Конспект урока по русскому языку на тему правописание слов с разделительным мягким знаком

Конспект урока «Правописание слов с разделительным мягким знаком» УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx32.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком; научить различать орфограммы между собой.

Предметные: закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; различать две функции мягкого знака; закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости; обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.

Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 2 класс» (авторы В.П. Канакина), тетради, картинный словарь, карточки для групповой, парной и индивидуальной работ, интерактивный коврик «Маша и Медведь».

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Конспект урока по русскому языку Правописание слов с разделительным мягким знаком

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку во 2 –м «Б» классе.

Дата проведения: 30.10.2014г.

Тема: « Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Цель: познакомить с правилом правописания разделительного Ь знака в конце и середине слова.

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Здоровьесберегающие (психологическая минутка, мотивирующие приёмы, игровая форма, эмоциональное состояние);

Развивающие методы и приёмы;

Групповая – при закреплении материала;

карточки в форме солнышка и тучки;

карточки для словарной работы;

карточки со случаями написания мягкого знака и с ошибками в его использовании.

карточки со схемами позиций мягкого знака;

• учебник «Русский язык 2 класс» С.А.Никитина, Л.П.Якунина, Р.Т.Мендекинова.

— У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

II . Психологическая минутка.

Долгожданный дан звонок,

Быть должны у нас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

— Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

— Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучками.

— Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

— Ну что же, начнём урок с минутки чистописания.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее, три ученика читают стихи по две строчки:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

— Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете букву чистописания.

Подходящие ворота,
Проходи, кому охота! (Буква П)

— Назовите звук. [п]

Запись в тетрадь.

На доске записаны слова:

К … ньки, п … льто, м … дведь, уч … тель, т … традь.

— Что объединяет эти слова? (Все эти слова обозначают предметы, во всех этих словах пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного)

— На какие две группы можно разделить слова? (Слова с мягким знаком в середине и слова с мягким знаком в конце)

— Запишите эти слова в два столбика (с комментированием).

— Какое из записанных слов подходит к этой схеме? (Пальто, коньки)

— Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему? (Пальто – 6 б., 5 зв.)

— Для чего нужен в этих словах мягкий знак? (что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются)

— Всё ли уже рассказали мы о мягком знаке?

V. Сообщение темы урока. А сейчас мы вместе попробуем вслушаться в тему нашего урока.

Снежная буря, метель.

Фрукты или ягоды, сваренные в сиропе.

Домики для пчёл.

— А ещё ребята, у нас в классе сегодня необычный гость. Кто же он, угадайте. О себе он говорит так:

Друзья, открою я секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья,
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это. (Карлсон)

— Какое правило он предлагает повторить в своей загадке? (Разделительный мягкий знак)

— Это тема сегодняшнего урока.

Карлсон хочет проверить ваше внимание. Какие слова с разделительным мягким знаком в его загадке? Назовите их (друзья, варенье, здоровье, веселье, печенье).

— Запишите эти слова (один ученик записывает на доске).

— Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с разделительным мягким знаком – это будет цель нашего урока.

V I . Работа по теме урока.

полёт семя солю
польёт семья солью

— Ребята, давайте прочитаем слова, записанные на доске и сравним их.

— Чем отличаются слова верхней строки от слов нижней строки?

На доске появляется таблица.

— Когда же надо писать разделительный мягкий знак?

2) Устная работа. (Игра “Хлопок-молчок”)

Ружьё, звенья, крыльцо, кисель, платье, Дарья, осень, грязь, перья.

VII .Физкультминутка «Ёлочка»

3) Письменная работа.

— Запишите слова, обозначающие предметы во множественном числе:

Стул, кол, друг, дерево, колос, перо, крыло.

— Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

— у неё нет собственного звука,

— но может влиять на звук, стоящий перед ней,

— не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

— Вот как сказал про мягкий знак писатель Л.Измайлов:

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

— Назовите слова с мягким знаком (уголь, сказать).

— Скажите, какие есть в этих словах орфограммы (мягкий знак в слове уголь, скажешь; безударная гласная в слове сказать)

— Как нам проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово — скажешь)

— Давайте эти слова запишем на второй строчке.

уголь сказать — скажешь

VIII .Работа по учебнику: стр. учебника 81 упражнение 212

— Ваша задача превратить мягкий знак для обозначения мягкости согласного в разделительный мягкий знак. Подчеркнуть в словах разделительный мягкий знак.

— У доски два ученика работают на отдельных сторонах, остальные дети пишут в тетрадях.

Пить – пью, лить – лью, шить – шью, степь – степью, дверь – дверью, ночь – ночью.

Проверяем работу на доске (с использованием сигнальных карточек).

— Где в слове стоит мягкий знак? Почему ты в слове написал мягкий знак?

— Какой вывод мы можем сделать?

IX . Здоровьесберегающая физкультминутка.

X . Распределительный диктант. Ребята, вам предстоит распределить слова в два столбика. В первый столбик слова с разделительным Ь знаком. Во второй столбик слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного.

Разделительный Ь знак

Ь знак – показатель мягкости согласных

XI . Работа в парах.

— А сейчас наш гость Карлсон проверит, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова.

— У вас на столах лежат карточки.

1.Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

XII . Итог урока, оценивание.

— Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

— А какой секрет русского языка вы теперь знаете? — Хорошо, вы все справились с трудностями. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Спасибо всем. Урок закончен.

XIII . Домашнее задание. Стр. 82 упражнение 214. Придумать и записать 5 новых слов с разделительным Ь знаком.

Данный урок проводится во втором классе в первой четверти, в конце октября. При составлении данного урока учитывались возрастные особенности, реальные возможности учеников. Все обучающиеся имеют положительную мотивацию к учебной деятельности, при подготовке к уроку были учтены программные требования: — по развитию устной и письменной речи;

— физкультминутка, смена деятельности;

— активность, осознанность, системность;

— психологические особенности младших школьников.

На уроке была поставлена следующая цель: познакомить с правилом правописания разделительного Ь знака в конце и середине слова. Реализуются образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.

Отличительной чертой данного урока являются задания творческого характера. На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).

— по типу заданий – конструктивная;

— по месту её на уроке — на этапе закрепления.

Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.

Организация активной мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока, способствовали достижению образовательных задач, перед обучающимися ставились посильные познавательные задачи. На уроке использовала интерактивную доску, презентацию, что позволяет проводить уроки разнообразно, а у детей всегда присутствует интерес к изучаемому предмету. Свой урок старалась построить так, чтобы часто звучал вопрос «почему?». А дети пытались отвечать, на поставленный вопрос.

Обучающиеся на уроке были активны, мотивированны. С предложенными заданиями дети справлялись, на уроке применялись физкультминутки. Возможности кабинета были использованы полностью, приёмы и методы, применяемые на уроке были разнообразны. Применение компьютерных технологий мотивирует учащихся к настрою в работе. Обучающиеся на данном уроке выполнили большой объём работы, разнообразной по виду, перегрузки и переутомления не было.

Применение ИКТ было использовано в основной части урока и на этапе закрепления (по 2 -3 мин.).

Использование мультимедийных презентаций позволило мне сделать урок эмоционально окрашенным, привлекательным вызывало у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности урока. Так, использование мультимедийных презентаций обеспечивает активность детей при рассматривании, направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, развитие творческой способности, воображения.

Открытый урок «Правописание слов с разделительным мягким знаком». 2-й класс

Класс: 2

Цель: формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

Задачи:

  • Предметные:
    • Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова.
    • Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак.
    • Сформировать умения различать две функции мягкого знака: разделительного и показателя мягкости.
    • Учить переносить слова с мягким знаком.
    • Обогащать словарный запас учащихся.
  • Личностные
    • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками
    • мотивация к творческому труду, к работе на результат.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные
      • ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
      • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    • Познавательные
      • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
      • логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
    • Коммуникативные
      • готовность слушать собеседника и вести диалог;
      • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
      • использовать игровые технологии, здоровьесберегающие, информационные.

I. Организационный момент

Вот снова прозвенел звонок –
Мы начинаем наш урок.
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

– Записываем в тетрадях число, классная работа.

II. Актуализация знаний

1. Словарная работа

Учитель показывает слово с пропущенной орфограммой на карточке, один ученик объясняет, какую букву, надо писать. Все записывают эти слова.

Д…рога, б…рёза, . нварь, к…ньки, м…роз, м…тель, сн…гирь, р…сунок.

– На какую тему эти слова? (Ответы детей.)

2. Орфографическая минутка

– Прочитайте группы слов на доске и определите по какому признаку они объединены?

Снег, травка, глазки, улов
Поляна, снежок, земля, бросать
Воробьи, заячьи, ребячьи, коньки

– Чем похожи слова третьей группы? (Во всех словах пишется буква ь)
– Какое слово лишнее? Почему?(Лишнее слово коньки, в нем мягкий знак показатель мягкости.)
Докажите. Обоснуйте свой ответ.
Что общего у оставшихся слов? (Разделительный мягкий знак)
Запишите слова, подчеркните в них орфограмму.

III. Самоопределение к деятельности

– О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает,
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Это буква мягкий знак.)

О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотво­рении? (Мягкий знак показатель мягкости.)
Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жилье –
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разде­лительный мягкий знак.)
Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Физкультминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнем, как на привале.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!

V. Работа по теме урока

1. Работа с учебником

2. Упражнение в определении значения мягкого знака

Карточка 1 (Приложение)

Запиши слова в два столбика. В первый столбик с мягким знаком для обозначения мягкости согласного, а в другой – с разделительным мягким знаком. Раздели вертикальной чертой слова для переноса.

С Ь, обозначающим мягкость С разделительным Ь

Соловьи, льдина, гостья, птичьи, больница, друзья, пальто, перья, здоровье, шалунья, жильцы, большой.

Проверка. Прочитайте слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласного по слогам, как вы разделили для переноса.

– Прочитайте слова с разделительным мягким знаком.

3. Упражнение в написании разделительного мягкого знака

Карточка 2 (Приложение)

Спиши слова, вставляя, где нужно, разделительный мягкий знак.

Ночю, ули, шёт, лёт, птичя, вороби, лют, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, солови, перя, заячи.

Проверка. Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

4. Замените словосочетания одним словом с разделительным Ь. Запишите эти слова. (Словосочетания читает учитель)

Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
Дом, жилище – жильё
Домики для пчёл – ульи
В какое время года птицы улетают в тёплые края? – осенью

5. Составьте из слов предложения. Запишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. (Слова записаны на доске)

сидит, на, снегирь, рябине
птицы, деревьях, на, гнёзда, вьют

Какие слова с мягким знаком вы не подчеркнули? Почему?
– Какие орфограммы ещё встретились в этих предложениях?

VI. Самостоятельная работа

1.Выпишите только те слова, в которых надо поставить раз­делительный мягкий знак.

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали разделительный мягкий знак?

2. Тест-игра «Выбери нужное слово»

VII. Рефлексия

– Над правописанием какой буквы мы работали на уроке?
– Какие выводы сделали?
– Какое задание вам было интересно выполнять?
– Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок полезен, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было скучно, вы ничего полезно не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя

VIII. Домашнее задание на выбор

Упр.65 с.37 или написать 3 пословицы, где есть слова с разделительным мягким знаком


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-s-razdelitelnim-myagkim-znakom-302164.html

http://urok.1sept.ru/articles/660147