Конспект урока по русскому языку правописание непроизносимых согласных в корне слова

План — конспект урока по русскому языку.Правописание непроизносимых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_dlya_5_kl._po_fgos.docx28.1 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Хайрутдинова Эндже Замиловна

МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы

Урок 2. Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель: пр авописание непроизносимых согласных в корне слова.

1) закрепление навыка обозначения орфограммы (согласной) в корне слова;

2) формирование умения дифференцировать орфограммы корня

— обогащение словарного запаса учащихся;

— воспитывать у детей любви к родному краю, Родине.

— проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

— умение извлекать информацию из текстов;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение прогнозировать предстоящую работу;

— умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

— умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— умение слушать и понимать других;

— умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

— умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

— выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.

Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рад снова встретиться с вами. Какие части слова вы знаете?

Ученик. Приставка, корень, суффикс, окончание.

Учитель. Как называются части слова?

Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ученик. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Учитель. Какие способы проверки написания звонких и глухих согласных в корне слова существуют?

Ученик. Изменение слова и подбор однокоренных слов.

Учитель. Какая морфема идет за приставкой?

Учитель. Вы хотите расширить свои знания о правописании корней?

Ученик. Да, мы хотим узнать больше.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. С чего начнём наше познание нового?

Ученик. С повторения, что знаем по теме: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Учитель. Какой способ повторения нашей темы выберем?

Ученик. Выполнение морфемного разбора слов.

Учитель. Сделайте морфемный разбор следующих слов: местность, известный, звёздный, счастливый, сердце, вкусный.

(Кто-то может работать у доски, остальные — в тетрадях).

Учитель. Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? (Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

Ученик. В слове «местность» выделяем корень «МЕСТ», далее суффиксы «Н» и «ОСТЬ», окончание – нулевое. В слове «известный» корень «ВЕСТ», приставка «ИЗ», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Звёздный: корень «ЗВЁЗД», суффикс «Н», окончание «ЫЙ». Счастливый: корень «СЧАСТ», суффикс «ЛИВ», окончание «ЫЙ». Сердце: корень «СЕРДЦ», окончание «Е». Вкусный: корень «ВКУС», суффикс «Н», окончание «ЫЙ».

Учитель. Ребята, в чём особенность в написании этих слов?

Ученик. Эти слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Учитель. Что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова?

Ученик. Нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Например, в таблице это хорошо видно:

Учитель. Какой вывод можно сделать о ваших знаниях и умениях по теме? Ученик. Материал усвоен на достаточном уровне.

Учитель. Какие орфограммы в корне вы нашли?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне: месТность, извесТный, звёзДный, счасТливый, серДце.

Учитель. А можно ли подобрать к слову вкусный проверочное слово?

Ученик. Можно, вкусен .

Учитель. Есть ли в этом слове непроизносимое согласное?

Ученик. Пожалуй, нет.

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

Учитель. В чём заключается правописание таких слов?

Ученик. Не знаем.

Учитель. Ребята, в некоторых словах с сн непроизносимых согласных нет. Например, чудеСНый-чудесен, опаСНый-опасен, прекраСНый-прекрасен.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Определять вид орфограммы в корне слова с непроизносимыми согласными.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

V. Реализация построения проекта.

Учитель. Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске.

Учитель. Найдите в таблице слова с непроизносимыми согласными в корне слова?

Ученик. В левом столбике непроизносимых согласных нет, а в правом столбике они есть.

Учитель. Ещё какие наблюдения вы провели?

Ученик. В правом столбике подбираем проверочные слова: учасТник – участие, здраВствуй – здравие, чесТный – честь, серДце – сердечный. В левом столбике тоже: чудесный – чудесен, вкусный — вкусен, интересный — интересен, ужасный – ужасен. Но здесь непроизносимых согласных нет .

Учитель. В чём заключается ваша задача?

Ученик. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.

Учитель. Правильно, ребята. А теперь найдите проверочные слова для слов: силосный, сенокосный .

Ученик. Силос, сенокос.

Учитель. Молодцы! Вы очень наблюдательны. Выразим наш вывод в обобщённом виде, составим эталон. Кто попробует?

Ученик. Попробуем подобрать проверочное слово к слову чесТный – чес т ь, но к слову: опаСНый – опа сен . Данный пример можно использовать в виде эталона.

Учитель. Молодцы. Значит, мы сейчас можем объяснить правописание слов, которые вызывали у нас в начале урока затруднение?

Ученик. Да, потому что мы придумали эталон.

Учитель. Как преодолеть затруднение в выборе непроизносимых согласных в словах?

Ученик. Мы можем обратиться к эталону. Где?

Учитель. Прочитайте на доске примеры.

Ученик. Ненас…ный, неизвес…ный, учас…ник, прекрас…ный, вес…ник, радос…ный.

Учитель. Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы?

Ученик. Воспользуемся эталоном ( чесТный – чес т ь, опаСНый – опа сен ) и орфографическим словарём. Например, проверочные слова: ненастье, весть, участие, прекрасен, вести, радость . Получаются такие слова: ненасТный, неизвесТный, учасТник, прекрас()ный, весТник, радосТный.

Учитель. Какой вывод можно сделать?

Ученик. Мы выполнили поставленную задачу.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель. Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике.

Учитель. Полностью с вами согласен. Выполним упражнение № 47 учебника в парах, поочерёдно комментируя слова друг другу. Выпишите сначала слова с непроизносимыми согласными, затем остальные. Обозначьте орфограммы. Начнём с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца:

1вариант. стороЖка — стороЖить

2 вариант. месТность — месТо

Учитель. Продолжаем самостоятельно.

Ученик. ОстроВки-остроВок, извесТный-извесТие, лёГкий-лёгок.

Учитель. Ребята, испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Нет, мы с ним легко справились.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Ребята, теперь выполним упражнение 48. Что пропущено в словах: СН или СТН? Имейте в виду, что в некоторых словах с СН непроизносимых согласных нет. На работу 5 минут.

Учитель. 5 минут истекли. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведём самопроверку по эталону ( чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен ):

ОкреСТность-окреСТ, радоСТный-радосТь, груСТный-грусТь, вкуСНый-вку сен , чудеСНый-чуде сен , веСТник-весТь, прекраСНый-прекра сен , интереСНый-интере сен , учаСТник-учасТие, неизвеСТный-извесТие, ненаСТный-ненасТье.

Учитель. А теперь, ребята, напишем небольшой диктант. Проверим свои умения по правописанию непроизносимых согласных в корне слова.

В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идёте по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно кругом вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике. (Д.Мамин-Сибиряк)

Учитель. Назовите из текста слова с непроизносимыми согласными в корне?

Ученик. Гигантский, празднично, радостно, чувствуете, празднике.

Учитель. Как написать их правильно?

Ученик. Нужно воспользоваться эталоном. Гигантский-гигагнт, радостно-радость. А вот с остальными мы не справились.

Учитель. Ребята, у таких слов как празднично, чувствуете, празднике — проверочных слов нет, правописание данных слов надо запомнить.

Ученик. Значит, мы их должны проверять по орфографическому словарю.

Учитель. Да. Молодцы, что догадались.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель. А теперь, ребята, поработаем над следующим заданием:

1) На экране слова. От каких слов образовались они? Запишите их, обозначьте орфограммы и морфемы

Ученик (читает). Агентство, грустный, местный, прелестный, ненастный, редкостный, властный, проездной, областной, завистливый, участливый, тростник.

Эталон: чесТный – чес т ь, но: опаСНый – опа сен

Учитель. Проведите самопроверку по эталону.

Ученик. АгенТство — агенТы, грусТный – грусТь, месТный – месТо, прелесТный – прелесТь, ненасТный – ненасТье, редкосТный – редкосТь, власТный – власТь, проезДной – проезД, обласТной – обласТь, зависТливый – зависТь, учасТливый- учасТие, тросТник – тросТь.

Учитель. Следующее задание: 2) Подберите к данным словам однокоренные имена прилагательные с суффиксом -Н-, запишите слова парами. Какие из слов являются проверочными?

Колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Ученик. Колесо — колёсный, вкус — вкусный, силос — силосный, чудеса — чудесный, интерес — интересный, сенокос — сенокосный, ужас — ужасный, опасение – опасный. Проверочные слова: колесо, вкус, силос, чудеса, интерес, сенокос, ужас, опасение.

Учитель. Молодцы, справились. Далее 3) задание: Запишите сначала словосочетания, в которых есть слова с непроизносимыми согласными, затем – остальные.

Прекрасное село, праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, чудесная комната, интересная прогулка, удивительное чувство (на экране).

Ученик. Сначала записываем: Праздничный фейерверк, счастливый случай, широкая лестница, удивительное чувство. Потом остальные: прекрасное село , чудесная комната, интересная прогулка. Так как здесь нет слов с непроизносимыми согласными в корне.

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Чему был посвящён урок?

Ученик. Правописанию непроизносимых согласных в корне слова.

Учитель. В чём суть правописания непроизносимых согласных в корне? Ученик. Уметь подобрать проверочные слова.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно вставляем буквы.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Правила проверки непроизносимых согласных в корне.

Учитель. Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

Научился проверять непроизносимую согласную в корне , но не уверен, что самостоятельно смогу подобрать проверочное слово. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

Научился проверять непроизносимую согласную в корне и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

Учитель. Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и спишите первый абзац упр. № 49 из параграфа 9.

2. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне, но не уверен, что самостоятельно сможет подобрать проверочное слово, то скажите себе «Я работал хорошо!» и спишите упр. 49.

3. Кто научился проверять непроизносимую согласную в корне и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 7 предложений по теме «Наступление утра».

4. Задания для умников и умниц!

Найдите и запишите слова с сочетаниями стн, ств, здн, рдц.

Учитель. Спасибо, мы сегодня поработали плодотворно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

План — конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум.

Конспект урока по русскому языку на тему»Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й / ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет , утреннее солнышко!

Напрасно низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 330 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 743 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

  • Сейчас обучается 646 человек из 80 регионов

Тема: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— формулировать и аргументировать собственное мнение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

— выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

-уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, что работа на этом уроке доставит удовольствие и вам, и мне. Согласитесь, узнавать что-то новое, интересное – это всегда шаг вперед в своем развитии. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Давайте произнесём девиз урока.

II. Словарная работа проводится в виде игры «Паруса»

— Для того, чтобы уверенно плыть по океану жизни, нам потребуются помощники – паруса знаний. Давайте посмотрим, насколько прочны ваши паруса.

У детей имеются листочки бумаги – «паруса».Учитель диктует словарных слов, дети столбиком записывают.

Тополь, осина, сирень, берёза, орех, рябина, яблоня.

— И вот налетает буря, проверяет надежность ваших парусов.

Идёт проверка. На месте ошибок дети прокалывают ручкой листочек – «буря рвет паруса». Домашнее задание: «починить паруса» — выучить слова, в которых допущены ошибки.

I II . Постановка темы и цели урока.

На доске написаны слова

-Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

1.Что интересного вы заметили? ( вставленные буквы согласные)

-Ребята , как вы думаете какое слово будет лишним? (грустный)

— Почему? ( другая орфограмма)

— Давайте произнесём это слово, так как говорим.

— Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

— По этой проблеме сформулируйте тему урока.

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

— Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

—будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

—будем учиться подбирать проверочные слова.

IV . Работа над новой темой.

1.- Если эти согласные не произносятся, тогда зачем нужно писать эти буквы. Тогда эта согласная должна где-то проявиться . А может быть эту согласную можно проверить?

— Попробуйте провести эту исследовательскую работу в группах, чтобы найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными.

— У вас на карточках написаны слова, нужно выбрать слово с непроизносимой согласной и подобрать к нему проверочное слово.

— Давайте ответим на поставленный вопрос. Как проверить непроизносимую согласную?

Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого:

нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

— На доске записаны столбиком слова. Образуйте слова с непроизносимой согласной и подчеркните ее.

Учитель называет слова. Если слова на непроизносимую согласную – дети берутся за руки. Если слова на другую орфограмму они – хлопают в ладоши.

Цвет, овраг, честный, береза, грустный, яростный, хороший, туча.

3. Творческое задание.

— А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые

дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко!

Напраснонизкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные

заморозки – первые посланцы близкой зимы.

— Прочитайте что у вас получилось. Назовите слова с непроизносимыми согласными.

— Какое правило вы должны были помнить.(ответы детей)

VI. Подв е дение итогов.

— Чему учились на уроке?

— Что нового для себя узнали на уроке? И тд.

— Ребята, но мы не ставим в этой теме точку, так как на следующем уроке мы познакомимся с словами , в которых есть непроизносимые согласные , но их нельзя проверить способом, который мы открыли сегодня.

Спасибо за работу!

  • Новикова Инна АлексеевнаНаписать 4573 11.12.2014

Номер материала: 183938

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.12.2014 1507
    11.12.2014 731
    11.12.2014 2860
    11.12.2014 779
    11.12.2014 1351
    11.12.2014 2977
    11.12.2014 488

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

Google сможет удалять снимки с детьми из результатов поиска по запросу

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс

Раздел. Правописание частей слова.

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

научиться отличать орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне» от других изученных орфограмм.

узнать, как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;

научиться находить орфограмму в словах, подбирать проверочные слова.

как писать слова с непроизносимой согласной в корне;

находить орфограмму в словах;

намечать способы проверки данной орфограммы.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Корень слова, согласный, скопление согласных, проверочное слово, проверяемое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунки. Что на них нарисовано? Прочитаем подписи. Сравним.

Солнце Лестница Сердце

[сонцэ] [л’эсн’ица] [с’эрцэ]

Как видно, нарисованы солнце, лестница, сердце. Сравним записи: в первой записи – 6 букв, во второй записи – 5 звуков; в первой записи – 8 букв, 7 звуков; в третьей записи – 6 букв, 5 звуков. Объясним, почему букв больше, чем звуков.

Обратим внимание, что при произнесении одна буква выпадает, а поэтому и звук не произносится.

  • как правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне;
  • отличить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных в корне»;
  • находить орфограмму и намечать способы проверки данной орфограммы.

В каких случаях буква согласного убегает, и звук не произносится?

Обратим внимание, что звуки [л], [т], [д], [ф] в словах праздник, здравствуй, сердце, солнце, тростник, счастливый, честный, чувство не произносятся.

Когда это происходит? Это происходит тогда, когда в слове встречаются три или четыре согласных. Скопление согласных и есть опознавательный признак орфограммы.

Дополним нашу таблицу: «Опознавательные признаки орфограммы».

Опознавательные признаки орфограмм

Конец слова, стечение согласных

Итак, сделаем вывод:

Когда в слове встречаются сразу три или четыре согласных, один из них может не произноситься. Так, не произносятся звуки:

[л] – в слове солнце;

[т] – в словах лестница, окрестность;

[д] – в словах сердце, праздник;

[ф] – в словах чувство, здравствуйте.

Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук, — это орфограмма. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо:

Обратим внимание, на произношение и написание таких слов, как интересный, вкусный, опасный, чудесный. В корне этих слов нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть.

Как убедиться, что в этих словах непроизносимого согласного звука нет? Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный: интересный – интересен, вкусный – вкусен, опасный – опасен, чудесный – чудесен.

Укажите наиболее полное и правильное правило проверки непроизносимой согласной в корне слова:

  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.
  2. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, нужно изменить форму слова.
  1. Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.

Укажите слово, в котором буква согласного звука пишется, но не произносится.

Прочитайте пословицу. Укажите слово, в котором есть орфограмма «Непроизносимый согласный в корне слова».


источники:

http://infourok.ru/konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_na_temupravopisanie_neproiznosimyh_soglasnyh_v_korne_slova-183938.htm

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/conspect/