УРОК НА ТЕМУ «ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokpravopisanie_suffiksov_glagola.doc | 52 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
«ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)»
Урок по данной теме проходил с использованием карточек с печатной основой. Такую карточку получает на уроке каждый ученик.
Карточки используются при объяснении нового материала и для последующей отработки орфографических навыков. Использование подобных карточек дает возможность быстро и четко провести повторение и подготовительную работу, сэкономить время, увеличить количество упражнений для закрепления изученного.
1. Организационный момент.
2. Повторение с использованием карточки «Уважаемое Словообразование». Отвечая на поставленный вопрос, ученики заполняют карточку (все вписанное учениками выделено курсивом):
— Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую задачу?
осен н ий ← осень вид е л ← видеть
(На доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)
— Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?
умыва е тСЯ, расчесыва е тСЯ, одева е тСЯ, соб и ра е тСЯ
(Учитель переворачивает картинку. На обратной стороне — изображение аккуратной девочки.)
— Какая приставка поможет ученику завершить действие?
3. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы. Карточка «Загадки Словообразования»:
— Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
доклад о ы вать, команд о ы вать,
гор е и вать, наста е и вать .
Сообщение темы урока: «Правописание суффиксов глагола. Гласные в суффиксах ова- (-ева-), -ыва (-ива-)».
— Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Должно существовать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока — познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.
Знакомство с теоретическим материалом.
Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)
гор и е ватъ, доклад о ы вать
1. Ставлю глагол в форму наст. или буд. вр. 1-го лица ед. ч.
Я что делаю? что сделаю?
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю
-ова, -ева- -ыва-, -ива-
Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.
«Пропускаем» через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы:
Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах -ова-, ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)
Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказку. Такой ассоциативно-образный подход позволит представить правило и лучше его запомнить.
Жили-были в русской грамматике суффиксы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы -ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам:
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности — просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.
А вот суффиксы -ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами — о, е.
— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.
4. Закрепление нового материала. Работа по алгоритму.
Учащиеся получают карточки с пропусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).
1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.
(Это задание первого уровня сложности, поэтому в словах для справок гласная в суффиксе уже вставлена. Учащимся необходимо объяснить, почему именно такой суффикс в этом глаголе. Далее задания будут постепенно усложняться.)
Его усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ)
Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал — подстёгИВАЮ)
На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ)
Раненому сделали операцию, (прооперировали — прооперирУЮ)
Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали — заасфальтирУЮ)
Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулМВАЮсь)
Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, пр..оперировали, потчевали, опаздывать, пр.. гуливался.
2. Объясните смысл пословиц. Произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать.
Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (бесе-дУЮ) беседовать.
Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй.
Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбираем гласную в суффиксе глагола.
3. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.
подливать масла в огонь усердствовать
набрать в рот воды подзадоривать
из кожи вон лезть безмолвствовать
5. Промежуточный контроль,
Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и записываем его в таблицу, выделяем суффикс.
1. -ыва- Оправдывать — атаковать.
2. -ова Воспит..вать — торжеств..вать.
3. -ова- Лакир..вать — испыт..вать.
4. ова Доклад..вать — исслед..вать.
5. -ова- Записывать — чувств..вать.
6. -ова- Негод..вать — откус..вать.
7. -ыва- Действ..вать — образов..вать.
Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку. Разбираем допущенные ошибки.
6. Самостоятельная работа.
Работая по алгоритму, вставьте пропущенные буквы.
Использ о вать, жал о ваться, танц е вать,
расспраш и вать, отпляс ы вать, откап ы вать,
высчит ы вать, вспах и вать, пропал ы вать,
склад ы вать, попроб о вать, затраг и вать,
проветр и вать, дн е вать и ноч е вать.
Самопроверка по записи на доске:
Выставление отметок, разбор допущенных ошибок.
7. Подведение итога урока
— Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
Сегодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.
8. Дополнительный материал .
смотреть — рассмАтривать — (смОтр)
прополоть — пропАлывать — (пОлет)
умолчать — умАлчивать — (мОлча)
— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами ыва-, ива . Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.
• Вечер встречи видовых пар.
Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть.
В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.
Домашнее задание: придумайте и нарисуйте знак, запрещающий использовать данные суффиксы для проверки безударной гласной в корне слова; доделайте задания на карточке.
9. Домашнее задание (на карточке):
1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.
команда — _____ расход — _____
зависть — _____ участие — ________
горе — _______ сочувствие —_______
2. К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.
обвинять — _________ копить — __________
3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.
Торжественно идти — __________________________________________,
покрывать лаком — _____________________________________________,
быть шефом — __________________________________________________,
принимать участие — ____________________________________________,
ездить по новым местам — _______________________________________,
проводить расследование — _______________________________________,
посылать телеграмму — _________________________________________,
дать совет —__________________________________________________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 5 класс. Презентация к уроку по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
Презентация к уроку «Правописание личных окончаний глаголов».
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе на тему: «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)»
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использовала в своей работе адаптивную с.
Презентация в 6-м классе на тему: «Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)»
Данная презентация служит дополнительным источником информации темы урока.
Тест по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени»
Тест состоит из 10 заданий с множественным выбором ответа. После выполнения заданий учащийся сразу может увидеть свои результаты.
Урок русского языка в 5 классе Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А».
Первый урок в теме «Правописание корней с чередованием гласных О-А». Урок изучения нового учебного материала, смешанный. В ходе урока используется интерактивная доска, система голосования и тестирован.
Карточки по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий»
Карточки по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» могут быть использованы для организации деятельности учеников на 15-20 минут.
Урок по теме «Правописание корней с чередующимися гласными Е-И» (5 класс)
Урок смоделирован в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФГОСе.Тип урока: урок открытия новых знаний.На всех этапах урока п.
План-конспект урока «Правописание суффиксов глаголов»
«Правописание суффиксов глаголов» (7 класс)
Образовательные: сформировать в ходе урока представление о суффиксах глагола ова- (-ева-), -ыва- (-ива-); формировать умение учащихся правильно писать глаголы с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва-
(-ива-); организовать деятельность учащихся по изучению правописания данных суффиксов глагола.
Развивающие: создать условия для развития речи, памяти учащихся.
Воспитательные: воспитывать уважение и внимательное отношение к языку, прививать любовь к слову.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование : учебник, раздаточный материал.
Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками всем будут: внимание, находчивость, смекалка.
Объявление темы и целей урока.
Исходя из темы, можете ли вы предположить, чем мы будем заниматься на уроке? Скажите, а чему, как вы думаете, мы должны научиться сегодня? (Владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов) . Что должны знать? (Способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов).
Учащиеся дают определения следующим терминам, которые они изучали в разделе «Глагол»: глагол, вид глагола, переходные глаголы, непереходные глаголы, спряжение глаголов, возвратные глаголы.
Вывод: какие существуют способы образования?
Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
— Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву.
Чтение правила в учебнике на стр. 67, 68.
Составим опорную схему в рабочих тетрадях.
Алгоритм выбора суффикса ( -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-) глагола
Ставлю вопрос к глаголу, определяю его вид.
Ставлю глагол в форму наст. или буд. времени 1 ЛИЦА ЕД.Ч. (подставляю местоимение Я), сохраняя ВИД. (Я что сделаю?/Я чт о делаю?)
Смотрю, на что оканчивается глагол.
— УЮ, -ЮЮ -ЫВАЮ, -ИВАЮ
-ОВА- / -ЕВА- -ЫВА- / -ИВА-
Какие действия мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать данные суффиксы глаголов?
1. Соотнесите фразеологизм с его значением: (глаголы записаны на доске)
подливать масла в огонь усердств…вать
набрать в рот воды п…дзадор…вать
из кожи вон лезть бе…молвств…вать
2.Придумайте с одним из фразеологизмов предложение.
А. С. Грибоедов был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Вебер были его любимыми композиторами. Однажды знакомый сказал ему: «Ах, Александр Сергеевич, сколько Бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, лихой кавалерист, и, наконец, отличный лингвист!» Известно, что, писатель основательно знал пять европейских языков, а также персидский и арабский. Грибоедов улыбнулся, взглянул на льстеца своими умными глазами из-под очков и ответил: «У кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».
Однажды А.С. Пушкин письменно обратился к издателю одного журнала, с которым он сотрудничал, с просьбой выдать ему причитающийся гонорар. Редакция ответила ему запросом, когда ему удобнее получить деньги: в понедельник или во вторник, и получит ли он все двести рублей сразу или сначала только сто. Поэт отвечал лаконичной запиской: «Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста”.
-Какие качества А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина проявляются в их ответах? (Скромный, смекалистый, остроумный, находчивый, незаурядный, оригинальный, тактичный, яркий).
Закрепление изученного (продолжение).
1.Замените сочетания слов глаголом в форме инфинитива, выделите суффиксы.
взять под арест —
являться с опозданием —
приближаться крадучись, тайком, незаметно —
прийти к финишу –
2. Объяснить смысл пословиц. Производя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму.
1) Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговар…вает, а та, которая щи (наварИВАЮ) навар…вает.
2) Враг хотел (пирУЮ) пир…вать, а пришлось (горЮЮ) гор…вать.
3) Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказ…вать.
4) Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) бесед…вать.
5) Новых друзей (жИть) наж…вай, а старых не теряй.
3. Вставьте пропущенные орфограммы.
Использ..вать, жал..ваться, танц..вать,
расспраш..вать, отпляс..вать, откап..вать,
высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать,
склад..вать, попроб..вать, затраг..вать,
Самопроверка по записи на доске:
Используя записанные на доске слова, составьте предложение. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните правописание гласных в суффиксах глаголов.
Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали .
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.
Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.
Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю, оставаясь только в некоторых формах.
Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.
Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов»
Цель урока:
- познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
- научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
- развивать логическое мышление, внимание, речь, память;
- воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.
Перспективы урока:
учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;
учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.
Оборудование урока: индивидуальные карты, схема морфологического разбора глагола.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Оргмомент.
Приветствие учащихся, определение целей и задач урока, включение учащихся в деловой ритм.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
Словарная работа. (Один учащийся выполняет работу у доски.)
Бетон, объединил, искусство, маляр, профессия, приобретаю, фасоль, терраса, придумать.
Дополнительные вопросы отвечающему.
– Найди в словарном диктанте глаголы. Определи их вид, время, число, лицо/род.
– Что ты сделал для того, чтобы определить вид глагола?
– Почему в глаголе объединил ты определил род, а в глаголе приобретаю – лицо?
(Учащийся садится на место. Ему выставляется оценка с мотивацией.)
III. Знакомство с новым материалом.
1. Работа с индивидуальной картой. Приложение 1. (Карта есть у каждого учащегося.)
Задание 2 индивидуальной карты. Определите: вид глагола, время, число, лицо/род; поставьте ударение; выдели суффиксы (выполняется по цепочке.).
Советовать | советовал | советую |
Горевать | горевал | горюю |
Рассказывать | рассказывал | рассказываю |
Заканчивать | заканчивал | заканчиваю |
Вопросы к классу:
– Что мы выяснили, выполнив это задание? (у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). А в форме настоящего времени 1 лица единственного числа — суффиксы -у- (-ю-), -ыва- (-ива-).
– Как вы думаете, для чего мы это выясняли? (чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов).
– Каких суффиксов? (-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
– Есть ли отличия в написании суффиксов в форме 1 лица ед. ч. настоящего времени у пар советовать – горевать, рассказывать – заканчивать? В чем оно состоит?
2. Работа с индивидуальной картой.
Учитывая ответы на вопросы предыдущего задания, выполните задание 3.
Задание 3. Сделай самостоятельно то же, что и в предыдущем задании. (Самостоятельная работа.)
Завид…вать | завид…вал | завидую |
Корч…вать | корч…вал | корчую |
Огляд…вать | огляд…вал | оглядываю |
Выкрик…вать | выкрик…вал | выкрикиваю |
– Можем ли мы теперь вывести правило?
– Попробуйте это сделать (если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов есть суффиксы -у- и -ю-, то в инфинитиве и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-).
Если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов пишется суффикс -ыва- (-ива-), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени этот суффикс сохраняется).
– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
3. Работа с учебником.
– Давайте сверим с учебником ваши ответы. (Работа с учебником)
4. Составление опорной схемы.
– Для работы по этому правилу нам надо составить опорную схему. Поставьте вопросы, которые помогут в составлении схемы.
Учащиеся задают вопросы:
– Что мы будем проверять? (суффиксы глаголов)
– Для написания каких форм глагола нам важно делать проверку? (для начальной формы и формы прошедшего времени).
– Что выявляем в ходе проверки? Что может происходить в суффиксах глаголов? (могут меняться, а могут сохраняться).
Задание 4 в индивидуальной карте.
IV. Упражнения для закрепления.
(Учащиеся используют опорную схему).
Задание 5. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и форму ед. числа м. р. прош. вр.
Н. ф. | Пр. вр. |
Захлебываюсь | |
Приветствую | |
Придумываю | |
Исследую |
– Обоснуйте свое решение (отвечающий ученик получает отметку)
Задание 6. Образуй от данных слов глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Объясни выбор суффикса.
Проверка задания с последующим выводом.
– От каких частей речи образуются глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Задание 7. Работа по развитию речи.
Прочитай текст. Определи тему. Сформулируй и запиши его основную мысль. Найди в тексте слова на изучаемое правило. Подчеркни их, выдели суффиксы. Проверь, все ли эти слова написаны правильно.
«Захотелось мне однажды родителей обрадывать и к их приходу обед приготовить. Продукты долго разыскивать не пришлось: мама всегда все аккуратно по полкам раскладывает. Я решил приготовить борщ и картошку. Вспомнил, как мама советовала все при варке помешивать. Я все сделал, как надо. Попробовал – получилось вкусно.
Только родители не обрадывались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрасывал!
Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «Сделать хорошее дело – это еще половина дела. Нужно так делать, чтобы…»
V. Домашнее задание (дифференцированное).
1 группа учащихся. Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
2 группа учащихся. Придумать 10 слов с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
3 группа учащихся. Упр. 522.
VI. Итог урока.
– От чего зависит написание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) в глаголах?
http://infourok.ru/plan-konspekt-uroka-pravopisanie-suffiksov-glagolov-4549328.html
http://urok.1sept.ru/articles/563156