Конспект урока по русскому языку 3 класс правописание слов с безударными гласными в корне слова

Конспект урока русского языка 3 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Правописание безударных глассных в корне слове». УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_bezudarnyh_glasnyh_v_korne_slova.docx28.72 КБ
pravopisanie_slov_s_bezudarnymi_glasnymi_v_korne.ppt249.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: отрабатывать умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне слова.

Личностные: нести ответственность за собственные поступки и решения; адекватно оценивать свои действия; формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности.

Предметные: закреплять умения правильно подбирать проверочные слова, решать практические и учебные задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. На электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 4 –е издание М. : Просвещение, 2015. – 159 с., [2] л. ил. – (Школа России), мультимедийная презентация к уроку.

Этап урока. Методы и приемы

Содержание. Деятельность учителя.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

К: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Р: учатся самоорганизовываться

Практич.: работа в тетрадях самостоятельно

Словес.: ответы на вопросы

— Откройте свои тетради, каллиграфически запишите число и классная работа.

Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя (зАсверкать, перЕзимовать, вазОчка, розОчка). Кто хочет прочитать все слова вслух? В каких частях слова выделены орфограммы? (корень, приставка, суффикс.). Самостоятельно, в тетради, разделите эти слова на 2 столбика. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте, правильно ли разделили слова.

Что вы знаете о правописании данных орфограмм?

Выполнять задание, анализировать его, делить слова на столбики, проводить взаимопроверку по эталону

П: учатся искать и выделять необходимую информацию.

К: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Р: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр.,

Практич.: письменное граммат.упр., самопроверка по эталону

Словес.: ответы на вопросы

Посмотрите на данные слова и скажите, чем они похожи? (сн…жок, сн…говик, сн…гопад, сн…жинка, сн…гоход, Сн…гурочка)

Как их можно назвать? (однокоренные)

Какое слово может быть проверочным для всех этих слов? (снег)

Данные слова запишите в тетрадь и подберите к каждому проверочное слово. (з…ма — зИмы, сн…га — снЕг, г…ра — гОры, в л…су — лЕс)

В какой части слова вам встретилась орфограмма? (в корне)

Что вы делали, чтобы правильно написать пропущенную букву? (подбирали проверочное слово с ударной гласной, а именно: подбирали однокоренное слово снег, или изменяли форму слова.)

Кто может предположить, какая тема урока?

Какие цели поставим?

Выполнять упражнение устно, анализировать его, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Выполнять упражнение в тетради, выполнять самопроверку по эталону. Формулировать тему и цели урока

К: учатся слушать, определять общую цель и пути ее достижения.

Р: учатся совместно с учителем определять тему и цели урока

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практич.: устное граммат.упр.,

Словес.: слово учителя

Словес.: чтение стихотворения

Практич.: письменное упр.

Практич.: письмен.упр., самопроверка по эталону.

Практич.: устное упр.

Изучение нового материала

А сейчас мы с вами поработаем по цепочке.

На доске даны слова. (дв о ры, стр е ла, в о да, тр а ва, х о лмы, ж а ра, св е ча, пч е ла, гн е здо, ч и жи, д о жди, шк а фы)

Вам нужно подобрать проверочные слова, изменив форму слова и подобрать однокоренное слово

(например: дв о ры – двОр, двОрник). Начинаем со слова стрела.(стр е ла – стрЕлы, стрЕлочка, в о да – вОды, подвОдный, тр а ва – трАвы, трАвка, х о лмы – хОлм, хОлмик, ж а ра – жАр, жАркий, св е ча – свЕчи, свЕчка, пч е ла – пчЁлы, пчЁлка, гн е здо – гнЁзда, гнЁздышко, ч и жи – чИж, чИжик, д о жди – дОждь, дОждик, шк а фы – шкАф, шкАфчик)

Итак, как мы можем подобрать проверочное слово? (изменив форму слова, или подобрав однокоренное слово)

Давайте откроем учебники на стр. 104 и прочитаем правило в рамке.

Какие 2 способа проверки безударной гласной есть в правиле? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

Как обозначаются ударные и безударные гласные звуки в корнях однокоренных слов и в формах одного и того же слова? (одинаковой буквой)

Кто сможет, не глядя в учебник, повторить правило?

Найдите упр. 196.

Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки. Найдите в каждом предложении слова, которые произносятся одинаково. Объясните написание этих слов. Выполните письменное задание к упражнению.

Давайте прочитаем слово с пропущенной буквой и слово, поясняющее правильное значение. (отварить картошку (варить), отворить окно (открыть); слизал пломбир (лизать), слезал с забора (лезть); увидал в окно (видеть), увядал куст (вянуть))

Найдите упр. 197.

Прочитайте стихотворение. Что такое север, юг? (стороны света)

На какое правило выделены буквы? (безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением)

В каком слове написание выделенной безударной гласной надо запомнить? (север)

Подберите проверочные слова для объяснения написание других орфограмм. (с а ды – сАд, цв е ты – цвЕт, сн е га – снЕг, х о л о да – хОлод, холОдный).

Какие способы проверки безударных гласных вы использовали? (изменяли форму слова, или подбирали однокоренное слово)

Какие слова называют антонимами? (слова, имеющие противоположные значения)

Назовите еще антонимы, которые вы знаете? (день-ночь, белый-черный, легкий-тяжелый и т.д.)

Прочитайте. Как вы понимаете смысл этих выражений?

Спишите, самостоятельно вставляя пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните непроверяемые орфограммы.

Какие типы безударных гласных встретились в упражнении? (проверяемые и непроверяемые ударением)

Давайте по цепочке будем читать слова и объяснять их написание.

Выполнять упражнение, анализировать его, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с безударной гласной в корне» (3 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

План-конспект урока по русскому языку

Учитель —Ларионова Мария Евгеньевна

Место проведения — МБОУ СШ №6, 3 «Б» класс

Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне

Тип урока — комбинированный

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

развивать орфографическую зоркость;

развивать внимание, мышление, речь.

Презентация к уроку « Правописание слов с безударными гласными в корне»;

алгоритм проверки безударной гласной;

Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), электронное приложение к учебнику

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

-Сегодня у нас не простой урок, а урок — путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны «Умники и умницы». Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради — это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.

-Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны отгадать зашифрованные слова и правильно записать их в свои записные книжки. (Один ученик работает у доски)

1) Хвост пушистый,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

2) Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова.)

3) Как взялась кума за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

4) Нелегко иногда

Но легко и приятно

Прокатиться обратно. (Гора.)

5) Брат с братом через дорожку живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

6) Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)

7) Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком. (Пчела.)

— Расставьте ударение, выделите корень.

— На какую орфограмму записаны слова?

Выделите безударную гласную, подчеркните орфограмму. (Л и са, с о ва, п и ла, г о ра, гл а за, сн е жинка, пч е ла)

-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с м е чом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

Ну, как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

Мяч будет! Петя обещал принести.

Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянных меч.

-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?

-Какое правило он не знал?

-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.

с м. чом – мяч –с мячом

Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)

-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)

Первичное усвоение новых знаний

-А теперь мы оказались в долине Безударных гласных.

В этой долине живет мудрая тётушка Сова, она хочет познакомить нас с очень важным правилом. Это правило расположено в жёлтой рамке. (чтение правила, обсуждение, составление алгоритма)

Чтобы пройти это испытание, нам предстоит выполнить №194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое расположено в желтой рамке.

Определи безударную гласную.

Подбери проверочное слово

-Тётушка Сова вместе со своими лесными друзьями предлагает нам выполнить интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным. (Выполнение задания на интерактивной доске.)

-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.

5. Первичная проверка понимания

Работа с упражнением 194.

-Наше путешествие по долине Безударных гласных продолжается. Тётушка Сова хочет, чтобы мы выполнили №194.

-Прочитайте слова из упражнения.

-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?

( подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно- изменив форму слова, другое- подобрав однокоренное слово. Например: дв о ры- дв о р, дв о рник)

Письменное выполнение задания.

-Молодцы! Вы хорошо справились. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.

-Путешествие — дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным — необходимо отдохнуть.

-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением — вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.

Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.

— Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.

-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу «Умники и умницы». Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.

-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города «Умники и умницы»? Прочитайте. Выполните это задание.

— Прочитайте предложения. Исправьте ошибки.

Хорашо в асеннюю пору в лису: свижо и влажно. Сежу на пиньке и любуюсь. На паляне лижит поваленная сасна, а дальше — сосновый бор.

— Читайте слова, где исправляли ошибку. Объясните.

— Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

-Наше путешествие подходит к концу. Вы справились со всеми трудностями и стали полноправными жителями королевства Русского языка. Теперь Вам не составит труда выполнить любое задание. Жители королевства предлагают вам самостоятельно выполнить контрольное задание.

-На доске вы видите слова. Буквы из этих слов потерялись и им нужно найти свое место. В этом им поможете вы. Возьмите на парте чистый листок, в столбик проставьте цифры от 1 до 5. Вам необходимо найти место для каждой буквы. Если вы считаете, что в первом слове пропущена буква «а», то напишите ее под цифрой 1 и т.д.

-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.

Итог урока. Рефлексия

-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.

-Какая была тема нашего путешествия?

-Чему вы учились сегодня на уроке?

— Как проверить написание безударных гласных в корне слова?

-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь вверх поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.

-А сейчас я хочу проверить, кому на уроке было легко и он справился со всеми заданиями, кому было трудно, а у кого остались какие-либо вопросы. Кому было легко- сделает букву Л, кому было трудно- сделает букву- Т, а кого остались какие-либо вопросы- нарисует в воздухе вопросительный знак.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

-Открываем дневники и записываем домашнее задание.

1) Повторить правило правописания безударных гласных в корне слова стр. 104, упр. 195 (1)

2) Творческое задание по выбору: Составить рассказ о зиме, используя слова с безударными гласными.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Открытый урок № по русскому языку на тему:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: — формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; — развивать орфографическую зоркость; — воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с безударными гласными в корне»»

Республиканский этап XI Всероссийского конкурса

«Учитель здоровья России — 2020»

Конспект урока русского языка

«Правописание слов с безударными гласными в корне»

УМК «Школа России»

Веремейчик Оксана Николаевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Советская средняя школа №2» Советского района Республики Крым, учитель начальных классов

Дата: 21.11.19 Учитель: Веремейчик Оксана Николаевна.

Открытый урок № 53 по русскому языку на тему:

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Приемы: фронтальный опрос, самостоятельная работа, комментирование, беседа, взаимопроверка.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Форма урока: урок – путешествие

Задачи: — формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; — развивать орфографическую зоркость; — воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.

Предметные: — знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: — уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: — уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе; в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Методы урока: наглядно-индивидуальный, словесно-дедуктивный, репродуктивный, практически-индивидуальный, проблемно-диалогический.

учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина;

— карточки с разноуровневыми заданиями для урока и домашнего задания,

— записные книжки путешественников,

ИКТ: интерактивная презентация к уроку

Цели: отработать умение распознавать в словах, проверяемых безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному языку.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны уметь проверять безударную гласную в корне слова, подбирать проверочные слова.

I. Организационный момент.

Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.

2. Приветствие гостей.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам вас сегодня встречать,

Начнём же урок, не будем зря время терять.

Повернитесь ко мне лицом. Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

3. Психологический настрой.

Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

Пусть этот урок принесет вам радость общения.

Покажите смайликом ваше настроение в начале урока. (Дети и учитель показывают смайлик, который подходит к их настроению в начале урока)

4. Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Инклюзия выполняет задания вместе с классом с дополнительными инструкциями учителя в случае затруднения

Цель этапа: воспитание интереса к учению, изучению родного языка, родного края.

— Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

— Что такое путешествие? (дети зачитывают из словаря) Работа в парах

(Толковый словарь В.И.Ожегова: путешественник (-ница), путешествователь-странствователь; кто находится на пути, на перепутье, в езде, в ходьбе или кто много ездил по чужим местам.)

— Мы должны дойти до главного города этой страны, до города «Грамотеевск». Дорога будет нелёгкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.

Весь урок за нашей работой будет наблюдать главный житель города «Грамотеевск» профессор Грамотейкин.

— А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение, 1 ученик).

— Откройте тетради, запишите число – сегодня:

— Ребята! Вы записали число. А какой праздник вскоре ожидает всех нас? (День матери 24 ноября)

Мы все очень любим наших мам, и я предлагаю привезти из нашего путешествия мамам красивый цветочек, а добудем мы его своими знаниями. За каждую правильно выполненную работу я буду приклеивать один лепесток, и если мы хорошо поработаем, то получим красивый цветок к концу урока, а на ближайшем родительском собрании я подарю его вашим мамам.

— Идти мы будем, ориентируясь по карте. (На пути нам встретится Дорога Чистописания, Озеро Словарных Слов, Долина Безударных Гласных, море Закрепления, город Грамотеевск).

— Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания.

Из мешочка достаем буквы и узнаем их на ощупь А, Е, О, И, Я

-Что вы можете о них сказать?

— Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой в тетрадях и составим узор из букв и соединений.

Прежде, чем продолжить, давайте сделаем расслабляющий массаж

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга, «качающееся дерево» — расслабление позвоночника). (Приложение 1).

1) Вот мы подошли к Озеру Словарных Слов.

— Чтобы переплыть его, надо вставить пропущенные буквы и записать слова. (Дети записывают в записных книжках слова: девочка, ворона, карандаш, ученик, пенал, пальто, медведь). Один ученик на интерактивной доске

2) Взаимопроверка по образцу на доске

-А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа-одноклассника.

— Молодцы, ребята. С этим заданием вы справились. Мы продолжаем путешествие.

7.Физминутка для глаз (на доске)

8. Постановка проблемы урока.

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

-Я расскажу историю, она произошла с друзьями – Димой и Колей. Послушайте её.

«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.

— Мяч будет, — сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

— Почему так получилось?

— Какое правило не знал автор записки?

— Как правильно записать это слово?

с м…чом – мяч – с мячом

— Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?

(Правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какую цель мы поставим перед собой?

(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)

— В конце урока мы с вами должны ответить на вопросы:

9. Упражнения для закрепления.

— Но впереди новое испытание – Долина Безударных гласных.

1) Игра «Молчанка»

Работа с сигнальными карточками (а, о, и, е, я).

— Я читаю слова, а вы поднимаете соответствующую карточку, проверочное слово называете устно.

К…рмушка (корм), кр…льчиха ( кролик), м…слёнка ( масло), см…льчак (смелый), ч…рвивый ( червь), п…лезный ( польза), в…здушный ( воздух), б…глец (бег), в…рхушка (вверх), ц…почка (цепь), п…лить (пилит), г…стинец (гость), д…чурка (дочь), т…шина (тишь), с…сновый (сосны), р…бина (рябь), т…нистый (тень), д…тишки (дети), гл…дели (глядя)

Небольшой отдых (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)

2) . Самостоятельная работа.

Перед нами море Закрепления

Дифференцированная работа учащихся.

– Продолжаем путешествие. Читаю текст с доски.

Ветер на м.ре ( ) гуляет

И кораблик подг.няет ( )

Он б.жит ( ) себе в в.лнах ( )

На раздутых п.русах ( ).

– Какое задание вы предложите выполнить в соответствии с темой урока? (Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово).

Задание: списать текст с доски, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Один ученик работает на интерактивной доске

Взаимопроверка по доске

Подвижная музыкальная физминутка

Работа на карточках. (Задание для сильных учащихся).

Задание: списать предложения с жёлтой карточки, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово.

Остров на м_ре л_жит, град на острове ст_ит.

Под _кном Гвидон с_дит, молча на м_ре гл_дит.

И в лазоревой д_ли пок_зались корабли.

С башни князь Гвидон сб_гает, д_рогих г_стей встр_чает.

Гости умные м_лчат, спорить с бабой не х_тят.

Месяц под к_сой бл_стит, а во лбу зв_зда горит.

Самопроверка (проверяют по голубым карточкам).

– Поднимите руку те, кто выполнил задание без ошибок. Оценивание.

Физминутка для глаз (на слух, дети выполняют упражнения, слушая учителя)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

– Кто догадался, отрывки из сказки какого поэта помогали в нашей работе? Как называется эта сказка?

– Как вы думаете, почему я обратилась к творчеству А.С.Пушкина? (На уроках чтения мы изучаем творчество А.С. Пушкина)

— Итак, какой вывод надо сделать, чтобы правильно написать безударный гласный в корне слова?

— Вот мы и дошли до города «Грамотеевск». Профессор Грамотейкин спрашивает:

-Какие гласные в корне слова надо проверять?

-Какие способы проверки безударных гласных вы знаете?

(- изменить форму слова: трава-травы;

— подобрать однокоренное слово: садовник-сад)

— Но и здесь нас ждут испытания, приготовленные профессором Грамотейкиным

— Прочитайте предложения. Сформулируйте задание.

Трапинка видёт в лес. На диревьях дражат солнечные зайчики. От ярких цвитов ребит в глозах.

Все работают самостоятельно, а один ученик на интерактивной доске

— Коллективная проверка. В каких словах вы увидели «опасные места»?

Тропинка ведёт в лес. На деревьях дрожат солнечные зайчики. От ярких цветов рябит в глазах.

— Поднимите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы.

Какое еще задание вы можете предложить?

(работа с предложением)

Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.

Мы снова в родной школе, можно чуть-чуть расслабиться

(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

Цель этапа: обобщить знания учащихся по теме «Безударные гласные в корне слове»

1) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

— Я вам предлагаю ответить на вопросы, которые мы поставили в начале урока:

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова).

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова).

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением).

2). Работа с алгоритмом.

-Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.

• Определи безударную гласную.

• Подбери проверочное слово.

11. Дифференцированное домашнее задание

Домашнее задание (на карточках: лодки и парусники).

– Предлагаю выбрать для себя задание. Кто уверен в своих силах и может отправиться в дальнейшее плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, повторит правило, выполнит задание 1 уровня и отправляется в самостоятельное плавание на лодке.

Разукрасите ваши парусники и лодки, чтоб веселее было путешествовать!

1 уровень – в учебнике стр. 105, упр. 195, правило с. 104

2 уровень – выписать из произведений А.С.Пушкина 2 четверостишия и выполнить задание в соответствии с темой урока (выделить безударные гласные, подобрать проверочные слова).

12. Рефлексия. Самооценка полученных знаний на уроках.

Ребята, мне хочется узнать вашу самооценку полученных знаний.

(Дети думают и показывают смайлики разных цветов)

Красный — Стоп. Мне нужна помощь

Жёлтый — Я ещё ошибаюсь

Зелёный — Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

Урок окончен. Спасибо за внимание.

1. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 3 класс. Издательство «Владос», 2004 год.

Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2004.

Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Часть 1. – М.: ВЛАДОС, 2007 год.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. — (Педагогика. Психология. Управление).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008 год. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/авт.-сост. Н.Н. Шапцева. Волгоград: Учитель, 2009 год. – 184 с.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-s-bezudarnoy-glasnoy-v-korne-klass-3332002.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-3-klasse-pravop-1.html