Конспект урока по русскому языку правописание частиц

Правописание частиц
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Конспект урока Русского языка в 7 классе «Правописание частиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Коснпект урока33.48 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Тема урока: Раздельное и дефисное написание частиц.

Тип урока : Урок «открытия» новых знаний.

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Регулятивные : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные : давать определение понятиям слитное и раздельное написание не- с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные : обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные : обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не- с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не- с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Прочтите пословицу « Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит » спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

Учитель. Вы готовы удивлять всех своими знаниями?

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Заполняем листы самооценки.

Лист самооценки ученика (цы) 7 класса по теме «__________________________________________» ФИ________________________________________

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание частиц» (7 класс)

Тема : Правописание частиц. Русский язык 7 класс

Тип урока : комбинированный

обучающие: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц;

развивающие : развивать орфографическую зоркость; внимание, аналитические способности в обучении; навыки грамотной письменной и устной речи.

воспитательные: формировать активную творческую позицию в обучении; воспитывать чувство патриотизма на основе содержания учебного материала.

Знать: морфологические особенности частиц, их правописание.

Уметь: находить в тексте частицы, отличать их от других частей речи, использовать в устной и письменной речи.

Метапредметные УУД: Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы; находить, анализировать, использовать информацию, полученную из разных источников.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения; самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданием, оформленная доска.

1.Оргмомент

Вступительное слово учителя.(30 сек.)

Мы с вами уже познакомились с понятием «Частица». Частицы– одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать. Задача нашего урока научиться правильно писать частицы. Начнём мы с орфографического минимума на стр 190. (Взаимопроверка). А также проверим ваше домашнее задание . (Работа в парах).

2.Активизация мыслительных операций

Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое частица?

— На какие разряды частицы делятся?

— Какие же значения вносят частицы в нашу речь?

Записать предложение на доске под диктовку, произвести разбор, составить схему и дать устную характеристику :

Смысловые частицы вносят различные оттенки значения в предложение, а формообразующие частицы служат для образования форм слова.

4.Обозначение темы и задач урока

Тема «Правописание частиц».

Задача урока: повторить морфологические сведения о частицах; изучить и закрепить раздельное и дефисное правописание частиц.

5. Изучение темы «Раздельное и дефисное написание
частиц». Слово учителя

Чтобы узнать как пишутся частицы с другими словами поработаем с учебником. Самостоятельно читаем параграф. На эту работу вам отводится 2 мин. Что вы узнали?

(ответ детей по параграфу)

Правило легко запомнить: частицы бы, ли, оке пишутся раз дельно, частицы -то и -ка присоединяются к словам дефисом. Глав ное — уметь отличать частицы от других частей речи.

Суффикс -то в неопределенных местоимениях и наречиях тоже пишется через дефис: какой-то, где-то, здесь трудностей не возник нет, вряд ли вы его спутаете с местоимением то. В частицы часто путают с частями указательных местоимений, наречий, союзов. С этим мы уже недавно сталкивались при изучении союзов.

Сравним пары предложений, подчеркнем частицы:

1) Что бы вы хотели узнать о частицах?

Чтобы правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи.

2) Частица -то пишется со словами так же, как суффикс
-то в неопределенных местоимениях и наречиях, то есть через
дефис.

Частица бы пишется со словами раздельно, частицы ли и же также пишутся раздельно.

Во вторых предложениях каждой пары слова только похожи на частицы: в первом чтобы — союз, во втором также — наречие.

Упомянем еще одну частицу, которая тоже пишется через дефис и носит разговорный характер — частица -таки. Придумаем пред ложения с этой частицей.

Например: И всё-таки она вертится! Я решил-таки сложную задачу. Опять-таки придется вернуться к обсуждению наших проблем.

Потренируемся различать части речи в упражнениях. 350, 351.

Задание . Запишите предложения, объясняя написание частиц и определяя их роль.

1) Позвони(ка) мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. 2) Да(с), мы вас давно ожидали(с). Не извольте беспокоиться, всё приготовлено(с). 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он(де) ловил здесь пятикилограммовых сомов. 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу(то) он решил правильно.5) Увидела я возвышенье: Какая(то) площадь… и тени на ней.6) “Семья(то) большая, да два человека, Всего мужиков(то): отец мой да я…”. 7) Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать. 8)Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь. 9)Дождь н.. прекращался н. на час. 10) Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. 11)Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. 12)Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. 13)Трудности существуют, что(бы) их одолеть. 14) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу.

Позвони-ка мне завтра утром, я тебе всё подробно расскажу. (Частица -ка (разг.) употребляется для устранения категоричности, смягчения выражаемого формой повелительного наклонения глагола побуждения к действию.) 2) Да-с, мы вас давно ожидали-с. Не извольте беспокоиться, всё приготовлено-с. (Устаревшая частица (сократившееся слово сударь ) использовалась для придания оттенка почтительности.) 3) Этот рыболов в прошлый раз говорил, что он-де ловил здесь пятикилограммовых сомов. (Частица -де (прост.) употребляется в устной обиходно-бытовой речи для указания на то, что приводимые слова являются пересказом чужой речи.) 4) Поразмышляв, Лёня понял, что задачу-то он решил правильно. (Частица –то употребляется при выделения предмета, подчёркивании его значения для выражения данной мысли.)

Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)

Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)

Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)

Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)

Работа с карточками (отработка навыков)

Обучающимся раздаются карточки с заданием.

Раскройте скобки, поставьте дефис между словом и частицей там, где это необходимо, вставьте пропущенные буквы в словах. 1.«Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спале…ая пожаром, французу отдана? Ведь были (ж) схватки боевые, да, говорят, ещё какие!». 2. Ворчали старики: «Что (ж) мы? На зимние квартиры? (Не) смеют что (ли) командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» 3. Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Уг…щу я друга! Постой (ка), брат мусью. » 4. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва (ль) за нами?» 5. Не многие вернулись с поля. Когда (б) на то не Божья воля, не отдали (б) Москвы!

— Из какого произведения взяты предложения, и кто автор?

— Какому историческому событию посвящено стихотворение? Что вы о нем знаете?

— Подпишите работы. Раскройте скобки, зачеркните их, там, где частицы пишутся раздельно со словами, поставьте дефис там, где необходимо . Вставьте пропущенные буквы и графически объясните их написание.

— Поменяйтесь карточками друг с другом (сосед по парте), проведите взаимопроверку, сравнивая с первоисточником.

7. Распределительный диктант. Запишите предложения, распределив их в 2 столбика: Раздельное написание, дефисное написание частиц.

1. Куда же они едут, в город что ли? 2. Давай-ка сядем, вспомним дни былые.3. Главное удовольствие всё-таки впереди. 4. Что же мне так больно, так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? 5. Я слышал, что волки- де сбиваются в стаи. 6. Будете в Крыму, купите мне там что-либо из сувениров.

Слово учителя. Частицы требуют к себе почтение, очень нужны они в речи, без них не обойтись. Так давайте постараемся их использовать и правильно писать.

—- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—- Что было новым? Непонятным?

—- Что понравилось на уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание . Задание: найдите в тексте частицы, определите их значение.

Змеи раскачивались в такт мелодии волынки. И каждому казалось, что они были заворожены звуками музыки. Но звуки музыки не могут вызвать у змей ни восхищения, ни другой реакции. Змеи музыки не слышат, так как от природы глухие. Неужели змеи не воспринимают звуковых волн? Они улавливают лишь вибрацию почвы и немного слышат при помощи костей челюсти. Змеи еще почти немые, если не считать способности некоторых из них издавать шипение. Когда заклинатель играет на флейте, кобра поворачивает голову как раз в такт его движениям, а не в такт музыке.

Урок по теме «Правописание частиц»

  1. Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
  2. Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.
  1. Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
  2. Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  3. Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка;
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).

1. Организация демонстрации овладения учащимися имеющимися знаниями.

– Какую часть речи изучаем?
– Назовите разряды частиц и приведите примеры. (Используется прием “снежный ком”.)

2. Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Задание: заполнить (дополнить) таблицу. (Учащиеся работают в парах.)

РазрядыПримеры частиц
Усилительные
Вряд ли, едва ли, авось
Отрицательные
Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
Восклицательные
Именно, как раз
Выделительные, ограничительные
Это, вон, а вон, вот, а вот
Формообразующие (сослагательное наклонение глагола)
Пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Определение цели и задач урока:

– Перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик?

  1. Так пойдика, попляши!
  2. Я хотел бы знать наверняка.
  3. Пойдешьли ты сегодня на тренировку?
  4. Подумайже об этом.

– Учащиеся высказывают предположения.
– Какова же цель и задачи нашего урока?

Учащиеся высказываются. Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.”

  1. Понять правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  2. Продемонстрировать знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

4 .Учебно-практическая задача.

– Прочитайте сочетания и запишите их, распределив на две группы. (Самостоятельно.)

Знал бы ты, дел-то много, был ли ты, смотри-ка, ну-ка, смотри же.

– Проверка. Почему так распределили?
– Определим разряд частиц, роль каждой частицы.
– Сделаем вывод: как пишутся частицы. (Составим таблицу.)

Дефисные написанияРаздельные написания

5. Сообщение учащимися пределов познания (как максимум, как минимум).

(Написание частицы бы мы знаем – звучит правило о написании частицы бы с глаголом сослагательного наклонения. Написание частицы ЛИ мы не изучали – надо писать ее отдельно от слова и т.д.)

6. Организация изучения нового материала. (Групповая работа.)

1) Продолжить запись, приведя 5–6 примеров:

1-я группа: ли Знал ли, …
– то Сестра-то ушла, …

2-я группа: же Какой же ты друг …
– ка Посмотри – ка вправо…

3-я группа: бы Хотел бы пойти.
– то Он-то был на собрании….

Выполняя работу, учащиеся демонстрируют уровень овладения новым способом действий.

2) Запишите предложения, в которых выделенное слово пишется раздельно.

(Задание с “ловушкой”.)

А) Как (бы) ни старался, не может прибавить себе роста.
Б) Оденьтесь теплее, что (бы) не простудиться.
В) Ребята! Не Москва (ль) за нами?
Умремте (ж) под Москвой, как наши братья умирали.
Г) Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

– Почему не записали второе предложение? (Здесь подчинительный союз.)
– В какой речевой ситуации звучат данные частицы? Для какого стиля речи характерны?

7. Обобщение изученного. Проведение диагностической работы.

1) Что я понял о правописании частиц ли, же, бы, -то, -ка, -таки?
2) Какие вопросы возникли?
3) Что осталось непонятым?

8. Домашнее задание:

  1. № 453 (306), правило.
  2. Выписать из художественных произведений предложения с каждой частицей.
  3. Придумать сказку о приключениях частицы -ка, можно о другой.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-pravopisanie-chastic-klass-3317157.html

http://urok.1sept.ru/articles/622521