Конспект урока по русскому языку 5 класс правописание окончаний глаголов

Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока на тему «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Скачать:

ВложениеРазмер
makulina_a.n_konspekt_uroka.docx22.86 КБ
makulina_a.n_prezentatsiya_k_uroku.ppt386.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: урок усвоения и закрепления новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
• закрепить правописание личных окончаний глаголов;
• знать, что по неопределенной форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями;
• знать алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием;
• уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, безошибочно писать личные окончания глаголов;
• развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
• воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные : развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные : работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные : составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные : при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Оборудование: РМ ( алгоритм «Спряжение глаголов» ,тест для самостоятельной работы), ИКТ.

  1. Оргмомент. Сообщение темы урока .
    — О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
  2. Целеполагание . Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
  3. Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор предложения, вставляет пропущенные буквы)

Ч..ловек от лени боле_т, от труда зд..рове_т.

4. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов .
— Наш сегодняшний урок не совсем обычный , в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
— Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.
Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – с опорой на слова для справок

2 уровень – самостоятельно

— Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.

— Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива) Дети воспроизводят на доске алгоритм действий:

  1. Поставлю слово в неопределённую форму.
  2. Посмотрю, на что оканчивается слово в неопределённой форме?
  3. Определю спряжение.
  4. Выберу нужную букву.(слайд 1)

Задание 2 . Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой

Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

— Какая тема объединяет все эти пословицы?

4. А теперь отдохнем. Физминутка

5. Работа в группах.

— Вставьте безударную гласную. Выделите окончание: (слайд 3)

1. Жела_м, смотр..шь.

5. Игра..м, барабан..т.

Представитель группы выполняет у доски, используя алгоритм.

6. Обобщение (карточка с вопросами блиц — опроса на каждом столе)
— Проведите в парах блиц-опрос.

Задания по уровням.

  1. Спиши, вставь пропущенные буквы, обозначь орфограмму.(слайд 4)

Ребята чита..т (?), Игорь пиш..т (?), бабушка вяж..т (?).

  1. Образуйте от неопределённой формы глаголы в указанных формах:

Строить (3 л, мн.ч.)

Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

— Проспрягайте глаголы, выделите окончания.

(Взаимопроверка . Правильные ответы на доске .)

Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глагола»

Разработка урока по русскому языку в 5 классе «Правописание безударных личных окончаний глагола»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку «Правописание безударных личных окончаний глагола»»

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

— Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

(Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение) .

— Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

(Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме) .

— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень — (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа) , учащийся:

1) выделяет морфему с безударным гласным;

2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

4.Учащиеся выполняют упражнение.

1. Прочитай загадку:

А педали пуст. шь в ход

Он помч. т тебя вперед.

— В каких частях слов пропущены буквы? (в окончании) — Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

— Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

— В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

— Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие — к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

6. А теперь игра «Будь внимателен».

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

— Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мож. те догнать?

— Что же не догоня. те, под кустом лежите?

— А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ. От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у-. Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т’]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут.

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Так подводится итог изучаемой темы.

10.Домашнее задание: мини-сочинение на тему: «Мой любимый вид спорта». В тексте найти глаголы, определить их спряжение.

Конспект урока по русскому языку. 5 класс «Правописание окончаний глаголов»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Правописание окончаний глаголов (§ 53)

Ц е л ь: развитие умений определять тип спряжения глаголов; соотносить личные формы глагола с инфинитивом; анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение.

Регулятивные УУД: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива

Познавательные УУД: умение определять спряжение глагола ; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

I .Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания.

1.Задание: Поставьте данные шлаголы в форму инфинитива: Б..регу, мж..шь,бор..мся, кол.,пил..м, надеемся, стрижет, рассказываете, увлекает, увлечет, восстанавливаемся.

2. Задание: Послушаем скороговорки, которые вы подготовили.

Молодцы! А теперь посмотрите на эти скороговорки. Проговорите.

От топота копыт пыль по полю летит

Обратите внимание на выделенные слова: шепчет, шуршишь, шепчет, шуршать.

(что делает?) шепчет – (часть речи)______________________, т.к.

имеет морфологические признаки: __________род; ___________лицо,

____________число; ___________время;___________ спряжение

в предложении выполняет роль___________________________.

Как вы думаете, какая цель сегодня стоит на нашем уроке?

Сегодня мы узнаем: (предполагаемые ответы учеников)

-Познакомимся с правописанием глагольных окончаний.

-Научимся правильно писать окончания глаголов;

-Повторим понятие спряжение;

-Повторим, на какие два типа делятся спряжения;

-Повторим, как определять спряжения

2.Актуализация ранее изученного:

На прошлом уроке мы работали над темой «Спряжение глаголов». Сегодня повторим:

Что мы называется спряжением?

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Какие типы спряжения существует?

Спряжение бывает двух типов: первого спряжения и второго спряжения.

Как определить спряжение? Какие слова-исключения относятся ко второму спряжение? Какие слова-исключения относятся к первому спряжение?

Для того, чтобы правильно определить спряжение, нужно:

1.поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

2. Посмотреть на что оканчивается глагол

На –ить+ 11 искл. не на ить+ брить,

в окончании в окончании

И, ат, ят е, ут, ют Рифмованный алгоритм

Как окончанье глагола узнать?

Начальную форму глаголу придать!

Если – ить в конце услышишь –

И, ат, ят в глаголе пишешь

Не на –ить – запомни: тут

В окончанье – е, ут, ют.

Внимание! Исключения, которые склоняются так же, как и глаголы на –ить II спряжения:

Гнать, держать, дышать, зависеть,

Видеть, слышать и обидеть ненавидеть,

И еще терпеть, вертеть

Ненавидеть и смотреть.

Вы запомните друзья,

Их на Е спрягать нельзя

В каких категориях могут изменяться глаголы?

Какая часть слова указывает на то, что оно изменено?

На изменяемость слова указывает окончание.

3.Проверочная работа (цифровой диктант)

Какие буквы должны стоять на месте пропусков? На листе обозначьте ответ цифрами: 1— буква е; 2— буква и.

I вариант: вид_шь, ненавид_шь, игра_шь, стро_шь, пла_шь. (2, 2, 1, 2, 1).

II вариант: услы_шь, бре_шь, кле_шь, терп_шь, нажима_шь. (2, 1, 2, 2, 1).

Обратите внимание, какую букву вы написали в окончаниях глаголов после шипящих?

Правильно! Сделайте вывод.

Если перед нами глагол 2 лица, единственного числа, то в окончаниях после шипящих ставится «ь»

1.Откройте учебник на странице 64, упражнение № 397.

Упражнение выполняете письменно в парах. По 1 одному предложению.

Запишите предложения, ставя инфинитив в форму ед.ч., 2л., определить спряжение.

Найдите фразеологизм, объясните значение этого слова.

Держать слово – быть исполнительным, выполнять то, что обещал.

Развитие устной речи — роль глаголов 2-го лица единственного числа в тексте.

2.Работа в группах.

1 группа. Раскрыть скобки, выбрать правильную форму обращения. Определить тип спряжения глаголов. Объяснить правописание окончаний.(карточки)

Ольга Петровна, …(идти) на конференцию? Папа, что …(делать)? Ванька, о чем … (думать)?

2 группа. Раскрыть скобки, выбрать правильную форму обращения. Определить тип спряжения глаголов. Объяснить правописание окончаний.(карточки)

(Поспешить) – людей (насмешить) ( (Упустить) время – потеряешь урожай. Без заботы и репу не (вырастить).

3 группа. Подготовьте краткий устный ответ на вопрос «К кому надо обращаться на ты , а кому – на вы ?

Как вы думаете, в каких случаях можно обращаться на «вы», а в каких на «ты».

3.Вспомните и вы пословицы.

4.Посмотрите в учебнике рубрику это интересно. Зачитайте её.

Обратите внимание на правописание слова «прийти» в фиолетовом прямоугольнике в учебнике даются формы этого слова.

V .Домашнее задание: §53, Упр. 403, стр. 65, выделить окончания, определить спряжения всех глаголов.

Как пишется личное окончание глаголов в форме 2л, ед.ч.?

У глаголов в форме 2 лица, единственного числа, в окончаниях после шипящих ставится «ь».

Какое явление в языкознании называется спряжением? Спряжение – это изменения глаголов по лицам и числам.

Давайте еще раз повторим глаголы исключения!


источники:

http://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-pravopisanie-1.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-pravopisanie-okonchaniy-glagolov-3509307.html