Конспект урока по русскому языку 2 класс школа россии правописание частицы не с глаголами

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:»Правописание частицы не с глаголами» 2класс (УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку на тему:»Правописание частицы не с глаголами» (УМК «Школа России») + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Правописание частицы не с глаголами54.5 КБ
Правописание частицы не с глаголами185 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Класс: 2Б

Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами»
Цели урока: развивать умение различать глаголы, ставить к ним вопросы, раздельно писать глаголы с частицей не .

  1. личностные: формировать умение давать само — и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
  2. предметные : учить отличать частицу не от других частей речи, писать частицу не с глаголами раздельно, развивать орфографическую зоркость, умение находить изученные орфограммы в словах, грамотно писать эти слова и проверять их написание.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: Русский язык 2 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г.2-е издание Москва «Просвящение» 2013., презентация.

Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс) Тема Правописание частицы НЕ с глаголами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока русского языка по программе «Школа России» (2 класс)

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Автор: Подосеенко Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СШ №10 г. Чехова.

Тема: Правописание частицы НЕ с глаголами

Тип урока : урок сообщения новых знаний

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с правописанием частицы не с глаголами.

Задачи : предметные – способствовать усвоению формулировки правила, формированию орфографической зоркости, умений решать орфографические задачи и осуществлять орфографический самоконтроль; формированию умений решать графико-каллиграфические задачи, выработке интонационных навыков учащихся, уточнению и активизации словаря учащихся; воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Метапредметные – содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):

регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;

познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.

Личностные УУД – формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Оборудование урока: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык 2 класс», презентация, индивидуальные карточки для учащихся.

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Русский язык. 2 класс

Урок 68. Правописание частицы НЕ с глаголами

  • знакомство с правилом написания НЕ с глаголами.
  • научиться применять новое правило на письме;
  • научиться анализировать пословицы и поговорки.
  • узнать, какое значение приобретают глаголы с НЕ.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие

Частица – это служебная часть речи, которая придаёт дополнительные оттенки слову или предложению и служит для образования форм слова. Частица не изменяется.

Частица НЕ – это служебная часть речи, которая служит для выражения отрицательного значения всего предложения или отдельного слова в предложении.

Пословица – это краткое мудрое изречение народа, содержащее законченную мысль.

Поговорка – меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 74.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Известно, что пословицы и поговорки – это народная мудрость. Считается, что в этих изречениях, издавна придуманных народом, заключаются советы для взрослых и детей.

  1. Ложь человека красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра поверят.
  3. Кто стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Подумайте, есть ли смысл у данных высказываний?

Данные пословицы звучат бессмысленно, так как, если следовать этим высказываниям, то действия приведут к неприятным последствиям.

Что надо добавить в данные пословицы, чтобы они несли правильный смысл? Добавить НЕ к глаголам. Прочитайте, что получилось.

  1. Ложь человека НЕ красит.
  2. Кто сегодня обманет, тому завтра НЕ поверят.
  3. Кто НЕ стыдится спрашивать, узнаёт многое.

Мы добавили НЕ к глаголам и пословицы сразу стали нести правильный смысл.

Обратите внимание, что слово НЕ написано отдельно от глагола.

В русском языке есть такое правило: «Не с глаголами пиши отдельно». Правописание НЕ с глаголами — это орфограмма.

Мы уже знаем, что в русском языке есть самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Они отвечают на вопросы, являются членами предложения.

Что мы знаем о глаголе?

  1. Обозначает действие предмета.
  2. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие
  3. В предложении является сказуемым.

В русском языке есть еще и служебные части речи. К ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении. Слово НЕ является такой служебной частью речи и называется «ЧАСТИЦА».

К частице НЕ нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении. Значит, частица — служебная часть речи.

Есть и другие служебные части речи, с которыми мы будем знакомиться на других уроках.

Знаком вам такой разговор? Какое же значение приобретают глаголы, если их употребить с частицей НЕ?

В данном примере глаголы приобрели отрицательное значение.

Кроме отрицания, частица НЕ может запрещать или отменять действие: не приходи, не приду.

Чтобы лучше запомнить новое правило, послушайте историю.

Жила – была на свете упрямая частица НЕ. У неё никак не получалось подружиться с глаголами. Что бы глаголы ей ни предлагали, она всё отрицала.

И вот однажды частица совсем заупрямилась.

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу!

Но глаголы поняли, что дружить с такой частицей они не хотят.

Поэтому с этого дня частица НЕ пишется с глаголами отдельно.

Но всегда ли частица НЕ пишется с глаголом отдельно. Проведём небольшое исследование.

Дети (не)любят ходить к врачу, даже когда им (не) здоровится. Ребята (не)навидят уколы. Мальчики и девочки (не)доумевают и (не)годуют, когда их (не)волят и делают прививки.

А сейчас прочитай их без НЕ.

Дети любят ходить к врачу, даже когда им здоровится. Ребята навидят уколы. Мальчики и девочки доумевают и годуют, когда их волят и делают прививки.

В русском языке нет таких слов, как навидят, здоровится, доумевают, годуют, волят.

Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.

Сделаем выводы по уроку:

  1. Не – это частица.
  2. Частица НЕ – это служебная часть речи.
  3. Частица НЕ запрещает, отменяет или отрицает действие.
  4. Не с глаголами пишется раздельно (не читал, не ходит, не смеётся…).
  5. Правописание НЕ с глаголами – это орфограмма.

Исключение из правила составляют слова, которые без НЕ не употребляются (невзлюбил, ненавидеть, неволить…).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Какая из четырёх пословиц написана неверно?

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Подсказка: должно быть два правильных ответа.

1) После дела за советом не ходят.

2) Не стыдно не знать, стыдно неучиться.

3) Крепкую дружбу и топором неразрубишь.

4) Грамота не болезнь, годы не уносит.

Среди слов выберите только те глаголы, которые написаны правильно.

Подсказка: должно быть три правильных варианта.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-programme-shkola-rossii-klass-tema-pravopisanie-chastici-ne-s-glagolami-384846.html

http://resh.edu.ru/subject/lesson/5342/conspect/