Конспект урока по русскому языку 3 класс правописание слов с непроизносимой согласной

Правописание непроизносимых согласных 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку в 3 классе » Правописание непроизносимых согласных». УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russk.yaz_.docx661.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Открытый урок по русскому языку
в 3 классе

«Правописание непроизносимых согласных»

УМК «Школа России»

учитель начальных классов

МБОУ «Новопокровская школа»

УМК «Школа России»

Русский язык 3класс.

Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Цель : учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова ;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
  • развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки;

Тип урока : урок ознакомления с новым материалом.

Технология деятельностного подхода.

Метод: проблемно — диалогический.

Оборудование : учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкого, карточки с заданиями, карточки для самооценки.

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой
  2. Мозговой штурм.
  3. Каллиграфическая минутка.
  1. Проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся.
  1. Открытие нового знания. Наблюдение за словами с непроизносимым согласными.
  1. Поиск решения учебной проблемы.
  1. Мини-исследование. Групповая работа .
  1. Соотнесение своей точки зрения с научной.
  2. Подводящая беседа к формулированию правила.
  3. Самостоятельное формулирование правила. Первичное закрепление.
  1. Динамическая физминутка.
  2. Закрепление изученного.
  1. Устная работа.
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.
  1. Подведение итогов.
  1. Выводы и обобщения.
  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой .

(диалог учителя и учащихся)

— Дети, вам тепло? (Да!)

— В классе светло? (Да!)

— Прозвенел уже звонок? (Да!)

— Уже закончился урок? (Нет!)

-Только начался урок? (Да!)

-Хотите учиться? (Да!)

-Значит можно садиться!

— Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

— Чтобы урок получился таким недостаточно действий одного учителя, необходима ваша помощь.

— Какими должны быть на уроке ученики?

  • Активные
  • Думающие
  • Работоспособные
  • Внимательные
  • Творческие
  • Дисциплинированные

— Вы готовы быть такими?

— В конце урока мы посмотрим, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

Задания для нашего урока приготовила вам Мудрая Сова

II. Мозговой штурм:

  • Главная часть слова (корень)
  • Опасное место в слове (орфограмма)
  • Третья буква алфавита (в)
  • Звуки, которые могут свистеть, шипеть, шуметь, но не хочется им петь (согласные)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
  • Какие буквы не обозначают звуков (ъ и ь)
  • В какой части основы пишется ъ?
  • В какой части основы пишется ь?
  • На какие две группы можно разделить буквы и л о д а т в ю

III. Каллиграфическая минутка

Переставьте буквы местами и запишите новые сочетания букв

Лдтв , Влдт, Твлд, Дтвл

IV. Новый материал

  • Задания от Мудрой Совы
  • Что интересного вы увидели в транскрипции слова СЕРДЦЕ?
  • Посчитайте сколько букв и сколько звуков в слове сердце?
  • Как называется звук, который в слове не произносится?

— Сформулируйте тему урока

— Какова цель нашего урока?

Иногда согласные играют с нами в прятки

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему то решить?

— Давайте вместе решим эту проблему!

Подберите однокоренные слова

Составление алгоритма проверки правописания слов с непроизносимой согласной.

— Определяем слабую позицию – наличие стечения согласных.

— Подбираем однокоренные слова.

— Выделяем корень в однокоренных словах.

— Определяем проверочное слово, в котором согласные четко произносятся.

Прочитайте пожалуйста пословицу: Сердце матери лучше солнца греет.

— Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

СТН ЗДН РДЦ ЛНЦ ВСТВ

— Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой?

(Варианты ответов учащихся)

Сделайте вывод. ( Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

Запись слов с непроизносимой согласной и подбор проверочных слов.

( Дети записывают поочередно на доске и в тетради эти слова)

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

Работа в группах.

Сочетания сн – зн

Чуде с.н о , прекра с.н о, вку с.н о, ужа с.н о, опа с.н о, напра с.н о, небе с.н ый, те сн ый.

Безобра зн ый, любе зн ый, желе зн ый серье зн ый, алма зн ый.

-Определить, всегда ли надо писать в словах непроизносимые согласные?

Вывод: В сочетаниях сн-зн буква т не пишется.

(Есть слова, где нельзя подобрать проверочное слово, следует запомнить его написание).

— Я называю слова. Если я назову слово, в котором есть непроизносимая

согласная, вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимой согласной, вы подпрыгиваете на месте.

Тростник, устный, страна, сердце, земля, местность, вечер , гигантский, опасный, солнце, голос, обед, счастливый, звёздный, знаменитый, дорога.

VII. Закрепление изученного

  • Замените прилагательным и запишите в тетради ( один ученик на задней стороне доски пишет слова, а дети в тетради под мою диктовку)

Сахар из тростника Трос т никовый

Небо со звездами Звез д ное

Человек , получивший Извес т ный

Пирог с капустой Капус т ный

Завод-гигант Гиган т ский

День радости Радос т ный

Дополните предложение (в тетради)

Как ярко светит …! (со лнц е)

Как радостно бьется …! ( се рдц е)

Какой веселый был … ! (пра здн ик)

Какой я …! (радо стн ый)

Работа в группе ( пословицы) Почему так говорят?

1.Зимой солнце светит, но не греет.

2. В большом сердце и далёкое близко.

3. Тот, кто счастлив, приносит счастье и другим.

работа по учебнику…

стр. 118 упр. 224, 225

VIII. Итог урока

— Что нового узнали на уроке?

— Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить?

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Кого мы можем сегодня выделить? Какую оценку мы ему поставим.

IX.Домашнее задание стр. 118 упр. 226 (распечатать с объяснением)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карточки помогут детям закрепить правописание изученных орфограмм.

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме»Правописание парных согласных». Программа «Школа России».

Разработка урока по русскому языку в 4 классе по программе «Школа России» по теме «Правописание наречий»Задачи:1. формировать умение находить наречие среди других частей .

Презентация к уроку русского языка «Правописание наречий» 4 класс «Школа России».Соответствует конспекту урока, помогает учащимся усвоить материал урока.

Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение.

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф.

Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносим.

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».

План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».»

Русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 120-121)

Целевой компонент урока

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: создание благоприятных условий для осознания, осмысления и закрепления блока изученной учебной информации о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования орфографических и морфемных понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний и умений обучающихся о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне; по формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в группе.

Предметные: умение находить и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне; определять и выделять корень слова; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для работы в группе.

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне» (3 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку 3 класс

УМК «Школа Росси и» учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Учитель: Башмакова О.М.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Изучение нового материала

учить находить непроизносимые согласные звуки в корне слова

учить проверять правописание непроизносимых согласных в корне

развивать фонематический слух учащихся

находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;

подбирать проверочные слова к словам с изучаемой орфограммой

понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

делать выводы по наблюдениям;

сравнивать свой вывод с образцом; корректировать;

обосновывать свою точку зрения

проявлять интерес к русскому языку;

выявлять затруднения и находить пути их решения

Межпредметные связи : чтение, тема «Работа над лексическим значением слова»

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись. Тихо сели.

— Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Психологический настрой на работу. Работа в тетрадях

а) – Запишите буквы, которые обозначают парные согласные звуки по звонкости глухости.

Расскажите правило, приведите примеры.

а) работа в тетрадях, рассказывают правило, приводят примеры

б) Запишите буквы в алфавитном порядке: д л в т ( вдлт)

— Назовите буквы, которые вы записали.

-Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?

Оцените свою работу на уроке.

!- я всё выполнил сам

?!- мне было немного трудно, но я всё вспомнил

?- я ничего не понял

Сегодня на уроке мы узнаем о них много интересного, но для этого нам придётся потрудиться.

б) согласные, звонкие – [д л в]

парные по мягкости- твёрдости

— По лексическому значению запишите слова в тетрадь

Приветствие при встрече

Сооружение в виде ступеней для подъема и спуска

-Умеем мы писать это слово? Как же тогда быть? Найдём в словаре это слово и запишем его.

Внутреннее переживание человека.

— Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция). Найдём в словаре это слово и запишем его.

1 ученик у доски,

Работа с орфографическим словарём

— Произнесите слова, а теперь прочитайте орфографически.

Что интересного заметили в этих словах? (непроизносимая согласная)

— Когда в слове появляются непроизносимые согласные?

— Произнесите сочетания согласных звуков.

— Подчеркните буквы, которые при произношении не произносятся.

Посмотрите на буквы, которые мы писали. Что вы можете о них сказать?

— Оцените свою работу на уроке.

— Когда есть сочетание трех согласных и один из них не произносится

Постановка учебной проблемы.

— Как вы думаете есть ещё слова в русском языке с непроизносимой согласной?

— Над какой темой мы будем работать на уроке?

Правописание слов с непроизносимой согласной.

— У вас на столах карточка. Вставьте пропущенные буквы.

— Какие орфограммы встретились в тексте?

Парная согласная, слово из словаря.

низкие — низок, чувство – запомнить

— Как проверили остальные слова?

— Нужно писать или нет согласную в слове, если ее не слышно?

Работа в паре по карточке.

Идет обсуждение написания слов в парах.

Проверка. Дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.

На дворе стоит ненас…ная погода. Ни…кие тучи закрыли со…нце. Грус…ные чу…ства наполняют сер…це.

Актуализация необходимых знаний

— Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос.

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

— Какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать?

-Кто нашёл выход?

— Как проверить слово с непроизносимой согласной?

Оцените работу по карточке.

Ответы на вопросы.

Учится грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Подбирают проверочные слова

— Подобрать такое слово, чтобы согласный слышался отчётливо.

Организация познавательной деятельности

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в упр. 223 учебника.

Выполняют задание. Сравнивают произношение и написание слов. Находят буквы непроизносимых согласных звуков. Читают сведения в учебнике.

Выполнение упр 225.

После выполнения отвечают на вопрос как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком в корне.

Читают упражнение. Сравнивают слова. Формулируют правило проверки. Соотносят вывод со сведениями в учебнике

Работа в паре по карточке

— Нужно ли писать непроизносимый согласный в словах или нет?

Оцените свою работу.

Подбери к каждому слову однокоренное проверочное слово и вставь буквы.

-Назовите тему урока.

— Чем занимались на уроке?

— Посмотрите на работу в тетради и нарисуйте смайлик.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 746 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 645 человек из 79 регионов

  • Башмакова Ольга МихайловнаНаписать 3552 12.02.2018

Номер материала: ДБ-1166136

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    12.02.2018 476
    12.02.2018 254
    12.02.2018 141
    12.02.2018 781
    12.02.2018 541
    12.02.2018 675
    12.02.2018 487
    12.02.2018 403

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

ВШЭ перейдет на удаленку до конца года

Время чтения: 1 минута

Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-3-klasse-pra.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-slov-s-neproiznosimimi-soglasnimi-v-korne-klass-2587947.html