Конспект урока по русскому языку 5 класс правописание корней

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме «Корни с чередованием» в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ. Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, практический, творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
korni_s_cheredovaniem._obobshchenie_i_zakreplenie_materiala.docx883.62 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

«Правописание корней с чередующимися гласными».

Бурхаева Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала в 5 классе

  1. формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
  2. повторение основных понятий, связанных с ней;
  3. отработка навыков правописания чередованием гласных в корне слова;
  4. развитие устной и письменной речи учащихся;

5) развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;

6) активизация интереса учащихся к изучению родного языка, развитие воображения и творческих способностей учащихся.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.

Методы обучения : словесные (частично-поисковый, репродуктивный), практические, творческие

Урок проводится на творческом уровне.

Используемые технологии : проблемного, развивающего обучения, ИКТ.

I. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по стране

— А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, — ведь когда слушают, понимают.

— Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…

(Ученик рассказывает сказку из книги Г.Г. Граник «Секреты орфографии», с. 78-79)

Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.

II. Понимание и постановка учебной задачи.

— В каком королевстве страны Орфографии мы с вами побывали недавно? В королевстве Корней с чередованием и узнали, кто командует этими корнями.

Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Запишем в тетрадях тему урока: «Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».

Сказка о чередующихся гласных о — а, е – и.

В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья — гласные О и А, другая — гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу — становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напомнил гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».

Умного и вежливого мальчика послушались буквы и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.

III. Повторение изученного материал

— Ребята, о каких корнях с чередованием рассказывает эта грамматическая сказка?

1) Игра «Найди 4 лишний» (работа с доской)

  1. К о снуться, к а с а ться, прик о сновение, покоситься.
  2. Сл о ж ить, сложный, сл а г аемое, прил а г ательное.
  3. Роща, растительный, заросли, произрастают.
  4. Полог, росточек, сочетание, блестеть

-Какие еще корни с чередованием мы знаем, которые не зависят от суффиксов. –Зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор.

2) Орфографическая физкультминутка:

Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.

И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.

Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием: буква — а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх:

Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть, скачок, озарение, пригарь, утварь.

Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули.

3) Заполните таблицу в Тетради открытий. Запишите в каждую графу все известные вам корни и расскажите о правописании корней с чередованием, опираясь на таблицу

Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней»

Правописание корней слов

отработка навыка проверки безударных гласных в корне слова при подборе однокоренных слов и выборе гласной в корне; учиться определять вид

орфограммы (гласной) в корне слова; формирование орфографической зоркости уч-ся;

развитие логического мышления, внимания, речи при доказательном

объяснении правописания слов на определенный вид орфограммы, при отыскивании групп орфограмм в тексте, при корректировке ошибок заданного вида;

воспитывать наблюдательность во время работы над словом, текстом при выявлении групп орфограмм; привитие интереса к урокам русского языка.

Предметные: научиться использовать правило написания приставок в практической деятельности (на письме).

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные: формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Планируемые результаты УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся

Настурция, оранжевый, аромат, директор, вестибюль, кабинет, портрет.

— Запишите предложение. Выделите все орфограммы в словах данного предложения. Произведите его синтаксический разбор.

Весной в саду после дождя всё зеленеет. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр., не осложн.)

— Какие орфограммы в корне слова встреч, в словах этого предложения?

— Какие способы проверки использовали?

Записывают слова, комментируют

1 учащийся у доски, остальные — в тетрадях

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Беседа с классом.

Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

— Определите тему и цель и задачи урока

— Как можно проверить безударную гласную в корне слова?

— Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)

— Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)

Определяют тему и цель и задачи урока

Постановка вопросов (К)

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

Формулирование проблемы (П – лог.

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: составить план достижения целей

В каких случаях возникает ошибкоопасное место или орфограмма? (Когда звук находится в слабой позиции);

— А для гласных какая позиция является слабой?

— А когда гласные попадают в сильную позицию?

— А для согласных какая позиция является сильной?

— Какой раздел науки о языке изучает орфограммы?

— Какие два вида орфограмм по правописанию безударной гласной в корне слова вы знаете

Вставь пропущенные буквы о или а. Подбери проверочные слова

2. На доске заранее записаны слова:

— Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?

Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места (круговые движения кистями рук):

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.

Гористый — горе, водитель — воды, носить — нос, белизна — белый, ползти — польза, число — чистый, лепить — лепка, спешить — спешка, ложка — ложный, водяной — водный.

Отвечают на вопросы

Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова

Отвечают на вопросы

Планирование, прогнозирование (Р),

Моделирование, выдвижение гипотез (П), инициативное сотрудничество в поисках информации (К)

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний

Игра «Словесный мяч» (устная работа с орфограммой).

— Поиграем в словесный мяч.

Я вам кидаю слово «новинка», а вы в ответ бросаете . кидаю «местечко» —

Далеко, объяснить, накормить, низина, тяжёлые, спортивные, сердечный,небеса, испаряться, насмехаться, утешение, сожаление, усмирять, заменить,поварёшка.

Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).

П альчиковая гимнастика «Капустка»

— Мы капустку рубили, рубили (движения прямыми ладонями вверх — вниз);

— Мы капустку солили, солили (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев);

— Мы капустку трём, трём (потирание кулачком о кулачок);

— Мы капустку жмём, жмём (сжимание и разжимание кулачков).

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

Выборочный диктант (к словам с безударной гласной подобрать проверочные слова)

Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.

Трапинка прохадила па просике всасновом лису . Напаляне около апушки разглидел синие цвиты.

Записать, подобрать проверочные слова

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Составить словарный диктант из 10 слов на проверку безударных гласных в корне слова или творческое задание: сочинить грам. сказку с использование безударных гласных в корне слова на тему:

«Приключения безударных гласных в корне слова».

«Похождения ударения к безударным гласным»

Подведение итогов. Самооценка.

Умение выражать свои мысли (К)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Брехнева Любовь ВладимировнаНаписать 1494 22.11.2017

Номер материала: ДБ-891589

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    20.11.2017 344
    20.11.2017 2040
    20.11.2017 1835
    20.11.2017 257
    20.11.2017 370
    20.11.2017 1494
    20.11.2017 1018
    19.11.2017 3182

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

У ямальских школьников на уроках начнут забирать телефоны

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»

Надежда Артонова
Конспект урока русского языка в 5 классе: «Правописание корней с чередованием а — о, е — и»

Учитель русского языка: Артонова Н. И.

Урок на тему «Правописание корней с чередованием а – о, е – и»

В 5 классе.

Цель урока: Систематизировать изученный материал по теие «Правописание корней с чередованием а – о, е – и».

Оборудование: таблица «Правописание корней с чередованием», словари, перфокарты.

Ход урока:

1. Работа со стихотворением А. Шибаева «Грустные мысли».

Пришло письмо мне,

Из лагеря от Мишки…

«Здесь чЮдный луК, и я лИжу»,-

Написано в письмишке.

Лук? Лижет? Что за чудеса!

Наверно, шутит, плут…

«Здесь много сОНца и лИса,

Большой красивый пруТ».

И что такое он плетёт –

Не разберусь,хоть тресни:

«Когда отряд идёт в поход,

Я запИваю песни.

Вчера в влесу на шёл я грусТь

И он был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь –

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся –надо подлечить:

Заставить правила учить…

А) посмотрите, какие же ошибки допустил Мишка?

— написал не ту гласную (лежу, запеваю, чудный)

— не ту согласную (луг, пруд)

— пропустил букву (солнца)

— из одного слова сделал два (нашел)

— а два слова (в лесу) соединил в одно

Б)Поэтому различают следующие типы орфограмм:

1) орфограмма – буква (лежу)

2) орфограмма – пробел (раздельное написание)

3) орфограмма – контакт (слитное написание нашёл)

4) орфограмма-дефис (из-за)

2. А сейчас мы должны подумать, почему же Мишка не знает правил.

Для этого обратимся к Мишкиному письму, к словам, в которых он допустил ошибки. А именно (лежу, леса, запеваю)

— Назовите причину ошибки.

Причина ошибки – неясное произношение, гласный звук в слабой позиции, без ударения. Безударность – это один из самых распространённых опознавательных признаков.

-Это слова на какую орфограмму? (безударные проверяемые гласные в корне)

3.Словарный диктант: Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер, каталог, обоняние, фантастика.

-это слова на какую орфограмму? (безударные непроверяемые гласные в корне)

4. Работа по перфокартам (на столе у каждого ученика лежит карта со словами, необходимо заполнить пробелы)

— это слова на какую орфограмму? (чередующиеся гласные в корне слова)

5. Опрос класса:

— Какие группы безударных гласных мы знаем?

(безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные непроверяемые ударением – их нужно запомнить, чередующиеся гласные в корне слов)

6. Сегодня на уроке мы должны повторить правописание корней с чередованием звуков а-о, е-и.

— Что мы называем чередованием звуков?

— При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование, т. е замена одного звука другим. Чередоваться могут и гласные, и согласные.

— Вспомните и скажите, в каких позициях могут находиться эти гласные? (в слабой – безударном положении, в сильной – под ударением)

— Как мы пишем гласную в позиции? (как слышим)

-Почему написание гласных в корнях с чередованием в слабой позиции вызывает трудности? (для написания этих корней нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук)

— Какие условия написания гласных в корнях с чередованием существует?

— Написание гласных в таких корняхзависит от следующих условий:

1)от места ударения в слове;

2)от суффикса –а-, следующего за корнем;

3)от согласного в корне слова.

7. Сейчас нам расскажут правила – стихотворения подготовленные ученики.

(Никита, Вова, Саша Хамидулин, Саша Зуев)

Таблица начерчена на доске, учащиеся должны заполнить её.

Написание корня зависит:

От суффикса –а- От места ударения От согласного

-каса- ; -кос- -гор- -гар- -раст- -рос-

Прикасаться — коскуться -зар- -зор- -лаг- -лож-

8. Закрепление. Текст для записи в тетрадях. (на листочках набран текст с пропусками букв, необходимо вставить изученную орфограмму)

Дни были невыносимо жаркие, горячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья растений свежи, будто их только что обмакнули в блестящий воск. На торфянистой почве в изобилии произрастают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выскочил заяц, потихоньку стал пробираться от деревца к деревцу. А впереди расстилалась равнина. Лучи солнца касались верхушек деревьев.

Но вот и вечер. Скоро поднимется луна, озарит таинственным светом всю окрестность, на небе загорятся звёзды. И начнётся великое таинство ночи.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление» Тип урока: урок обобщающего повторения Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал. Список литературы:.

Конспект урока русского языка в 1 классе «Зачем нужны правила?» Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский педагогический колледж.

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределенной форме. Цели: учить детей находить глаголы в неопределенной форме в предложении.

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Синонимы и антонимы». Цели урока: Создать условия для: — систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения признаков.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

План-конспект урока русского языка во 2 классе «Написание слов с парными согласными на конце слов» 1. Ихсанова Халида Мунавировна 2. МБОУ «Джалильская гимназия» Сармановского муниципального района РТ 3. Учитель начальных классов 4. Русский.

Конспект урока в третьем классе «Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих» Русский язык Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б» (2 четверть) Урок 44 Тема урока: Правописание Ь на конце имен существительных после шипящих.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века» 1. Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые.

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Технологическая карта урока, составленная для индивидуального обучения ребенка с ОВЗ Общая часть Предмет Русский язык 1 доп. класс ФИ.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-pravopisanie-korney-2313501.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-uroka-ruskogo-jazyka-v-5-klase-pravopisanie-kornei-s-cheredovaniem-a-o-e-i.html