Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме правописание проверяемых согласных в корне слова

Конспект урока по русскому языку 5 класс по теме правописание проверяемых согласных в корне слова

Автор: Силина Ольга Васильевна

Организация: МОУ Салмановская средняя школа

Населенный пункт: Ульяновская область, с. Салманово

Цели урока:

— формирование навыка написания проверяемых согласных в корне слова;

— развитие речи. Конструирование предложений.

— развивать навыки смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения;

— поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознание эстетической ценности русского языка.

Оборудование урока:

  • раздаточный дидактический материал,
  • мультимедийная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент

В день осенний рада

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите улыбку всем одноклассникам и, конечно же, мне. Прошу садиться.

2. Актуализация изученного материала

Презентация. Слайд 1.

Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в страну «Орфографию». Мы уже неоднократно путешествовали в мир орфограмм и каждый раз познавали новое. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограммы. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Следим за осанкой, пишем аккуратно и разборчиво.

Посмотрите на доску. На доске — чудо сад в, котором спрятаны словарные слова. Отгадав их ,мы можем сформулировать тему урока и провести словарную работу.

– Какие слова спрятаны в этом саду? Запишите (Огород, травка, лодка, дорожка)

– Назовите выделенные орфограммы.(д, б г ж)

— В какой части слова находятся эти согласные? ( В корне слова )

– Назовите тему урока.( Правописание проверяемых согласных в корне слова)

Записываем тему урока и словарные слова, подчеркивая орфограммы.

– Чем предстоит заниматься?(Слайд 1)

Учащиеся должны знать орфограмму о правописании проверяемой согласной в корне слова Учащиеся должны уметь — Безошибочно писать слова с проверяемой согласной в корне слова. Подбирать проверочные слова. Находить слова на изученную орфограмму в тексте.

3. Изучение нового материала

Сундук с орфограммами.

Слово учителя: Ребята, вспомните правило о правописании проверяемых согласных в корне слова. (Чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная).

-Народная мудрость гласит :«Поспешишь-людей насмешишь», об этом нам напоминают наши друзья белочки. Выполняем задание не спеша ,используя правило.

Вставьте пропущенные согласные в корне слова, рядом напишите проверочные слова, составьте словосочетания.

Ро…кий. Гла…кий .Хруп…кий. Ре…кий. У…кий. Бесе…ка. Варе…ка .Подви… Про…ьба .Робкий – робок. Гладкий – гладок .Хрупкий – хрупок .Редкий – редок Узкий – узок.Беседка – беседа. Варежка –варежек. Подвиг – подвиги .Просьба – просить.

-Сова предлагает нам задание «Перед выбором». Выпишите из стихотворения слова с проверяемой согласной в корне слова .

(Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег, сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз.

Насквозь продрогли ёлки.

Т.Волжина. (Мороз, снег, вяз, дуб, замёрз, насквозь)

-Ребята, давайте с вами немного отдохнем, проведем физминутку.

-Ребята, отгадайте загадки! Внимание! Подсказка! Отгадки – это слова с проверяемыми согласными в корне слова .(Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный .

Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Всем нужен, а не всякий сделает.

Рассыпался горох на 77 дорог, никто его не подберёт.

Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло .

Длинный Антошка стоит у окошка .

На бору, на юру стоит старичок – красен колпачок.

Выполните тест 1. В каком слове пишется буква В? 1) жира… 3) гра… 2) кооперати… 4) парагра… 2. В каком слове пишется буква Г? 1) фла… 3) сварщи… 2) мости… 4) заголово…3. В каком слове пишется буква Т? 1) ре…кий 3) фло… 2) шокола… 4) сва…ьба 4. В каком слове пишется буква Ш? 1) кры…ка 3) чертё… 2) доро…ка 4) серё…ка 5. В каком слове пишется буква З? 1) про…ьба 3) ко…ьба 2) зака… 4) про…ба

Самопроверка 1 – 2 ,2 – 1, 3 – 3, 4 – 1, 5 – 2 (слайд13)

-Что такое огэ ? Огэ– это государственная итоговая аттестация учащихся по русскому языку ,который проводится в 9 классе. Тема «Правописание проверяемых согласных в корне слова» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу огэ.(слайд 15)

-Ура! Получилось! Из предложения выпишите слово с проверяемой согласной в корне. Стройные берёзки что-то шепчут липам.

Рефлексия (слайд 17)

4. Подведение итогов урока

Оцените свою работу на уроке. Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке:

мне всё понятно;

у меня есть вопросы ;

мне надо ещё раз всё повторить.

Молодцы, сами себя вы оценили.

Домашнее задание на следующий урок упражнение 42.

Слово учителя: Мы успешно преодолели все преграды и опасности в стране «Орфография». А чтобы знания наши были прочными, я предлагаю вам, изучив параграф 18, стр.115, выполнить дома следующее задание (на выбор): упр. 42 или написать сочинение с использованием слов с изученной орфограммой » Проверяемые согласные в корне слова».

Список литературы:

1. Бабайцева, В. В. Русский язык. Издание: 9-е изд., стер. – М.: Дрофа, 2014. – 316 с.

2. Баранов, М. Т. Справочные материалы: учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов [и др.]. 4-е издание – М.: 2013. – 288 с.

3. Волина, В. В. Учимся играя / В. В. Волина. – М., Новая школа, 2015. – 448 с.

4. Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс / Н. В. Егорова. – М.: ВАКО.– 304 с.

5. Иванова, Я. Н. Изучение наречий / Я. Н. Иванова // Русский язык. – 2016. – № 18. – С. 32–34.

6. Рейнке, И. Н. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся / И. Н. Рейнке, В. И. Шапкин. – Л.: Просвещение, 2014. – 240 с.

Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе «Правописание проверяемых согласных в корне слова»»

План-конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Правописание согласных в корне слова

— актуализация и закрепление знаний по правописанию согласных в корне слов и развитие умения находить в тексте слова с данной орфограммой;

— формировать навык правописания согласных в корне слова;

— развитие у учащихся орфографической зоркости и мыслительных операций: анализа, наблюдения;

— способствовать воспитанию интереса к предмету и уважительного отношения к труду.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийная презентация, толковый словарь, раздаточный материал для индивидуальной работы, «Дерево настроения» (для рефлексии); эпиграф:

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

1. Организационный момент. Мотивация

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответишь ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку,

— Здравствуйте! – он скажет вам в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад,

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

— Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов на уроке.

2. Сообщение темы урока, постановка цели, задач

— Сегодня мы продолжаем работать по теме «Правописание согласных в корне слова».

Постановка задач совместно с детьми.

3. Проверка изученного ранее материала

1) Словарная работа

— А начнём мы наш урок со словарной работы для повторения правописания о, ё после шипящих в корне.

Знаете ли вы весёлую фразу, которая помогает запоминать наибольшее количество слов на это правило? (ответы детей)

— А я знаю. Вот она:

«Известный обжора в шёлковых дешёвых шортах, сидя на жёсткой решётке, ел харчо и пшённую кашу с печёнкой, откусывая чёрствый чёрный хлеб и запивая это компотом из крыжовника». (Слайд № 3)

Пояснение значения слова «харчо» (работа с толковым словарём).

2) Работа по вариантам

— Запишите из этой фразы четыре слова и подберите проверочные слова: 1 вариант – с буквой ё в корне, 2 вариант – с буквой о в корне.

Проверка. (Слайд № 4) Слова с буквой о выделены красным цветом, слова с буквой ё – синим.

— Какие проверочные слова вы подобрали? Дешёвых (дешевле), жёсткий (жестковатый), пшённую (пшено), чёрный (чернеть, чернеет).

4. Актуализация знаний

1) Работа с учебником

— Давайте ещё раз обратимся к алгоритму, который помогает нам сделать правильный выбор в написании согласных в корне слова и ответим на вопросы:

— В какой позиции чаще всего стоит согласный, когда он оглушается? (На конце слова или перед глухим согласным в середине слова.)

— В какой позиции он становится звонким? (Перед звонким.)

— На какие три группы можно разделить слова из упражнения 82? (Бумажка, ползти – оглушение в середине слова; овраг, груз – оглушение на конце слова; косьба, молотьба – озвончение.)

— Давайте проверим наши знания на этом этапе. Подбор однокоренных слов к словам из упражнения 84 и выделение корней слов. (работа у доски).

5. Работа с тренировочными упражнениями

Работа в группах

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово. (раздаточный материал)

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Взаимопроверка. Правильный ответ на слайде №5

— Молодцы! Вы хорошо поработали, и вас ожидает сюрприз – стихотворение! И будем мы трудиться…» (В.Лившиц).

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба!

6. Обсуждение эпиграфа

За всё, что сделано для нас,

Мы благодарны людям,

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем!

— Ребята, о чём это стихотворение? (ответы учащихся.)

— А теперь посмотрим, какие вы знаете пословицы о труде.

Работа с упр. 83. Пояснить смысл пословиц.

— Ещё раз прочитайте пословицы и выпишите слова из первых трёх пословиц с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова, запишите к ним проверочные слова.

Надоело нам писать,

Будем лучше отдыхать.

Раз – встаём из-за стола –

Минутка отдыха пришла.

Два – кивнули головой,

Как матрёшки мы с тобой.

Три – наклоны, не ленись!

Ниже, ниже наклонись,

А четыре – разогнись.

Пять – присядь и посиди,

Руки впереди держи.

Шесть – поднялись, потянулись

И к работе вновь вернулись.

7. Индивидуальная работа по карточкам

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Проверка по слайду №8

8. Обобщение знаний

1) Чтение стихотворения учителем

До чего же сегодня день чудесНый,

СоЛнце в небе празДнично горит,

Освещает месТность и окресТность,

И теплом своим серДца бодрит.

Но лежит на пасТбище корова,

ГрусТно смотрят карие глаза,

Потому что ей пастух суровый

«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

— На какую орфограмму встречаются слова в этом стихотворении? (На непроизносимую согласную.)

2) Итоговое разноуровневое задание

На слайде №9: Радостный, интересный, прелестный, счастливый, меткий.

Урок, человек, стрелок, момент, день.

1. Вставить пропущенные буквы.

2. Составить словосочетания.

3. Составить предложение.

— Вы составили словосочетание меткий стрелок. А кого в Беларуси мы можем назвать метким стрелком? (Спортсменку Д.Домрачеву, олимпийскую чемпионку.)

9. Домашнее задание

10. Комментированное выставление оценок

— Мы заканчиваем наш урок. Выберите слова, которые характеризуют ваше настроение и этот день, и пусть распустятся листочки на нашем дереве: прекрас..ный, счас..ливый, прелес..ный, интерес..ный, чудес..ный, радос..ный, опас..ный, ужас..ный, грус..ный.

Ребята вытягивают листочки, вставляют пропущенные буквы и прикрепляют к дереву.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Вставить нужную букву и подобрать проверочное слово.

Б или п: голу..ка, коро..ка, скри..ка, ги..кий.

В или ф: верё..ка, тра..ка, ло..кий, выши..ка.

Г или к: сапо. потто. вра. дру. подви.. .

Д или т: селё..ка, ре..кий, сла..кий, ме..кий.

Ж или ш: но..ка, бума..ка, варе..ка, ладо..ка.

З или с: ука..ка, ни..кий, ска..ка, ма..ка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Роп/бкий, голоф/вка, круг/к.

Молод/тьба, коз/сьба, облож/шка.

Улоф/вка, рубаж/шка, юб/пка.

Задание: Выберите нужную букву, запишите слова, подберите проверочное слово.

Конспект урока по русскому языку» Правописание проверяемых согласных в корне слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Правописание проверяемых согласных в корне слова. § 8

ЦЕЛЬ: Познакомить со способами проверки правильности написания согласных букв в корне слова. Формировать умение правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильного написания. Развивать навык пользования орфографическим словарем и другими способами проверки согласных в корне слова (изменением формы слова и подбором однокоренных слов).

1. Организационный момент.

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся самостоятельно сверяют выписанные слова со словами, спроецированными на экран. На доске 2 ученика записывают составленные предложения, обозначая в них главные члены.

2. Орфографический диктант (по упр. 38). Графически объясняются орфограммы-гласные.

3. Работа по теме урока. Чтение текста, записанного на доске или распечатанного для учащихся.

Мороз и солнце! день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Пора, красавица, проснись.

Выписать из текста слова, произношение согласных звуков в которых не совпадает с написанием. Корень и согласную в них обозначить графически. ( Мороз, солнце, чудесный, друг, прелестный .)

Сделайте вывод о том, какие процессы могут происходить с согласными звуками. (С согласными звуками в корне слова происходит то же, что и с гласными. Когда они стоят в конце слова или в неудачном соседстве, мы слышим не то, что пишем.)

Вспомните правила написания согласных в корне слова. При затруднении используйте правило на стр. 17 (орфограмма № 3), 19 (орфограмма № 2) и на стр. 20 (орфограмма № 4).

Запомните эти правила.

4. Рассмотрите таблицу.

СОГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ СЛОВ

Запишите в нее диктуемые слова, распределив в три столбика (по видам орфограмм): дерзкий, известный, искусство, редкий, грибки, опасный, свистнул, шоссе, бассейн, местность.

Сделайте вывод о видах орфограмм (согласных) в корне слова. (В корне слова встречаются три вида орфограмм (согласных): проверяемые, непроверяемые, непроизносимые.)

5. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 40 (по заданию в учебнике).

2) Запись под диктовку. Найдите лишнее. Свое мнение мотивируйте.

а) словесность, интересный, яростный.

б) молотьба, узкий, чувственный.

в) безжалостный, тростник, ужасный.

Объясните написание этих слов, выделите корень, устно подберите проверочное слово.

Сделайте вывод: каким способом можно проверить написание согласных в корне слова? 1. Изменение формы слова. 2. Подбор однокоренных слов. 3. Использование орфографического словаря.

3) Упр. 44 (по заданию учебника).

4) Прочитайте слова с непроверяемыми согласными на полях страниц 18, 19 и запомните их. Составьте небольшой текст с этими словами о занятиях спортом и запишите его в тетрадь.

6. Домашнее задание. Выучить правила на стр. 17, 19. Составьте рассказ со словами из упр. 46. Запишите его. Непроверяемые согласные подчеркните.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 325 человек из 66 регионов

  • Тимергалиева Лариса РашитовнаНаписать 12074 05.02.2016

Номер материала: ДВ-418031

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    05.02.2016 313
    05.02.2016 710
    05.02.2016 689
    05.02.2016 383
    05.02.2016 9849
    05.02.2016 2656
    05.02.2016 541

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России будет введена должность советника директора по воспитанию

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://multiurok.ru/files/urok-v-5-klasse-pravopisanie-proveriaemykh-soglasn.html?login=ok

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-proveryaemih-soglasnih-v-korne-slova-844458.html