Конспект урока по русскому языку на тему правописание частей речи

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_russkii_4.odt13.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: «Изменение и правописание частей речи»

  1. для презентации — компьютер, проектор, экран
  2. презентация
  3. учебник «Русский язык», автор Л. Я. Желтовская, 4 класс, часть 2.

Цели и задачи урока:

  1. Повторение, обобщение и систематизация сведений об изменении разных частей речи.
  2. Установление общих и разных форм частей речи.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся.
  4. Работать над развитием речи учащихся.

Постановка цели урока.

— Сегодня мы с вами обобщим и систематизируем знания об изменении частей речи.

1. Узнавание частей речи по вопросу.

— Как вы думаете, можно ли «узнать» часть речи по внешним признакам?

— Откройте учебник с. 99, упр. 241. Прочитайте.

Бармаглот
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкатали зелюки,
Как мюмзики в мове.

— Вы поняли, о чем речь в этом стихотворении?

— А можно ли определить, какой частью речи являются написанные слова?

— Как ? Давайте определим?

— Дома попробуйте «перевести» стихотворение со сказочного языка на русский или попробуйте составить свое четверостишье, используя такие же части речи.

2. Повторение об изменении частей речи. Составление таблицы.

— Какие значимые части речи встретились нам в стихотворении?

— Все ли изученные части речи изменяются по числам ? А по родам?

— Слова какой части речи можно изменить по временам? По лицам?

— Какие части речи изменяются по падежам?

— Слова каких частей речи можно отнести к склоняемым ? А к спрягаемым?

— Откройте учебник на с. 100, упр. 242. Доскажите предложения-

Просклонять слово — значит изменить его по : .

Проспрягать слово — значит изменить его по : .

3. Работа над развитием речи.

— Прочитайте загадку из упр. 243. О чем речь?

— Запишите загадку и отгадку, дополняя окончания частей речи.

— От чего зависит выбор формы зависимых слов в словосочетаниях и предложениях ?

— Давайте вспомним цвета радуги, вспомнив фразу об охотнике.

(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

— Что вы можете сказать об этих словах? Что у них общего?

— Закройте глаза, представьте самую красивую радугу или вспомните радугу, которую вы видели.

Попробуйте руками показать, какая огромная она была.

5. Составление предложений из слов, данных в упражнении.

— Люди всегда любовались радугой, наблюдали за ней и даже составили народные приметы, связанные с погодой.

А сейчас попробуйте и вы составить эти приметы, используя слова, упражнения 245.

1. Утренняя, дождливая, предвещает, погода, радуга.

2. Предвещает, погода, вечерняя, радуга, хорошая.

3. Высокая, к, радуга, крутая, ветер.

4. Радуга, пологая, и, дождь, к, низкая.

— Проверка по предложениям.

— Запишите народные приметы в тетрадь.

6. Работа над развитием речи. Слова-антонимы.

— Вспомните, какие слова мы называем антонимами?

(Слова, противоположные по смыслу).

— Найдите в предложениях слова-антонимы. Проверка.

— Укажите над антонимами род и падеж.

4. Подведение итогов урока и домашнее задание.

— Знания об изменении каких частей речи мы с вами сегодня систематизировали?

(Имя существительное, имя прилагательное и глагол; о значимых частях речи)

— Дома, на основе обобщенных знаний выполните упражнение 241.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот урок знакомит учащихся с существенными признаками наречий и их ролью в нашей речи.

Тип урока: Урок развитие умений.Цель как деятельность учеников:ЛР: развитие умений производить разбор глагола как часть речи в соответствии с заданным порядком.ЛР: овладение навыков культуры устной ре.

Проект урока по русскому языку во 2 «А» классе.Тема: «Имя прилагательное, как часть речи. Словосочетание. Синонимы и антонимы»Программа: УМК «Занков», А.В. Полякова.

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными» для учителей, работающих по программе «Школа России» по ФГОС.

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: обратить внимание детей на наличие общих грамматических свойств у слов каждой части речи; показать роль слов каждой части речи в словесно.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.

Методическая разработка «Анализ урока по русскому языку » в 4 классе по теме «Изменение имен прилагательнх по падежам» включает в себя.

Конспект урока по русскому языку на тему «Повторяем правописание частей речи» ( 2 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема « ПОВТОРЯЕМ ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА»

Цель : создать условия для тренинга по применению полученных знаний в новых условиях

Задачи: продолжить учить применять правила правописания частей слова

Познавательные УУД – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные УУД – оценивают правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществляют самоанализ успешности участия в учебном диалоге; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; формулируют простые выводы.

Коммуникативные УУД – строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, соблюдают нормы речевого
этикета

Личностные УУД – применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; стремятся к достижению положительных результатов труда; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий с внесением корректировки неточностей и ошибок

-Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Вхождение в тему. Мотивация .

— Откройте учебник Урок 85. Прочитайте, как называется раздел, который мы будем изучать «Правописание» Давайте поставим цель, что мы будем делать сегодня на уроке (Мы будем учиться грамотно писать, без ошибок) Прочтите тему , что именно мы будем писать без ошибок?

Части слова. А какие вы знаете части слова?

А как вы считаете, самая главная часть слова- это…? Докажите. А что такое корень? А могут ли в корне быть опасные места? А чем они опасны, как их можно назвать по другому? (орфограммы) Какие орфограммы, которые встречаются в корне вы знаете? Вы умеете их находить и проверять.(Да)

4. Работа в парах . Исследовательская работа

Возьмите предложенные вам карточки, прочтите задание. Вам удобно решать эту проблему одному или советоваться в паре? Объединитесь в пары и выполните задание.

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

3. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

2.Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква

3.Вставьте пропущенную букву, докажите свой выбор( рядом запишите проверочное слово)

4. Чем похожи все эти слова? Как называется пропущенная орфограмма? Как проверить эту орфограмму? Сделайте вывод.

Вывод. Эти слова___________________________________________________________

Пропущенная орфограмма в этих словах_______________________________________

А в каких частях слова могут встречаться ещё орфограммы? ( в приставке , в суффиксе, окончании) А какие орфограммы вы уже знаете?

Выберите слова с этой орфограммой

п.текло, звоноч.к, н.рисовал, медвеж.нок, лист.к, грач.нок

5. Орфографическая минутка ( на слайде)

Д.бежал, ключ.к, з.скрипел, радос.ный, кни.ка, загл.нул, скворч.нок.

Проверьте. Кто справился без ошибок Молодцы! Оцените себя. У кого 1,2 ошибки встаньте. В каких словах ты ошибся ? а почему? Оцените себя. У кого 3 ошибки . Я желаю вам удачи. И думаю, что на следующем уроке вы исправите все свои ошибки.

Самостоятельная работа Т.2 с.5,6 упр.4, по выбору( проверю после урока, поставлю оценки)

Конспект урока по русскому языку «Части речи»

Цели урока:

Деятельностная: ввести новые понятия (морфология, часть речи), термины (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку «Части речи»»

Учитель начальных классов Попова Л.Н.

Учебный предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тип урока: открытия новых знаний

Деятельностная: ввести новые понятия (морфология, часть речи), термины (имя существительное, имя прилагательное, глагол).

Содержательная: расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов.

формировать общее представление о частях речи, учить распознавать части речи по вопросам и общему значению;

развивать умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

воспитывать культуру поведения при групповой работе, парной работе.

Планируемые достижения учащихся:

иметь общие представления о частях речи;

уметь распознавать части речи по вопросам и общему значению.

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

взаимодействовать в паре, в группе при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;

развивать умение извлекать информацию из схем, находить ответы на вопросы, используя учебник;

развивать операции мышления: анализировать схемы с целью выявления существенных признаков объектов (слов), классифицировать объекты (слова) на основе анализа и сравнения.

доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;

излагать свою точку зрения и анализировать её;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;

грамотно строить речевые высказывания.

понимать необходимости приобретения новых знаний;

формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

формировать начальные формы рефлексии;

выполнять правила этикета.

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 2 класс» часть 2, Москва, «Просвещение» 2014 год.

Дополнительная литература: В.П. Канакина «Русский язык 2 класс Рабочая тетрадь» часть 2, Москва, «Просвещение» 2015 год.

В.П. Канакина, Г.Н. Манасова «Русский язык 2 клласс: методическое пособие с поурочными разработками» Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение» 2012 год.

Оборудование: схемы, раздаточный материал ученикам, изображение зимородка

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.

Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте.

Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.

Самостоятельно организуют рабочее место, осуществляют самоконтроль.

Словарная работа (Работа в группах Приём одна голова хорошо, а две лучше.)

Найти в словарике учебника слова названия животных и простым карандашом отметить их.

Проверяем, все ли слова нашли. (Повторяем, что термином Животное означают представителей одной из двух больших групп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ)

Спишите без ошибок эти слова в тетрадь, не забудьте поставить знак ударения и гласную в слабой позиции подчеркнуть.

По какому критерию будем оценивать работу?

Какая орфограмма в словарных словах?

Когда работа закончена, то пара соединяет руки и поднимает вверх.

В ходе проверки дополняются пропущенные слова

Воробей, ворона, заяц, корова, лягушка, медведь, обезьяна, петух, сорока, снегирь, собака.

Когда работа закончена, то обмениваются тетрадями друг с другом, проверяют.

Критерий — безошибочность списывания. На полях начертить вертикальную шкалу и выставить (Х) бегунок.

(оценивают работу соседа)

Правописание безударной гласной в корне слова, которую нельзя проверять ударением.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать большую новую тему. Откройте учебник стр. 39. Прочитайте.

Раздел лингвистики, который изучает части речи называется морфологией.

Давайте определим цель нашего урока, опираясь на тему урока.

Читают тему Части речи

Цель: Узнать на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам. (Записать на доске)

Этап актуализации знаний по предложенной теме

Работаем в группе «2 плюс 2»

Часть речи — это отдельное слово, которое мы использовали в речи. Давайте соберём все слова русского языка в один большой мешок – это словарный запас языка. Теперь разделим эти слова на отдельные группы. Так мы делаем с первого класса.

1 группа – предметы

2 группа – признаки предмета

3 группа – действия предмета

4 группа – то что останется

Договоритесь в группах, кто какую группу слов будет собирать.

Учащиеся группируются в группы по 4-6 человека

Разделите слова на группы (каждое слово на отдельном листочке)

1 группа: лягушка осина хорошо весело спать рисовать красный, большой

2 группа: лисица, яблоко, читать, играть, веселый, интересный, он, мы

3 группа: корова морковь летать плавать маленький серый в из

4 группа: ворона, берёза, петь танцевать мокрый длинный на по

5 группа: петух земляника бегать прыгать высокий молодой ты они

Осуществление первого пробного действия

По какому признаку вы разделили слова на группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают предметы. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

К доске выходят представители от каждой группы, кто собирал слова, которые обозначают действия предмета. На какие вопросы отвечают слова этой группы?

Давайте попробуем определить к каким группам мы отнесем оставшиеся слова.

На доске большой знак «?»

Можно ли сказать, что эти слова относятся к одной группе?

Одна группа указывает на предмет, но не называют его, другая группа слов отвечает на вопрос как?, третья группа слов — предлоги

Значение слова и вопрос, на который отвечает это слово.

Оценивается каждая группа слов, вносятся поправки при наличии ошибок.

Первичная проверка понимания

Вводим новые термины: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.

Учебник стр. 40 правило

По схеме на стр. 41 составьте определение для каждой части речи.

Для остальных частей речи определения составим в процессе обучения.

Часть речи имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предметы.

Часть речи имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначает признак предмета.

Часть речи глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Первичное закрепление нового знания.

Стр. учебника 43 упр. 73

Прочитайте текст. Спишите только первое предложение. По каким критериям будем оценивать написанное предложение?

Определите какими частями речи являются слова.

Устно Найдите предложение, в котором описывается внешний вид зимородка. (изображение зимородка)

Все выполняют в тетради (один ученик на доске — комментирует)

Критерии: 1. Соединение букв (можно прочитать – нельзя прочитать) 2. Правильно списал или допустил ошибку.

Другой ученик определяет части речи

Что? брюшко какое? оранжевое, брюшко сущ., оранжевое прилаг.

Что? спинка какая? ярко-зелёная, спинка сущ., ярко-зелёная прилаг.

Что? нос-палочка какой? длинный, прямой, нос сущ, длинный, прямой прилаг.

Информация о домашнем задании

Стр. учебника 42 упр 70, по схеме на стр. 41 научиться рассказывать про имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Рефлексия узнал на уроке

Урок подходит к концу. Достиг ли наш урок поставленной цели?

С опорой на плакат закончите предложения:

Сегодня я на уроке (не) понял …..

Сегодня я на уроке (не) научился …..

Самым сложным для меня сегодня на уроке было …..

Самым интересным для меня сегодня было …..

Да. Мы узнали на какие части речи делятся слова в языке и по каким признакам.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-povtoryaem-pravopisanie-chastey-rechi-klass-1661718.html

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-russkomu-iazyku-chasti-rechi-1.html