Конспект урока по русскому языку на тему правописание безударных гласных в корне слова

урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_rus._yaz.doc69.5 КБ
tekhnologicheskaya_karta.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноярская СОШ»

Киреевского района Тульской области

Учитель начальных классов Мугинова Татьяна Александровна

Урок русского языка во 2 классе

(по учебнику Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык», УМК «Перспектива»)

Тема: «Правописание безударных гласных

Цели: формировать учащихся представления об особенностях проверочного и проверяемого слов, способах проверки безударных гласных, умение проверять безударные гласные в корне слова;

развивать орфографическую зоркость, коммуникативные навыки, умение работать в группах, речь, мышление, внимание, память;

воспитывать любовь к родному языку, любовь к природе, чувство сопереживания, сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: компьютер, экран, видеопроектор, презентация «Безударные гласные», карточки «Солнышко» и «Тучка»

Долгожданный дан звонок

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение) .

— На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

II. Актуализация знаний

— Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису .

— Прав ли мальчик? Докажите.

— Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

— Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

III. Сообщение темы и цели урока.

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза.

— Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

— На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

— Сформулируйте тему урока.

— Чему мы будем учиться?

— Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

IV. Работа по теме урока.

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

— Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

— Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

Солонка, соль, солить, солёный .

— Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.

— А почему сомневаетесь в остальных случаях?

— Слово «соль» является «проверочным»

— По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

— А почему хорошо слышно? (Под ударением)

— Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

— Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод : Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

— Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

— Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

— Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

— Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

— Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

Способы подбора проверочных слов

подбираем однокоренное слово: изменяем форму слова:

звонок – звон мосты – мост

шагать — шаг стена — стены

— Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

— Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

  1. Читаю слово.
  2. Определяю ударение.
  3. Подбираю однокоренные слова.
  4. Выделяю корень.
  5. Подбираю проверочное слово.
  6. Пишу гласную.

1. Работа по карточкам.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

2. -Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

-Что взволновало воробья?

-Как вы оцениваете поступок Вити?

-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

3.Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

— В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

Проверка выполнения задания

— Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

— Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

2. Работа в группах.

Задание для 1-й группы

Задания 2-й группе:

Проверка выполнения задания

3. Игра «Собери грибы»

— Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

— Приведите примеры съедобных (несъедобных) грибов.

— Какие вы знаете правила сбора грибов.

— А теперь поиграем. Будем собирать грибы, нажимая на кнопку «корзинка», а потом на кнопку «грибок».

На слайде слова: сова, волчата, змея, лосиха, лиса, медведь

— Что объединяет эти слова?

— Какое слово лишнее?

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.

— Какие гласные в корне требуют проверки?

— Как вы подбирали проверочные слова?

-Все ли понравилось на уроке?

-Кого бы вы похвалили?

— В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.

— А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

VIII. Домашнее задание

— Всем спасибо за активную работу, молодцы!

  1. Грюцева Н.И. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников: (творческие задания на уроках в начальной школе)/ Н.И. Грюцева. – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1995
  2. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

3. CD. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной

4.Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго — Ярославль: Академия развития, 2004

5.Думнова И.А. Виды работ над орфограммой «безударная гласная в корне слова» (Учебно-методическое пособие по русскому языку для учителей начальной школы): [Электронный ресурс]. URL: http://ira-dumnova.ucoz.ru/Irina/bezglas.doc. (Дата обращения: 21.06.2012)

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Слова с безударными гласными в корне слова

Формирование умения видеть орфограмму в корне слова, проверять написание и уметь применять приобретенные знания в различных жизненных ситуациях.

Универсальные учебные действия (УУД)

-сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

-подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

-расширить словарный запас учащихся

-осознание алгоритма учебного действия;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

-формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

-освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

-формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

-формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

-принимать на себя ответственность за результат своих действий;

-наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные.

Русский язык-развитие речи -литературное чтение.

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» -2 класс.

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»

Фронтальная работа, работа в парах.

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой режим. Устное сообщение учителя.

Готовятся к работе.

Долгожданный дан звонок

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

— У вас на партах две карточки (солнышко, облачко), поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение (Приложение) .

Личностные: самоопределение роли ученика.

Коммуникативные: умение слушать и слышать.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки.

— На прошлых уроках мы говорили об однокоренных словах. Какие слова называем однокоренными? А какие слова формой одного и того же слова?

— Мальчик написал предложение и сказал: «Выделенные слова родственные, так как лиса живет в лесу.»

Дед Егор в густом лису

Встретил рыжую лису .

— Прав ли мальчик? Докажите.

— Обратите внимание на написание выделенных слов. Все ли здесь правильно?

— Написание каких букв вызвало у мальчика затруднение? (исправляем)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Постановка учебной задачи.

Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза.

— Выполните слого-звуковой разбор слова «гроза».

— На что обратили внимание? (Написание безударной гласной в корне расходится с произношением)

— Сформулируйте тему урока.

— Чему мы будем учиться?

— Зачем мы будем этому учиться? (Постановка целей учащимися)

Познавательные: общеучебные -самостоятельное выделение, формулирование цели; умение добывать информацию из источников.

4. Построение проекта выхода из затруднения. (Совместный поиск путей решения проблемы)

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке солёный огурец.

— Что заметили в предложениях? (Есть однокоренные слова)

— Выпишите эти слова, выделите корень, поставьте ударение над словами.

Солонка, соль, солить, солёный .

— Какое слово лишнее? Почему? (В слове «соль» гласная под ударением, в остальных словах гласные в корне безударные)

-Найдите слово, в правильном написании которого вы не сомневаетесь.

— А почему сомневаетесь в остальных случаях?

— Слово «соль» является «проверочным»

— По какому принципу мы определяем, что это проверочное слово? (Хорошо слышно)

— А почему хорошо слышно? (Под ударением)

— Давайте проверим. Сопоставим написание и произношение под ударением и без ударения.

— Слова «солонка», «солить», «солёный» являются проверяемыми.

— Какой вывод можно сделать?

Вывод : Безударный гласный в корне можно проверить, подобрав проверочное слово. Гласная пишется такая же, как под ударением в проверочном слове.

— Какое проверочное слово надо подбирать? (однокоренное)

— Подбор в качестве проверочного однокоренного слова – это один из способов проверки безударного гласного в корне.

— Прочитаем пары слов. Что можно сказать об этих словах? (Это формы одного и того же слова)

— Запишите пары слов. Подчеркните в каждой паре те слова, которые являются проверочными.

– Какой можно сделать вывод? (Безударные гласные в корне можно проверять изменением формы слова – 2 способ)

— Итак, назовем еще раз способы проверки безударных гласных в корне слов

Способы подбора проверочных слов

-подбираем однокоренное слово:

-изменяем форму слова:

звонок – звон мосты – мост

шагать — шаг стена — стены

— Все ли гласные нужно проверять? Приведите примеры (Дети приводят примеры слов с различными гласными в корне, наблюдают и сравнивают произношение и написание)

— Какие гласные звуки надо проверять? (а, о, и, е, я)

Составление алгоритма проверки слов с безударными гласными. (Слайд 5)

  1. Читаю слово.
  2. Определяю ударение.
  3. Подбираю однокоренные слова.
  4. Выделяю корень.
  5. Подбираю проверочное слово.
  6. Пишу гласную.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5. Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным планом.

Работа по карточкам.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Спишите.

Фронтальная проверка. Оценивание на этапе. (Наблюдения учителя и выявление недочетов для коррекции.)

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задание с объяснением.

-Ребята, я вспомнила, когда я шла к вам на урок, мне в ладошку взъерошенный воробушек положил записку и попросил передать вам.

«У нас в соду растут диревья. Витя взял ножик и стал выризать своё имя на каре. Помогите! Варобей.»

-Приятно ли вам было читать записку? (Да, нет.)

-Что взволновало воробья?

-Как вы оцениваете поступок Вити?

-Ну, а сейчас давайте исправим ошибки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: умение слушать и слышать партнера, видеть ошибки, контролировать себя и партнера.

7. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  1. Работа с учебником. Выполнение упр. 15 с. 67

— В каждой группе подчеркните слова, которые являются проверочными.

Проверка выполнения задания

— Во всех ли группах подчеркнули проверочные слова? Почему? (Есть слова, в которых безударный гласный проверить нельзя)

— Как называются эти слова? А как все-таки проверить их написание? (по словарю)

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.

Конспект урока по русскому языку на тему» Правописание безударных гласных в корне слова» (1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

УМК «Школа России»

Учитель: Мажинова Амангуль Муратбековна

Тема : Правописание безударных гласных в корне слова (1 класс)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Педагогическая цель: способствовать формированию интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей школьников через общеклассную, индивидуальную, групповую формы организации познавательной деятельности.

Предметные: обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов; развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной; способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.

Метапредметные: развивают наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; осознают, что вовлечены в процесс обучения; умеют работать в группе.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемные ситуации; опрос; наблюдение; доказательство своей точки зрения; работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная; индивидуальная; групповая.

Планируемые результаты: различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные; объясняют выбор орфограммы.

Канакина В.П.учебник, т етради; карточки с заданиями; карточки-таблицы; сигнальные карточки; музыкальное сопровождение «Дождик песенку поет».

Организационная структура урока

I. Организационный момент.

Учитель . Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

Учащиеся . Постараемся понять,

Чтобы грамотно писать.

– Прежде чем начать наш урок, давайте проверим, как вы к нему готовы. Итак, у вас на столе: учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, сигнальные карточки-смайлики.

Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества для успешной работы нужны? (Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум.)

На доске три смайлика-настроения: радость, удивление, грусть.

– Какое настроение выражает каждая рожица? Какое настроение выберем на урок? Итак, урок мы начинаем с хорошим радостным настроением.

II. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.

Дождик песенку поет:

Только кто ее поймет?

– Дождик у нас идет сегодня необыкновенный. Он буквенный: а, о, е, и, я .

Кто понял песенку дождика?

– Какие это буквы? (Гласные, требующие проверки в безударном положении.)

– Определите тему урока.

На доске появляется карточка:

Аааа Оооо Ееее Ииии Яяяя

– Определите порядок написания букв.

– Запишите письменные буквы. Подчеркните три самых красивых и правильно написанных буквы.

III. Постановка учебной задачи.

– Какую цель поставим сегодня на урок? Продолжите фразы:

Повторить правило проверки слов с … (безударными гласными в корне) .

Учиться применять правило: при написании слов, требующих …

(проверки безударных гласных в корне).

– Произнесите хором стихотворение – цель нашего урока.

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Будем с вами повторять!

– Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать.)

IV. Систематизация и обобщение.

Проверка слов с безударной гласной.

– Прочитайте слова: В л_су ж_вет к_лючий е_.

– Обратите внимание на «опасные места». Вспомните правила написания предложений.

– Чтобы красиво написать строчку, мы потренируем пальчики, разомнем их, выполняя «Пальчиковую гимнастику».

Потерли ладошки, чтобы они стали теплыми.

Теплыми ладошками погрели щечки.

Еще раз потерли ладошками, погладили шейку.

Пощипали и слегка подергали себя за мочки ушей, как будто у нас сегодня день рождения.

Растерли и помассировали каждый пальчик левой и правой руки.

Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.

С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.

Погладили себя по голове: «Какие мы молодцы!».

– Самостоятельно выберите верную букву и запишите предложение.

– Какие буквы выбрали? Докажите.

– Кто выбрал правильно все буквы, поставьте карандашом на полях тетради знак «+».

– Какая орфограмма во всех этих словах? (Проверяемая безударная гласная.)

– Как проверить безударную гласную в корне слова?

– А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

– Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные.)

– Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю.)

– Где записаны такие слова?

– Найдите слова из словарика на рисунке. (Девочка, корзина, яблоня, яблоко.)

– Спишите самостоятельно слова, вставив пропущенные буквы:

Дев_чка, к_рзина, ябл_ня, ябл_ко.

Самопроверка, самооценка: проверяют написание слов по словарю.

– Проверьте написание слов, поставьте знак «+», если записано все правильно.

V. Применение учебного материала.

Работа с учебником (пошаговое выполнение заданий).

– Прочитайте 1-е задание: составьте и запишите слова с корнем — гриб -, устно составьте предложение с каждым словом.

– Назовите слова, которые у вас получились. Составьте предложения.

– Прочитайте задание под первой точкой: являются ли эти слова однокоренными?

– Докажите, что данные слова являются однокоренными.

– Прочитайте задание под второй точкой: спиши, выдели корень.

– Какой корень выделили?

– Кто правильно записал, поставьте знак «+».

– Прочитайте задание под третьей точкой: подчеркните слово с ударным гласным в корне.

– Как называется слово с ударным гласным в корне? (Проверочное.)

– Найдите его, докажите, что оно проверочное.

– Прочитайте слова, которые проверяем этим словом.

– Как называются эти слова? (Проверяемые.)

– Докажите, что их нужно проверять.

– Как пишется корень в родственных словах?

Гимнастика для глаз

Работа в группах.

– В домиках живут родственные слова, но у них потерялась буква. Вставьте пропущенную безударную гласную. Найдите проверочное слово на доске и запишите проверочное слово на крыше домика. (5 групп.)

1. Кр_кун, кр_чит, кр_кливый – .

2. Л_сник, л_сной, л_сок – .

3. Б_льной, б_лезнь, б_льница – .

4. М_ряк, м_рской, м_рячка – .

5. Л_са, л_сята, л_сенок – .

На листочке – подсказка (проверочные слова).

Задания на карточках.

– Вставьте в слова пропущенные буквы.

В_да, б_льной, с_шить, х_дить, гр_чи, ст_льной, д_лекий, ог_нек, ст_рик, д_машний.

Н_ра, тр_ва, м_сты, стр_шилка, ст_да, тр_пинка, м_рской, с_довник, хв_лить, д_рить.

По окончании работы проводится взаимопроверка, учащихся выставляют друг другу оценки и комментируют их.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какую орфограмму повторяли сегодня на уроке?

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется … (ударной).

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется … (безударной) .

3. В проверочном слове гласная в корне … (всегда ударная) .

4. В проверяемом слове гласная в корне … (всегда безударная).

– Как проверить безударную гласную в корне слова?

Слуху вы не доверяйте,

Сóсны, вóды, трáвы, дéло

А теперь пишите смело.

– Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?

– Что понравилось на уроке? Со всеми заданиями справились?

– У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению:

· Веселый – урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

· Простой – настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

· Грустный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/634506

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-bezudarnih-glasnih-v-korne-slova-klass-862407.html