Конспект урока по русскому языку 5 класс правописание окончаний глаголов
Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Разработка урока на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Скачать:
Вложение
Размер
makulina_a.n_konspekt_uroka.docx
22.86 КБ
makulina_a.n_prezentatsiya_k_uroku.ppt
386.5 КБ
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний. Вид деятельности: коллективная, групповая. Цели: • закрепить правописание личных окончаний глаголов; • знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями; • знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием; • уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов; • развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; • воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные : развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные : составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде. Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Оргмомент. Сообщение темы урока . — О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Целеполагание . Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы)
Ч..ловек от лени боле_т, от труда зд..рове_т.
4. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов . — Наш сегодняшний урок не совсем обычный , в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества. — Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости. Задание 1. Восстановить пословицы: 1 уровень – с опорой на слова для справок
2 уровень – самостоятельно
— Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы? Мир строит, война разрушает. Горьким лечат, сладким калечат. Труд кормит, а лень портит. Смелый побеждает, а трус погибает. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Дождик вымочит, а солнышко высушит.
— Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива) Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:
Поставлю слово в неопределённую форму.
Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
Определю спряжение.
Выберу нужную букву.(слайд 1)
Задание 2 . Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой
Труд не кнут, а человека подгоняет. Трудом Родину славим, трудом ее украшаем. И споем, и спляшем, только поле вспашем. Упустишь время – потеряешь урожай. Без заботы и репу не вырастишь. Рабочие руки не знают скуки. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Ребята чита..т (?), Игорь пиш..т (?), бабушка вяж..т (?).
Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах:
Строить (3 л, мн.ч.)
Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
— Проспрягайте глаголы, выделите окончания.
(Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .)
Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глагола»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе «Правописание безударных личных окончаний глагола»
Просмотр содержимого документа «Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глагола»»
Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки.
1.Объяснение нового материала.
Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.
На доске следующая запись:
Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.
Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.
— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.
Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.
(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .
— Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.
(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .
— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.
1) В какой части слова пропущена буква?
2) Ударные гласные или нет?
3) К какой части речи относятся данные слова?
4) Как определить, какую букву писать?
2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.
В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень — (портить) .
Содержание и последовательность орфографического разбора.
Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:
1) выделяет морфему с безударным гласным;
2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;
3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;
4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .
4.Учащиеся выполняют упражнение.
1. Прочитай загадку:
А педали пуст. шь в ход
Он помч. т тебя вперед.
— В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) — Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?
— Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?
Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.
5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.
Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.
— В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?
— Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие — к I?
2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.
Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.
6. А теперь игра «Будь внимателен».
Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.
— Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать?
— Что же не догоня. те, под кустом лежите?
— А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?
В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?
Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.
У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т’]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут.
Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.
Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.
Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.
(По М. Ильину и Е. Сегал.)
Так подводится итог изучаемой темы.
10.Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта». В тексте найти глаголы, определить их спряжение.
Конспект урока по русскому языку. 5 класс «Правописание окончаний глаголов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Правописание окончаний глаголов (§ 53)
Ц е л ь: развитие умений определять тип спряжения глаголов; соотносить личные формы глагола с инфинитивом; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение.
Регулятивные УУД:Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива
Познавательные УУД:умение определять спряжение глагола ; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Коммуникативные УУД:умениедоговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;умение учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
I .Организационный момент.
II .Проверка домашнего задания.
1.Задание: Поставьте данные шлаголы в форму инфинитива: Б..регу, мж..шь,бор..мся, кол.,пил..м, надеемся, стрижет, рассказываете, увлекает, увлечет, восстанавливаемся.
2. Задание: Послушаем скороговорки, которые вы подготовили.
Молодцы! А теперь посмотрите на эти скороговорки. Проговорите.
От топота копыт пыль по полюлетит
Обратите внимание на выделенные слова: шепчет, шуршишь, шепчет, шуршать.
(что делает?) шепчет – (часть речи)______________________, т.к.
имеет морфологические признаки: __________род; ___________лицо,