Конспект урока по русскому языку правописание чк чн

Урок русского языка «Правописание сочетаний ЧК — ЧН», 1 класс.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Цели:

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_russkogo_yazyka_1_klass_pravopisanie_sochetaniy_chk_-_chn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: «Правописание сочетаний

Нафанаилова С. М.

Учитель начальных классов

с. Марьины Колодцы

1) образовательные: формировать у уч-ся навыки правописания сочетаний: ЧК, ЧН, учить заменять сочетание одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов (повторить звукобуквенный разбор слова)

2) развивающие: развивать внимание, интерес к предмету, русскому слову, орфографическую зоркость, формировать навыки каллиграфического письма, обогащать словарный запас.

3) воспитательные: воспитывать умение слушать, аккуратность

Незнайка со словами, карточки с буквами, конверты с заданиями, карточка для словарной работы.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

— Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

только мягкий звук? (ч)

— Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

— Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

— Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3. Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

— Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)

— Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

— Откройте учебник на стр. 72 упр.106.

— Какая орфограмма встретилась в этом слове? – ЧК. Запишите его!

Проведём звукобуквенный анализ слова.

— Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.

— Прочитайте их. Из какой это сказки?

Ряба, снесла, яичко, курочка

— Давайте вернем слова на свои места

— Какое предложение у нас получилось. ( Курочка Ряба снесла яичко .)

— Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

— Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

— Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

— А из какой сказки вот это предложение:

— Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

— Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

6. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч , ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

Бело чк а, ёло чк а, ру чк а, соба чк а, ябло чк о, пти чк а, ту чк а, щу чк а.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить с особенностями произношения и написания сочетаний чк, чн,щн (звуки[Ч\’] , [Щ\’] — мягкие, сочетания пишутся без ь);Формировать умение правильно писать слова с сочетаниями ЧК, ЧН, ЩНРаз.

Урок русского языка в 1-м классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой по теме «Правописание слов с сочетаниями жи-ши» Цель: Закрепить навык написания слов с сочетаниями жи-ши;Познакомить с новым сло.

Цели: помочь детям усвоить, что [ ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; формирование умения правильно писать сочетания чк, чн; развивать внимание, наблюдательность, речь: .

Презентация с использованием интерактивной доски.

Цели:1. Создать условия для закрепления правила правописания сочетаний жи-ши и формирования умения использовать данное правило при выполнении практических зад.

Разработка урока русского языка во 2 классе . .

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правописание сочетаний -чк- и -чн-«

Цели:

  • помочь детям усвоить, что [ ч’] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
  • формирование умения правильно писать сочетания чк, чн;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь:
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: портрет Красной Шапочки, карточки, ребусы.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Урок русского языка. Сегодня у нас в гостях.

Угадайте кто? “Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила, девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её?” (Красная Шапочка)

— А кто автор этой сказки? (Шарль Перро — Французский сказочник).

— Кр. Шапочка пришла не с пустыми руками. Она принесла задание для вас.

Но прежде, чем выполнить 1 — ое задание откройте тетради, запишите число, классная работа.

3. Минутка чистописания. Повторение пройденного.

— Кр. Шапочка просит угадать букву (показать детям верхнюю часть прописной и строчной Ч, ч)

— Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику звука.

Хорошенько запомните звук [ ч’] всегда мягкий — это нам понадобится в дальнейшей работе.

— Напишите букву Чч по образцу.

— А какие правила мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)

Запишите эти сочетания.

А сейчас очень внимательно слушаем:

Сочетанья Ча и Ща пишем только с буквой. а! в словах пища и свеча, туча, дача, саранча.

— Какие слова запомнили с сочетанием Ча?

— Запишем: Туча, дача. (показ на доске) Пишем. как я. Безотрывно.

— Подчеркните сочетания Ча.

В сочетаньях Чу и Щу
Пишем только букву. У!

Чулки, чудо и чугун, чудак, щука и ворчун.

— Какие слова запомнили с сочетанием Чу?

— Как понимаете слово чудо? (Сверхъестественное, удивляющее своей необычностью.)

— А кто такой чудак? Кого так называют? (Человек со странностями, чудной человек.)

— Запишем эти слова. Подчеркните Чу.

4. Сообщение темы урока. Объяснение нового материала.

— Кр. Шапочка не случайно пришла к нам именно сегодня. А кто знает почему её так назвали?

В слове шапочка и скрыта тема нашего урока.

Она связана с сочетанием той буквы, которую писали на чистописании.

— Итак, кто догадался? (ЧК)

— Да, сегодня на уроке будем учиться правильно писать буквосочетания ЧК и ЧН.

А как правильно? Эту проблему нам и предстоит разрешить.

ЧКЧН
печкапечник
ёлочкаёлочные
удочкасочный

— Прочитайте хором слова из первого столбика, из второго столбика.

— Печка — что это? (Предмет Комнатная или кухонная печь.)

— Печник — кто это? (Мастер по кладке и ремонту печей.)

— Ёлочка — то же что и ель.

— Ёлочные — (Ёлочные украшения, ёлочные игрушки.)

— Удочка — (Рыболовная снасть, гибкая длинная палка.) Для чего нужна?

— Сочный — Как вы понимаете значение слова? (Обильный соком.) Что может быть сочным?

(Арбуз, помидор и т.д.)

— Какой звук обозначен выделенной буквой? [ ч’]

— Какой это звук? (Согласный, мягкий.)

— Есть ли у [ ч’] парный согласный по твёрдости? (Нет.)

— Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? (Нет.) Почему? (Он всегда мягкий.)

— Как написаны сочетания ЧК, ЧН в словах? (Без ь знака.)

— Кто может вывести сам правило из наших наблюдений?

Вывод: Звук [ ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается.

Сочетания ЧК, ЧН пишутся без ь знака!

На доске: Кочка, речной. Так что же значит правильное написание буквосочетания?

(Это значит, что ЧК и ЧН пишем без ь!)

— Прочитайте слова на доске. Объясните значение слов. Запишите эти слова.

Выделите сочетания ЧК, ЧН.

— Какую проблему мы решали? (Проблему правильного написания ЧК, ЧН.)

1. А сейчас КР. Шапочка предлагает составить и записать сочетание слов, изменив слово в скобках по образцу.

Образец: Быстрая (река) речка.

— С каким сочетанием будут слова? (ЧК) Как напишем? (без ь)

— Работаем по рядам, слова в скобках не пишем. Помните: когда мы пишем, мы думаем!

1 ряд2 ряд3 ряд
Рыжие (белки.)Хитрая(лисица.) Маленькая (собака.)

— Проверим, выделяя все орфограммы. Самопроверка.

Физминутка (проводит дежурный)

2. Следующее задание Кр. Шапочки: выбрать из текста слова с сочетаниями ЧК и ЧН.

(текст у каждого ученика на карточках)

Прилетела к нам синичка,
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сало
Мы повесим на сучки.

— Прочитайте. О ком этот текст?

— О чём говорится в тексте?

— Когда мы должны помочь птицам? (Зимой) Верно, но и весной не мешает подкормить птиц. Хоть уже кое-где и стаял снег, но червячков ещё нет, а семена, плоды уже съедены.

— Выберете из текста слова сочетаниями. Назовите эти слова.

— На какое правило эти слова? (ЧК)

— А на какое правило нет слов в этом тексте? (ЧН)

— Эти слова вы составите сами, выполнив следующее задание.

3. Как можно сказать, используя сочетание ЧН?

Герои сказок? (сказочные герои)

Хлеб из пшеницы? (пшеничный хлеб)

Бюро для справок? (справочное бюро)

Станция, где хранятся лодки? (лодочная станция)

— Как же на письме будем писать буквосочетание ЧК и ЧН?

4. Конструирование слов.

На доске: два столбика слов.

— Прочитайте слова. В 1 столбике скажите ласково, во 2 столбике назовите слова, которые

отвечают на вопрос какой? Запишем на доске и в тетрадь.

12
Туча -…(тучка)дача -…(дачный)
Река -…(речка)рука -…(ручной)
Ночь -…(ночка)лодка -…(лодочный)
Рука -…(ручка)ночь -…(ночной)
Дочь -…(дочка)мука -…(мучной)
— С каким сочетанием записали
слова? (ЧК) Как? (без ь)
— Какие буквосочетания написали в словах? (ЧН)
Как написали? Проверьте

Проверьте. Выделите сочетания ЧК.

На всю жизнь запомните какие сочетания пишутся без ь знака!

5. Ребусы.

У Кр. Шапочки есть очень близкая подруга. Отгадайте её имя:

“Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)

— Какое правило можно увидеть в именах любимых сказочных героев? (ЧК, ЧН)

— Как напишем эти сочетания?

— Кто автор сказки”Дюймовочка”? (Г.Х.Андерсен — сказочник из Дании.)

— Дюймовочка передала вам задание: разгадать ребусы.

(Зашифрованы слова: грибочки, ласточка, бабочка.)

— Какое сочетание в этих словах? Как на письме пишем? Почему?

(Записать слова, разобрать их орфографически.)

6. Итог урока.

— Что будем помнить всегда о буквосочетаниях ЧК и ЧН?

— Вы сегодня замечательно работали. Молодцы!

— А Красная Шапочка дарит вам на память стихотворение, чтобы правило о ЧК и ЧН вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни!

— Прочитайте хором стихотворение:

Добрый сказочник весной
Нянчил дочку в час ночной.
Спи дочурочка в тиши,
Мягкий знак тут не пиши!

Конспект урока «Правописание чк, чн»

ТЕМА: « Правописание сочетаний чк, чн, щн, чт» »

ЦЕЛЬ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Основные задачи урока:

— уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;

— развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, их творческие способности.

— воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: Урок — открытие

Оборудование: презентация, листочки с заданиями, прзентация.

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные : речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).

Формы работы: практическая работа.

1. Организационный момент

Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация знаний

а) Минутка чистописания.

Каждый урок мы начинаем с минутки чистописания. Для того, чтобы красиво и правильно написать, сделаем физминутку для рук.

(Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё и съел-

Оттого и потолстел.)

Откроем тетрадь, запишем число, классная работа. О какой букве идет речь?

Горячо мне как в свече,

Причитает буква …(ч).

На минутке чистописания пишем букву ч.

-Назовите эту букву звуком. Дайте характеристику этому звуку. (согласный, всегда мягкий, глухой, шипящий). Запомните, звук ч всегда мягкий, это пригодится в нашей дальнейшей работе.

Напишите по образцу.

А какие правила нужно помнить, чтобы написать слова с этой буквой? (ча,чу).

Оцените свою работу и на полях нарисуйте красный или синий кружок.

3. Самоопределение к деятельности

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? ( это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? ( мягким знаком )

— Во втором столбике? ( мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

( мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? ( это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? ( никакую букву ставить не будем )

— -какой же можно сделать вывод? Нужен ли ь в сочетании чк, если звук ч всегда мягкий?

-какова же тема нашего урока?

Тема нашего урока «Правописание сочетаний чк,чн»

-какие задачи поставим перед собой?

Учиться писать слова с сочетаниями чк,чн;

Развивать устную и письменную речь.

4. Работа по теме урока

а) Устная работа

( доске прикреплены иллюстрации из сказок)

Задание Я вам прочитаю слова сказочных героев, а вы отгадай кто их говорит, назовите слова, которые относятся к теме урока. Соотнесите слова с иллюстрацией на доске.

Я вам новое яичко снесу!

Пойдут клочки по закоулочкам.

Ваша мама пришла, молочка принесла.

Кто в теремочке живёт?

Молочная река, кисельные берега, спрячь меня.

Жучка за внучку, внучка за бабку.

А лисички взяли спички.

Сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Кто все сказки узнал, все слова правильно нашёл ставит себе, ставит себе красный кружочек, кто допустил ошибки- синий.

б) Работа в парах.

Какие русские народные сказки вы знаете, где главным действующим героем является лиса?

Вспомним сказку «Лисичка со скалочкой».

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Её впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

А теперь запишите ответы на вопросы, употребляя в них слова с сочетаниями чк, чн, сочетания чк, чн подчеркните.

Что нашла лисичка?

Где она легла спать?

Куда лисичка спрятала скалочку?

Проверка по образцу. У кого нет ни одной ошибки, на полях рисуете красный кружок, у кого есть ошибки- синий.

“ Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада

Я, думаю, что вы после отдыха, ребята, можете работать самостоятельно.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,ЧТ – ь знак не пишется.

5. Работа над правильным произношением слов.

— Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк,чт, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч , ]но, а нужно ску[ш]но.

— Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

— Какое сочетание в этих словах?

— Как оно пишется?

6. Закрепление изученного материала

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

В деревянном домике

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

Отгадайте, что за птичка:

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

7. Подведение итогов урока.

— Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках.

Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя

окошками: чк , чн , ь . )

— Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

8. Домашнее задание.

— Выучить правописание сочетаний чк,чн в словах.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Луткова Марина ВалерьевнаНаписать 2665 16.01.2019

Номер материала: ДБ-371302

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    16.01.2019 64
    16.01.2019 97
    16.01.2019 171
    16.01.2019 1229
    16.01.2019 145
    16.01.2019 104
    16.01.2019 114
    16.01.2019 278

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/414561

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-chk-chn-3516512.html