Конспект урока по русскому языку 2 класс правописание жи ши

Открытый урок по русскому языку. на тему: Жи-ши 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Данный урок направлен на расширение и укрепление знаний обучающихся на данную орфограмму, умение находить орфограмму в словах и правильно употреблять при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt.docx23.09 КБ
zhi-shi.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание сочетаний жи-ши.

образовательная: уточнить представление обучающихся о звуках [ж], [ш], [ц] как твердых; учить писать сочетания жи, ши; систематизировать знания обучающихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши.

развивающая: развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность.

I. Приветствие гостей.

«Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь! Сегодня мы будем работать в группах. У каждой группы на парте свое дерево, которое вы будете заполнять листочками за правильные ответы.

2. Организационный момент.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт свой длинный
Кто же это? (Буратино)

-Буратино очень не хотел учиться и возможно поэтому с ним приключались неприятные истории. Наша с вами задача показать Буратино, что учиться интересно и полезно, а для этого от вас требуется, чтобы вы были активными, внимательными, дисциплинированными и постарались показать свои знания и умения.

3. Определение темы и целей урока. Создание проблемной ситуации.

Но сначала определим тему нашего урока. А для этого повторите за мной чистоговорку:

Жи – жи – жи – в лесу живут ежи.

Ши – ши – ши — в коробке есть карандаши.

Значит, написание каких орфограмм мы будем сегодня закреплять?

4. Минутка чистописания.

— А помогать красиво нам писать будет девочка с голубыми волосами. Кто же это? (Мальвина)

— Вспомним как пишутся буквы Ш и Ж .

5.Работа над темой урока.

1. Мальвина передала для нас письмо. Что же в нем? Давайте узнаем.

Грамматическая сказка « Как поссорились буквы Ж, Ш с буквой Ы.»

— Послушайте её друзья! Гуляли по белому свету две буквы ЖЭ и ША. Вдруг видят они, как грубая буква Ы обижает нежную букву И. Подружки возмутились и прогнали забияку, а букву И взяли за руки и повели с собой. С тех пор эти буквы никогда не расстаются, а задиру букву Ы и близко к себе не подпускают. Вот такова история дружбы наших букв ЖЭ и ША с буквой И и ссоры с буквой Ы. А вы, ребята, должны запомнить эту историю и никогда не делать ошибок в этих буквосочетаниях.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:

Лыжи, лужи, камыши.

Запомните: в сочетания ЖИ — ШИ только И всегда пиши.

2. Мальчик Пьеро всегда грустит и плачет. Он очень хочет понравиться Мальвине. Но Пьеро не знает некоторых правил и боится, что Мальвина узнает об этом и будет смеяться. Давайте поможем ему.

У вас на парте лежит задание от Пьеро: Вставьте пропущенную букву.

Ш…рокий, рыж…й, ж…дкий, ж…вой.

Ш…пит, сторож…т, спеш…ть,туш…ть.

Уж…н, ш…на, лыж…, маш…на.

Чуж…е, ш…рокая, поникш…е, душ…стые.

Сж…гать, ж…ли, смеш…ть, ш…ть.

Ж…РАФ, еж…к, ш…шка, ш…пы.

— Вставьте буквы. Проверяем команды, которые справились первыми. Можете наклеить на свои деревья листочки.

-Буквы Ж и Ш какие всегда по твердости/мягкости?

3.Упр.103 с.73 – списать отрывок из стих. И.Сурикова

— Подчеркните слова с буквосочетаниями жи-ши.

(Отвечает команда, которая справилась первой.)

4. Верный друг Мальвины пес Артемон очень любит охотиться. И он приготовил для вас задание.

-Записать отгадку, подчеркнуть орфограмму жи-ши

Мы проворные сестрицы

Быстро бегать мастерицы

Уж такой у нас режим.(лужи)

Белая звёздочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут ………..(мыши)

Вяжет мама длинный шарф ,

Потому что сын жираф………(жираф)

Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их … (лыжи).

На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как надевать
Стали обувь надувать. (шины.)

Раз- нагнулся, два- нагнулся,

Руки в стороны развёл

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

6. Чтобы победить злого и жестокого Карабаса-Барабаса, надо быть не только смелым, но и умным. А злодей приготовил для Буратино сложное задание и без вашей помощи тут не обойтись.

Деление текста на предложения . Самостоятельная работа.

(Дети получают карточки)

— А какие правила поведения в лесу вы знаете?

В л..су т..шина там ж..вут разные ж..вотные лес – это дом для всего ж..вого друж.. с лесом!

-Сколько предложений в тексте?

-Спишите текст, разделив его на предложения.

— Проверьте свою работу.

— Подчеркните сочетание жи – ши.

7. Все, справились со злым Карабасом. Можно Буратино возвращаться домой к папе Карло и своим друзьям. Но кто это … Лиса Алиса и кот Базилио. Ни за что не отпустят они Буратино, пока он не выполнит их задание.

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.

Веры, у, новые, лыжи.

Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Саша, лыжи, катается, на.

Ужи, под, спрятались, камень, большой.

Зоопарке, в, жираф, живет.

Составление предложений на доске.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог.

-Как вы считаете, Буратино у нас понравилось?

-Какой урок он для себя вынес? (ЖИ-ШИ пиши с буквой И)

— Для чего необходимо знание этой орфограммы? ( Чтобы грамотно писать.)

9. А домашнее задание вам приготовила мудрая черепаха Тортилла. Ведь она знает, что если дома ничего не делать, то знания улетучиваются.

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание слов с сочетаниями жи-ши» (2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Залялова Алла Анатольевна, МБОУ «Гимназия № 90», Советского района, г. Казани

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

Цель: систематизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями жи-ши.

Обобщить знания обучающихся о шипящих звуках [ж], [ш];

формировать умение безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши;

способствовать личностному развитию детей;

развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи учащихся.

воспитывать потребность в знаниях, наблюдательность.

Прививать интерес к урокам русского языка.

учащиеся должны знать:

о звуках [ ж ], [ ш ] как твердых.

учащиеся должны уметь:

правильно писать слова с сочетаниями жи, ши.

Дидактический материал и оборудование: презентация, смарт. доска, учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки – “осенние листья” (300 штук), рисунок веточки дерева (30 штук), магнитная доска, толковый словарь Ожегова.

I. Приветствие гостей.

«Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро (к детям)
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам (к гостям)
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера. (В. Кривошеевой)

Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошо, когда мы улыбаемся. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока. Молодцы! Садитесь!

Ребята, какое сейчас время года? (Осень). Посмотрите. (слайд 2)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И у нас на уроке сегодня появятся разноцветные листочки на ваших веточках. Для этого вы должны показать все свои знания. Чем больше у вас будет правильных ответов, тем быстрее и больше листочков будет на вашей веточке. У вас на партах лежат листочки, за каждый правильный ответ вы берёте листочек и прикрепляете его на веточку.

А сейчас, ребята, начнём наше путешествие в увлекательный мир русского языка, но сначала настроимся на работу.

а) Психологический настрой учащихся на работу (слайд 3)

Наши ушки будут слушать (массаж),

наши глазки будут внимательно смотреть,

наши пальчики будут красиво писать (массаж),

наши головки будут хорошо думать (погладить по голове).

К работе готовы? (Да) . Начинаем .

б) Уточнение представлений учащихся о звуках [ж], [ш] .

На доске: В живом уголке жили ужи и ежи. (слайд 4)
У Миши машина, у машины шина.

Давайте прочитаем эти записи. Как вы думаете, что это такое? ( Это скороговорки). Что такое скороговорка? ( Скороговорка — это такое предложение, в котором повторяются одинаковые или похожие звуки. Скороговорку надо проговаривать быстро).

В толковом словаре Ожегова дано два значения этого слова.

1) Быстрая речь.
2) Специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Произнесём 1-ую скороговорку, начиная медленно и постепенно убыстряя темп. Какой звук повторялся здесь много раз? ([ж])

Дайте характеристику этому звуку. ([ж] согласный, твёрдый, звонкий). (слайд 5)

Произнесите 2-ую скороговорку. Какой звук повторялся чаще всего? ( [ш])

Дайте характеристику этому звуку . ( Этот звук согласный, глухой, твердый). (сл.6)

III . Минутка чистописания. Начинаем минутки чистописания.
Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

а) Пальчиковая гимнастика. (слайд 7)

— Помассируйте каждый пальчик.

— «Замок»
На двери висит замок
Кто открыть бы его смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали,
И…открыли!

б) Подготовка к уроку. Я тетрадь свою открою и наклонно положу (открыть тетрадь и положить «наискосок»),

— Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу(взять ручки и поставить руки на локоть)

— Сяду прямо, не согнусь,

— За работу я возьмусь.

в) Написание букв.

Посмотрите на экран (слайд 8)

Что вы видите здесь? (Печатные и прописные буквы ША и ЖЕ.) По какому признаку я объединила эти буквы в одну группу?

( Эти буквы согласные, шипящие и всегда твердые.) А по какому признаку можно разделить их на две группы?

(По звонкости, по глухости, ША- глухая, а ЖЕ- звонкая) Ребята. Напишите данный ряд букв до конца строки.

Молодцы! Я вижу, вы все старались.

Снова глазки на экран (слайд 9) Восстановите и прочитайте предложение.

Какую орфограмму вы здесь видите? (ЖИ, ШИ — пиши с буквой и!)

Все вы знаете это правило ещё с первого класса. А (Саша) даже знает стихотворение с нашим правилом.

Внимательно прослушайте стихотворение.

Как напишешь ЖИ и ШИ?
Мне решительно скажи !
Лужи , жимолость , ежи,
Мыши
, лыжи , камыши ,
Все сочетания ЖИ — ШИ
Только с буквой И пиши !

IV . Актуализация знаний. Постановка темы урока. (слайд 10)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, что мы будем учиться писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.)

Верно, тема нашего урока «Правописание слов с сочетаниями жи — ши».

V . Работа по теме урока.

1. Игра «Собери слова»(смарт. доска 10), ( Приложение 2)

Все слова рассыпались на слоги. Ваша задача собрать слова (устная работа)

VI . Физкультминутка (гимнастика для глаз) (слайд 11), ( Приложение 1)

VII . Работа по теме урока.

2. Игра «Измени слова». (смарт. доска 12), ( Приложение 3)

Как можно назвать эти слова? (Эти слова обозначают один предмет, стоят (употребляются) в ед. числе). Измените слова так, чтобы они обозначали много (несколько) предметов, стали во мн. числе. Какое правило мы должны вспомнить, чтобы не ошибиться при написании слов с сочетаниями жи-ши?

Знаем твёрдо: ЖИ – ШИ

Пишем только с буквой И.

Запишите слова парами. Подчеркните сочетания жи – ши (дети комментируют).

Проверка по щелчку мыши.

Ребята. Вы отлично справились с этим заданием, и мы переходим к следующему.

3. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Поставьте в словах ударение (слайд 13)

1. Животное с длинной шеей.

2. Сами крошки, боятся кошки, (слайд 14)

Под полом живут, туда всё несут.

3. Белые горошки на зелёных ножках. (слайд 15)

4. Я бываю разная: (слайд 16)

Чёрная и красная,

5. К розе не подпускают, (слайд 17)

От всех её защищают.

VII I . Физкультминутка . ( Музыка – движения) (слайд 18)

«Прогулка в осенний лес».

Мы пришли в осенний лес. (ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (повороты туловища и головы)

Справа берёзка в золотой шубке стоит, (поворот вправо)

Слева ёлка на нас глядит, (поворот влево)

Листья в небе кружатся, (дети кружатся)

На землю тихо ложатся. (приседают)

IX . Закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи, ши.

а) Ребята. Найдите пару и прочитайте её (слайд 19 — смарт. доска), ( Приложение 4)

X . Работа с деформированными предложениями. (слайд 20- смарт. доска), ( Приложение 5)

А сейчас, ребята, мы с вами будем работать по вариантам. Составьте и напишите предложения с данными словами. Подчеркните сочетания жи, ши.

I вариант: Кот, у, Тишка, жи л, Ми ши .

II вариант: Са ши , лы жи , У, новые.

Вставьте пропущенные буквы (устная работа), (слайд 21-23)

На какое правило нам встретились слова на уроке?

Вывод: чтобы правильно написать эти слова, какое надо знать правило (хором)

XII . Домашнее задание (Учитель объясняет домашнее задание).

С. 85, упр. 159. Творческое задание: Составить и записать одно предложение, используя как можно больше слов с сочетаниями жи-ши.

Посмотрите, какие прекрасные листочки у вас получились на веточках. Покажите их. А в целом выросло целое дерево. А в нём большая сила, как и в нашем классном коллективе. Вместе мы сможем многое. Молодцы, ребята!

Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Анжела Макеева
Конспект урока по закреплению правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Русский язык, 2 класс

Цели: Формировать орфографические знания, умения, навыки на основе развития орфографической зоркости. Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Обогащать словарный запас учащихся.

Развивать личностные качества самоконтроля.

Воспитывать интерес учащихся к урокам русского языка, чувство коллективизма.

Ход урока:

Сядет тот, кто назовёт каким звуком обозначаются буквы. : ж, ш, щ, ч.

Сели. Проверьте правильно ли вы сидите.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы повторим написание сочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Откройте тетради. Отступите две строки и запишите дату и классная работа.

III. Работа по теме урока:

1. Поиграем в игру «4 лишний».

а) крыши, стрижи, ежи

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма жи-ши).

Что вы знаете про звуки Ж, Ш,? (всегда твёрдые)

Какой звук слышим после твёрдого согласного, при произнесении сочетания жи-ши? (ы)

А пишем гласную И.

Записали в тетради: ЖИ-ШИ.

б) роща, щавель, часы, чугун.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ча-ща).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания ча-ща?

А пишем гласную А.

Записали в тетради: ЧА-ЩА.

в) грущу, живёт, стучу, ищу.

Назовите орфограммы в этих словах.

Какое слово лишнее?

Что объединяет другие слова, какая орфограмма? (орфограмма ЧУ-ЩУ).

Какой звук слышим после согласного, при произнесении сочетания чу-щу?

А пишем гласную У.

Записали в тетради: ЧУ-ЩУ.

2. Работа с учебником.

Откройте страницу учебника 68, упражнение 100.

прочитайте задание. Что нужно сделать?

3. Дид. игра «Отремонтируй слово»

Слова спокойно жили в книжке

Но книжку вдруг погрызли мышки.

Из слов буквы откусили,

К себе в норку утащили.

У каждого из вас слова. Вставьте пропущенную букву.

4. Работа с предложением. Записываем под диктовку.

Щука живёт в реке.

У воды шумят камыши.

В первом предложении подчеркнуть орфограммы, выделить главные члены предложения, сосчитать слова. Во втором предложении слово камыши разделить на слоги, выделить орфограмму.

V. Итог урока: С какими орфограммами работали на уроке?

Анимация «Символы гласных звуков» Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,.

Презентация «Упражнения по формированию орфографической зоркости» Формирование орфографической зоркости. Особенности усвоения младшими школьниками правил правописания: Искажения звукового состава слова.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-sochetaniyami-zhishi-klass-765926.html

http://www.maam.ru/detskijsad/tema-zakreplenie-slova-s-sochetanijami-zhi-shi-cha-scha-chu-schu.html