Конспект урока по русскому языку правописание гласных

Конспект урока по русскому языку «Правописание гласных в корне слова»

Снежнянская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №3

урока по русскому языку в 6-м классе .

Тема : «Правописание гласных

Наумова Светлана Ивановна, учитель русского языка

ТЕМА. Урок-путешествие. Правописание гласных в корне слова

ЦЕЛЬ: повторить, обобщить и проконтролировать знание правил о правописании гласных в корне слова и умение пользоваться этими правилами, отрабатывать навыки правописания; развивать логическое мышление; воспитывать уважение к русскому языку.

І Актуализация опорных знаний

— Какие разделы науки о языке вы уже изучали в этом учебном году?

— Исследованием чего занимается «Лексика»?

— Какой раздел науки о языке мы изучаем сейчас?

— Что изучает «Орфография»?

— Зачем изучать правила написания слов?

Учитель. Сколько хлопот с орфографией, сколько правил учить! И ведь что обидно: придумали её взрослые, а учить приходится детям!

А что будет, если обойтись без неё? Просто так: написал, как слышишь, — и тебя поймут. Ведь когда слышат, понимают. (Разворачивает записку, сначала рассказывает, потом зачитывает):

Это произошло в сказочном лесу, где жили герои хорошо знакомой вам сказки: мальчик по имени Кристофер Робин, медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок, Кролик, Сова и другие. Кролик пришел к Кристоферу Робину, но не застал его, а нашел записку

«УШОЛ В АРФАГРАФИЮ ЗА КЛАДОМ БУДУ В СУБОТУ ПИТНАЦАТАВА ЩАСВИРНУС К.Р.»

Ну и озадачен был Кролик! Он пошел к Сове, чтоб разобраться вместе с ней в этой записке. Но мудрая Сова тоже была озадачена и встревожена. Она подумала, что Кристофер Робин ушел куда-то с каким-то Щасвирнусом. Они долго гадали, какай это Щасвирнус: пятнистый? травоядный? Они волновались и раздумывали, а Кристофер Робин, оказывается, ушел искать какой-то клад. Давайте поможем нашим героям узнать, где же Кристофер Робин и что за клад он пытается разыскать.

Итак, что у нас есть? Только записка. Вас ничего в ней не смущает? (Ошибки). В какой части слова больше всего вы обнаружили ошибок? (В корне) Наверное, с корня мы и начнем свой поиск.

Знаете, в любой книге, где рассказывается о поиске кладов, героям приходится преодолевать много препятствий. А вдруг и у нас на пути они будут. Справимся?

ІІ Работа по теме.

Учитель. Отправляясь на поиск, нужно быть во всеоружии. Наше оружие – это знания. Ответьте-ка мне на вопросы :

— Что такое корень?

— Корни с какими гласными могут нам встретиться? (Какие гласные могут нам встретиться в корне?) (С проверяемыми гласными, с непроверяемыми гласными, с чередующимися гласными)

2. Учитель. Начинать путь всегда легко. Поэтому отправляемся на поиск какого-то клада с объяснения правописания слов:

Св…тильник, г…рчица, х…л…дильник, ч…стота, к…лоть, т…желый, п…тно, св…сток, ст…рик, б…лезнь, п…щать, в…сна.

3. Учитель . Чтоб не очень устали, я почитаю вам стихи – шаг ваш будет бодрый, в такт моим словам. А стихотворения будут не простые, а загадочные. Отгадки вы запишите в тетради. Кроме того, мне нужны 3 смельчака для очень важной работы: они будут искать названные вами слова в словаре, будут их записывать на доске, а вы будете себя проверять, правильно ли написали слова-отгадки.

На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет,

Свеж и сладок он на вкус

Это зелье ты не тронь:

Жжется больно, как огонь.

Стелют на матрас меня

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека –

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я …( фарфор )

Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное Р содержит он

И называется …( перрон )

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два К.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …( хоккей )

На большом расстоянии

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два С.

Во мне два К, не забывайте!

Таким, как я , всегда бывайте,

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом …( аккуратный )

3. Учитель. Но это же так легко продвигаться в поиска клада, который ищет Кристофер Робин: подобрал слово, заглянул в словарь – и готово! А может еще какие корни есть? (Да, есть корни с чередующимися гласными) Они, наверное, и доставят нам немало хлопот! От чего же зависит их написание?

Ученики. Мы придумали опорные сигналы. Нам кажется, что эти рисунки отражают правила, которые мы знаем, и сигнализируют нам, как правильно писать слова. Они, несомненно, помогут и нашему герою. (Демонстрируют свои опорные рисунки, комментируют их)

4. Учитель. Но что это? Что-то понапутано здесь, наверное, мы попали в какую- то западню! Попробуем-ка выбраться!

Очевидно, нужно разобраться в пословицах и объяснить правописание слов

(Запись на доске. Нужно собрать пословицы).

Не считай утят что блестит

Иван в дуду играет пока не вылупились

Если добьёшься успеха а семья с голоду помирает

Не всё то золото нос не задирай

Ребята, одну понравившуюся пословицу запишите. Как вы понимаете её смысл?

5 . Учитель . Устали? Давайте передохнём – остановимся на привал, посидим у костра, наберемся сил.

И в это время попробуем в тексте заменить глаголы синонимичными с чередующимися гласными в корнях.

Ребята устроились (расположились) на отдых у реки. Быстро поднялись (выросли) на берегу палатки. Вечерние лучи солнца чуть трогали (касались) вершины деревьев. По оврагам расходился (расстилался) туман. Юные туристы стали искать (собирать) ветки для костра.

6. Учитель. Отдохнули? Замечательно! Но на пути у нас болото! Представили? Нам нужно очень аккуратно перескочить с кочки на кочку, подобрав к названным словам антонимы (записать их) и объяснить их правописание. Не оступимся? Не допустим ошибок? А то болото затянет! Попрыгали!

Дорогое (кольцо) — ( дешевое)

Лёгкая (ноша) — ( тяжелая)

Свежий (хлеб) — (черствый)

Мягкая (кровать) — ( жёсткая)

Молодцы! А есть ли слова, в которых после шипящих пишется О? Запишите 3 слова.

7. Учитель. Ребята, нас кто-то хочет направить по ложному следу. Давайте сориентируемся и выберем правильный путь.

Вам нужно поймать хлопком лишнее слово. Сначала я прочитаю, а потом вы будете хлопать. Приготовились!

Предлагать, предположение, излагать, ложный.

Касание, прикосновение, выкосить , касательная, коснуться.

Умирает, замереть, примирение, вымирать.

8. Учитель. Я чувствую, что мы уже близки к цели. Берем в руки цветные карандаши и вычерчиваем нужное направление движения.

Вам нужно выполнить орфографическое рисование. Работаем в парах. В тексте подчеркиваем гласные в корнях:

Для подстраховки обменяйтесь с соседями и прверьте правильность выполнения задания друг у друга.

Есть на нашей р…ке глухие и укромные м…ста. Когда на утренней з…ре прод…решься через л…сные зар…сли и присядешь около самой в…ды, почувствуешь себя в отгороженном от з…много пространства мир. У кромки в…ды р…стут, накл…няясь в сторону, травы. Больше всех укр…шает наш з…мной м…рок некое высокое р…стение с пышными б…лыми цв…тами. А так как стебли этого р…стения никогда не р…стут поодиночке, то пышные шапки сл…ваются. И вот уже б…лое обл…ко дремлет среди л…сной тр…вы, а ты никак не дождешься, когда же разг…рится небо на востоке. (По В.Солоухину)

Назовите слова, подчеркнутые синим, зеленым, красным цветом.

9. Учитель. Вот и добрались мы до заветного клада. ( Подхдит к сундуку) Что же за богатство здесь лежит? ( В сундуке лежат части пословицы « Знания – лучшее богатство») Нужно собрать воедино части пословицы

— А что еще есть в сундуке? (Книги)

— Для чего нужны книги?

Пока вы искали клад, показали, что многое знаете, а предстоит узнать ещё больше.

Но вернемся к нашей записке. Нужно исправить ошибки.

Как вы думаете, а Кристофер Робин каким вернулся домой, если он нашел клад? (Ответы учащихся). Да, действительно поумневшим, и никаких недоразумений больше не было.

Когда такое происходит в сказочном лесу, большой беды нет. Ведь в сказках все кончается хорошо. А что бы получилось, если бы люди так безграмотно писали в обычном городе?

Один ученый попытался представить себе,что из этого может выйти. А выходит вот что.

В таком городе люди тратят гораздо больше времени и сил, чтобы прочитать газеты, книги, вывески.

Скорая медицинская помощь опаздывает к больным. Потому что долго разбирает адрес и больной получает лекарство с опозданием.

Работникам уголовного розыска трудно задержать преступника: пока прочитаешь описание его примет, преступник успевает скрыться.

Так что невесело в этом городе: преступность выше, медицинская помощь хуже, люди узнают меньше интересного, потому что им труднее читать. Они, конечно, сэкономили в детстве много времени, не изучая орфографию, но ничего хорошего из этого не вышло.

ІІІ Подведение итогов.

Учитель. Все ребята хорошо работали. Мы отыскали клад и многому научились.

Используется метод незаконченного предложения:

« На уроке я узнал ….»

« Мне на уроке удалось…..»

« Мне бы хотелось похвалить……..»

« Самым интересным на уроке было…»

V . Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе. Повторить материал 24, 25,выполнить упр.3 на стр.193.

Конспект по русскому языку 4 класс УМК «Школа России». Тема: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: орфограммы в словах;
Уметь: правильно писать гласные и согласные в приставке, корне, суффиксе слова; использовать правило при написании.
Личностные:
уметь оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью;
развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, группировать, делать выводы;
воспитывать любовь к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект по русскому языку 4 класс. Тема: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»344.77 КБ
Презентация по русскому языку 4 класс. Тема: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»443.85 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне» по новым стандартам ФГОС.

Русский язык 4 классТема.

Цель: Способствовать умению проверять парные по звонкости-глухости и безударные гласные в корне словаЗадачи: 1) содействие формированию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися.

Разработка урока по русскому языку 3 класс, Алматыкітап 2014, «Правописание глассных и соглассных в корне слова» для школ Казахстана.

Предмет: русский язык. Тема: «Правописание гласных и согласных в корне слова». Класс: 2. Тип урока: обобщение.

урок русского языка в 4 классе на тему: Правописание гласных и согласных в корнях слов».

формировать навыки правописания корня на основе сопоставления трех правил;развивать умения обнаруживать орфограммы и применять нужное правило;развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы;восп.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин.)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре)
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

оаиея
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2021/01/13/konspekt-po-russkomu-yazyku-4-klass-na-temu-2-e-litso

http://urok.1sept.ru/articles/634506