Конспект урока по русскому языку по теме правописание окончаний

Конспект урока по теме «Правописание окончаний»

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_pravopisanie_bezudarnyh_padezhnyh_okonchaniy_imyon_sushchestvitelnyh_edinstvennogo_chisla.docx94.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа.

  • формирование способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • развивать навык правописания безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе;
  • устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки;
  • анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова;
  • систематизировать знания о грамматических признаках имен существительных;
  • закрепить теоретические знания по теме «Склонение имён существительных»;
  • развивать умение обосновывать выбор гласных в окончании существительных;
  • развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся;
  • создать условия для воспитания трудолюбия, усидчивости;
  • воспитывать культуру речи.

— Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

— Откройте тетради и запишите дату и слова «Классная работа».

  1. Актуализация опорных знаний.

— Прежде чем узнать тему нашего сегодняшнего урока, ответим на вопросы:

  1. Какая часть речи называется именем существительным? (имя существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос кто? что?)
  2. Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам).
  3. Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами. (6, именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, винительный).
  1. Как называется изменение существительных по падежам? (склонением).
  2. Сколько склонений имеют имена существительные? (3 склонения)
  3. Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3? Приведите примеры.

  1. Как определить склонение имен существительных? (нужно поставить имя существительное в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение).

— Вы догадались, о какой части речи будем говорить на уроке? (об имени существительном).

ΙΙΙ. Постановка учебной цели, определение темы урока.

На слайде появляются две группы слов: Слайд 3.

ИЗ ЗЕМЛ__ ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___ ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__ НА УЛИЦ___

— Прочитайте слова в столбиках. Какое задание нужно выполнить?

– Как вы думаете, в словах какого столбика могут возникнуть затруднения при определении окончаний.? (в словах второго столбика).

— Что вы знаете об окончаниях существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

— Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).

— При изменении существительных по падежам трудность вызывает правописание безударных окончаний.

— Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе.

IV. Работа над новым материалом.

— Откройте учебник на странице 102.

— Прочитайте название темы нашего сегодняшнего урока. Слайд 4.

— Тема нашего урока «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Урок русского языка в 7 класе

Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание окончаний разных частей речи»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 класе»

по русскому языку в 7 классе

по теме: «Правописание окончаний разных частей речи».

Цель – повторить материал о правописании окончаний существительных, прилагательных, глаголов; закрепить умение распознавать части речи;

умение употреблять имена прилагательные, имена существительные, глаголы, в речи; обогащать словарный запас детей.

Тип урока — урок обобщения и систематизации.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – учащиеся объясняют смысл грамматической связи между окончанием и склонением существительных;

Метапредметные – осознают цель учебной деятельности и могут её пояснить; умеют самостоятельно организовывать свою деятельность по достижению цели; способность к нормотворчеству, рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные – сознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание роли книги (словаря) в культурном наследии.

Методы / формы обучения – наблюдение за языком, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование – компьютер, карточки с заданиями, карточки самоконтроля

Демонстрационный материал – презентация по теме урока.

Основные понятия – склонение, разносклоняемые существительные, форма слова, окончание, косвенный падеж, спряжение.

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Организационный момент. Приветствие учителя.

Эмоциональная подготовка обучающихся к повторению учебного материала.

Участвуют в диалоге

положительно относятся к познавательной деятельности совершенствуют имеющиеся знания.

Ребята, мы продолжаем наш ТРУД – постижение грамматики русского языка.

Не первый раз обращаю ваше внимание на то, что грамотность формируется с помощью 3-х видов памяти. Не напомните – каких? (зрительной, механической или моторной, слуховой).

3 вида памяти обрамляют ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА.

Такой СОЮЗ – ПУТЬ к знаниям.

активизировать имеющиеся знания о правописании окончаний разных частей речи;

установить тематические рамки урока;

активизировать мыслительные операции;

мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;

организовывать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение грамматического навыка, закрепляемого на данном уроке;

организовывать фиксацию обоснования учащимися полученного результата.

— Я предлагаю послушать отрывок из произведения, которое вы будете изучать в 8 классе. В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, есть такая сцена: один из главных героев комедии Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. И вот, что он на это отвечает.

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Ребята, а как вы будете определять, где имя прилагательное, а где имя существительное?

1.На другой день весть о пожар. разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин. и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви. был сам Дубровский. (П.). 2. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипуч. деревянн. лестниц. (Нос.) 3. Подули холодн.. ветры. Много раз больш. хлопьями начинал падать снег.

На слайде записаны предложения. Определите, в какой морфеме пропущены орфограммы.

Повторение темы. Целеполагание.

Итак, морфема, которую вы так дружно защищали – окончание.

— Как вы думаете, почему окончание получило такое название?

— Для чего служит окончание?

— Исходя из проделанной нами работы сформулируйте тему урока.

— Какова цель нашего урока?

— Это урок изучения нового материала или урок повторения?

— Почему эта орфограмма чаще всего вызывает затруднение? (звуки и буквы; в безударной позиции – ИКАНЬЕ).

Вставьте пропущенные орфограммы

Проверка работы по слайду

Ответьте на проблемный вопрос

Запись под диктовку

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании. (Один ученик работает у доски)

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. ноты на роял. в пустын. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

Задание 1: Записать существительные, зашифрованные в записи. Определить их род, падеж, склонение.

Задание 2: Используя эти существительные и прилагательные из карточек-полосок, составить словосочетания, не меняя форму существительных. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: по небу – хмурому, серому; под дождём – холодным, сильным; в листву – осеннюю, жёлтую.

— Как согласовываются имена прилагательные с именами существительными? (в роде, числе падеже)

— Как проверить правописание падежных окончаний прилагательных? (по вопросу)

— Как определить падеж имени прилагательного? (по существительному)

Задание 3: Ориентируясь на форму фигур, составить имена прилагательные. Записать в тетрадь. Выделить окончания.

Ответы: верному, горячего, чистой.

— Как определить падеж у данных прилагательных? Определить падеж. (Д.п., Д.п., Т.п.)

— А вот про то, как имена прилагательные согласовались с именами существительными в русском языке есть шуточная, конечно же, история. Послушайте.

Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?» — догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе – служба, вместе и дружба!

Работа по теме урока. Переход к повторению глаголов.

Задание 4: Из данных слов составить и записать предложения. У существительных определить склонение, у прилагательных – падеж, у глаголов – спряжение.

На, тёмное, небо, светит, яркий, звезда.

У, дальнее, болото, зреет, вкусный, клюква.

Раннее, ученики, утро, торопиться, в, родной, школа.

На тёмном (П.п.) небе (2 скл.) светит (II спр.) яркая (И.п.) звезда (1 скл.).

У дальнего (Р.п.) болота (2 скл.) зреет (I спр.) вкусная (И.п.) клюква (1 скл.).

Ранним (Т.п.) утром (2 скл.) ученики (1 скл.) торопятся (II спр.) в родную (В.п.) школу (1 скл.).

«Глагол». Фронтальный опрос по вопросам.

— Мы с вам подошли к повторению правописания окончаний глагола.

— Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? (надо определить спряжение)

— Как определить спряжение? (по неопределенной форме)

Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II спряжению? (I – ать, еть, ять, II – ить)

«Лексическое значение. Работа с синонимами.»

— А сейчас я вам предложу проспрягать глагол «бежать». Попрошу к доске. Первый ученик спрягает глагол в форме единственного числа настоящего времени, другой в форме множественного числа настоящего времени. Остальные работают в тетрадях.

— К какому спряжению отнести глагол? Делаем вывод, это разноспрягаемый глагол.

Задание 5: Вставить глагол «бежать» в нужной форме.

Тропинка … по склону горы.

Слайд 5 Проверка

Одинаково ли лексическое значение глагола во всех предложениях? Какими синонимами его можно заменить в каждом предложении? Что такое синонимы?

— Я буду называть имена существительные. Если существительное относится к 1 склонению, вы хлопаете; если ко 2 склонению – приседаете; если к 3 склонению – просто стоите.

Лошадь, берег, молодость, старик, ученик, парта, старость, степь, астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

Задание 6: Списать текст, вставить пропущенные буквы, определить у всех глаголов спряжение

На лугах вблизи лесных опушек ход…т, в такт шагам покачивая головой, пёстрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв суёт в сухую траву, под камни: ищ…т насекомых. А найдёт – не глота…т: подброс…т жука вверх и лов…т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож…т. Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз.

Ходит – II спр. Суёт – I спр. Ищет – I спр. Найдёт – I спр. Глотает – I спр.

Подбросит – II спр. Ловит – II спр. Втянуть – I спр. Может – I спр.

Приходится – II спр. Жонглировать – I спр.

Повторение сущности изученных понятий, эвристическая беседа, просмотр презентации (теоретическая информация по теме и ключ к деформированному тексту).

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, тему урока; в сотрудничестве с одноклассниками слушают и обсуждают ответы.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы, выбирают необходимую информацию из прослушанного объяснения и высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют совместно с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания и текст.

— Заполните карточки самоконтроля. Оцените свои знания и умения, ответив на вопросы карточки.

Оценивание результатов работы.

Анализируют выполненные задания, оценивают их, отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умения применять полученные знания на практике.

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, скажите, какую цель мы ставили?

— К какому выводу пришли? (культурный смысл; учебный смысл)

грамотность – проявление уважения к себе и окружающим;

в каждом правиле нужно находить логику и применять алгоритм.

— Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?

— Над чем ещё надо поработать?

— У кого не было затруднений по новой теме?

Определяют своё эмоциональное состояние, анализируют свою работу на уроке.

Личностные: стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают связь между полученным объемом знаний и своими умениями.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Задание 8: Заполнить карточку :

Я работал с __________ настроением.

Я _________ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _________.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/09/03/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-v-7-klase.html