Конспект урока по русскому языку правописание окончаний

Конспект урока русского языка «Правописание окончаний имен прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока русского языка «Правописание окончаний имен прилагательных».

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_13.02.13.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Цель: Закрепить написание безударных окончаний имен прилагательных.

1. Развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схем.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Развитие умения высказывать свое мнение, предположение на основе работы с материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свою работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развитие умения слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре.

1. Развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • мультимедийный проектор, экран
  • презентация
  • карточки с окончаниями имен прилагательных
  • высказывание К.Д.Ушинского

I. Организация класса.

И, Т, П, Р, В, Д — Расположите данные буквы в привычном порядке.

(И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.) Постарайтесь весь урок писать эти буквы очень красиво.

1. Обратите внимание на высказывание К.Д. Ушинского и подумайте, как это высказывание может быть связано с нашим уроком.

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет.»

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы знания не были отрывочными, бессвязными? Постараемся привести свои знания в систему и дополнить их.

2. Ситуативное задание.

Во время зимних каникул в лагере Вадим из Самары познакомился с Юрой из Санкт-Петербурга. Мальчики подружились и стали общаться через Интернет. Вадим попросил Юру рассказать о Санкт-Петербурге. Юра Написал ответ, но компьютерный вирус уничтожил часть текста. Прочитайте это письмо:

Я очень люблю свой город и с радостью расскажу о нём.

Санкт-Петербург — один из самых красивейших городов мира. Он стоит на реке Неве, на которой повисли мосты. Среди них есть и разводные. По количеству мостов Санкт-Петербург занимает первое место в мире.

В нашем городе много . памятников, . дворцов и . парков. На . берегу Невы стоит . памятник основателю города Петру I . всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, . дворец, Исаакиевский собор.

Улицы моего города . и . , их украшают . тополя, . липы и другие деревья. Главная улица города — . проспект.

Всего в письме не расскажешь. Приезжай, я покажу тебе Петербург, покатаемся на . трамвайчике по каналам города.

Прочитав письмо, Вадим понял, что оно о Петербурге, но его огорчило то, что в тексте отсутствовали важные слова, смысл которых он сам восстановить не мог.

Есть ли у вас желание определить утраченные слова и восстановить текст?

Чем настоящий петербуржец отличается от жителей других городов?

( Самое главное — культурный, отзывчивый, всегда готовый рассказать о своем любимом городе.).

  • Какую большую тему мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное.)
  • А тема последних уроков? (безударные окончания имен прилагательных.)

3. Оформите фразу — конструктор.

Имя прилагательное — это . которая отвечает на вопросы . и обозначает . . В предложении имя прилагательное связано с . . Имена прилагательные изменяются по числам , родам (в . ) и по падежам .

  • Можно ли утверждать, что в предложении «Над городом прошёл сильный дождь.» имя прилагательное отсутствует? Обоснуйте свое мнение.
  • Найдите основу предложения. (дождь прошёл)
  • Какие словосочетания соответствуют схеме?

* Какую роль выполняет эта часть речи? (Делает нашу речь более яркой, красочной, разнообразной. ).

. Устно просклоняйте прилагательное СИЛЬНЫЙ.

Почему над безударными окончаниями имен прилагательных нужно задумываться?

(Они пишутся не так, как произносятся.)

Как узнать буквы в безударных окончаниях имен прилагательных?

  1. Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Поставить вопрос к имени прилагательному в той форме, которой требует имя существительное.
  3. По ударному окончанию в вопросе узнай букву. Но помни о возможных несовпадениях.

— Что мы узнали о правописании окончаний имен прилагательных?

(Безударные окончания необходимо правильно писать. Для этого надо знать падежные окончания прилагательных.)

Согласны ли вы со мной? — Я утверждаю, что все имена прилагательные имеют род. ( Не согласны, так как имена прилагательные во множественном числе рода не имеют.)

Выпишите из словаря 3 слова и образуйте от них однокоренные прилагательные

(можно словосочетания сущ. + прил.).

Определите число и род имен прилагательных

(п о года — п о годные условия — мн. ч.

су бб ота — су бб отний вечер — ед. ч., м. р.

пш е ница — пш е ничное поле — ед.ч., ср. р.

п а льто — п а льтовая ткань — ед.ч., ж.р.)

Для чего мы повторяли род имен прилагательных? (У прилагательных разных родов пишутся разные окончания).

Прочитайте предложение и назовите имя прилагательное.

Северный ветер нагнал тучи.

Расскажите о признаках имени прилагательного.

(Северный — прилагательное, обозначает признак ветра, отвечает на вопрос какой? , употреблено в единственном числе, мужского рода, в именительном падеже.)

Прочитайте каждое словосочетание, определите падеж имени прилагательного и впишите соответствующие окончания.

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

(О связи прил. и сущ., уметь определять род, падеж имен существительных, вспомнить падежные окончания имен прилагательных.)

Проверка в парах.

Хорош. песня, с хорош. настроением, ранн. весной, весенн. песню,(желаю) попутн. ветра, от ласков. слова, темн. тучу.

Определите окончание имени прилагательного в тексте каждой пословицы и впишите его. Работа в парах

Что необходимо знать, чтобы выполнить это задание?

Стар. друг лучше нов. двух.

Жизнь дана на добр. дела.

Крепк. дружбу водой не разольешь.

Маленьк. дело лучше больш. безделья.

Объясните, как вы понимаете смысл любой пословицы.

Задание № 5. Задание с самопроверкой и самооценкой.

Впишите в текст подходящие по смыслу имена прилагательные, используя слова для справок.

Обозначьте грамматические признаки прилагательного второго предложения.

В нашем . городе много памятников, . дворцов и . парков. На . берегу Невы стоит . памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.

Слова для справок: известный, прекрасном, левом, высоком, великолепных, приятных, красивых, нарядных.

  • (В нашем прекрасном (ед. ч., м.р., П.п.) городе много великолепных (мн. ч., Р.п.) памятников, нарядных (мн.ч., Р.п.) дворцов и красивых (мн.ч., Р.п.) парков. На левом (ед.ч., м.р., П.п.) берегу Невы стоит известный (ед. ч., м.р., И.п.) памятник основателю города Петру I Медный всадник. В любое время года красивы Петропавловская крепость, Зимний дворец, Исаакиевский собор.)

IV. Домашнее задание.

  • На уроке мы работали над отрывком из письма. Дома закончите остальную часть письма. Кто успеет до 18.00., отправьте домашнее задание на мою электронную почту.
  • 2 вариант — Придумайте свое письмо, в котором вы рассказываете о красоте и величии нашего великолепного города. Свой вариант можно также переслать мне до 18.00.

Удалось ли нам привести знания в систему и какие действия помогли нам в этом? Обоснуйте ответ.

VI. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Самоанализ и самооценка ученика.

  1. Мне важно как можно больше знать об имени прилагательном, для того чтобы . .
  2. Чтобы помочь восстановить письмо, я вспомнил . . .
  3. Я . (очень, не очень) доволен своей работой на уроке, потому что . .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок был первым при изучении раздела «Имя прилагательное» в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен.

Тип урокаРешение частных задачПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с правилами написания безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном пад.

Конспект урока русского языка «Падеж имени прилагательного» 3 кл школа россии.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предм.

Цель деятельности учителя: — формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным. Планируемые результаты.

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о значении и употреблении в речи имён прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые результаты:Предм.

Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным»Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления со связью имён прилагательных с именем существительным.Планируе.

Конспект урока по теме «Правописание окончаний»

Цели: представить учащимся систематизированные правила написания окончаний склоняемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное, причастие); преодолеть прогнозируемые затруднения в правописании падежных окончаний существительных; отработать умения различать окончания существительных, относящихся к разным склонениям; формировать навыки культурной и грамотной речи; воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости;

Оборудование: тематические таблицы, карточки с заданиями, индивидуальные карточки, листы контроля.

А. Обобщение изученного о склонении имён существительных.

1. Какие правила отражает данная таблица?

(Учащиеся рассказывают о распределении существительных по склонениям и правописании падежных окончаний)

2. Историческая справка о склонениях и падежах в праславянском языке (выступление подготовленного учащегося).

3. Как появилась известная вам таблица?

Задание. Просклоняйте существительные с ударными окончаниями и сделайте вывод.

Р.п. земли, страны глуши

Д.п. земле, стране глуши

П.п. о земле, стране коне, окне глуши

Вывод: в соответствии с морфологическим принципом в безударных окончаниях пишем то, что определили в сильной позиции: о поляне, на яблоне; на ясене, на фестивале; в гавани, на площади.

Исключения: все существительные на –ия (линия, Лия), -ий (гений, кий), -ие (селение, терпение).

В д.п.: к линии, Лии; в п.п.: о линии, Лии, гении, кии, селении, терпении.

Существительные ср.р. на –мя (бремя, время, знамя…) и сущ. м.р. путь – разносклоняемые:

Тв.п.: бременем, временем, знаменем, путём;

Р.п., Д.п., П.п.: бремени, времени, знамени, пути

4. Отработка алгоритма.

Задания. Определите, какую гласную надо писать в окончании.

Возле дорог. по дорог. у деревн. в деревн. на ёлк. на ел. в тетрадк. о тетрад. на площадк. на площад. погоны на кител. ноты на роял. в постельк. на постел. в пустын. на пустош. на лекци. в аудитори. был на лечени.. в санатори…

5. Задание. Запишите существительные в форме предложного падежа.

Суховей, гербарий, галерея, аллея, хвоя, бой, кий, река Бия, дочь Юлия, брошь, улей, иней, поднебесье, сияние, ветошь.

Б. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий.

1. Проанализируйте запись на доске. Есть ли ошибки?

Я была в одном старом городе,

Жестоко раненном городе,

Выжившем, выросшем, помолодевшем,

Новый красивый наряд одевшем.

(Учащиеся убеждаются, что все окончания написаны правильно: в городе (каком?) выжившем, выросшем, помолодевшем, одевшем).

Вывод о приёме проверки падежных окончаний прилагательных и причастий.

2. Задание. Списать текст, обозначив графически орфограмму.

Наступивш.. незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и поко..м. Мы сидели на крыльц.. дачн.. домика и искали на небе первую ярко засветивш..ся звезду. Запах белой сирен.. , пышно распустивш..ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш..ся из-за облачка, рождал мечты.

В. Культура речи.

Задание. О или А в окончании? Записать слова, выделив окончания.

-Полюшко, горлышко, зёрнышко, горюшко, гнёздышко, письмишко.

Вывод: имена сущ. ср.р. – окончание О.

— Зорюшка, долюшка, головушка, судьбишка, мелочишка, травушка, мыслишка, коровушка.

Вывод: имена сущ. ж.р. – окончание А.

— Умишко, городишко, человечишка, соловушка, хлебушко, заводишко, домишко, муравьишка.

Вывод: имена сущ. м.р. одушевлённые – окончание А, неодушевлённые – О.

Г. Рефлексия и подведение итогов.

— Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы? Чему научились?

— Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес или затруднения?

Оцените работу друг друга (в парах).

Домашнее задание. Составьте связный рассказ о правописании имён существительных, прилагательных, причастий. Запишите план и примеры

Конспект урока по русскому языкуна тему»Правописание падежных окончаний»

Тема: «Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах»

Цели.

Обучающие:

— формировать представления о способах проверки безударного падежного окончания;

— формировать знание определения безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах;

— формировать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах.

Развивающие:

-интеллектуальных умений (самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; добывать новые знания из источников информации (учебник); извлекать информацию, представленную в форме (текста); представлять информацию в виде текста, алгоритма);

-коммуникативных умений (оформлять свои мысли в устной речи; читать про себя тексты учебника, выделять главное; сотрудничать в совместной работе в паре);

-организационных умений (самостоятельно формулировать тему, цели урока; составить план разрешения проблемы).

Воспитывающие:

воспитывать культуру поведения при фронтальной и парной работе, бережное отношение к природе.

Оборудование:

— компьютер, экран, проектор;

— презентация (слайды с этапами урока);

— учебник стр. 104-105;

— карточки для индивидуальной работы;

— карточки для групповой работы;

— магниты красного, зелёногои жёлтого цвета;

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Используемые учебники и учебные пособия.

Учебник Т. Г. Рамзаевой 4 класс, презентация.

Используемая методическая литература:

Волина В. В. «Учимся играя», Рамзаева Т. Г. учебник «Русского языка»,

Я. Ш. Гараева «Поурочные разработки по русскому языку»

Универсальные учебные действия.

Н а доске дети читают девиз:

Д ети произносят стихотворение.

Учитель: « На вас надеюсь я, друзья! «

Мы большой и дружный класс,

Друга не перебивай.

Никогда не навреди.

(Дети на полях рисуют красную,зелёную или жёлтую полоски.)

Проверка домашнего задания.

Дети получили дифференцированные задания по группам.

I группа . Составить таблицу особенностей И.п.. В. п., Д.п., П.П.

II группа. К каким существительным нужно относиться с особой осторожностью при

определении склонения? (составить таблицу)

III группа выполняла задания на стр.103 учебника.

Защита выполненных заданий.

— Какова цель работы I группы?

— С помощью таблицы напомнить, как быстро и правильно определить падежи.

(У каждого ученика в группе составленные таблицы, и одну таблицу они вывешивают на доску.)

Роль в предложении.

через, про, в, на, за

Консультант в группе назначает отвечающих.

По таблице доказывает, что Ь — не показетель склонения.

Ученик из группы защищает работу.

III группа. Прочитать существительные 1 скл., Р. п.

Прочитать существительные 1 скл., Д. п. Назвать окончания.

На доске: в конце площади

ехал по площади

Объяснить окончание существительных.

Подведение итога работы.

-Как узнать склонение имён существительных?

-Как определить падеж имени существительного?

-В каком склонении у существительных не бывает окончания Е ?

Оценивание работы. Цветной спектр.

Физминутка для пальчиков.

На перевёрнутой карточке записано слово «осень».

Загадка про осень.

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются

дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
(Осень)

Учитель открыл карточку.

-Что вы знаете о существительном «осень»? -Назовите первый звук в слове

-Дайте ему характеристику: гласный, ударный, на письме обозначается буквой Оо. Эта буква и будет первой в чистописани и.

Далее даётся характеристика остальным звукам и записываются буквы: «Сс, Ее, Нн, ь» и слово «осень»

-Можно ли слово «осень»

Оценивание работы. Цветной спектр.

Объявление темы урока.

Формулируют сами учащиеся. Учитель подводит к осознанию темы.

Кто назовёт тему урока, опираясь на таблицу?

— Поскольку мы говорим о безударных окончаниях, назовите алгоритм определения окончаний.

Работа в тетрадях: стр. 105 № 202 и у доски. Вывод. Существительные в Д. П. в 1 скл. имеют окончание Е .

Поднимает руки класс — это раз.

Три — руками три хлопка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

Практическая деятельность учащихся.

Учитель напоминает детям о том, что им необходимо подтвердить в самостоятельной работе полученные знания.

Самостоятельная работа. Учебник стр. 102, № 200.

1. Чтение задания.

2. Определение вида текста, темы и идеи.

3. Выписать словосочетания, определить склонение и падеж.

Сигналы обратной связи. ( карточки с названиями падежей и склонений)

Комментированное письмо у доски.

III группа детей получила задание подобрать строки из стихотворений А. С. Пушкина для работы на уроке.

Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

Невидимкою луна освещает снег летучий.

Роняет лес багряный свой узор.

Буря мглою небо кроет.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Запись последнего предложения у доски, разбор по членам предложения.Определение склонения и падежей существительных.

Оценивание работы. Цветной спектр.

осуществления учебных действий

Регулятивные контроля и самоконтроля

Физминутка для пальчиков.

Осуществление коррекции. Групповая работа.

-В какой части слова может быть безударная гласная?

Как проверить безударную гласную в корне?

-А что делать, если нельзя подобрать проверочное слово?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании окончания имён существительных?

На экране картина осени.

-Сможете ли вы написать рассказ об осени, используя опорные словосочетания? Можно советоваться друг с другом, с учителем.

прячутся около б…рёз ы

увидели около . сины

п. л. жили в к. рзину

п. шли по д. рожк.

Составить рассказ с выделенными предложениями.

Самопроверка орфографической работы.

Защита мини сочинений.

Объяснить окончание существительных в слово- сочетаниях

радовались находк е

шли по тропинк е

Оценивание работы. Цветной спектр.

Задание – тест на определение падежной формы существительных . Индивидуальная работа.

— Ребята, работаем в карточке с числами от 1 до 10. Я буду диктовать словосочетания, а вы под соответствующим номером укажите падеж одной буквой.

ñ гуляли в лесу,

ñ собирали листья,

ñ услышали кукушку,

ñ побегали по лужайке,

ñ увидели около пня,

ñ срезали ножом,

ñ положили в лукошко

ñ вышли на опушку

ñ побежали по дорожке

ñ принесли бабушке

Самопроверка. (таблица у каждого ребёнка)

Поднимите фиолетовый листок те, кто допустил ошибки.

Оценивание работы. Цветной спектр.

Игра «Оживи дерево».

Дети прикрепляют зелёные, жёлтые, красные листочки на дерево,нарисованное на ватмане.

Написать отзыв по тексту упражнения №199, стр. 104. Указать падежи и склонение имён существительных.

Стр. 104 №199 (по заданию). II группа.

Стр. 106 № 203 (указать падежи и склонения)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация «Лексическое значение слов 2 класс»

Конспект урока по русскому языку по теме «Дополнение»

Рабочая программа по русскому языку 5 класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа по литературе для 9 класса

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»

Правописание корней с чередованием А–О. Корни -ЛАГ- / -ЛОЖ-.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 21

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 20

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5226970 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России пройдет конференция «Исследования, улучшающие образование»

Время чтения: 2 минуты

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили установить предельно допустимые цены за обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-okonchanii

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazykuna-temu-pravopisanie-padezhnyh-okonchanij-5352241.html