Конспект урока по русскому языку 2 класс правописание жи ши ча ща чу щу

Конспект урока-закрепления во 2 классе по теме «Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Конспект урока по теме «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу». Урок закрепления знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-закрепления во 2 классе по теме «Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»»

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

И ко мне все повернулись!

Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

Самоопределение к теме урока

В гости прилетела

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Оценивание (лист самооценки)

Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.

Слайд Учитель: Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

3 слога + (проговорите)

Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)

Ударение падает на 1 слог –

В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд)

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться? (слайд)

Учитель: жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах зелёные карточки. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

— Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

— Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

— Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

— Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

Учитель: посмотрите на картину. (картина «Зима»)

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

— Возьмите карточку жёлтого цвета.

Что нужно сделать? (прочитать текст)

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу — щу)

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Оцените друг друга на листах самооценки.

Физминутка (слайд) Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …, да …, лы …, … вёт, хо …, и …, ро …, …вель, …раф, …повник, пи…, …сы, ту …, …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (слайд)

Оцените себя на листах самооценки

Что за правило мы сегодня повторяем?

Какографическая минутка (работа в парах)

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?

Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

Возвратимся в начало урока.

— Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

— Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке. Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Составить текст, в котором есть эти сочетания.

Упражнение 15, страница 11

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!

урок русского языка Тема «Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc52 КБ
adaptatsiya_pervoklassnikov_k_shkole_oksana.doc32.5 КБ
внеклассное занятие586.5 КБ

Предварительный просмотр:

20.12.2012 Русский язык

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель : создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. ( Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), звук [ж] , записи на доске, предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, стенгазета, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

— К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Запишите число, классная работа. (презентация)

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка. (презентация)

-Вставьте пропущенные буквы.

(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).

-Запомните слова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.

-Сколько слов вы вспомнили и записали?

-Проверьте их ещё раз по образцу.

Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука. (презентация)

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация)

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?

Жи и ши – такие слоги,

Что всегда к ребятам строги.

Жи и ши, жи и ши

Только с и всегда пиши!

Ча и ща , щу и чу –

Слоги эти заучу!

Ча и ща, щу и чу

Я пятёрку получу!

  1. Упражнение в чистописании.

-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)

-Какой буквой обозначен этот звук на письме?

Жизнь, ежи, лужи, ужин

-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)

-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)

-Составьте и запишите предложение. (на доске)

Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.

Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.

-Подчеркните основу предложения.

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

-Что объединяет слова?

Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.

-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.

— Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?

Прослушивание звуков метели.

Работа с толковым словарём.

-Найдите значение слова метель .

М е тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган .

-На дом вы получили задание.

–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)

Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”

Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”

И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи — ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.

(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)

Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)

Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.

Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.

Работа в группах.

-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:

Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Жёлтый — сложнее, зелёный – легче, синий — самый лёгкий.

Запиши, одним словом.

  1. Зимой летят с неба. __________________________
  2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
  3. Берёзовая ___________________
  4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________
  5. Часть колеса машины __________________________
  6. Чайная пара: блюдце и _________________________

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

Вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

Проверка по одному человеку.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

(По образцу из дневника)

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только ивсегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе.

Отчет о прохождении адаптационного периода у учеников 1 классов

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.

На сегодняшний день в начальной школе сложилась система педагогического сопровождения адаптации первоклассников, которая направлена на создание оптимальных условий для социально-психологической адаптации первоклассников к обучению в школе и включает в себя:

  • Организацию работы «Предшкольной подготовки» с дошкольниками;
  • Индивидуальные консультации и собрания с родителями будущих первоклассников;
  • Сопровождение первоклассников на этапе первичной адаптации к школе;

Программа «Предшкольная подготовка» рассчитана на 30 недель (один раз в неделю по3 занятия) с октября по май. Главная цель, помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические, коррекционные задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей, через общение с их родителями накапливает информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.

Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это тематические родительские собрания-практикумы на темы: «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника». Собрания проводятся в виде консультаций, диалогов, опираясь уже на имеющийся опыт родителей.

В 2011-2012 учебном году количество учащихся 1 классов составляет 90 человек. 86% детей посещали детский сад, 68% — предшкольную подготовку.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ строится следующим образом

1. Обучение весь год в 1-ю смену с 8.00 часов.

2. Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3. «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в
сентябре-октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,
а со второй четверти — 4 урока по 35 минут.

4. Облегченный день в середине учебной недели.

5.Ежедневная динамическая пауза на свежем воздухе после 2-го урока.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Главная задача современного начального образования сформировать не только предметные компетенции, но и универсальные учебные действия (метапредметные результаты). Для реализации этой задачи в урок включены парная и групповая работы на разных этапах учебной деятельности. Уроки построены таким образом, что не весь материал объясняется учителем. Там где сложность материала невысока ученики могут сами сделать необходимые выводы или найти способ решения. Особое внимание уделяется формированию у детей путем анализа материала умения определять тему урока, и на основании того, что узнают и чему будут учиться, ставить цели, а в конце урока анализировать, каких целей достигли, а каких нет, и объяснить причину.

Большое внимание на уроке уделяется развитию самооценочных действий. После выполненного задания ученику предъявляется эталон правильного выполнения этого задания, с которым обучающийся сравнивает свою работу. В таком режиме проводятся самостоятельные работы: дети не только сами их выполняют, но и проверяют.

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Все учащиеся 1 классов посещают 9 кружков, которые работают на базе начальной школы: «Умелые ручки», «Мир вокруг нас», «Спасайкин», «Родной край», «Петрушка», «Акварелька», «Умники и умницы», «Мои первые проекты». Проводятся общешкольные и классные мероприятия с целью приобщения первоклассников к школьным традициям.
Основная группа учащихся 1 классов адаптировалась к школе в течение первых трех недель обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Дети достаточно самостоятельны: без проблем переодеваются на физкультуру, уверенно ориентируется в школьном здании. Им нравятся их учительница и учителя, ведущие дополнительные кружки в классе. На вопрос: «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» дети решительно отвечают: «Нет!»

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: сформированость адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Урок русского языка .Тема «Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», 2 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока: « Шипящие согласные звуки. Правописание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ — ЩУ »

Цель урока: формирование навыка правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; развитие связной речи учащихся.

Предметные результаты : возможность научиться писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях и их обозначение буквами; развивать речь учащихся.

Регулятивные УУД : составлять план и последовательность действий; использовать установленные правила; сопоставлять свою работу с образцом.

Познавательные УУД : узнавать, называть группы предметов по существенному признаку; формировать умение извлекать информацию из предложенного задания.

Коммуникативные УУД : формировать умение слушать и слышать других учащихся; строить речевые высказывания в соответствии с поставленным вопросом учителя; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и в коллективе.

Личностные УУД : стремление к познанию нового, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой — хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

Дети занимают свои места. Записывают число, классная работа.

— Начнем с минутки чистописания.

— Назовите буквы. Какие звуки они обозначают? ( Согласные, шипящие. [ж] и [ш] – всегда твердые, [ч’] и [щ’] – всегда мягкие, [ж] – звонкий, остальные — глухие. )

III . Постановка цели урока. Самоопределение к деятельности

— На доске написаны слова. Давайте внимательно их прочитаем и вставим пропущенные буквы. (по одному ученику выходят к доске)

ПРИЁМ «Найди лишнее»

— Найдите «лишнее» слово. (осень)

— Почему вы так думаете? (Это слово на правописание безударной гласной в корне)

— Какое правило объединяет все остальные слова? (Слова на правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

— Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?

Сформулируйте тему нашего урока.

Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:

-Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

IV. Определение темы урока.

(Тема урока – правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Спишите слова с доски с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу через запятую, подчеркните орфограмму.

V . Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Что вы увидели? (слова написаны все слитно). Помогите мне, пожалуйста, найти слова на изучаемую орфограмму.

1. ПРИЁМ «Будь внимателен»!

Подчеркни! На экране, у учащихся на карточках

Л Ы Ж И Л О Д К А Ч А Й К А Ш И П О В Н И К Ш А Р Р О Щ А С Н Е Г С В Е Ч А Г Р А Ч Ш И Ш К А Ш У М Т У Ч А

— Давайте проверим: лыжи, чайка, шиповник, роща, свеча, шишка, туча (7 слов)

Представьте, что мы рыбаки (приняли позу рыбака). Проговаривается чистоговорка:

Щуку я тащу-тащу
Щуку я не упущу.

Проговорили 2-3 раза.

3. Письмо по памяти:

Записать чистоговорку в тетрадь, выделить орфограмму.

Вывод: чу-щу пишу с буквой у.

4. Составление деформированного предложения:

в, щука, жила, озере

— Какое предложение получилось?

Вывод: жи пиши с буквой и, щу пиши с буквой у

5. Игра «Фотограф»

Описание игры: на доске 10 слов с буквосочетаниями ча-ща:

чашка, чаща, роща, початок, щавель, площадка, частый, чайка, пощада, круча.

Дети в течение двух минут читают слова, а потом записывают в тетрадь по памяти. Обозначают орфограммы.

Проверка: кто больше запомнил и написал слов?

Вывод: ча-ща пишу с буквой а.

V I .Закрепление и осмысление изученного материала

1.Самостоятельная работа учащихся

Каждый ученик получает карточку с заданием вставить пропущенные буквы и выделить орфограммы.

В ч. ще ж…вут стриж. и чиж. .

Мама купила ч. йные ч. ашки и блюдца.

У Маш. и Миш. цветные карандаш. .

У Серёж. ч. десный новый рюкзак.

Бабушка сварила щ. велевый суп.

Взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями и оценивают работу одноклассника, высказывают своё мнение.

Какие правила вы применяли при выполнение этого задания?

VI I .Подведение итогов урока

1.Игра «Подскажи словечко»

Дети передают сердечко и называют слова, которые запомнили на уроке с орфограммами жи-ши, ча-ща, чу-щу.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/10/27/urok-russkogo-yazyka-tema-pravopisanie-bukvosochetaniy

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-tema-pravopisanie-zhishi-chascha-chuschu-klass-2179174.html