Конспект урока русского языка 3 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных глассных в корне слове». УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx | 28.72 КБ |
pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.ppt | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»
Цели: отрабатывать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова.
Личностные: нести ответственность за собственные поступки и решения; адекватно оценивать свои действия; формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные: закреплять умения правильно подбирать проверочные слова, решать практические и учебные задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4 –е издание М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России), мультимедийная презентация к уроку.
Этап урока. Методы и приемы
Содержание. Деятельность учителя.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.
К: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Р: учатся самоорганизовываться
Практич.: работа в тетрадях самостоятельно
Словес.: ответы на вопросы
— Откройте свои тетради, каллиграфически запишите число и классная работа.
Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя (зАсверкать, перЕзимовать, вазОчка, розОчка). Кто хочет прочитать все слова вслух? В каких частях слова выделены орфограммы? (корень, приставка, суффикс.). Самостоятельно, в тетради, разделите эти слова на 2 столбика. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли разделили слова.
Что вы знаете о правописании данных орфограмм?
Выполнять задание, анализировать его, делить слова на столбики, проводить взаимопроверку по эталону
П: учатся искать и выделять необходимую информацию.
К: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Р: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Постановка учебной задачи и ее решение
Практич.: устное граммат.упр.,
Практич.: письменное граммат.упр., самопроверка по эталону
Словес.: ответы на вопросы
Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи? (сн…жок, сн…говик, сн…гопад, сн…жинка, сн…гоход, Сн…гурочка)
Как их можно назвать? (однокоренные)
Какое слово может быть проверочным для всех этих слов? (снег)
Данные слова запишите в тетрадь и подберите к каждому проверочное слово. (з…ма — зИмы, сн…га — снЕг, г…ра — гОры, в л…су — лЕс)
В какой части слова вам встретилась орфограмма? (в корне)
Что вы делали, чтобы правильно написать пропущенную букву? (подбирали проверочное слово с ударной гласной, а именно: подбирали однокоренное слово снег, или изменяли форму слова.)
Кто может предположить, какая тема урока?
Какие цели поставим?
Выполнять упражнение устно, анализировать его, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Выполнять упражнение в тетради, выполнять самопроверку по эталону. Формулировать тему и цели урока
К: учатся слушать, определять общую цель и пути ее достижения.
Р: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока
Решение частных задач
Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.
Практич.: устное граммат.упр.,
Словес.: слово учителя
Словес.: чтение стихотворения
Практич.: письменное упр.
Практич.: письмен.упр., самопроверка по эталону.
Практич.: устное упр.
Изучение нового материала
А сейчас мы с вами поработаем по цепочке.
На доске даны слова. (дв о ры, стр е ла, в о да, тр а ва, х о лмы, ж а ра, св е ча, пч е ла, гн е здо, ч и жи, д о жди, шк а фы)
Вам нужно подобрать проверочные слова, изменив форму слова и подобрать однокоренное слово
(например: дв о ры – двОр, двОрник). Начинаем со слова стрела.(стр е ла – стрЕлы, стрЕлочка, в о да – вОды, подвОдный, тр а ва – трАвы, трАвка, х о лмы – хОлм, хОлмик, ж а ра – жАр, жАркий, св е ча – свЕчи, свЕчка, пч е ла – пчЁлы, пчЁлка, гн е здо – гнЁзда, гнЁздышко, ч и жи – чИж, чИжик, д о жди – дОждь, дОждик, шк а фы – шкАф, шкАфчик)
Итак, как мы можем подобрать проверочное слово? (изменив форму слова, или подобрав однокоренное слово)
Давайте откроем учебники на стр. 104 и прочитаем правило в рамке.
Какие 2 способа проверки безударной гласной есть в правиле? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
Как обозначаются ударные и безударные гласные звуки в корнях однокоренных слов и в формах одного и того же слова? (одинаковой буквой)
Кто сможет, не глядя в учебник, повторить правило?
Найдите упр. 196.
Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки. Найдите в каждом предложении слова, которые произносятся одинаково. Объясните написание этих слов. Выполните письменное задание к упражнению.
Давайте прочитаем слово с пропущенной буквой и слово, поясняющее правильное значение. (отварить картошку (варить), отворить окно (открыть); слизал пломбир (лизать), слезал с забора (лезть); увидал в окно (видеть), увядал куст (вянуть))
Найдите упр. 197.
Прочитайте стихотворение. Что такое север, юг? (стороны света)
На какое правило выделены буквы? (безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением)
В каком слове написание выделенной безударной гласной надо запомнить? (север)
Подберите проверочные слова для объяснения написание других орфограмм. (с а ды – сАд, цв е ты – цвЕт, сн е га – снЕг, х о л о да – хОлод, холОдный).
Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменяли форму слова, или подбирали однокоренное слово)
Какие слова называют антонимами? (слова, имеющие противоположные значения)
Назовите еще антонимы, которые вы знаете? (день-ночь, белый-черный, легкий-тяжелый и т.д.)
Прочитайте. Как вы понимаете смысл этих выражений?
Спишите, самостоятельно вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните непроверяемые орфограммы.
Какие типы безударных гласных встретились в упражнении? (проверяемые и непроверяемые ударением)
Давайте по цепочке будем читать слова и объяснять их написание.
Выполнять упражнение, анализировать его, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
План-конспект урока по русскому языку
Учитель —Ларионова Мария Евгеньевна
Место проведения — МБОУ СШ №6, 3 «Б» класс
Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне
Тип урока — комбинированный
Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
развивать орфографическую зоркость;
развивать внимание, мышление, речь.
Презентация к уроку « Правописание слов с безударными гласными в корне»;
алгоритм проверки безударной гласной;
Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
-Сегодня у нас не простой урок, а урок — путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради — это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны отгадать зашифрованные слова и правильно записать их в свои записные книжки. (Один ученик работает у доски)
1) Хвост пушистый,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
2) Всю ночь летает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло. (Сова.)
3) Как взялась кума за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила.)
4) Нелегко иногда
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Гора.)
5) Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
6) Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)
7) Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком. (Пчела.)
— Расставьте ударение, выделите корень.
— На какую орфограмму записаны слова?
Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. (Л и са, с о ва, п и ла, г о ра, гл а за, сн е жинка, пч е ла)
-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
— Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с м е чом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
Ну, как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.
Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянных меч.
-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?
-Какое правило он не знал?
-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.
с м. чом – мяч –с мячом
Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.
— Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
— Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)
-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)
Первичное усвоение новых знаний
-А теперь мы оказались в долине Безударных гласных.
В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)
Чтобы пройти это испытание, нам предстоит выполнить №194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое расположено в желтой рамке.
Определи безударную гласную.
Подбери проверочное слово
-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным. (Выполнение задания на интерактивной доске.)
-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.
5. Первичная проверка понимания
Работа с упражнением 194.
-Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.
-Прочитайте слова из упражнения.
-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дв о ры- дв о р, дв о рник)
Письменное выполнение задания.
-Молодцы! Вы хорошо справились. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.
-Путешествие — дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным — необходимо отдохнуть.
-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением — вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.
— Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.
-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Умники и умницы». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.
-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города «Умники и умницы»? Прочитайте. Выполните это задание.
— Прочитайте предложения. Исправьте ошибки.
Хорашо в асеннюю пору в лису: свижо и влажно. Сежу на пиньке и любуюсь. На паляне лижит поваленная сасна, а дальше — сосновый бор.
— Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.
— Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
-Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. Жители королевства предлагают вам самостоятельно выполнить контрольное задание.
-На доске вы видите слова. Буквы из этих слов потерялись и им нужно найти свое место. В этом им поможете вы. Возьмите на парте чистый листок, в столбик проставьте цифры от 1 до 5. Вам необходимо найти место для каждой буквы. Если вы считаете, что в первом слове пропущена буква «а», то напишите ее под цифрой 1 и т.д.
-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.
Итог урока. Рефлексия
-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.
-Какая была тема нашего путешествия?
-Чему вы учились сегодня на уроке?
— Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь вверх поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.
-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- сделает букву Л, кому было трудно- сделает букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
-Открываем дневники и записываем домашнее задание.
1) Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 104, упр. 195 (1)
2) Творческое задание по выбору: Составить рассказ о зиме, используя слова с безударными гласными.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Открытый урок № по русскому языку на тему:
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Форма урока: урок – путешествие
Задачи: — формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; — развивать орфографическую зоркость; — воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне»»
Республиканский этап XI Всероссийского конкурса
«Учитель здоровья России — 2020»
Конспект урока русского языка
«Правописание слов с безударными гласными в корне»
УМК «Школа России»
Веремейчик Оксана Николаевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Советская средняя школа №2» Советского района Республики Крым, учитель начальных классов
Дата: 21.11.19 Учитель: Веремейчик Оксана Николаевна.
Открытый урок № 53 по русскому языку на тему:
Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».
Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений
Форма урока: урок – путешествие
Задачи: — формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; — развивать орфографическую зоркость; — воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.
Предметные: — знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: — уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.
— учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;
— карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,
— записные книжки путешественников,
ИКТ: интерактивная презентация к уроку
Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.
I. Организационный момент.
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.
2. Приветствие гостей.
Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
3. Психологический настрой.
Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)
4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.
Инклюзия выполняет задания вместе с классом с дополнительными инструкциями учителя в случае затруднения
Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.
— Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.
— Что такое путешествие? (дети зачитывают из словаря) Работа в парах
(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)
— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.
— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение, 1 ученик).
— Откройте тетради, запишите число – сегодня:
— Ребята! Вы записали число. А какой праздник вскоре ожидает всех нас? (День матери 24 ноября)
Мы все очень любим наших мам, и я предлагаю привезти из нашего путешествия мамам красивый цветочек, а добудем мы его своими знаниями. За каждую правильно выполненную работу я буду приклеивать один лепесток, и если мы хорошо поработаем, то получим красивый цветок к концу урока, а на ближайшем родительском собрании я подарю его вашим мамам.
— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, море Закрепления, город Грамотеевск).
— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.
Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я
-Что вы можете о них сказать?
— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.
Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» — расслабление позвоночника). (Приложение 1).
1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.
— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь). Один ученик на интерактивной доске
2) Взаимопроверка по образцу на доске
-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.
— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.
7.Физминутка для глаз (на доске)
8. Постановка проблемы урока.
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.
-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
— Почему так получилось?
— Какое правило не знал автор записки?
— Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
— Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
— В конце урока мы с вами должны ответить на вопросы:
9. Упражнения для закрепления.
— Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.
1) Игра «Молчанка»
Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е, я).
— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.
К…рмушка (корм), кр…льчиха ( кролик), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лить (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), т…нистый (тень), д…тишки (дети), гл…дели (глядя)
Небольшой отдых (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
2) . Самостоятельная работа.
Перед нами море Закрепления
Дифференцированная работа учащихся.
– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.
Ветер на м.ре ( ) гуляет
И кораблик подг.няет ( )
Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )
На раздутых п.русах ( ).
– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).
Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Один ученик работает на интерактивной доске
Взаимопроверка по доске
Подвижная музыкальная физминутка
Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).
Задание: списать предложения с жёлтой карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.
Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.
Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.
И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.
С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.
Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.
Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит.
Самопроверка (проверяют по голубым карточкам).
– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.
Физминутка для глаз (на слух, дети выполняют упражнения, слушая учителя)
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?
– Как вы думаете, почему я обратилась к творчеству А.С.Пушкина? (На уроках чтения мы изучаем творчество А.С. Пушкина)
— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?
— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:
-Какие гласные в корне слова надо проверять?
-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?
(- изменить форму слова: трава-травы;
— подобрать однокоренное слово: садовник-сад)
— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным
— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.
Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.
Все работают самостоятельно, а один ученик на интерактивной доске
— Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?
Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.
— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.
Какое еще задание вы можете предложить?
(работа с предложением)
Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
Мы снова в родной школе, можно чуть-чуть расслабиться
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)
Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»
1) Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
— Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).
2). Работа с алгоритмом.
-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
11. Дифференцированное домашнее задание
Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).
– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в дальнейшее плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, повторит правило, выполнит задание 1 уровня и отправляется в самостоятельное плавание на лодке.
Разукрасите ваши парусники и лодки, чтоб веселее было путешествовать!
1 уровень – в учебнике стр. 105, упр. 195, правило с. 104
2 уровень – выписать из произведений А.С.Пушкина 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).
12. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.
Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.
(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)
Красный — Стоп. Мне нужна помощь
Жёлтый — Я ещё ошибаюсь
Зелёный — Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 3 класс. Издательство «Владос», 2004 год.
Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2004.
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2007 год.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008 год. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009 год. – 184 с.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-s-bezudarnoy-glasnoy-v-korne-klass-3332002.html
http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-3-klasse-pravop-1.html