Конспект урока по русскому языку правописание сложных прилагательных

Правописание сложных имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Урок систематизации правила написания сложных имён прилагательных. В данном уроке интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
pravopisanie_slozhnykh_prilagatelnykh.docx44.42 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.

Правописание сложных имён прилагательных.

  • Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён прилагательных;
  • Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.
  • Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных, опираясь на социальный опыт;
  • Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;
  • Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии дифференцированного обучения;
  • Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки».

Форма организации познавательной деятельности:

работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество

  • Мультимедиапроектор
  • Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных»

Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).

  1. Организация демонстрации обучающимся владения старым способом.
  1. Актуализация знаний:

Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир.

Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических очертаний; мелкие детали для него пропадают.

Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не замечаются.

«В лицее, — вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, — мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!»

— О каких людях шла речь в тексте?

— Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ.

(Плохо видящий на далёкое расстояние// перен . Непроницательный, недальновидный)

— Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий)

— Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ?

Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький , т.е. « близковидящий ». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух одинаково звучащих слогов (зо-зо) один выпал, и получилось близорький . Ошибочно связав новое слово со словом рука , люди стали говорить близорукий .

  1. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

— В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:

  • Короткий нос – ( курносый)
  • Голубые глаза – ( голубоглазый)
  • Широкие плечи – ( широкоплечий)
  • Красные щеки – ( краснощекий)
  • Радуется жизни – ( жизнерадостный)
  • Любит себя – ( самолюбивый)

— Что объединяет все эти слова? ( способ образования )

  1. Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения

— Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных: случаи слитного и дефисного написания.

— Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить сложные имена прилагательные в жизни.

  1. Организация изучения учебного материала

— Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение:

Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободы.

— Согласны с высказыванием? Аргументируйте.

Аргументированные высказывания обучающихся.

— Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и покажите знания.

— Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока? Как оно образовалось?

— Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте его.

Индивидуально-авторский стиль — это изюминка журналиста. Истоки авторского стиля — в умении убеждать сложившимися социально-психологическими стереотипами.

— Можно ли сказать, что индивидуально-авторский стиль присущ любому профессионалу?

— Найдите в предложениях сложные прилагательные.

Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу.

Интерактивное обсуждение , работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь.

Конспект урока русского языка по теме «Правописание сложных имен прилагательных» (6 класс)

Тема урока: «Правописание сложных имен прилагательных»

Цель урока: формировать у школьников целостную систему ведущих знаний по теме «Правописание сложных имен прилагательных», создать условия для проявления познавательной активности обучающихся через содержание, методы и организацию учебного занятия.

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения:

— о сложных прилагательных;

— о правописании сложных прилагательных (слитно и через дефис)

— о связи изучаемого материала с реальной жизнью

— уметь отличать простые прилагательные от сложных;

— уметь правильно писать сложные прилагательные (слитно или через дефис);

— уметь использовать прилагательные в устной и письменной речи.

2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

— сформировать позитивное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

— совершенствовать навыки групповой работы;

— помочь учащимся осмыслить практическую значимость приобретаемых знаний и умений;

— создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

4. Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Тип урока : урок открытия нового знания

— умение отличать простые прилагательные от сложных;

— усвоение правила написания сложных прилагательных (в каких случаях пишется слитно, в каких – через дефис);

— понимание алгоритма действий при выборе правильного написания прилагательного; умение обосновать свой выбор;

— умение применять на практике полученные на уроке знания;

способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

— выработка умений работать с учебной информацией;

— готовность к сотрудничеству с одноклассниками;

— формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

— стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы на основе сравнения.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Есть хорошая русская пословица: «В детстве не научишься — всю жизнь промучишься». Как вы понимаете её? Что имеется ввиду? (Варианты ответов). Надо сегодня поработать так, чтобы мы научились новому, и нам не пришлось бы в будущем краснеть от безграмотности (т.е. «мучиться»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Чтобы не быть безграмотными, мы должны усвоить правила правописания слов, а каких именно, мы скоро узнаем.

Начнем с повторения. Предлагаю игру «Да — нет»

Имя прилагательное – это часть речи? (да)

Имена прилагательные отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (нет)

Имена прилагательные обозначают признак предмета? (да)

Имя прилагательное связано с именем существительным? (да)

Имена прилагательные в предложении являются только сказуемыми? (нет)

Слово «ЖЕЛЕЗНО(?)ДОРОЖНЫЙ» — это имя прилагательное? (да)

— Что вы можете сказать о слове «железнодорожный»? Что это за слово?

ЧТО ТАКОЕ СЛОЖНЫЕ СЛОВА? (выберите верный ответ на вопрос)

Все непонятные слова называются сложными.

Все длинные слова называются сложными.

Слова, в которых два корня, называются сложными.

Вывод: Значит, слово «железнодорожный» – сложное!

3. Постановка учебной задачи.

А как правильно написать это слово?

Сегодня мы отправимся путешествовать по ЖЕЛЕЗНО(?)ДОРОЖНОМУ полотну на паровозике. Вот вам маршрутные билеты, где вы будете проставлять заработанные баллы. Но люди обычно перед тем, как отправиться в путешествие собирают багаж! Для обычного путешественника – это самые необходимые вещи. А для нас, для нашего необычного путешествия – это знания.

Небольшой словарный диктант (на листочках)

Паровоз, юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, словообразование, горнолыжный, ярко-желтый.

-При написании этих слов, какие правила пришлось вспомнить? (правописание сложных имен существительных)

-Проверьте себя по эталону. Кто допустил ошибки?

Паровоз, юго-восток, северо-западный, сельскохозяйственный, плащ-палатка, ярко-желтый, чёрно-белый, умный-преумный, четырехэтажный, литературно-музыкальный, горнолыжный, словообразование.

-Какие слова у вас вызвали затруднение? (северо-западный, умный-преумный, литературно-музыкальный, ярко-желтый, горнолыжный, черно-белый, сельскохозяйственный)

-Почему? Чего не знаем? (это прилагательные, не знаем, как пишутся эти слова; не знаем правила правописания).

Значит, темой нашего сегодняшнего урока будет: «Правописание сложных имен прилагательных» (запишите в тетрадях)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Но люди обычно отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью.

Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать цель, используя опорные слова, записанные на доске:

Цель урока: 1) познакомиться с …(правописанием сложных имен прилагательных);

2) учиться находить …(орфограмму) и правильно … (писать сложные имена прилагательные).

— А где и как мы можем узнать правила? (в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

— А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

— Составим план выхода из затруднения? (1.Понаблюдать 2.Сравнить 3.Обобщить, сделать выводы).

Чтобы ехать, нужно купить билет. Билеты получат те, кто будет активно работать, отвечая на вопросы по повторению. (за правильный ответ получают жетоны-билеты)

5. Реализация построенного проекта.

Остановка 1 «Собираем рюкзак». Возвращаемся к записанным словам. Предлагаю провести исследование и понаблюдать за словами. Посмотрите на слова.

ярко-желтый северо-западный сельскохозяйственный чёрно-белый умный-преумный четырехэтажный литературно-музыкальный горнолыжный

— Посмотрите и подумайте, как пишутся сложные прилагательные. Кто что увидел, заметил? ( умный- преумный слова повторяются.)

-Правильно. Т.е. слова, которые образовались повтором слов, пишутся через дефис.

Черно-белый . Что обозначает слово? Есть еще подобные слова? (цвет, оттенок цвета)

-Следовательно, слова, обозначающие оттенок цвета, тоже пишутся через дефис.

Северо-западный . (Мы знаем, что слово северо-запад – сложное существительное, обозначает сторону света. Оно пишется через дефис. А северо-западный — это прилагательное, и оно, наверное, так же пишется через дефис.)

-Итак, прилагательное, образованное от существительного, которое пишется через дефис, тоже пишется так же, через дефис.

— Посмотрите на слово литературно-музыкальный. Почему оно пишется через дефис? Никакие вышеуказанные правила не работают. Обратимся за помощью к учебнику стр.182 , 2 пункт правила.

— Попробуем составить алгоритм

Условия слитного и дефисного написания сложных имен прилагательных

можно заменить обозначает образовано от состоит из повтор

словосочетанием оттенок цвета существительного двух само-

которое пишется стоятельных

ПИШУ ↓ через дефис слов ↓

↓ ПИШУ ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Горнолыжный ярко-желтый юго-восточный плодово-ягодный умный-преумный

Остановка 2 «Завал». Впереди завал. Кто сможет разобрать завал?

Образуйте все возможные сложные прилагательные. Красный, черный, яркий, белый, светлый, синий, голубой, темный.

Остановка 3 «В вагоне». Люди в поезде знакомятся, что-то рассказывают друг другу. Вот одна такая история. Запишем её.

«А у нас растет брусника, кроваво-красная ягода, листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. В глухих местах, где живет глухарь, встречается костяника, темно-фиолетовая ягода»

(Брусника – это вечнозеленый полукустарник семейства брусничных, в высоту он достигает 20—25 см, имеет очередные, кожистые, толстые, зимующие листья. Цветки брусники очень мелкие, колокольчатые, бело-розового цвета с приятным слабым запахом. Плоды имеют правильную шаровидную форму, достигают 8 мм в диаметре. Ягодки ярко-красные, с блестящей глянцевой поверхностью.
Эта красивая красная ягодка любит смешанные хвойные сухие леса, торфяные болота и кустарники, реже ее можно встретить в болотистых лесах северной России.)

Остановка 4 «Творческая». Подбери к выделенным словам сложные прилагательные.

Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки . Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах .Кроны сосен темнеют на фоне неба . Со всех сторон слышится пение птиц.

Настали весенние дни. В прошлогодней желто-коричневой траве проглядывают свежие ярко-зеленые стебельки. Юго-восточный ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на белоствольных березах.Кроны вечнозеленых сосен темнеют на фоне ярко-голубого неба. Со всех сторон слышится разноголосое пение птиц.

Остановка 5 «Станция»

Опять вокзал. Перрон и суета.

Шипенье пара, крики паровозов.

И где-то за пролетами моста

Закат вечерний золотисто-розов.

Что вы можете сказать о прилагательном «золотисто-розов»?

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с упражнением учебника № 219. По цепочке проговариваем правописание слов. Например, бледно-зелёный пишется через дефис, потому что обозначается оттенок цвета.

7. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

(Темно)синяя туча, (задумчивая и мечтательная) девушка, (военный и полевой) госпиталь, (проводит нефть) труба, (пепельно) серый дым, (высокая гора) ущелье, (двадцать пять этажей) дом.

Задание: образуйте сложные прилагательные, пишите их слитно или через дефис.

Темно-синяя туча, задумчиво- мечтательная девушка, военно-полевой госпиталь, нефтепроводная труба, пепельно-серый дым, высокогорное ущелье, двадцатипятиэтажный дом.

8. Включение в систему знаний и проверка знаний.

А 1. Выбери правильный ответ:

1) Сложные прилагательные могут быть написаны как раздельно, так и слитно.

2) Сложные прилагательные никогда не пишутся раздельно.

3) Сложные прилагательные могут быть написаны слитно, раздельно и через дефис.

А 2. Дефис не пишется в слове:

3) (северо) восточный;

А 3. Слово пишется через дефис:

1) (глубоко) уважаемый;

2) (плодово) ягодный;

А 4. Слова пишутся только слитно:

1) (бледно) розовый, (кино) фестиваль, (темный) темный;

2) (ближне) восточный, (полу)оборот, (вагоно) ремонтный;

3) (кисло) сладкий, (широко) экранный, (дальне) восточный.

А 5. Слова пишутся только через дефис:

1) (микро) район, (Санта) Круз, (пол) часа;

2) (юго) восточный, (лесо) руб, (пол)огурца;

3) (премьер) министр, (русско) английский, (хитрый) прехитрый.

В 1. Какое словосочетание в каждом ряду лишнее?

1) (Сельско)хозяйственный труд, (русско)удмуртский словарь, (железно)дорожный путь.

2) (Древне)русские города, город (Санкт)Петербург, на (северо)западе страны.

3) (Культурно)хозяйственный план, (дет)садовский дворик, (тысяче)летний юбилей.

А 3. (2) В 1. 1. Русско-удмуртский словарь

2. Древнерусские города

3. Культурно-хозяйственный план

7-8 правильных ответов – оценка «5»

5-6 правильных ответов – оценка «4»

4 правильных ответа – оценка «3»

— Сегодня я понял____________.

— Сегодня я научился_________ .

— Какие затруднения испытали на уроке?

— Зачем нужно изучать эту тему?

Я вам прочитаю стихотворение, а вы на слух попробуйте определить

— сколько в нем сложных прилагательных

— сделайте вывод о том, насколько важны знания, полученные на уроке

Шел на северо-восток.

Так он к вечеру устал

Аж лимонно-желтым стал,

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

Скажет каждый педагог:

«Этот парень – голова,

Знает сложные слова»!

— Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Оценки за тесты: «5» —

Подсчитайте количество полученных в ходе урока билетиков! (данные внесите в билет)

Какие себе оценки поставили? (Оценочные карточки)

10. Домашнее задание на карточках.

Образуйте из предложенных слов сложные имена прилагательные и составьте с ними словосочетания.

Урок русского языка по теме «Правописание сложных прилагательных». 6-й класс

Класс: 6

Цель: развитие навыков исследовательской деятельности, формирование логического мышления при выполнении различных по форме и уровню сложности заданий, усвоение новых знаний (условий слитного и дефисного написания имён прилагательных), развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: закрепление знаний учащихся о правописании имен прилагательных, формирование орфографической зоркости.

1. Терминологический диктант (ежеурочно готовят сами дети. Как вариант можно вызвать несколько учеников с подготовленными терминологическими диктантами, чтобы они продиктовали свои слова-термины другим детям и потом проверили написанное):

Грамматическая основа, превосходная степень, краткое прилагательное, пунктуационный разбор, подлежащее, второстепенные члены предложения.

— Какое задание можно дать по предложенному диктанту? (Обозначить все орфограммы, прокомментировать их).

2. На доске записано предложение для синтаксического разбора:

На самой красивой полянке (не)большой берёзовой рощи мы увидели ярко(красный) цветок.

— Какую тему мы изучаем? (Имя прилагательное.)

— Посмотрите, пожалуйста, на предложение. Какие вопросы по орфографии и пунктуации можно задать, используя только данное предложение?

(- Дать характеристику предложению.

— Найти в предложении грамматическую основу.

— Дать характеристику именам прилагательным, которые есть в предложении.

— Что за форма прилагательного самой красивой? Как она образована.

— Как пишется прилагательное небольшой?

— С какими трудностями столкнулись, работая над предложением? (Не знаем, как пишется слово ярко-красный)).

— Что вы можете сказать об этом прилагательном? (Сложное).

— Определите цель сегодняшнего урока. (Научиться писать сложные прилагательные).

3. Работа с учебником: параграф 107.

— После прочтения параграфа у вас в тетрадях должна появиться схема правописания сложных прилагательных.

Сложные прилагательныеслитночерез дефиссложное прилагательное образовано на основе подчинительного словосочетаниясложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефиссложное прилагательное образовано путём сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и (на основе сочинительного словосочетания)

Есть слова, которые необходимо запомнить:

Общественно полезный, но
Общественно-политический

Приведите по 2-3 своих примера к положениям, данным в схеме (слова можно взять из упражнений к параграфу 107).

4. Тренировочные упражнения.

А) Комментированное письмо.

(Жаро)понижающий, (жизне)радостный, (зимне)весенний, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (национально)освободительный, (молочно)кислый, (право)бережный, (снежно)белый, (электронно)вычислительный, (общественно)полезный.

Б) Выборочный диктант. Выпишите только сложные прилагательные, объяснив условия их написания:

Одним ярко-желтым осенним днем из вагона нью-йоркского поезда, который опоздал на полчаса, выпрыгнул человек в серо-зеленом костюме, старых-престарых ботинках и с русско-французским словарем в руках. Это был президент крупной финансово-промышленной компании, которая заключила контракт с Санкт-Петербургским драматическим театром.

В) Устная работа с тестовыми заданиями:

1. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):

а) образованы на основе подчинительного словосочетания;

б) обозначают оттенки цветов;

в) образованы от сложных существительных, которые пишутся через дефис;

2. Найдите сложное прилагательное, которое пишется через дефис:

3. Найдите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

5. Творческое задание (выполняется на выбор учащихся: по группам или самостоятельно). Написать миниатюру на свободную тему, используя как можно больше сложных прилагательных. Было бы неплохо, если бы вы включили и другие орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.

Образцы выполненных заданий.

Веселый день рождения.

У моего друга завтра день рожденья. Мы купили ему в подарок ярко-синий шарик с ярко-красными и желто-зелеными квадратиками, похожими на шахматно-шашечное поле. Также смастерили ему бумажно-картонный средневековый замок в темно-красных и темно-зеленых тоннах. Еще мы приготовили торт с плодово-ягодным джемом внутри.

Так как его дом находится в трёх километрах от нашего, в юго-западном районе, нам пришлось катить торт на ненадежной небольшой тележке. Также мы подарили ему коробку с бело-розовым и бело-синим зефиром. Другие ребята подарили ему матросскую фуражку, томик древнерусской литературы в ярко-красном переплете, кожаный жакет, русско-немецкий словарь в бледно-зеленом переплете и русско-английский словарь в ярко-зеленом переплете. На его празднике мы устроили шахматно-шашечный турнир и литературно- музыкальный конкурс. Всем было очень весело, но самым счастливым был, конечно, именинник!

(Бокова Вероника, Зайцев Кирилл, Рамазаева Ксения, Тутубалина Юлия)

Чаепитие

Сегодня я устроила чаепитие со своими друзьями из шахматно-шашечного клуба. На тёмно-синий стол я поставила плодово-ягодный джем и налила чай в светло-зелёные чашки. Когда мои друзья пришли, они принесли с собой малиново-черничный пирог в бумажно-картонной коробке. Мы попили чай с пирогом и посмотрели научно- фантастический фильм.

Умиротворение

Бело-чёрные берёзы качаются, и не хочется шевелиться. Низкий голос юго-восточного ветра успокаивает, и самый резкий, неспокойный человек млеет. Густо-синее небо безоблачно, и июльское солнце слепит глаза. Скользкий ил на берегах реки приятно прохладен. Жаркий летний день долог, многогранен и жизнерадостен.

(Аббасова Шамс, Балабан Михаил, Журавлёв Павел)

(Составленные детьми миниатюры можно использовать на последующих уроках и как работу по карточкам, и проверочную, и выборочный диктант на повторительно-обобщающих уроках).

Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

— Что сегодня на уроке мы повторили?

— Что нового узнали?

— А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему “Имя прилагательное”.


источники:

http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-po-teme-pravopisanie-slozhnih-imen-prilagatelnih-klass-2198470.html

http://urok.1sept.ru/articles/649894