Конспект урока по русскому языку 4 класс правописание безударных падежных окончаний

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Мария Шмаль
Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных»

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний

Создать условия для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных во всех падежах; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты:

Научатся правильно писать безударные падежные окончания имён существительных; определять падеж и склонение имён существительных; выделять падежные окончания;

— Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

формировать способность к самооценке, оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

— Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.

— Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.

Ход урока:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательное путешествие. А куда – догадайтесь сами.

В этом доме 100 рябин, 100 берёз и 100 осин.

Итак, отправляемся в путешествие не по страницам учебника, а в зимний лес.

Прежде чем войти в лес по лесной тропинке, необходимо подготовиться к путешествию.

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

(формулирование темы урока).

— Ребята, что мы можем увидеть в лесу на снегу? (Следы.)

— Закройте глаза, откройте. Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! (слайд 2)

— Что вам напомнили эти следы? (Окончания существительных (слайд 3)

— Скажите, чему же будет посвящена тема урока? (Имени сущ.)

— Какая основная задача, которая стоит перед вами?

Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании безударных падежных окончаний существительных единственного числа.

-Вот мы очутились на лесной поляне, где нас встречает красавица-ель. (слайд 4)

Делаем остановку. Я предлагаю украсить ёлочку снежинками, но для этого вам необходимо правильно ответить на вопросы. Один отвечает, остальные внимательно слушают.

И если ошибка – сигналите красными огоньками (сигнальные карточки)

Повторение об имени существительном. (слайд 5)

1. Дайте определение имени существительному.

2. Как изменяются имена существительные?

3. Что такое склонение?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

— Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивой стала наша ёлочка!

— А знаете ли вы, что самые большие снежинки были зарегистрированы во время снегопада над Саксонией 4 декабря 1892 г. Их диаметр достигал 12 см (слайд 7)

Словарно – орфографическая работа

— Путешествуем дальше. А вот и первый лесной житель. Отгадайте – он бывает белый и бурый. (Медведь (слайд 8)

Он вас просит выполнить несколько заданий.

Первое задание. Просклонять существительные разных склонений, называя окончания (Вьюга, буран, метель)

Второе задание. Запишите под диктовку слова в три столбика, распределяя по склонениям. (Лошадка, календарь, берег, огурец, молодость, вьюга, пальто, метель, снежинка, осень, мебель)

(самопроверка по ключу)

— Послушайте, кто-то к нам спешит.

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса.) (слайд 10)

— Лисичка приготовила для вас задания и просит вас их выполнить.

Первое задание называется «Найди ошибку» (слайд 11)

Как прекрасен зимний лес! Диревья все в серебре. Всё вокруг покрыто пушистым снегам. В лесу очень тихо. Спит медведь в берлоги. На вершини высокой сосны затаилась белочка. А вот и заяц в белой шубки. Он спрятался около еле. (проверка у доски цепочкой)

Физкультминутка (12, 13, 14, 15)

Момент пришёл для игр и шутки, точнее, для физкультминутки.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте,

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три, четыре, пять, шесть)

Вперёд из — за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лису обхитрим,

На носочках убежим. (Бег на носочках)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Упражнение в определении окончаний существительных (слайд 16)

Работа в группах (Вставьте пропущенные безударные падежные окончания)

Прочитайте задание. Что надо сделать? (Вставить безударные падежные окончания)

Для этого давайте вспомним алгоритм проверки безударного падежного окончания имён существительных.

1. Определи падеж.

2. Определи склонение.

3. Вспомни окончание имени существительного этого склонения в нужном падеже.

Написал в тетрад. ,

играл на площадк.,

подбежал к пристан.,

видны на скатерт. .

Прочитайте предложение. Помогите лисе, потому что она сомневается в выборе букв. (слайд 17)

(В)воздухе медленно кружылись снижынки.

— Какой части речи не хватает в этом предложении. (Прил.)Я предлагаю написать:

В воздухе медленно кружились снежные снежинки. (речевая ошибка)

(В предложении есть речевая ошибка – снежные снежинки.)

Правильно, ребята. Подберите прилагательные к слову «снежинки». (Пушистые, резные, холодные,)

Выполните синтаксический разбор данного предложения.

(Дети выполняют задание +индивидуальная работа — у доски работают два человека: морфологический разбор слова «в воздухе» — сильный ученик, разбор по составу «снежинки» — слабый.)

Проверка: синтаксический разбор – (слайд 13);

разбор по составу – сигнальные карточки;

морфологический разбор – в воздухе

Отправляемся дальше. Посмотрите, кто это там в сугробе.Давайте с ним познакомимся:

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий.

Зверек этот пугливый. (Заяц.) (слайд 18)

Зайчик предлагает поиграть в игру «Бегущие минутки». (слайд 19)

За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов.

1. Изменяемая часть слова….(окончание)

2. Часть речи, обозначающая предмет…. (существительное)

3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся… (к 1 склонению)

4. Имена существительные бывают….(одуш. и неодуш.)

5. Главные члены предложения….(подлежащее и сказуемое)

6. Сколько падежей в русском языке? (6 падежей)

7. Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

8. К 3 склонению относятся имена существительные….(женского рода с нулевым окончанием)

Упражнение в определении падежей существительных

Следующее задание. Из данных слов составьте предложения. Запишите. падежи существительных. (Слайд 20)

Проверь. (Слайд 21)

Определите падежи существительных. (Взаимопроверка)

И снова в путь. Ой, кто это воет? (Слайд 22)

Думаю, если мы выполним задания правильно, то волк нас не тронет.

Самостоятельная работа (Поставь существительное в данный падеж)

Ветка (Р. п, ладонь (П. П, стакан (Т. п.)

Следующее задание. (слайд 24) Выборочная работа.

1 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — е.

2 группа. Найдите и запишите имена существительные с окончанием — и.

(Написал в тетрад., играл на площадк., подбежал к пристан., найти на дорог., пошёл по троп.)

— Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибки. Молодцы!

Подведение итогов урока.

— Вот и подошло к концу наше путешествие по зимнему лесу.

— А как нужно себя вести в лесу?

— Какие задания вам больше всего понравились?

— Что мы должны запомнить?

— Послушайте, что вы слышите? (Ручей.) (слайд 25)

— Откуда он здесь? (Родник.)

Рефлексия под звук ручья

— Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите ёлочку красного цвета.

— Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, поднимите ёлочку зелёного цвета.

— Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, поднимите ёлочку синего цвета.

— Покажите свои ёлочки. Молодцы!

— В благодарность за хорошую работу на уроке ёлочка приготовила для вас подарки. (слайд 26)

(Учитель раздаёт детям шишки, украшенные блёсками)

— Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.

Урок закончен.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Три склонения имен существительных» Конспект урока русского языка В 4 классе «Б» Тема урока: Три склонения имен существительных. Цель урока: Научить различать склонения имен.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением» Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова проверяемых ударением». В гости пришли.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Педагогические цели Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте,.

Конспект урока «Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений» Цель урока: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме и правильно писать безударные окончания. Задачи: 1. Упражняться.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е» Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить.

Урок русского языка в 1 классе «Ударение. Ударные и безударные слоги» Открытый урок по русскому языку Тема урока: Ударение. Ударные и безударные слоги. Красота слова и души. Цель: организовать деятельность.

Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (закрепление) 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок – Русский язык.

УМК – «Школа России», 4 класс

Тема урока – Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах.

Цель урока : выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных.

Тип урока – комплексное применение знаний.

Личностные – развитие интереса к изучению языка.

Регулятивные – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные – построение логической цепи рассуждения, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками, контроль, коррекция и оценка действий одноклассников.

– Итак, какова цель всех наших уроков русского языка?

2. Эмоциональный настрой.

— Ребята, что вы ждёте от урока? (Узнать что-то новое, интересное)

— А я жду от вас грамотных ответов, активности на уроке.

3. Словарная работа.

У.- Сегодня у нас будет немного необычная работа со словарными словами. Я буду вам читать предложение, а вы замените каждое предложение, одним словом и напишите. Обозначьте склонение.

1. Инструмент для копания земли с длинной рукояткой и широким плоским отточенным концом. (Лопата.)

2. Надпись на письме, посылке и т. п. с указанием получателя и его местожительства. (Адрес.)

3. Городской электрический вагон (Трамвай.)

4. Человек, совершающий поездку на каком-либо виде транспорта. (Пассажир.)

5. Крупный населенный пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город.)

6. Учреждение, в котором выдаются книги для временного пользования. (Библиотека.)

7. Плод яблони. (Яблоко.)

(Проверка по цепочке.)

4.Работа по теме.

1)Минутка чистописания. Самоопределение к деятельности.

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _.

-Списать, вставить пропущенные буквы. (Один ученик у доски)

— В какой части слова будем решать орфографические задачи?

— Кто расскажет алгоритм действия правописания падежных окончаний имён существительных?

2) Физкультминутка. Я называю имена существительные, вы , когда услышите существительное 1скл. – поднимаете руки вверх, 2 скл. – в стороны, а 3 скл. – приседаете. Начали: страна, полотенце, дядя, печь, конь, радость, урок, работа.

3)Работа по группам.

Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Работать будем в группах . Какие правила во время такой работы нужно соблюдать. (Рабочая дисциплина, в обсуждении участвуют все члены группы, окончательные решения принимаются коллегиально, подчинение требованиям руководителя группы.)

— Откройте конверт, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях. На работу – 6 минут.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)

2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк. сердце дочер…, по тропинк. на окошк. по огород. у черёмух. на западе пустын.

– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответам и т. д.)

5) У. — В конце урока Напишем мини-сочинение на тему «Зима».

— Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам:

Пишу сам(а). На доске картина «Зима».

Прошу маленькую помощь. В синем конверте слова — помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Прошу большую помощь.

В красном конверте карточки:

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

— Перед вами пьедестал. Поставьте, пожалуйста, себя на одно из этих мест по тому признаку, как вы сегодня на уроке работали, как вы себя чувствовали.

— Оказывается, это не просто места, первое, второе, третье, а склонения. Напишите в тетради слово того склонения, которое вы выбрали. Дайте соседу по парте проверить, правильно ли вы подобрали слово.

— Подведем итог нашего урока.

— Как различать родительный, дательный, предложный падеж?

— Можно ли только по вопросу где ?

— Назовите вопросы и предлоги род. падежа.

-Назовите вопросы и предлоги дат. падежа.

-Назовите вопросы и предлоги пр. падежа.

— Для чего нужно различать эти падежи?

8) Домашнее задание . Упражнение 239

По узкой дорожк_ по широкой площад_ ехал я на лощад_. А потом у маленькой речк_ ехал я на овечк _.

1 группа. Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж, склонение . Составьте по одному предложению с данными словами, распределив их между членами группы.

к (речка), на (верхушка), с (обложка), без (радость), в (автобус), о (бабушка), в (деревня), для (поездка),по (дорога)

2 группа . Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк. подошёл к осин. смастерил для бабушк. увидал мыш. шёл рощ..й, прелестное дитя.

3 группа. Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк. сердце дочер…, по тропинк. на окошк. по огород. у черёмух. на западе пустын.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.

Пришла…………… зима. Стоят…………. морозы. Земля покрылась……… снегом. Стоит…………. лес. Деревья украшены …………. узорами инея. В снег спрятались……… елочки. Мороз сковал …………….. Жители давно приготовились к зиме.


источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/urok-ruskogo-jazyka-v-4-klase-uchitel-shmal-marija-jakovlevna.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-bezudarnih-padezhnih-okonchaniy-imen-suschestvitelnih-zakreplenie-klass-1431645.html