Конспект урока по русскому языку правописание суффиксов причастий

Урок по теме «Правописание суффиксов причастий». 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Урок рассчитан на провторение правописания суффиксов причастий и Н-НН в причастиях. Также материал содежит задания по пунктуации в предложениях с причастным оборотом

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_po_teme_prichastie_10_klass.docx25.97 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Причастие». 10-й класс

ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

1. Орфоэпическая минутка . Расставьте ударения. Запомните произношение

2. Повторим орфографию. Вставьте пропущенные буквы в словах:

Ад(?)ютант, а(к,кк)..мп(о,а)н..мент б..(л,лл)..тристика, д(е,и)л(е,и)тант, д..(с,сс)ку(с,сс)ия, дра(м,мм)атический, пр..в..(л,лл)егия пр..ор..тет, инт..(л,лл)..генция, и(л,лл)юминация, инц..дент, под(?)ячий, пр..в..лировать, пр..словутый, пр..ц..дент, пр..п..ганда, п..р..ферия, ст..пендия, д…р…ж…р, а(п,пп)л..д..сменты, ра…овая д…скр…минация, д…ф…цит, (е,и)жд..венец, де(ф,фф)ект, п…лисадник.

Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме «Причастие». Изучите материал презентации. Прочитайте параграфы учебника по теме «Причастие»

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Образуются от перех. и неперех. гл. несов. вида

Правописание суффиксов зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Образуются только от перех. гл. несов. вида

Образуются от перех. гл.

сов. вида; редко от несов. вида

зависит от спряжения

Правописание гласной зависит от начальной формы (гласной перед –Л-)

Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания:

Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.( А.Толстой.)

Найдите причастия, назовите их грамматические признаки.

1. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев).

2. Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения.

Книги это духовное завещание одного поколения другому совет умира_щего старика юноше начина_щему жить приказ передава_мый часовым отправляющ_мся на отдых часовому заступа_щему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше зате_(н,нн)ого им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку увеш_(н,нн)ую пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах окле_(н,нн)ых зелёными обоями с розовыми разводами висели три картины пис_(н,нн)ые масл_(н,нн)ыми красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу вымощ_(н,нн)ую серыми камнями усе_(н,нн)ую жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме едва вид_мый в облаке вод_(н,нн)ой пыли и пронос_мой ветром пены. (Серафимович)

Отметьте номера слов, в которых пишется е.

1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета.

1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-).

1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-.

1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон).

2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы.

2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5. В каких словосочетаниях пишется — нн-?

1) Мочё..ые яблоки.

2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

6. В каких словосочетаниях пишется — н-?

1) Кипячё..ое молоко.

2) Кипячё..ое на медленном огне молоко.

7. Вставьте пропущенные буквы.

1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе.

2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями.

1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский)

2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк)

3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.»

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен.

Урок Универсиады. Тема «Суффикс», 5 класс. ч1 из 3

План-конспект урока русского языка в 5 классе 14 стр, разбит на 3 части по 1 Мб т.к. фото-слайды даже после сжатия занимают достаточно большой обьем. Тема урока «Суффикс». Урок проведе.

Тест по русскому языку «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса

Задание теста «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» №4 для 7 класса помогают учителю выявить знания по одной из самых трудных тем раздела «Морфология».

Презентация к уроку на тему «Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях»»

Презениция к уроку на тему» Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени» Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на.

Урок русского языка «Суффикс» (5 класс)

Урок русского языка.

Проверочная работа «Причастие. Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» 7 класс

Тест «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных» 7 класс и карточки для индивидуальной работы.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией «Вкусный урок».

Правописание суффиксов причастий

Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).

Образование действительных причастий настоящего времени

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.

Образование действительных причастий прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся . При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед : увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.

Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый . Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от гла­гола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый .

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффик­сами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядае­мый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умо­лить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, кото­рые обозначены отглагольными прилагательными, являют­ся постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуют­ся от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- ( прочитанный, увиденный, решённый, понятый ).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается ( заклеить — заклеенный, увидеть — увиден­ный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный ). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый ; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — спле­тённый ).

Причастия, в которых часто
допускают ошибки на ОГЭ/ЕГЭ

Таблица «Правописание суффиксов причастий»

Вы смотрели конспект по русскому языку «Правописание суффиксов причастий». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Правописание суффиксов причастий»

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Правописание суффиксов причастий»

Тип урока: урок-практикум

В век развития науки и информационных технологий очень важно быть грамотным человеком. Русскому языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда пишем, читаем, говорим, слушаем. Вся наша жизнь связана с языком, с речью. Это и учёба, и работа, и отдых.

Русский язык в среднем звене — особый этап курса родного языка. Уже выучены основные темы: существительное, прилагательное, глагол. Они изучались поэтапно в разных классах начальной и средней школы.

Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого, в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории.

Цель данного урока — выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.

образовательные: закрепление умений грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, умение применять полученные знания на практике, оперирование имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;

воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;

развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

-проверка учащихся по списку

II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени

1) Записываются только суффиксы причастий.

— Работа по вариантам.

— У каждого на столе карточки с заданием.

уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый

приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий

— Заранее на доске написаны ключи

— Безошибочные работы оцениваются “5”.

— Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?

2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени.

На экран проецируются словосочетания:

рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом

I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ-

II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн-

— Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени?

— Обращаем внимание на суффикс -ённ-

3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи

— В три столбика записать слова

I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании

Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем

4) Работа по развитию речи.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных

1) Буквенный диктант (из причастия поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”).

– На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках.

Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой

нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн

2) Работа с сигнальными карточками.

— Добавляются словосочетания с прилагательными.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина.

4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест

1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:

а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.

2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:

3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:

а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.

4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:

а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.

5) Найдите неверное написание:

а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.

6) Найдите неверное утверждение.

Правописание -н- и -нн- зависит:

а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.

7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:

а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.

8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:

а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.

9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:

а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.

— На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

— Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу. — Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены

На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены


источники:

http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D1%84%D1%84%D0%B8%D0%BA%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B9/

http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-suffiksov-prichastiy-3764963.html