Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
план-конспект урока по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_slov_s_neproiznosimymi_soglasnymi_v_korne.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ.
Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:
Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.
Овладение способами проверки.
— развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
— пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.
— выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.
1. Мотивация к учебной деятельности
— Начинаем урок русского языка. Над чем работали на прошлом уроке? (Тренировались в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне)
— Сегодня вы продолжите открывать новые знания о правописании слов, как вы будете это делать? (Мы сначала выясним, что мы не знаем, а затем сами откроем новое.)
— Трудностей не боитесь?
— Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)
— С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Задание 1. Работа с сигнальными карточками
Прочитайте слова: резкий голо., ши.ка, улы.ка.
-Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)
-Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена?
Переск.зать, с.сновый, св.тильник.
— Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)
-Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)
-Как проверить правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)
-Назовите эти изученные орфограммы. (Парные согласные в корнях слов, безударные гласные в корнях слов)
— Почему для проверки подбираем однокоренные слова? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково).
-Молодцы! Что вы повторили?
— А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)
— Посмотрите на слайд. Кто это? (Сказочный персонаж, очень известный). Запишите на планшете. (Известный.)
-Поднимите планшетки, посмотрите, как написано слово известный? (Слова написаны по-разному)
-Что у вас возникло? (затруднение)
— Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать.)
3. Выявление места и причины затруднения
— Какое задание вы выполняли? (Надо было написать слово известный.)
-В чём возникло затруднение? (Написали по-разному)
— Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила , по которому пишется это слово)
4. Построение проекта выхода из затруднения
-Какую цель поставим перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)
-Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)
-Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)
— Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «известный», как и для других орфограмм в корне слова.)
-Построим план выхода из затруднения.
- Подобрать однокоренные слова.
- Выделить корень во всех словах.
- Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.
- Сделать вывод.
- Зафиксировать новый алгоритм.
5 этап. Реализация построенного проекта.
— Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Если не понял, переспроси.
5. Свое несогласие высказывай вежливо.
— Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.
По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.
— Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.
— Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово известный и почему.
Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.
— Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово известный, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень вест-, а затем написать в слове известный такой же корень, т.е. с буквой т.
— Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)
-Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.
2. Постановка темы урока.
Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
— Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
— Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
— Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
— Зная тему урока, дополните цель.
Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.)
— Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?
( [д],[т],[ф],[л] )
— Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не
допускать ошибок. (д,т,в,л)
Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.
Д Т В Л
— Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть
сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)
— Молодцы! Выполним упражнение 223 стр.117.
— Прочитайте данные слова.
— Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?
— Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?
— Подберите проверочное слово к слову солнце.
— Сделайте вывод, как проверить написание буквы непроизносимого согласного? (Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.)
— Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки.
-Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения по русскому языку на стр.118, 119.
Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.
-Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова известный будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – весть.)
-Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)
-Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)
-Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)
— Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Выполним упражнение 224.
— Прочитайте. (Д. св.данья, красно лето,
— В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?
К доске приглашается ученик, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяются по правилу и записывают в тетради упражнение.
Работа по карточкам.
Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочное слово.
Работа в группах.
1 вариант Чес…ный , чудес…ный .
2 вариант Хрус…нуть , прекрас…ный.
— Проверьте по образцу.
(1 вариант: Честен, честь – честный, чудесен – чудесный.
2 вариант: хрустеть, хрустит – хрустнуть, прекрасен — прекрасный)
— Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.
-В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)
-Далее последует самостоятельная работа.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по правилу.
-Открываем рабочую тетрадь стр.61 упражнение 154.
-вставьте пропущенные буквы в первых трёх словах.
— Проверьте себя по образцу. (Доблестный, честный, звёздное)
-У кого возникли затруднения?
— В каком шаге алгоритма вы ошиблись?
-В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)
— Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)
— Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».
— Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
-При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)
— Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, это у нас упражнение 228(1).
1.Мороз и со(?)нце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный-
Пора, красавица, проснись…
— Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово солнце, прелестный.)
− Как вы можете их проверить? (Подобрать проверочные однокоренные слова.)
-В каких словах с пропущенными буквами нет непроизносимого согласного звука? (чудесный)
— Как его проверить? (Тоже подобрать однокоренное проверочное слово)
— С такими словами мы будем работать на следующем уроке.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)
— Достигли мы цели? (Да.)
— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)
— Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
-Кто смог открыть новое знание сам?
-Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)
-Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)
На уроке по теме « Слова с удвоенными и непроизносимыми со_гласными» я узнал(а) …, понял(а) …, научился(лась) … .
Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .
«Я полностью справился с заданием самостоятельно».
«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»
«Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова»
Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма — деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной.
Методическая разработка по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова».Школа России, 3 класс
В этой разработке показана технология АМО: «В гостях у снежной Королевы», «Апплодисменты», «Зимние орфографические снежки», карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям .
Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»
Конспект урока в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА» Разработка содержит материал по развитию речи на данную.
Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова Канакина 3 класс
Урок проблемно деятельностной технологии.
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова
Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.
Урок русского языка «Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова» 3 класс
Урок русского языка «Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова» 3 класс.
Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»
В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: — формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель.
Конспект урока по русскому языку «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема « Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова».
Цель:
Развитие умения различать слова с непроизносимыми согласными в корне от парных согласных и удвоенных согласных, учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Познавательные УУД
Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы, на основе анализа объектов делать выводы; о бобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД
Р азвиваем умение слушать и понимать других, с троить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; о формлять свои мысли в устной форме, у мение работать в паре.
Регулятивные УУД
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), о существлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты
Р азвиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции; о ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Оборудование: карточки, слайды.
Технологическая карта урока
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова
Цель: Развитие умения различать слова с непроизносимыми согласными в корне от парных согласных и удвоенных согласных, учиться грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»;
формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова;
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.
развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи и обогащение их словарного запаса;
развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации;
развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти;
развитие непроизвольного и произвольного внимания.
развитие рефлексии и адекватной самооценки.
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
воспитывать позитивно- ценностное отношение (терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности) к окружающему миру и людям ;
воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям;
воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Регулятивных : определять цель, составлять план, оценивать результат;
Познавательных : ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию, перерабатывать ее (анализ, сравнение, классификация), представлять информацию в разных формах;
Коммуникативных : доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать;
Личностных : оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы.
Непроизносимыми согласными в корне слова
Русский язык, 4 класс: учебник
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группе
План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».
План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне».»
Русский язык. 3 класс. УМК «Школа России».
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 120-121)
Целевой компонент урока
Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: создание благоприятных условий для осознания, осмысления и закрепления блока изученной учебной информации о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне, формирования орфографических и морфемных понятий и умений, орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся.
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний и умений обучающихся о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне; по формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; расширению кругозора обучающихся.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету; интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Личностные: проявлять интерес к русскому языку, осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность; умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы, осознать ценность совместной работы.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике; извлекать информацию, представленную в разных формах; умение строить логическую цепочку рассуждений; умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи; владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися; ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работать в группе.
Предметные: умение находить и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне; определять и выделять корень слова; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, В.П. Канакина, карточки для работы в группе.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-pravopisanie-slov-s-neproiznosimimi-soglasnimi-v-korne-slova-1958250.html
http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-russkogo-iazyka-v-3-klasse-pra.html