Конспект урока по русскому языку правописание буквосочетаний с шипящими звуками 2 класс школа россии

Урок русского языка.»Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» 2 кл. (УМК «Школа Рсссии»авт. В.П.Канакина)
план-конспект урока русского языка (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Скачать:

ВложениеРазмер
ЧК,ЧН,НЧ,ЩН,ЧТ.pptx1.08 МБ
pravopisanie.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Когда так говорят? Пл. хой друг в деле не п… мощник . На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Ёло чк а и бело чк а, Ко чк а, то чк а, стрело чк а, Бо чк а, по чк а, спи чк а, Ре чк а, ру чк а, пти чк а. Сро чн ый, ули чн ый, но чн ой, То чн ый, шуто чн ый, ре чн ой. Знаем мы наверняка, Как писать ЧН , ЧК .

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Согласные шипящие звуки [ ч’] и [ щ ‘] всегда мягкие . Поэтому для обозначения мягкости другая буква не требуется. ЗАПОМНИ: В СОЧЕТАНИЯХ ЧН , ЧК , ЩН , НЧ МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ ! ЧК,ЧН, НЧ, ЩН,ЧТ ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА

Выпиши слова с новыми буквосочетаниями: Песочница, мечта, удочка, помощник , ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

Какой звук нужно произносить? ПОМО Щ НИК Ч ТО Ч ТОБЫ КОНЕ Ч НО СКУ Ч НО НАРО Ч НО

№ 1 Сказо ЧН ый , то ЧН ый , ве ЧН ый , ску ЧН ый , кирпи ЧН ый , солне ЧН ый , серде ЧН ый .

№2 Но ЧК а , пе ЧК а , сини ЧК а , пти ЧК а , колю ЧК а , спи ЧК а , рукави ЧК а , лиси ЧК а , то ЧК а , до ЧК а , ко ЧК а , книже ЧК а .

№3 Моло ЧК о , лодо ЧК а , дево ЧК а , було ЧК а , бабо ЧК ка , ласто ЧК а , козо ЧК а , ёло ЧК а , нито ЧК а .

№4 Со ЧН ый , ули ЧН ый , пе ЧН ой , уда ЧН ый , встре ЧН ый , отли ЧН ый , но ЧН ой , зву ЧН ый , игруше ЧН ый , ре ЧН ой .

№5 Лено ЧК а , Ване ЧК а , Оле ЧК а , Лидо ЧК а , Жене ЧК а , Зино ЧК а , Тане ЧК а , Людо ЧК а , Жу ЧК а , Ане ЧК а .

№6 Мо ЩН ый , жили ЩН ый , хи ЩН ик , изя ЩН ый , же НЩ ина , помо ЩН ик , го НЩ ик , каме НЩ ик , бараба НЩ ик .

№7 Одува НЧ ик , по НЧ ик , ко НЧ ик , бли НЧ ик , стака НЧ ик , пте НЧ ик .

Работа над ошибками. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН . Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. До чк а — ре чк а, ласто чк а.

молоко моло чн ый цветок цвето чн ый сердце серде чн ый внук вну чк а ночь но чк а печь пе чк а мощь мо щн ый овощ ово щн ой птенец пте нч ик телефон телефо нч ик чн чк щн нч Образуй новые слова.

а — гл., безуд . ч — согл ., глух., мягк . ч ’ к к ’ — согл ., глух., мягк . и и -гл., удар. о Очки – 2 слога, 4 б., 4зв.

Назови имена сказочных героинь.

Проверь себя! Куро чк а Ряба Русало чк а Красная Шапо чк а Дюймово чк а Снегуро чк а

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

  1. Учить правописанию буквосочетаний чк, чн, щн;
  2. Ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ.,чт
  3. Формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект.
  4. Воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.

Используемое программное обеспечение:

презентация урока по теме: “Упражнение в написании слов с буквосочетаниями –чк-, -чн-, -нщ-,-щн-,-чт-,-нч- “

компьютер, проектор, карточка и тест у каждого ученика.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Он пойдёт ребятам впрок,

Постараюсь всё понять_

Буду грамотно писать.

2. Актуализация знаний и постановка темы урока.

— Когда так говорят?

Пл. хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

  1. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?
  2. Задание: запомните как можно больше слов.

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.

Запишите слова по памяти в тетрадь.

-Какова же тема нашего урока?

3. Постановка проблемы. Открытие нового:

-Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие)

  1. Что вы знаете об этих (ч,щ) звуках? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)
  2. Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?
  3. Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)
  4. А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Задание : выпиши слова с новыми буквосочетаниями:

Песочница, мечта, удочка, помощник , ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

-Какие новые сочетания с шипящими звуками вы нашли? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму?

Правило, стр. учебника 4

-Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы?

Помо щ ник, ч то, ч тобы, коне ч но, наро ч но.

-Что поможет нам правильно произнести эти слова?

Проверь по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.

  1. Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

6. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.

* Работа по карточкам в парах

Вставьте, где нужно буквосочетание ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ

СказоЧНый, тоЧНый, веЧНый, скуЧНый, кирпиЧНый, солнеЧНый, сердеЧНый.

НоЧКа, пеЧКа, синиЧКа, птиЧКа, колюЧКа, спиЧКа, рукавиЧКа, лисиЧКа, тоЧКа, доЧКа, коЧКа, книжеЧКа.

МолоЧКо, лодоЧКа, девоЧКа, булоЧКа, бабоЧКка, ластоЧКа, козоЧКа, ёлоЧКа, нитоЧКа.

СоЧНый, улиЧНый, пеЧНой, удаЧНый, встреЧНый, отлиЧНый, ноЧНой, звуЧНый, игрушеЧНый, реЧНой.

ЛеноЧКа, ВанеЧКа, ОлеЧКа, ЛидоЧКа, ЖенеЧКа, ЗиноЧКа, ТанеЧКа, ЛюдоЧКа, ЖуЧКа, АнеЧКа.

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

Учить правописанию буквосочетаний чк, чн, щн;

Ознакомить с написанием буквосочетаний нч, нщ.,чт

Формировать мотивацию к изучению орфограмм, развивать орфографическую память, мышление, интеллект.

Воспитывать дружелюбие, уважение друг к другу.

Используемое программное обеспечение:

презентация урока по теме: “Упражнение в написании слов с буквосочетаниями –чк-, -чн-, -нщ-,-щн-,-чт-,-нч- “

компьютер, проектор, карточка и тест у каждого ученика.

Самоопределение к учебной деятельности

Он пойдёт ребятам впрок,

Постараюсь всё понять_

Буду грамотно писать.

2. Актуализация знаний и постановка темы урока.

— Когда так говорят?

Пл. хой друг в деле не п…мощник.

На св…ей улочке и курочка хр…бра.

Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились? Что вам известно о правописании сочетаний ЧК-ЧН?

Задание: запомните как можно больше слов.

Срочный, уличный, ночной,

Запишите слова по памяти в тетрадь.

-Какова же тема нашего урока?

3. Постановка проблемы. Открытие нового:

-Как называются звуки в этих сочетаниях? (шипящие)

Что вы знаете об этих (ч,щ) звуках? (согласный, непарный глухой, всегда мягкий)

Нужно ли дополнительно обозначать его мягкость?

Тогда какое правило мы можем вывести, исходя из наших наблюдений? (Дети выводят правило: сочетания ЧК, ЧН пишутся без мягкого знака)

А есть ли ещё буквосочетания с шипящими звуками?

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Задание : выпиши слова с новыми буквосочетаниями:

Песочница, мечта, удочка, помощник , ласточка, почта, цветочница, хищник, мачта, спички, печка, молочный, мощный.

-Какие новые сочетания с шипящими звуками вы нашли? Так как мы будем их писать? Как назовём орфограмму?

Правило, стр. учебника 4

-Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы?

Помо щ ник, ч то, ч тобы, коне ч но, наро ч но.

-Что поможет нам правильно произнести эти слова?

Проверь по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с ЧН, хотя правильное произношение этих слов такое коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

6. Первичное закрепление нового теоретического учебного материала.

* Работа по карточкам в парах

Вставьте, где нужно буквосочетание ЧК,ЧН,ЩН,НЧ,ЧТ

СказоЧНый, тоЧНый, веЧНый, скуЧНый, кирпиЧНый, солнеЧНый, сердеЧНый.

НоЧКа, пеЧКа, синиЧКа, птиЧКа, колюЧКа, спиЧКа, рукавиЧКа, лисиЧКа, тоЧКа, доЧКа, коЧКа, книжеЧКа.

МолоЧКо, лодоЧКа, девоЧКа, булоЧКа, бабоЧКка, ластоЧКа, козоЧКа, ёлоЧКа, нитоЧКа.

СоЧНый, улиЧНый, пеЧНой, удаЧНый, встреЧНый, отлиЧНый, ноЧНой, звуЧНый, игрушеЧНый, реЧНой.

ЛеноЧКа, ВанеЧКа, ОлеЧКа, ЛидоЧКа, ЖенеЧКа, ЗиноЧКа, ТанеЧКа, ЛюдоЧКа, ЖуЧКа, АнеЧКа.

МоЩНый, жилиЩНый, хиЩНик, изяЩНый, жеНЩина, помоЩНик, гоНЩик, камеНЩик, барабаНЩик.

ОдуваНЧик, поНЧик, коНЧик, блиНЧик, стакаНЧик, птеНЧик.

Какие слова вы выписали? Проверка.

Образуй новые слова. Проверка.

8 .Тест (см. приложение)

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Давайте ещё раз повторим это правило.

10. Рефлексия . Дерево знаний

Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены в своих знаниях.

1. Напиши, где нужно, вместо пропуска Ь знак.

Ден. печ. ка, ноч….ной, кон. ки, овощ. ной, слон..

2. В слова вставь нужное буквосочетание: Сини. и, пти. а, червя. ки.

3. Узнай слово: колю. жу. …, щё.

4. Вставь в предложения нужные буквосочетания.

На воде играют солне.. .ные зайчики.

Пте.. .ик сидит в кроше.. .ом гнезде.

5. Из больших предметов получить маленькие.

6. Зачеркни те буквосочетания, которые нельзя писать

Ово(щн/щьн)ой, хи(щьн/щн)ик, лимо(ньч/нч)ик

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 324 человека из 60 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 749 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 646 человек из 79 регионов

  • Орехова Галина АнатольевнаНаписать 2822 26.01.2017

Номер материала: ДБ-135167

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    26.01.2017 571
    26.01.2017 895
    26.01.2017 670
    26.01.2017 258
    26.01.2017 526
    26.01.2017 265

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок русского языка: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Урок русского языка: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»»

Тема: Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Организационный момент. Постановка целей урока.

Отгадайте, кто у нас на уроке в гостях?

Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь —
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку.
Чебурашка.

Из какой он сказки? Кто её автор?

Вы заметили, что в имени этого сказочного героя встречаются шипящие согласные звуки ] и [ш].

Чебурашка приглашает нас в путешествие в Страну шипящих звуков.

Сегодня на уроке мы научимся грамотно писать слова с буквосочетаниями

Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации

Игра «Доскажи словечко».

Дополните стихи недостающими словами:

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах у ребятишек

Вяжет мама длинный шарф,

Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

У меня пропал носок,

Что объединяет эти слова?

Первые буквы в словах-отгадках обозначают согласные шипящие звуки.

Вспомните!

Звуки [ж], [ш]всегда твёрдые шипящие согласные. Согласные [ж], [ш] относятся к непарным твёрдым звукам. Признаки твёрдости у [ж], [ш] являются постоянными. Шипящие не нуждаются в специальном обозначении своей твёрдости или мягкости на письме. В любой позиции [ж], [ш] произносятся твёрдо.

Например, ужин, жемчуг, шерсть, крыши.

Звуки ], [щ]всегда мягкие шипящие согласные. Согласные звуки ], [щ] относятся к непарным мягким звукам. Признаки мягкости у ], [щ] являются постоянными. Эти шипящие звуки также не нуждаются в специальном обозначении своей твёрдости или мягкости на письме. В любой позиции ], [щ] произносятся мягко.

Например, туча, чудак, щётка, щука.

Буквосочетания чк, чн, нч, щн, чт это орфограммы.

Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака.

Пропишите букву ч и буквосочетания чк

нч без мягкого знака.

Кончил дело — гуляй смело.

Объясните её смысл.

Подчеркните буквосочетание нч.

Подчеркните буквосочетание чн.

Запомните как можно больше слов с буквосочетаниями чк, чн.

Ёлочка и белочка,

Кочка, точка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка.

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,
Как писать ЧН, ЧК.

Запишите слова, которые запомнили, по памяти в тетрадь.

Запомните написание буквосочетаний нч, чн, щн и нщ.

Одуванчик, пончик, блинчик, стаканчик, птенчик.

Сказочный, точный, вечный, кирпичный, солнечный.

Мощный, жилищный, хищник, женщина, каменщик.

Мягкий знак в буквосочетаниях нч, чн, щн и нщ не пишется.

как правильно произносить слова, нам подскажет орфоэпический словарь.

От данных слов образуйте новые:

Запишите пары слов. Подчеркните изученные орфограммы.

Запишите имена сказочных героинь.

С какими орфограммами вы встретились?

Музыкальная ФИЗМИНУТКА для глаз.

Объяснение материала (2)

Назовите изображённые предметы.

Ежи, мыши, карандаши.

Сочетания жи, ши пишутся с буквой и.

Буквосочетания жи – ши,

чу – щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся?

Совет на память сохранив, запомни навсегда:

Жи, ши пишите с буквой И!

Ча,ща пишите с буквой А!

Чу, щу пишите с буквой У!

Игра «Какие буквы «убежали»?

Запишите эти слова.

Вставьте буквосочетания жи или ши.


источники:

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-vo-klasse-po-teme-pravopisanie-bukvosochetaniy-s-shipyaschimi-zvukami-1557201.html

http://multiurok.ru/files/urok-russkogo-iazyka-pravopisanie-bukvosochetanii.html