Конспект урока по русскому языку правописание падежных окончаний имен прилагательных

Урок русского языка в 4 классе «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Конспект урока39.34 КБ
Презентация к уроку2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

УМК «Планета Знаний»

Учитель Удюрминова Людмила Поликарповна

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки

1. Продолжать знакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам. Выявлять особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи, об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе, к Родине.

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Пусть наш урок пройдет под девизом. Слайд 2.

Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Садитесь. Запишите число.

2.Работа над ошибками по Памяткам

В рабочих тетрадях находят ошибки, определяют тип орфограммы и работают по алгоритму, указанному в памятках, все индивидуально. Один у доски.

3.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) Слайд 3

В нашем поселке есть такие? В какую газету они пишут заметки? Кто выписывает нашу газету? А другие издания?

А ребята 4 а класса тоже изучают эту профессию и издают свою газету (показываю). Вы можете с ней познакомиться и почитать.

– В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова .

ЖУРНАЛИСТ — Литературный работник, занимающийся журналистикой .

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем.

Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах . Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Тест Слайды 4-12

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

  1. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

  1. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

  1. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

  1. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

  1. Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам е)по родам, числам, падежам о)по падежам

  1. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

  1. Прилагательных больше всего в текстах —

а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение) Слайд 13

Проверку ответов организуем в кластер.

Давайте составим кластер «Имя прилагательное» (все, что мы о нем знаем) Пишу на доске. Далее показываю слайд 14

5. Этап формулировки темы и целей урока.

Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили в тесте, сформулируйте тему нашего урока. Слайд 15

Используя опорную запись, поставьте цели урока. Слайд 16

Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи .

— Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка? (говорим, пишем, слушаем, читаем). Слайд 17

— Значит в связи с этим какие у нас задачи урока? (грамотно говорить и писать, уметь слушать другого, хорошо читать.)

6. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам — проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

Словарная работа Слайд 18

(Акв.рельный, к.л.грамм, .теч.ство, .л.ктрический, инж.нер, ненас.ный, б.лет, трен.рский, к.мандир, в.ликий, с.лдат)

Взаимопроверка. Сравни работу на карточках и работу на доске. Слайд 19

На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

( Имя существительное — часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное — часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— Найдите из словарных слов только имена прилагательные (имена прилагательные мужского рода) . Докажите.

— Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)

— Преобразуйте прилагательные в 1в — средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.

— Что можете сказать об окончаниях прилагательных ? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

7. Минутка чистописания

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке:

м.р. — ж.р. – ср.р. Слайд 20 (ойыйий аяяя оеее)

— Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

— Расскажите об окончаниях прилагательных. Слайд 21

8. Постановка проблемы и выход из нее

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. А о чем они пишут?

Журналисты ищут интересный материал о жизни удивительных людей.

Давайте прочитаем строки поэта Николая Добронравова в упр.152.

О каких ребятах-героях пишет поэт?

А вы знаете о таких героях? Некоторые из наших ребят побывали уже журналистами и отыскали материал о детях-героях. Они написали небольшие заметки. Послушайте.

Подготовленные ребята рассказывают о пионерах-героях ВОВ (Чистяков К.,Кузнецова К, Куликов А.) Слайды 22-24 – фото пионеров-героев

Он родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Валя был членом подпольной организации, сражался в партизанском отряде наравне со взрослыми.

На его счету — шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, — это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

– Журналист должен уметь работать с разной литературой, с разными источниками информации.

Знакомство с новым словарным словом. Работа с толковым словарем.

Запишите в словарики новое слово – герой, героический, геройский

Слайд 25 Устно упр.154.

Склонение словосочетания геройские поступки из упр.152

(один ученик у доски) Проверка Слайд 26

Определение частей речи

— Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Столовая посуда – им.прил. Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил. Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил. Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу – им.сущ. Дежурный полицейский – им.прил.

9. Работа с пословицами.

-Прочитайте и обьясните смысл пословиц № 149

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж.

(Один ученик к доске)

— Записать пословицы, вставив пропущенные безударные падежные окончания прил. Укажите падежи сущ. и прил.

Возникает проблема : как написать окончание прил? Слайд 27

Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний — тетради для правил

Алгоритм Слайд 28

1 . Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

-сверьте написание окончаний с доской

Сделайте вывод: Слайд 29

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано. Слайд 30

— Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной. Вот послушайте, как звучат прилагательные в стихах Андрея Дементьева.
Читает учитель: 1 стих.

Далее читают дети.

А какие стихи о России вы можете вспомнить, которые мы с вами учили на уроках лит. чтения? (Половинкин И., Лошкарева И.)

(Игорь Северянин «О России петь, что стремиться в храм»,

О России петь, что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь – что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…)

Сергей Есенин «С добрым утром!»

Задремали звезды золотые ,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.)

— Какие красивые словосочетания с прил. употребляет автор?

10.Задание по выбору (дифференцированное)

Кто желает выполнить несложное задание — №150 (1)

— А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на Слайд 31

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)

Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.

Проверка: — Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)

11. Творческое задание в парах № 151 (1-2 словосочетания)

– Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах.

Проверка полученных словосочетаний.

12.Составления синквейна Россия.

13. Рефлексия урока. Слайд 32 Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

— По какой теме мы работали? Что нового сегодня узнали? Чему научились? Что на уроке для вас было интересно?

— А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

— Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

— А ты что делал целый день?

— Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

— А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

— А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

14. Домашнее задание. Слайд 33

Написать заметку в классную газету, которую мы попробуем выпустить к 23 февраля о героях войны или о геройских поступках на войне или в наши дни

Урок русского языка по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Цели:

  • формировать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных;
  • совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, наблюдать зависимость имён прилагательных от имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.

Материал: учебник русского языка, автор Зеленина Л.Н. Хохлова Т.Е. , 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: репродукция картины с зимним пейзажем, слайды, картинки с изображением птиц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы повторим правописание падежных окончаний имён прилагательных. Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.



Я знаю не всё.

Я знаю отлично.

– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

– Посмотрите на план нашего урока:

Сегодня на уроке:

  1. Я всё запомню.
  2. Минутка чистописания.
  3. Работа с новым словарным словом.
  4. Исследовательская работа.
  5. Задания в тексте.
  6. Работа над упражнением.
  7. Составление графика.
  8. Проверка памяти.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

– С планом ознакомились?
– Настроение бодрое?
– Значит можно начинать урок.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, круглолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.

– Сегодня в гости мы пойдём к … (зиме).

– Посмотрите на репродукцию и скажите, какие ассоциации вызывает у вас вид зимнего леса.

II. Развитие внимания и памяти

– Зима прости вас запомнить следующие слова, которые нам будут нужны в конце урока.

Мороз, снег, сугроб, узор, пух, сказка, чудо.

III. Минутка чистописания

В царство Зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес –
В него заходим.
Узоры дарит нам Зима.

– Сейчас минутка безотрывного письма.

Вьюги да метели под февраль полетели.

– Как вы понимаете эту пословицу?

IV. Работа над новым словарным словом

– Можем ли мы сказать, что зима – прекрасное время года? Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый».
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Какой частью речи является?
– Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
– Подберите антоним. (Ужасный)
– Что означает выражение «В один прекрасный день»?
– Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

V. Исследовательская работа. Повторение об имени прилагательном. (На слайде)

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Л.Яхнин?
– Что хотел сказать автор, употребляя это слово?
– Какой частью речи является это слово?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Какую роль они выполняют в нашей речи?
– Как изменяются?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить …

VI. Работа по теме урока

Сильный ветер вдруг подул.
И все окончания прилагательных сдул.

– По ходу работы определяйте опасные места. (Задание на слайде)

(Учащиеся комментируют у доски, работают в тетрадях).

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

VII. Физминутка

VIII. Работа над упражнением в учебнике

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
– Какой формы клюв у синицы?
– Чем она питается?
– Что можно сказать о форме клюва дятла?
– Что удобно делать птице таким клювом?
– У какой птицы клюв острый, загнутый вниз?
– Чем питается ястреб?
– Найдите прилагательные, которые использует Г. Скребицкий для описания клюва синицы, дятла, ястреба.
– Закройте учебник и напишите о клюве одной птицы. Выделите окончания имён прилагательных.

Чтение детьми написанного. Проверка в парах.

– Какое задание дано в упражнении? Прочитайте.
– Сделайте морфологический разбор имени прилагательного.

IX. Графическая работа. (Построение графика). Работа по карточкам и на доске.

1. Лесн.. красавица
2. По глубок… снегу
3. Молод… месяца
4. Зимн.. лесом
5. С син.. неба
6. В тёпл.. шарфе
7. В тёмн.. небо
8.Ранн.. утром
9. По бел.. скатерти

X. Проверка памяти

– Вспомните и запишите в столбик слова, которые нам подарила зима в начале урока. (Проверка. Чтение детьми по 1 слову. Сравнение с доской)
– Кто запомнил все слова? 6 слов? 5 слов? Молодцы. А остальным ребятам надо потренировать свою память.
– Дома вам предстоит творческая работа. К данным существительным подберите подходящие признаки. Используя эти словосочетания составьте текст о зиме.

XI. Итог урока

– А сейчас обратимся к нашей рефлексивной таблице. Оцените теперь свои знания после проделанной работы на уроке. Поставьте значок на полях. Сравните с о значком, поставленном в начале урока. У кого значок изменился?
– Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы показали свои знания и получили следующие оценки.

Литература: методическое пособие по русскому языку Я.Ш.Гараева, отрывки из произведений Л.Яхнина, Г.Скребицкого)

Построение графика.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляются названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

(Методическое пособие по русскому языку автор Я.Ш.Гараева)

Конспект урока «Правописание падежных окончаний имен прилагательных 4 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Открытый урок русского языка в 4 А классе

УМК «Школа России»

Тема: Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Цель: упражняться в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных, применять алгоритм проверки

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, числам и падежам; определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: формировать интерес к профессиям, в частности к профессии журналиста, развивать интерес к чтению газет и журналов, к героической истории своей страны на примерах подвигах пионеров-героев ВОВ, анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в работе в парах, в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и ваше внимание.

Пусть наш урок пройдет под девизом.

Но сначала я предлагаю вам потереть ладошки. Потёрли? А теперь приложите их к своим щёчкам. Чувствуете тепло? Тепло – это жизнь, а жизнь – это самое дорогое, что у нас есть. Жизнь надо беречь. Сегодня на уроке мы будем помнить о здоровье, беречь наши глазки, спинку, помнить о правильной осанке.

Садитесь. Запишите число. Классная работа.

2.Самоопределение к деятельности.

– Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

– Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.)

Скажите, а в Джанкое выпускаются газеты? Вы знаете как они называются? Кто выписывает газеты местного издательства?

Сегодня вы, ребята, попробуете себя в роли журналиста.

– Журналист — это человек, который должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова .

ЖУРНАЛИСТ — Литературный работник, занимающийся журналистикой .

ЖУРНАЛИСТИКА – деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.).

– У вас есть план урока, на этом плане дана работа для каждого. Итак, мы начинаем. После выполнения задания, вам необходимо напротив поставить либо + (если вы это задание выполнили хорошо и без ошибок), (если выполнить задание вам не удалось) или ? (если у вас останутся вопросы)

3. Минутка чистописания.

– Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.)

ая ой ее ый ое яя ий

Что вам напоминают данные сочетания букв? (Окончания имён прилагательных в единственном числе).

— Распределите их на группы. ( 1гр. Окончания имён прилагательных женского рода. -ая , -яя 2 гр. Окончания имён прилагательных мужского рода. -ий, -ый, -ой 3 гр. Окончания имён прилагательных среднего рода -ое, -ее).

— Какие бывают окончания имён прилагательных? (Ударные и безударные).

— Проверьте и оцените свою работу – подчеркните лучшие написания.

— Расскажите об окончаниях прилагательных.

4. Формулирование темы и цели урока. Построение плана действий на уроке.

Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока ? ( Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных ).

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

(Закрепить знания об имени прилагательном, упражняться в правильном написании окончаний прилагательных в косвенных падежах, задуматься над его ролью в тексте и нашей речи .

5. Актуализация знаний.

-Прежде, чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить тот материал, о котором он будет рассказывать. Поверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведем тестовую работу.

Работаем в парах . Посмотрите на тесты, которые у вас на столах. (Каждая пара получает один тест)

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой? какая? какие?

Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) –ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой.

Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и числам е) по родам, числам, падежам о)по падежам

С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

Прилагательных больше всего в текстах —

а) повествованиях и) описаниях е) рассуждениях

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

-Какое ключевое слово вы получили? (Склонение)

6. Словарно-орфографическая минутка.

Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удается вам — проверим.

Переходим к словарно-орфографической работе. (на карточках вставить буквы)

( Ап…етит, к.л.грамм, г…зета, .л.ктрический, инж.нер, изд…лека, со…нце, косм…с, к..л…метр, в.ликий, с.лдат )

Взаимопроверка. Сравни работу в тетрадях и на экране.

На какие две группы можно разделить слова? ( Имена существительные и прилагательные и др. )

( Имя существительное — часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

(Имя прилагательное — часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

— Найдите из словарных слов только имена прилагательные

— Найдите общий признак у имен прилагательных (род, окончания прилагательных мужского рода)

— Преобразуйте прилагательные в 1в — средний род, 2в – женский род, выделите окончания. ( 2 ученика работают у доски) Проверка.

— Что можете сказать об окончаниях прилагательных ? (делается вывод об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода)

7. Постановка проблемы и выход из нее

Склонение имени прилагательного.

Мы с вами выяснили, что журналисты пишут статьи в средства массовой информации – газеты, журналы, на радио и телевидение. Их основной рабочий инструмент – слово. Журналист должен не только разбираться определении лексического значения слова, но и правильно использовать его формы.

Знакомство с новым словарным словом.

Запишите в словарики новое слово – вагон. Какая гласная находится в сильной позиции? Поставьте ударение.

Устно стр. 33 упр.70.

Склонение словосочетания почтовый вагон из упр.70

(один ученик у доски) Проверка

Определение частей речи

— Попробуйте определить части речи следующих слов, что это : им.сущ или им.прил? Присядьте, если услышите имя сущ., поднимите руки, если это имя прил.

Зимний, серебристая, солнце, воспитанный, соленое, квартира, журнал, адрес, веселое, озорная, парта, урок, мама, счастливая.

8. Работа с пословицами.

-Прочитайте и обьясните смысл пословиц

-А сейчас прочитайте пословицы внимательно ещё раз и запишите в тетрадь только ту из них, в которых прилагательные являются антонимами. У прилагательных выделите окончание, определите падеж. — Для начала вспомним, что такое антонимы?

(Один ученик к доске)

Возникает проблема : как написать окончание прил?

Дети отвечают: по алгоритму. С алгоритмом мы познакомились на прошлом уроке. Откройте свою копилку знаний.

1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.

4. Написать окончание.

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.

— Для чего необходимы имена прилагательные в речи?

Да, прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

— Послушайте предложение. Наступила зима.

— С помощью прилагательных сделайте данное предложение более выразительным.

Н – р: Наступила холодная, снежная зима.

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены?

— Определите, какое это предложение по цели высказывания?

— По количеству грамматических основ?

— По наличию второстепенных членов?

— Что вы можете сказать о словах холодная и снежная ?

— Выполните разбор слова по составу по вариантам. Два ученика у доски.

9.Задание по выбору (дифференцированное)

Кто желает выполнить несложное задание — №76 стр. 36 (списать, вставляя пропущенные оконания и запятые)

— А для тех, кто хочет попробовать свои силы в более сложном задании, внимание на

Журналист собирает материал, чтобы написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым? (прил.)

Задание: Вместо сердечек подобрать подходящее по смыслу имя прилагательное. Записать предложения. Определить род, число, падеж имен прилагательных.

Мы живем в нашей (любимой) стране Россия. Хороши наши (бескрайние) поля, (зеленые) леса, (глубокие) реки. Мы бережем (родную) природу.

Проверка: — Прочитайте свои тексты. Объясните, как вы определяли падеж имен прилагательных ( по падежу сущ.)

— Творческое задание: Составления синквейна Россия.

10. Задание Корректоры». Текст написан, но нужно последний раз журналисту еще раз его проверить, все ли правильно. Обнаруживается, что окончания у некоторых имен прилагательных неверны. Вставьте окончания.

Было ясное летние утро. По синим небу плыла легкая туча. С ближнему поля поднялись крикливыми гуси.

13. Рефлексия урока. Заполнение листов достижений

Отметки за урок. Комментирование отметок.

— По какой теме мы работали?

— Продолжите предложение и выразите свое мнение по данному уроку.

— А сейчас послушайте притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил:

— Что ты делал целый день?

И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил:

— А ты что делал целый день?

— Я добросовестно выполнял свою работу.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил:

— А я принимал участие в строительстве храма.

-Попытайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

— А теперь оцените свою деятельность на уроке:

Кто работал так, как первый человек – поднимите черный камень.

Кто работал, добросовестно – зеленый квадратик.

Кто принимал участие в строительстве храма Знаний на уроке – цветок.

Спасибо за работу!

14. Домашнее задание. Слайд 33

Задание по выбору: 1. Стр. 37 упр. 79. Вам необходимо списать, дописывая падежные окончания имён прилагательных.

2. Написать небольшой текст об интересном событии, произошедшем когда-то в вашем селе.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/549394

http://infourok.ru/konspekt-uroka-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imen-prilagatelnih-klass-3598202.html