Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме правописание непроверяемых гласных в корне слова

Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»

В данной разработке представлен конспект урока в 5 классе по теме «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова»»

Конспект урока русского языка в 5 классе, 8 урок

«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»

-формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать.

-учащиеся научатся видеть орфограмму в слове;

— проверять безударные гласные в корне слова;

— аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске.

ЯСТРЕБ, ОБЕЗЬЯНА, ПЯТНИСТЫЙ, РЕБЯТА. (БУКВА Я)

— будем писать заглавную письменную букву я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.

— Расскажите про букву я (буква я – йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость предшествующего согласного)

— Напишите слова с буквой я.

— Какая орфограмма в первом слове? Как проверить парный согласный?

Парные звуки можно проверить

С помощью звуков других.

Если вы рядом поставите гласный-

Чётко услышите их.

-Какая орфограмма во втором слове ? Как проверить безударную гласную в корне?

Стоп! Писать опасно.

Чтоб развеять все сомненья

Гласный ставь под ударенье.

-Что вы можете сказать про слово «ребята»? (это слово словарное. Его написание надо запомнить)

Работа со словарными словами.

-Письменно ответьте на вопросы, которые я вам задам.

— столица России (Москва)

-домашнее животное, друг человека (собака)

-тарелка, чашка, блюдце одним словом(посуда)

-ребенок женского рода (девочка)

-крупное рогатое домашнее животное(корова)

— маленькая городская птичка, забияка и воришка (воробей)

-дикое животное с длинными ушами (заяц)

— страна, в которой мы с тобой живем (Россия)

-Чем похожи все эти слова? (это словарные слова)

-Какие слова называют словарными? (это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)

3. Определение темы и целей урока

— Кто может назвать тему нашего урока? (словарные слова)

-Чему мы должны научиться на уроке?

-Как вы думаете, почему целый урок мы посвятим этой теме?(потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно)

-Где мы можем увидеть правильное написание слов с безударной гласной? (в словаре)

— А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (нужно знать русский алфавит)

-Расскажите алфавит по цепочке.

4.Работа по теме урока

Выполнение заданий: подобрать и выписать из словаря:

— слово, близкое по значению слову дети (ребята);

— слово, однокоренное слову дежурить (дежурный);

— слово, означающее лиственное дерево с белой корой (берёза);

— слово- название земляной ягоды (земляника);

— слово противоположное слову чужбина (родина);

— слово- название птицы, прилетающей к нам с первым снегом (снегирь);

— кого так называют: рыжая…. квакушка…., косолапый…;

-птенец вороны (воронёнок);

-слово – приветствие при встрече (здравствуй)

5. Повторение пройденного

Игра- эстафета по рядам

(на доске записаны слова с пропущенной безударной гласной, проверяемой ударением; нужно вставить буквы быстро и правильно)

6.Работа по теме урока

Средь кустов колючих, детки,

Красной ягодкой на ветке

Я красуюсь на опушке.

Любят разные зверушки

Летом лакомиться мною.

Бурый мишка стороною

Никогда не обойдет

Ту полянку, где растет

Много сочных сладких ягод.

И в стеклянных банках на год

Запасают меня люди

Как лекарство при простуде.

-Как правильно написать слово? Как можем проверить правильность написания?

Работа со словарем

Работа по учебнику

— Чему сегодня научились?

— Какие виды работ понравились?

-Какие же слова в русском языке называют словарными?

-Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Технологическая карта урока «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
klass.docx26.39 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Класс : 5 Урок № 7.

Предмет : русский язык.

Учебник : Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: Т.А. Ладыженская – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Тема урока: « Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании непроверяемых гласных в корне слова, правильно писать словарные слова.

Урок систематизации ЗУН .

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать способы проверки правильности написания непроверяемых гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне слова, орфографическим словарём.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам..

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющеё роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Презентация по теме.

Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова, непроверяемые гласные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие.

Воспроизведение раннее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Лексический диктант.

Проверка домашнего задания.

Проверка домашнего задания.

Один ученик у доски выполняет домашнее задание.

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы (фонетика)
  2. Самая «главная»морфема слова (корень)
  3. Знак завершения повествовательного предложения (точка)
  4. Словарный запас языка (лексика)
  5. Словарный запас одного человека (лексикон)
  6. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку в предложения (пунктуация)

Отвечают на вопросы. Определяют слова по их лексическому значению. Объясняют свой выбор.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения.

Беседа по вопросам.

Чтение теоретических сведений в учебнике

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Чтение правила(с. 21)

— Трудная нам предстоит работа, постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Вот мы руки развели,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного плана

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Игра «Составь слово»

От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание .(Беленький).

Личностные: приобретают новые умения. Знания, совершенствуя имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.

5.Первичное закрепление с комментиро-вание во внешней речи.

Выполнение разноуровневых упражнений учебника

Упр.34 (задание повышенной трудности, для успевающих)

Задания из рабочей тетради 4,5,6,7 самостоятельно 8.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, равнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

6. Самостоя-тельная работа с само-проверкой

Выполнение тестового задания

1.В каком варианте безударную гласную в корне первого слова можно проверить последующим однокоренным словом?

А . зах..дить – х..ждение

В . перех..дить – перех..дит

Г. Исх..дить – обх..дной

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска в корне пишется проверяемая гласная О ?

А . прив..зить, к..рабль

Б. д..мишко, ст..га (сена)

3. В каком варианте дано проверочное слово к слову в..сит (на ветке)?

А . отвесная (скала)

Б. завеса (дымовая)

В . повис (на дереве)

4.В каком варианте ответа указаны все цифры, где в словах пропущена буква Т ?

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся непроизносимые согласные?

Жалос(1)ливая улыбка на лице

подру (2)ки вызвала у Ивана желание стать её помо(3)ником, учас(4)ником всех приближающихся интерес(5)ных событий.

Самостоятельно выполняют задания теста. Объясняют свой выбор ответа.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

— Как определить правописание гласной в корне слова?

— Придумайте 2 примера слов с проверяемой гласной в корне с проверочным словом. Домашнее задание: упр. 39

Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения на практике и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам .

— Что нового узнали на уроке?

— Какие трудности у вас появились в процессе работы?

— Как вы их преодолели?

— Понравилось ли вам на уроке?

— Какое настроение у вас сейчас?

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Конспект урока «Непроверяемые безударные гласные в корне слова» (5 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Цель: сформировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», отрабатывать умение распознавать данную орфограмму в корне, правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой (словари), развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать своих товарищей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение к слову, к людям.

Оборудование: учебник «Русский язык»7 класс, авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцов, Толковый словарь С.И.Ожегова, «Как проверить «непроверяемое» слово» А.Н.Сараева /«Грамотей, 2004г., интерактивная доска.

Тип урока : урок закрепления знаний с элементами исследования

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным. А от вас я жду работы мысли, творчества и хорошего настроения.

Садитесь, пожалуйста. Откройте тетради. Запишите число, «классная работа» . Оставьте строчку для темы урока, её вы запишите чуть позднее, после того, как определите сами.

II . Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

Я предлагаю вам поразмышлять над словами российского информатика, юмориста, автора многих известных высказываний, афоризмов Станислава Янковского, который сказал:

Грамотность — это вежливость автора по отношению к читателю.

-Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Ребята высказывают свои мнения, приходят к выводу, что Станислав Янковский призывает людей следить за грамотностью письменной и устной речи, в этом проявляется отношение к людям, а людей надо уважать.

ГрамОтность — это вежливость автОра по отношению к читателю.

Проверьте, так ли вы списали высказывание. Не сделали ошибок?

Обратите внимание на выделенные буквы.

-Как вы думаете, почему выделены эти буквы. О чём они говорят нам?

(Ответ учащихся: Надо быть внимательным. Здесь скрыта орфограмма.)

-Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова) Это и будет являться темой нашего урока. Запишите её.

С этой орфограммой вы уже знакомы. -Какова же цель нашего урока?

(Мы должны научиться узнавать слова с непроверяемой безударной гласной в корне, правильно писать их).

III . Повторение материала прошлого урока.

Проверка домашнего задания.

1.Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Какую орфограмму мы повторяли? (правописание проверяемой безударной гласной в корне слова)

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании проверяемой безударной гласной в корне слова? (подобрать проверочное слово, изменить слово или подобрать однокоренное слово)

2.Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Упр. 31(вставить пропущенные буквы) задание выполняется на интерактивной доске.

Н…чной, п…стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый, загл…деться, уд…вляться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, зап…х.

3.Упражнения на закрепление.

1)Перед вами высказывание нашего земляка, выпускника реального училища, которое ранее располагалось в нашей школе, писателя, комиссара гражданской войны Д.А.Фурманова.

Надо любить и хранить те образцы русского языка,
которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Выпишите из этого высказывания слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, выделите орфограмму.

Любить (любит), хранить (охрана),образцы (образ), унаследовали (след), первоклассных (первый), мастеров (мастер).

2)Игру «Орфографический футбол»

Я бросаю мяч и называю слово. Вы можете отбить мяч только в том случае, если придумаете проверочное слово. Если слова нет, получаете ГОЛ.

Сосна, тропа, зерно, гнездо, роса, столбы, дома, поля, дожди, зонты, стрела, бродить, ходить, ловить, приносить, посадить, накосить, осмотреть.

Дети ловят мяч, называют проверочное слово, кидают мяч обратно учителю.

IV . Изучение нового материала «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

Язык важен для п…триота. (Николай Михайлович Карамзин — писатель, публицист и историк)

Попробуйте объяснить значение слова «патриот».

2. Работа с Толковым словарём.

Если мы не знаем значение слова, как нам узнать его? (Обратиться к Толковому словарю).

Давайте посмотрим, какое толкование слова «патриот» даёт нам Толковый словарь С.И.Ожегова. Семён, найди нам толкование этого слова.

Пока Семён ищет, мы откроем толковый словарь, который у нас есть в конце учебника. Посмотрите, есть там слово «патриот»? Нет. Словарь небольшой. Слов немного. Слушаем Семёна, который нашёл значение слова.

Запишите слово и его значение в тетрадь. Но прежде объясните мне правописание этого слова. Какая здесь орфограмма?

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемой безударной гласной в корне слова.? (Если не знаешь правописание слова, надо посмотреть, как пишется слово в орфографическом словаре.)

3.Работа с Орфографическим словарём.

— Как правильно пользоваться орфографическим словарём? Что нужно знать, чтобы быстрее найти нужное слово? (слова расположены по алфавиту)

-Ребята, а как вы думаете, как надо работать со словарём, чтобы запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова?

Давайте прочитаем памятку « Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова»(слайд)

1). Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?

2). Перечитайте его по слогам вслух.

3). Выделите трудные написания в этом слове.

4). Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.

5). Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.

6). Проверьте правильность написания по слогам.

Упр.№37, стр.22 (пользуясь словарём в конце учебника)

Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю и воспользуйтесь памяткой, которая у каждого лежит на столе.

Взаимопроверка, меняются тетрадями, если есть ошибки, исправляют карандашом.)

Итак: ещё раз повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной.

Ребята, мы познакомились памяткой и узнали « Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова». А вы знаете, есть ещё способ запоминания словарных слов Чтобы узнать о нём, мы отправимся сейчас в творческую лабораторию. Давайте встанем и пройдём немного по осенней улице.

4. Физкультминутка -«Осенняя прогулка»

V . Работа в группах Исследовательская деятельность.

Очень многие люди, для того чтобы запомнить написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне, используют ненаучное объяснение слова, пользуются ненаучной подсказкой.

Вот о таких ненаучных подсказках рассказывает лингвист Алла Натановна Сараева в книге «Как проверить «непроверяемое» слово»/«Грамотей, 2004г.

Она предлагает проверять словарные слова не однокоренными словами, а синонимами или схожими по смыслу словами.

Например, словарное слово «сверкать» она предлагает проверять словом блеск. Это не однокоренные слова, но они близкие по значению.

Или, например, слово «колонна» она предлагает проверять словом « столб», ведь колонны по форме напоминают столбы.

Давайте попробуем и мы придумать ненаучную подсказку, которая поможет запомнить нам написание некоторых словарных слов.

У вас на столе есть карточки со словами, к которым вам надо придумать ненаучные объяснения, подсказки.

Посмотрим, что у вас получится.

Наши эксперты Марина и Лера определят самые интересные, правильные, на их взгляд, подсказки.

Итак за работу. -5 минут.

Проверяем, что придумали ребята.

Молодцы. А сейчас я передаю слово нашим экспертам, которые дадут оценку вашим исследованиям и познакомят ещё с некоторыми предложениями из книги Аллы Сараевой.

Крапива (крапинки от крапивы; когда обожжёшься, остаются крапинки)

Доблесть (блеск) ( ДОБЛЕСТЬ высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое, блестящее свойство души )

Лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый (синий),

Богатырь (богатый силой)

Молодцы. Вы нашли много интересных проверочных слов. Возможно, они помогут запомнить правильное написание слов. А ещё вы продемонстрировали сегодня свои творческие способности, умение находить способ решения проблемы. Вам это тоже пригодится в жизни.

Вам понравилось работать в творческой лаборатории. Покажите мне с помощью различных средств общения (с помощью жестов, мимики) своё настроение. Спасибо.

VI . Итак, давайте подведём итог.

-Какую орфограмму мы сегодня повторяли?

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной? ( запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю)

-Что ещё мы сегодня узнали? (Чтобы легче было запоминать словарное слово, можно придумать ненаучную подсказку, т.е.проверочное слово, близкое по смыслу).

-Какое задание вам понравилось больше всего?

VII Подведение итогов. Выставление отметок.

Д/з: Параграф 8, упр. 38

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

Тема урока: «Непроверяемые безударные гласные в корне слова».

Цель: сформировать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

Задачи урока:

Обучающая: обеспечить усвоение учащимися орфограммы «Непроверяемая безударная гласная в корне слова», отрабатывать умение распознавать данную орфограмму в корне, правильно писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, умение работать с дополнительной литературой (словари), развивать умение работать в группе, умение слушать и слышать своих товарищей.

Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, уважительное отношение к слову, к людям.

Оборудование: учебник «Русский язык»7 класс, авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцов, Толковый словарь С.И.Ожегова, «Как проверить «непроверяемое» слово» А.Н.Сараева /«Грамотей, 2004г., интерактивная доска.

Тип урока: урок закрепления знаний с элементами исследования

Ход урока:

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным. А от вас я жду работы мысли, творчества и хорошего настроения.

Садитесь, пожалуйста.Откройте тетради. Запишите число, «классная работа». Оставьте строчку для темы урока, её вы запишите чуть позднее, после того, как определите сами.

II. Актуализация знаний.

Постановка цели урока.

Я предлагаю вам поразмышлять над словами российского информатика, юмориста, автора многих известных высказываний, афоризмов Станислава Янковского, который сказал:

Грамотность — это вежливость автора по отношению к читателю.

-Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Ребята высказывают свои мнения, приходят к выводу, что Станислав Янковский призывает людей следить за грамотностью письменной и устной речи, в этом проявляется отношение к людям, а людей надо уважать.

ГрамОтность — это вежливость автОра по отношению к читателю.

Проверьте, так ливы списали высказывание. Не сделали ошибок?

Обратите внимание на выделенные буквы.

-Как вы думаете, почему выделены эти буквы. О чём они говорят нам?

(Ответ учащихся:Надо быть внимательным. Здесь скрыта орфограмма.)

-Как называется эта орфограмма? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова) Это и будет являться темой нашего урока. Запишите её.

С этой орфограммой вы уже знакомы.-Какова же цель нашего урока?

(Мы должны научиться узнавать слова с непроверяемой безударной гласной в корне, правильно писать их).

III. Повторение материала прошлого урока.

Проверка домашнего задания.

1.Прежде чем мы приступим к новой теме, давайте вспомним материал прошлого урока. Какую орфограмму мы повторяли? (правописание проверяемой безударной гласной в корне слова)

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании проверяемой безударной гласной в корне слова? (подобрать проверочное слово, изменить слово или подобрать однокоренное слово)

2.Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием.

Упр. 31(вставить пропущенные буквы) задание выполняется на интерактивной доске.

Н…чной,п…стух, н…бесный, п…левой, х…лмистый,загл…деться, уд…вляться, ож…вать, к…рмить, пл…сать, зап…х.

3.Упражнения на закрепление.

1)Перед вами высказывание нашего земляка, выпускника реального училища, которое ранее располагалось в нашей школе, писателя, комиссара гражданской войны Д.А.Фурманова.

Надо любить и хранить те образцы русского языка,
которые унаследовали мы от первоклассных мастеров.

Выпишите из этого высказывания слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, выделите орфограмму.

Любить (любит), хранить (охрана),образцы (образ),унаследовали (след), первоклассных (первый), мастеров (мастер).

2)Игру «Орфографический футбол»

Я бросаю мяч и называю слово. Вы можете отбить мяч только в том случае, если придумаете проверочное слово. Если слова нет, получаете ГОЛ.

Сосна, тропа, зерно, гнездо, роса, столбы, дома, поля, дожди, зонты, стрела, бродить, ходить, ловить, приносить, посадить, накосить, осмотреть.

Дети ловят мяч, называют проверочное слово, кидают мяч обратно учителю.

IV. Изучение нового материала «Непроверяемая безударная гласная в корне слова».

Язык важен для п…триота. (Николай Михайлович Карамзин — писатель, публицист и историк)

Попробуйте объяснить значение слова «патриот».

2. Работа с Толковым словарём.

Если мы не знаем значение слова, как нам узнать его? (Обратиться к Толковому словарю).

Давайте посмотрим, какое толкование слова «патриот» даёт нам Толковый словарь С.И.Ожегова.Семён, найди нам толкование этого слова.

Пока Семён ищет, мы откроем толковый словарь, который у нас есть в конце учебника. Посмотрите, есть там слово «патриот»? Нет. Словарь небольшой. Слов немного. Слушаем Семёна, который нашёл значение слова.

Запишите слово и его значение в тетрадь. Но прежде объясните мне правописание этого слова. Какая здесь орфограмма?

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании непроверяемой безударной гласной в корне слова.? (Если не знаешь правописание слова, надо посмотреть, как пишется слово в орфографическом словаре.)

3.Работа с Орфографическим словарём.

— Как правильно пользоваться орфографическим словарём? Что нужно знать, чтобы быстрее найти нужное слово? (слова расположены по алфавиту)

-Ребята, а как вы думаете, как надо работать со словарём, чтобы запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова?

Давайте прочитаем памятку «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова»(слайд)

1). Прочитайте внимательно слово. Понятно ли оно вам по значению (смыслу)?

2). Перечитайте его по слогам вслух.

3). Выделите трудные написания в этом слове.

4). Закройте глаза и мысленно прочитайте данное слово.

5). Запишите это слово с проговариванием вслух по слогам.

6). Проверьте правильность написания по слогам.

Упр.№37, стр.22 (пользуясь словарём в конце учебника)

Запишите в тетрадь слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю и воспользуйтесь памяткой, которая у каждого лежит на столе.

Взаимопроверка, меняются тетрадями, если есть ошибки, исправляют карандашом.)

Итак: ещё раз повторим, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной.

Ребята, мы познакомились памяткой и узнали «Как запомнить написание трудного слова с непроверяемыми гласными в корне слова». А вы знаете, есть ещё способ запоминания словарных слов. Чтобы узнать о нём,мы отправимся сейчас в творческую лабораторию. Давайте встанем и пройдём немного по осенней улице.

4. Физкультминутка -«Осенняя прогулка»

V. Работа в группах Исследовательская деятельность.

Очень многие люди,для того чтобы запомнить написание слов с непроверяемой безударной гласной в корне, используют ненаучное объяснение слова, пользуются ненаучной подсказкой.

Вот о таких ненаучных подсказках рассказывает лингвист Алла Натановна Сараева в книге «Как проверить «непроверяемое» слово»/«Грамотей, 2004г.

Она предлагает проверять словарные слова не однокоренными словами, а синонимами или схожими по смыслу словами.

Например, словарное слово «сверкать»она предлагает проверять словом блеск. Это не однокоренные слова,но они близкие по значению.

Или, например,слово «колонна» она предлагает проверять словом « столб», ведь колонны по форме напоминают столбы.

Давайте попробуем и мы придумать ненаучную подсказку, которая поможет запомнить нам написание некоторых словарных слов.

У вас на столе есть карточки со словами, к которым вам надо придумать ненаучные объяснения, подсказки.

Посмотрим, что у вас получится.

Наши эксперты Марина и Лера определят самые интересные, правильные, на их взгляд, подсказки.

Итак за работу. -5 минут.

Проверяем, что придумали ребята.

Молодцы. А сейчас я передаю слово нашим экспертам, которые дадут оценку вашим исследованиям и познакомят ещё с некоторыми предложениями из книги Аллы Сараевой.

Крапива (крапинки от крапивы; когда обожжёшься, остаются крапинки)

Доблесть (блеск) (ДОБЛЕСТЬ высшее душевное мужество, стойкость, благородство; высокое, блестящее свойство души )

Лиловый, бирюзовый, сиреневый, фиолетовый (синий),

Богатырь (богатый силой)

Молодцы. Вы нашли много интересных проверочных слов. Возможно, они помогут запомнить правильное написание слов. А ещё вы продемонстрировали сегодня свои творческие способности, умение находить способ решения проблемы. Вам это тоже пригодится в жизни.

Вам понравилось работать в творческой лаборатории. Покажите мне с помощью различных средств общения (с помощью жестов, мимики)своё настроение.Спасибо.

VI. Итак, давайте подведём итог.

-Какую орфограмму мы сегодня повторяли?

-Что нужно сделать,чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной? ( запомнить, в случае затруднения обратиться к словарю)

-Что ещё мы сегодня узнали? (Чтобы легче было запоминать словарное слово, можно придумать ненаучную подсказку, т.е.проверочное слово, близкое по смыслу).

-Какое задание вам понравилось больше всего?

VII Подведение итогов. Выставление отметок.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/01/16/tehnologicheskaya-karta-uroka-pravopisanie-neproveryaemyh

http://infourok.ru/konspekt-uroka-neproveryaemie-bezudarnie-glasnie-v-korne-slova-klass-3789251.html