Урок русского языка в 7 классе «Правописание окончаний существительных. Повторение».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок — практикум, целью которого является не только повторение изученного материала, но и побуждение учащихся к нормотворчеству, рефлексивному мышлению.
Урок по ФГОС, включающий дискуссию, словарную работу, написание сочинения-миниатюры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_uroka_po_rus_yaz_7_klass.docx | 1.46 МБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме «Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе»
Урок русского языка в 5 классе. «Морфология. Имя существительное. Повторение изученного в начальной школе».
Урок русского языка, 7 класс. Правописание наречий.
Обобщающее повторение по теме «Наречие». Урок с презентацией.
Урок русского языка 6 класс «Правописание суффиксов -ЧИК- — -ЩИК-«
Конспект урока русского языка по теме » Суффиксы -чик- — щик-«,6 класс.
Презентация к уроку русского языка 5 класс «Правописание о-а в корне -раст-, -рос-«
Презентация к уроку русского языка 5 класс «Правописание о-а в корне -раст-, -рос-«.
Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных
Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова.
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг — лож
Материал разработан для учащихся национальной школы.
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по.
Комментарии
ОТЗЫВ НА УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Изучив методическую разработку урока «Правописание окончаний существительных. Повторение ( 7 класс)», сразу же убеждаешься в высоком профессионализме учителя словесности Дудинской Натальи Юрьевны. Прекрасный урок! Во всем чувствуется мастерство педагога, ее опыт и потрясающая креативность. Материал занятия воссоздает портрет Учителя с неповторимым АВТОРСКИМ стилем, поэтому будет уместно сказать и о педагогическом творчестве Натальи Юрьевны как учителя-практика. Дудинская Наталья Юрьевна создала дидактически и методически грамотный урок с высоким развивающим потенциалом. Содержание урока оптимально, логично, доступно; изложение учебного материала носит проблемный характер, педагогом созданы условия для актуализации опыта учащихся при усвоении данной темы занятия с учетом перспектив подготовки учащихся к ОГЭ и ГИА. Учитель в процессе работы над грамматикой русского языка также учитывает условия расширения общекультурного кругозора учеников, используя метапредметные связи в подборе материала и инновационные технологии.
Замечательный урок, замечательный педагог! У настоящего мастера всегда найдется чему поучиться.
Спасибо, Наталья Юрьевна! ВЫСШИЙ КЛАСС! РЕКОМЕНДУЮ ТИРАЖИРОВАНИЕ ВАШЕГО БЕСЦЕННОГО ОПЫТА.
Урок русского языка в 7 класе
Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание окончаний разных частей речи»
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 класе»
по русскому языку в 7 классе
по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».
Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;
умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.
Тип урока — урок обобщения и систематизации.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;
Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.
Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля
Демонстрационный материал – презентация по теме урока.
Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.
Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.
Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.
Участвуют в диалоге
положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.
Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.
Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).
3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.
Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.
активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;
установить тематические рамки урока;
активизировать мыслительные операции;
мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;
организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.
— Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?
1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.
На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.
Повторение темы. Целеполагание.
Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.
— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?
— Для чего служит окончание?
— Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.
— Какова цель нашего урока?
— Это урок изучения нового материала или урок повторения?
— Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).
Вставьте пропущенные орфограммы
Проверка работы по слайду
Ответьте на проблемный вопрос
Запись под диктовку
Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)
Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…
Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.
Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.
— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)
— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)
— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)
Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
Ответы: верному, горячего, чистой.
— Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)
— А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.
Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!
Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.
Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.
На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.
У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.
Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.
На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).
У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).
Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).
«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.
— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)
— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)
«Лексическое значение. Работа с синонимами.»
— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.
— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.
Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.
Тропинка … по склону горы.
Слайд 5 Проверка
Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?
— Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.
Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение
На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.
Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.
Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.
Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.
Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.
— Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.
Оценивание результатов работы.
Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.
Личностные: понимают значение знаний для человека
Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Рефлексия учебной деятельности
Ребята, скажите, какую цель мы ставили?
— К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)
грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;
в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.
— Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
— Над чем ещё надо поработать?
— У кого не было затруднений по новой теме?
Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.
Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.
Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Задание 8: Заполнить карточку :
Я работал с __________ настроением.
Я _________ доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________.
Урок русского языка на тему » Правописание окончаний» (7 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе.
Урок 29. Правописание окончаний.
Учитель русского языка и литературы Верх-Жилинской ООШ – филиала МБОУ «Косихинская СОШ им.А.М.Топорова» Кальянова Н.Н.
Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограмм « Правописание окончаний ».
закрепить умение распознавать части речи;
умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, причастия в речи;
обогащать словарный запас детей.
развивать умение слушать и слышать (аудирование);
развивать речь учащихся;
развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
воспитание положительного отношения и интереса к предмету;
воспитание любви к природе;
воспитание любознательности и взаимопомощи.
Урок повторения и систематизации знаний
Планируемые образовательные результаты
повторить правописание безударных падежных окончаний имён существительных , прилагательных, причастий, правописание гласных в личных окончаниях глаголов;
совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных , прилагательных, причастий, гласные в личных окончаниях глаголов;
Знать условия (правила) употребления окончаний
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе (паре).
Деятельностный, наглядно-иллюстративный, диалогический, создание проблемных ситуаций
Фронтальная, индивидуальная , групповая (в парах)
компьютер, мультимедийный проектор
Презентация по теме урока
Организационная структура урока
1. Организационно-мотивационный этап
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на урок.
— Добрый день, ребята. Урок мне хотелось бы начать строчками стихотворения: Слайд № 1
Улыбнись! Даже если на сердце темно,
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
— А теперь улыбнёмся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, и уверена, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Учащиеся приветствуют учителя.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне
Целеполагание формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.
Организует подводящий к теме диалог.
Слайд № 2 (На слайде записан текст, в словах пропущены буквы в окончании.)
Учитель организует работу по формулировке темы и цели работы на уроке:
1. Легко ли вам было вставлять буквы в слова?
2.Какие перед вами части речи?
3.В какой морфеме пропущена буква?
Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель работы на уроке
Слайд № 4 Взаимопроверка
Работа с текстом
Формулируют для себя учебное задание к тексту.
— Прочитать выразительно текст.
— Определить тему и идею текста.
— Какие художественные средства использует автор?
Указать, объяснить и обобщить изученные орфограммы и пунктограммы.
Формулируют тему урока и цель работы на уроке. Записывают число и тему в тетради.
Списывают текст и вставляют окончания, выделяя их.
Меняются тетрадями, проверяют и оценивают работы.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.
Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение
Регулятивные: планирование последовательности действий,
умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
2 . Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к построению учебных действий.
Работа по теме урока. Повторение имен существительных и имен прилагательных (работа по группам) Слайд № 5
Задание1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.
Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)
— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)
— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)
Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.
— Как определить падеж у данных прилагательных?
Учающиеся работают в группах (парах).
По одному человеку от группы ответы записывают на доске.
Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.
Составляют и записывают имена прилагательные в тетрадь, выделяя окончания.
Ответы: верному, горячему, чистой.
Познавательные : анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; проявление интереса к способам решения новой частной задачи.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3. Выявление места и причины затруднений.
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднения, осознание того, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей.
Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов. Слайд № 7
Приём «Собери предложение».
Задание: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.
На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.
У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.
Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.
— Написание каких слов вызвало у вас затруднение? Почему?
Обсуждение в группе, подготовка к ответам. Выступление обучающихся. Слайд № 8
На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит ( II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).
У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет ( I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).
Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся ( II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).
Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Регулятивные: работать по инструкции
4. Построение проекта выхода из затруднения (проекта коррекции выявленных затруднений)
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Как же можно решить возникшую проблему?
«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.
— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.
— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)
— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)
— Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)
Учащиеся выдвигают гипотезы
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Учитель наблюдает и направляет учащихся при выполнении намеченного плана.
«Лексическое значение. Работа с синонимами»
— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу по одному представителю из каждой группы к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.
— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.
— Выполняем следующее задание. Работаем в тетрадях. У каждой группы свои предложения.
Задание : Вставить глагол «бежать» в нужной форме.
— Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?
http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-v-7-klase.html
http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-na-temu-pravopisanie-okonchanij-7-klass-4173960.html