

— У нас есть два слова, которые мы не записали в тетрадь. Это словарные слова мебель и коньки.

— В какой столбик запишем слово мебель? Коньки?

— Написание какой буквы надо запомнить в слове мебель? Коньки?

— Подберите однокоренные слова к слову мебель. ( Мебельный, мебельщик )

— К слову коньки. ( Конькобежец, коньковый )

Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными», 2 класс

Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными», 2 класс (Школа России).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными», 2 класс»

Технологическая карта урока

Тема урока: Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок систематизации и изученного материала (по типологии ФГОС)

Цели урока: — образовательная: формирование представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; обобщение и систематизация знаний.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на конце слова и в середине слова перед другими согласными, объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах с мягким знаком , строить сообщения в устной и письменной форме, научаться переносить слова с мягким знаком .
Познавательные УУД. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД. Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД. Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные УУД. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Методы обучения: по источнику познания: словесный, наглядный, практический;
по степени взаимодействия учителя и учащихся: самостоятельная работа; работа в парах; работа в группах.
эвристическая беседа,репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группе с познавательными материалами), проблемный метод (при решении проблемных заданий).
Формы обучения: фронтальная, работа в парах, группах.
Принципы обучения: доступности, наглядности, дифференцированного подхода.
Педагогические технологии: ИКТ технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, технология сотрудничества, моделирование ситуации успеха, критическое мышление.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация по теме урока, словарные слова , электронное приложение, дидактические карточки, учебник, тетради, дидактический материал для обучающихся.

Мотивирование к учебной деятельности

1. Девиз нашего урока сегодня «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать и творить».
— Объясните смысл девиза.
Чтобы мобилизовать наши силы,
— потрите ладошками ваши ушки
— потяните мочки ушей вниз, вверх, в стороны.
2. Эмоциональный настрой.

— Улыбнитесь друг другу.
— Повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками, подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас с вами всё получится и зажгите наше солнышко своими улыбками.
(На доске появляется Солнышко.)СЛАЙД 1

Актуализация знаний.
1. Чистописание.

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем писать?
-Определите порядок написания букв в данной цепочке ььь/ьь/ь СЛАЙД 2

Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше. Напишите буквосочетания
ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
рысь письмо тюлень пальто
— Оцените свою работу.
— Молодцы, ребята, справились с заданием лучика.
Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.
-слова с Ь на конце
-слова с Ь в середине слова
Какую цель поставим на уроке?
-познакомиться с (орфограммой ь…);
— учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным.
— учиться правильно ( писать слова с ь)
— Учиться писать слова с этой орфограммой.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Напишите слова в два столбика
Какое место занимает Ь в словах?
Какую роль играет Ь в словах каждого столбика? СЛАЙД 4
Вывод: Ь на конце слова и в середине между согласными показывает, что согласный перед ним произносится мягко.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Игра «Превращение слов»
Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .

Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…

Слайд Лось (Изображение) СЛАЙД 5

Это не кошка, смотри, берегись

Идёт на охоту коварная …

Слайд Рысь (Изображение) СЛАЙД 6

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Слайд Медведь (Изображение) СЛАЙД 7

Упр.204 стр.125
Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

— Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. А может ли мягкий знак стоять в начале?

— Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.

Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь


V. Закрепление знаний и способов действий.
Упр.206 стр.126

– Что общего у слов?

– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных звуков.)

– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед согласным звуком.)

Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова между буквами согласных пишется для обозначения мягкости предшествующего согласного.)

V. Закрепление знаний и способов действий.
игра «Найди потерявшийся слог» СЛАЙД 8

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

7. Подведём итог нашего урока. Приготовим наши ладошки.
(Метод «Пять пальцев»)
М (мизинец) – мыслительный процесс.
— Что узнали сегодня на уроке?
(Узнали про слова с мягким знаком согласными.)
Б (Безымянный) – близость цели.
— Чему научились?
(Научились писать слова с мягким знаком в середине и в конце слова после согласных и правильно переносить слова с Ь знаком согласными с одной строки на другую.)
С (Средний) – состояние духа.
— Кому понравился урок?
У (Указательный) – услуга, помощь.
— Чем порадовали друзей?
Б (Большой) – бодрость, физическая форма.
— Что я сделал для своего здоровья?
VII. Домашнее задание.
Упражнение 207,стр.126

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Крыль ки
Киль цо
Маль ник
Уголь чик
Школь ки

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме : «Правописание слов с мягким знаком».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «Темираульская СОШ»

Конспект урока

русского языка во 2 классе по теме :

«Правописание слов с мягким знаком».

Урок подготовила

Учитель начальных классов

МКОУ «Темираульская СОШ»

Матикова У.З.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме :

«Правописание слов с мягким знаком».

Учитель: Матикова Ума Зайнуллаевна

2 класс, УМК «Школа России»

Предмет: русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский.2 класс». 2 часть.

— формировать навык правописания слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости .

— Развивать орфографическую зоркость;

— Развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

— Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, созданием проблемных ситуаций.

— Воспитывать умение слушать других.

1. ПРЕДМЕТНЫЕ : — наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком . Соотношение количества звуков и букв в таких словах , как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком . Умение различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком . Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах .

А) Познавательные — формирование умения ставить познавательную цель урока ; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные — развитие умения критически мыслить, умение оценивать свои достижения на уроке , умение обнаруживать и исправлять свои ошибки .

В) Коммуникативные — умение слушать и вступать в диалог, умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ : формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

1. Организационная часть.

— Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же! Поэтому, ребята, будем радоваться успехам своих товарищей!

Запишите число, классная работа.

Отгадав загадку, вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Что за буква, кто узнает,

Звука не обозначает.

Может только показать,

Как согласную писать . (Мягкий знак)

— О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении?

( Мягкий знак- показатель мягкости)

-Послушайте следующее стихотворение об этой букве:

Я в конях стою друзья.

Воробьи , семья, жильё-

-Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь?

( Это разделительный мягкий знак)

-Какую роль он играет в словах?

( Показывает, что согласный звук не сливается с гласным.)

— Что это за буква? Какая же тема нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться?

2. Работа над темой урока.

2.Запишите одним словом:
— Домик для пчёл (ульи)

— Время суток, когда мы бодрствуем (день).

— Мать, отец, дети (семья)

— Верхняя одежда, которую мы надеваем в холода (пальто).

— Близкие товарищи (друзья)

— Что общего в написании этих слов? Какую функцию выполняет мягкий знак? (показатель мягкости, разделительный)

— Чем объединены эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

— Между какими буквами стоит мягкий знак? (между согласными и гласными)

— Если убрать ,что получится? (согласный сольётся с гласным)

— Мягкий знак что делает?(разделяет согласный от гласного)

— Какие гласные стоят после мягкого знака ? (и, е, ё, я, ю )

— Подчеркните согласный, мягкий знак и гласные.

— Какую работу еще выполняет мягкий знак ? (смягчает предшествующий согласный )

— Что мы сегодня будем изучать ? (мягкий знак)

З. Словарь: ф…враль, м…роз, м…тель, с…пог, пал..то.

— Запишите словарные слова, вставьте пропущенные буквы.

— На какие две группы можно разделить словарные слова? Какую функцию здесь выполняет ь ?

4. Изучение нового материала.

— Давайте ещё раз посмотрим перед какими гласными стоит мягкий знак? (и, е, ё, я, ю)

— Что разделяет мягкий знак? (согласный от гласных и, е, ё, я, ю )

1.Сравним два слова:

Коля и колья (рисунки с изображением)

Какой звук обозначает буква Я в первом слове, во втором слов Коля — а колья — й»а

Мягкий знак в слове колья — это разделительный мягкий знак. Он показывает ,что следующая за ним согласным Л буква Я обозначает два звука [йа].

Составить и записать из слов предложения:

1 вариант — На, лисьи, видны, снегу, следы , и ,волчьи. — На снегу видны лисьи и волчьи следы.

2вариант — На, птичьи, висят, кормушки, деревьях. — На деревьях висят птичьи кормушки.

Ребята, я сейчас буду читать слова. Если в этих словах Ь смягчает слова – присядем. Если разделяет – встанем и хлопнем в ладоши 1 раз.

6 . 3акрепление нового материала.

1.Как назвать по-другому:

снежная буря – (вьюга) .

2. Образуйте множественное число имен существительных, объясните, какую роль выполняет мягкий знак:

лист – стул – ручей – воробей –

7. Работа по учебнику Упр. № 52

— записать слова в тетрадь;

— выяснить перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак и после каких;

— сколько звуков в этих случаях обозначают буквы Е Ё Ю Я И и почему. (Вспомнить правило)

Вывод: Разделительный Ь пишется перед буквами Е Ё Ю Я И

Разделительный Ь пишется после букв, обозначающих согласные звуки.

6. Итог урока. Рефлексия.

Итак, в течение урока мы много работали с вами, делали выводы.

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое новое открытие сделали? Какую «работу» выполняет мягкий знак ? Где же пишется разделительный Ь?


источники:

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-miagkii-znak-pra.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-vo-klasse-po-teme-pravopisanie-slov-s-myagkim-znakom-3897111.html